Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Раскрытие творческих способностей младших школьников
Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Художественные живописные материалы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

Значение воображения в младшем  школьном возрасте является высшей и  необходимой способностью человека. Вместе с тем, именно эта способность  нуждается в особой заботе в плане  развития. А развивается особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если этот период воображения специально не развивать, в последующем наступает  быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности  человека фантазировать обедняется личность, снижаются возможности  творческого мышления, гаснет интерес  к искусству, науке и так далее.

Младшие школьники большую часть  своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры –  плод буйной работы фантазии, они с  увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней  также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный  материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение. Таким образом, значение функции воображения в психическом  развитии велико.

Однако, фантазия, как и любая  форма психического отражения, должна иметь позитивное направление развитие. Она должна способствовать лучшему  по знанию окружающего мира самораскрытию  и самосовершенствованию личности, а не перерастать в пассивную  мечтательность, замену реальной жизни  грезами. Для выполнения этой задачи необходимо помогать ребенку использовать свои возможности воображения в направлении прогрессивного саморазвития, для активизации познавательной деятельности школьников, в частности развития теоретического, абстрактного мышления, внимание, речи и в целом творчества. Дети младшего школьного возраста очень любят заниматься художественным творчеством. Оно позволяет ребенку в наиболее полной свободной форме раскрыть свою личность. Вся художественная деятельность строится на активном воображении, творческом мышлении. Эти функции обеспечивают ребенку новый, необычный взгляд на мир.

Они способствуют развитию мышления, памяти, обогащают его индивидуальный жизненный опыт! По словам Л.С. Выготского, воображение обеспечивает следующую деятельность ребенка:

- построение образа, конечного  результата его деятельности,

- создание программы поведения  в ситуации неопределенности, создание  образов, заменяющих деятельность,

- создание образов описываемых  объектов.

Для развития ребенка очень важно  формирование многих интересов.

Следует отметить, что для школьника  вообще характерно познавательное отношение  к миру. Такая любопытствующая  направленность имеет объективную  целесообразность. Интерес ко всему  расширяет жизненный опыт ребенка, знакомит его с разными видами деятельности, активизирует его различные  способности.

Дети, в отличие от взрослых, способны проявлять себя в художественной деятельности. Они с удовольствием  выступают на сцене, участвуют в  концертах, конкурсах, выставках и  викторинах. Развитая способность воображения, типичная для детей младшего школьного  возраста, постепенно теряет свою деятельность по мере увеличения возраста

Подводя итоги параграфа, мы приходим к следующему выводу.

Ребенок младшего школьного возраста в условия воспитания и обучения начинает занимать новое место в  системе доступных ему общественных отношений. Это связано прежде всего с поступлением его в школу, которая накладывает на ребенка определенные общественные обязанности, требующие к ней сознательного и ответственного отношения, и с новым положением его в семье, где он также получает новые обязанности. В младшем школьном возрасте ребенок впервые становится как в школе, так и в семье, членом настоящего трудового коллектива, что является основным условием формирования его личности. Следствием этого нового положения ребенка в семье и в школе является изменение характера деятельности ребенка. Жизнь в организованном школой и учителем коллективе приводит к развитию у ребенка сложных, социальных чувств и к практическому овладению важнейшими формами и правилами общественного поведения. Переход к систематическому усвоению знаний в школе является фундаментальным фактом, формирующим личность младшего школьника и постепенно перестраивающим его познавательные процессы.

Диапазон творческих задач, решаемых на начальной ступени обучения, необычайно широк по сложности – от нахождения неисправности в моторе или решения  головоломки, до изобретения новой  машины или научного открытия, но суть их одна: при их решении происходит опыт творчества, находится новый  путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности и т.д. все то, что в совокупности и составляет творческие способности.

Творческая деятельность, является более сложной по своей сущности, доступна только человеку.

Есть великая “ формула” приоткрывающая завесу над тайной рождения творческого  ума: “ Сначала открыть истину, известную многим, затем открыть  истины, известные некоторым, и наконец  открыть истины, никому еще неизвестные”. Видимо, это и есть путь становления  творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского таланта.Наша обязанность –помочь ребенку встать на этот путь..

Перед школой всегда стоит цель: создать  условия для формирования личности, способной к творчеству и говой обслуживать современное производство. Поэтому начальная школа, работающая на будущее, должна быть соориентирована на развитие творческих способностей личности.

1.2  Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.

Ставя цель научного обоснования и экспериментальной  проверки методологических основ активизации  творческих способностей старших дошкольников и младших школьников в процессе работы различными художественными  материалами на занятиях изобразительным искусством, нами были изучены факторы, влияющие на развитие творческих способностей детей, к которым можно отнести: организацию жизненных наблюдений, направленных на художественное восприятие и способствующих образному видению окружающего; знакомство с произведениями изобразительного искусства и развитие способностей их эмоционально-чувственного восприятия; создания, в процессе занятий, эмоциональной, радостной атмосферы творчества.

Анализ  изученной психолого-педагогической, методической и философской литературы показал, что, кроме вышеперечисленных  факторов, необходимым условием развития творческих способностей детей является овладение изобразительно-выразительными средствамим художественных материалов и техникой их использования в зависимости от творческого замысла работы, т.е. способами творческого решения изображения.

В ходе исследования было определено значение различных художественных материалов и техник, для успешного формирования изобразительных навыков, необходимых  в процессе решения художественно-творческих задач, и влияние, оказываемое возрастными  и психо-физиологическими особенностями старших дошкольников и младших школьников на процесс формирования изобразительных навыков работы с различными художественными материалами.

Определив значение изобразительных навыков  работы различными художественными  материалами для активизации  детского творчества, мы попытались теоретически обосновать методы активизации творческих способностей старших дошкольников и младших школьников в процессе работы с различными художественными  материалами. С этой целью, нами были выделены психолого-педагогические принципы построения методики обучения изобразительному искусству, обеспечивающей активизацию  творческих способностей детей.

Опираясь  на выделенные психолого-педагогические принципы, способствующие активизации  творчества, нами была сделана попытка  оптимизировать процесс обучения основам изобразительно искусства, направленный на активизацию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста. Проведенное нами теоретическое исследование показало необходимость системного подхода к процессу активизации изобразительного творчества детей при использованиии различных художественных материалов.

С целью подтверждения теоретической  части исследования, нами было проведено  экспериментальное исследование процесса активизации творческих способностей старших дошкольников и младших школьников при использовании различных художественных материалов на занятиях изобразительным искусством. Первым этапом нашего экспериментального исследования явилось выявление уровня сформированности представлений младших школьников о различных художественных материалах и способах их использования в творческих работах. На основе констатирующего и поискового экспериментов нами были сделаны выводы о том, что уровень сформированности представлений младших школьников о различных художественных материалах и способах их использования оказывает непосредственное влияние на творческие способности детей в процессе решения художественно-творческих задач изображения. Низкий уровень сформированности представлений об изобразительно-выразительных возможностях различных художественных материалов и способах их использования для выявления художественного образа изображаемого влияет на угасание интереса детей к изобразительной деятельности уже на первых ступенях обучения изобразительному искусству в школе (начиная с 1-го класса).

Опираясь  на теоретическое освещение проблемы активизации творческих способностей старших дошкольников и младших  школьников на результаты констатирующего  и поискового экспериментов была разработана методическая система, направленная на активизацию творческих способностей детей при использовании различных художественных материалов на уроках изобразительного искусства.

При проведении формирующего эксперимента по предложенной нами экспериментальной  программе мы опирались на специально разработанную диагностирующую  методику, позволяющую выявить и  оценить влияние грамотного использования различных художественных материалов на уровень творческих способностей старших дошкольников и младших школьников. С этой целью были выделены параметры, по которым проводились измерения и разработаны критерии оценки по каждому параметру. Обработка результатов творческих работ детей, выполненных в ходе формирующего эксперимента по предложенной экспериментальной программе показала эффективность данной методической системы. Тем самым была подтверждена гипотеза нашего исследования.

Разработка  и психолого-методическое обоснование  рекомендаций по эффективному использованию  художественных материалов и техник в старшей группе детского сада и  начальной школе на занятиях изобразительным  искусством подтверждают практическую значимость данной работы для учителей изобразительного искусства.

Обобщая результаты проведенного нами исследования можно сделать следующие выводы:

Среди факторов, влияющих на развитие творческих способностей старших дошкольников и младших школьников одним из существенных является фактор, предполагающий владение материалами и средствами творческого самовыражения. Без этого фактора все другие компоненты, необходимые в творчестве, такие как творческая фантазия,воображение, потребность в творческом самовыражении, не могут быть реализованы. 1. В изобразительном искусстве под материалом и средствами творческого выражения подразумеваются различные художественные материалы и техники. Овладение изобразительными навыками их творческого использования для решения задач по выявлению художественного образа изображаемого влечет за собой развитие способностей и интереса к изобразительной деятельности, что является необходимой предпосылкой прояаления творческих потенций ребенка на занятиях изобразительным искусством.

2. Формирование творческой активности  старших дошкольников и младших  школьников в процессе занятий  изобразительным искусством при  использовании различных художественных  материалов невозможно осуществлять  без учета ряда психолого-педагогических  принципов. К таким принципам  относятся: обучение основам изобразительного  искусства в старшей группе  детского сада и начальной  школе в соответствии с научно-обоснованными  компонентами общего содержания образования и вытекающими из них общими педагогическими целями обучения; опора в процессе формирования творческих способностей старших дошкольников и младших школьников на системуобщедидактических принципов; обязательный учет "теории потребностей", согласно которой, доминирующими потребностями в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются потребности в подражании, движении, игре и учении; использование на занятиях изобразительным искусством в старшей группе детского сада и начальной школе дидактических методов, способствующих активизации творческих способностей детей, среди которых необходимо отметить чатично-поисковый метод и метод проблемного изложения.

Каждый  из перечисленных принципов должен опираться на возрастные психо-физиологические особенности старших дошкольников и младших школьников.

3. Доказано, что различные художественно-технические  средства имеют большое значение  для успешного формирования изобразительных  навыков у старших дошкольников  и младших школьников, так как  это период действенного отношения  детей к изображению и окружающим  вещам. Овладев умением подчинять движения руки творческой задаче изображения, дети получают возможность решать различные по сложности художественно-творческие задачи, изображать различные предметы. Это овладение художественной техникой не только дает возможность изображения, но и способствует формированию ручной умелости, необходимой для осуществления многих других видов деятельности.

Информация о работе Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами