Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 14:53, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. В последние годы остро обозначилась потребность общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный взгляд на проблемы, способных адекватно и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические аспекты активизации творческих способностей.
Раскрытие творческих способностей младших школьников
Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
Художественные живописные материалы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами.docx

— 46.58 Кб (Скачать файл)

Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами.

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты  активизации творческих способностей.

    1. Раскрытие творческих способностей младших школьников
    2. Методическая работа с младшими школьниками по активизации творческих способностей.
    3. Художественные живописные материалы.

Заключение

Список литературы

Введение

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста –  это одна из актуальных проблем, потому что механическое развитие руки находится  в тесной связи с развитием  речи и мышлением ребёнка. Уровень  развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически  рассуждать, у него достаточно развиты  память и внимание, связная речь.

Актуальность. В последние  годы остро обозначилась потребность  общества в воспитании и обучении творческих людей, имеющих нестандартный  взгляд на проблемы, способных адекватно  и своевременно реагировать на происходящие в мире изменения. Поэтому многие философы, психологи, социологи и  педагоги как в России, так и за рубежом активизировали исследования проблем творчества, креативности и творческого мышления. Данные явления изучаются с различных позиций: разрабатываются теории креативности личности и программы по развитию творческого мышления; появляются попытки разработки понятийного аппарата рассматриваемых концепций; создаются «портреты» творческой личности человека; исследуются творческое мышление и творческие способности.

Вопрос о факторах развития творческого мышления школьников при  всей своей актуальности и прямой связи с прикладными аспектами  психолого-педагогического процесса все еще остается слабо изученным. До настоящего времени понятие «творческое  мышление школьников» имеет крайне неточное определение и оно связывается  со сферой способностей или с обобщенным понятием креативности. Это затрудняет определение факторов его развития. Кроме того, творческое мышление изучается, в основном, на одаренных детях, а его общепсихические свойства оказываются в стороне, поэтому факторы его развития предстают в одностороннем виде. Именно поэтому определение психологических факторов развития творческого мышления школьников, основанное на понимании его как интегрального и всеобщего психического образования, значимо и может стать теоретико-методологическим обоснованием дальнейших прикладных исследований.

Творческое мышление в  онтогенезе формируется в результате развертывания его естественно-биологических  основ на фоне социальной ситуации, что, в свою очередь, влечет обратный эффект – развитие социальной ситуации и социальной активности личности на фоне активизации индивидуально-типических, биологических, внутрипсихических составляющих творческого мышления. Внутренние факторы динамики творческого мышления – это психолого-педагогические его предпосылки, механизмы интрапсихического развития вследствие обучения, а внешние – собственно средовые влияния и психолого-педагогические эффекты обучения и воспитания.

Следуя общепринятому  в психологии принципу о дуализме развития, представим психолого-педагогические факторы, влияющие на творческое мышление, в форме противоречий, которые  разрешаются не в пользу какой-то одной стороны, а в плане выхода в третий синтетический вариант, что означает переход на более высокую ступень творческого мышления.

Цель исследования: определить педагогические условия, способствующие развитию творческих способностей младшего школьника.

Цель исследования заключается в научном обосновании и экспериментельной проверке методических основ активизации творчества дошкольников и младших школьников в процессе использования различных художественных материалов на занятиях изоразительным искусством в соответствии с психо-физиологическими особенностями детей этого возраста. 
 
Объект исследования: развитие творческого мышления детей школьного возраста.

Предмет исследования: процесс  развития творческих мышления младшего школьника на уроках окружающий мир.

Задачи:

1.Изучить и проанализировать  научно-методическую литературу  и практический опыт по проблеме.

2.Обеспечить диагностику  развития творческих способностей.

3.Определить формы и  содержание работы по развитию  творческих способностей младших  школьников как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач  использовались следующие методы исследования: теоретический анализ научно- методической литературы, научных исследований, изучение педагогического опыта, диагностические  методы.

Глава 1. Теоретические аспекты  активизации творческих способностей.

1.1Раскрытие творческих  способностей младших школьников

В результате экспериментальных исследований среди способностей личности была выделена способность особого рода – порождать  необычные идеи, отклоняться в  мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Такая  способность была названа креативностью (творчеством)

Под творческими (креативными) способностями учащихся понимают “…комплексные возможности ученика в совершении деятельности и действий, направленных на созидание”.

Креативность охватывает некоторую совокупность мыслительных и личностных качеств, определяющую способность к творчеству. Одним из компонентов креативности является способность личности.

Следует отличать креативный продукт от креативного процесса. Продукт творческого мышления можно оценивать по его оригинальности и по его значению, креативный процесс - по чувствительности к проблеме, способности к синтезу, способности к воссозданию недостающих деталей, (не следовать по избитому пути), по беглости мысли и т.д. Эти атрибуты креативности являются общими как для науки, так и для искусства.

Проблемы творчества широко разрабатывались  в отечественной психологии. В  настоящее время исследователи  ведут поиск интегрального показателя, характеризующего творческую личность. Этот показатель может определяться как некоторое сочетание факторов или же рассматриваться как непрерывное  единство процессуальных и личностных компонентов творческого мышления (А.В.Брушлинский ).

Большой вклад в разработку проблем  способностей, творческого мышления внесли психологи, как Б.М. Теплов, С.Л.Рубинштейн,Б.Г.Ананьев, Н.С. Лейтес, В.А.Крутецкий, А.Г.Ковалев, К.К. Платонов, А.М.Матюшкин, В.Д.Шадриков, Ю.Д.Бабаева, В.Н.Дружинин, И.И.Ильясов, В.И. Панов, И.В. Калиш, М.А.Холодная, Н.Б.Шумакова, В.С.Юркевич и другие.

Придерживаясь позиции ученых, определяющих креативные способности как самостоятельный фактор, развитие которых является результатом обучения творческой деятельности младших школьников, выделим компоненты творческих (креативных) способностей младших школьников:

* творческое мышление,

* творческое воображение,

* применение методов организации  творческой деятельности.

Для развития творческого мышления и творческого воображения учащихся начальных классов необходимо предлагать следующие задания:

  • классифицировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • видеть взаимосвязи и выявлять новые связи между системами;
  • рассматривать систему в развитии;
  • делать предположения прогнозного характера;
  • выделять противоположные признаки объекта;
  • выявлять и формировать противоречия;
  • разделять противоречивые свойства объектов в пространстве и во времени;
  • представлять пространственные объекты.

Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как

  • сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
  • сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
  • формы представления противоречий (явные, скрытые ).

В связи с этим выделяются три  уровня сложности содержания системы  творческих заданий.

Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества.

Под объектом в заданиях данного  уровня выступает понятие “ система”, а также ресурсы систем. Они  представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме.

Цель заданий данного типа –  развитие основ системного мышления учащихся.

Задания I (высшего, высокого,продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются биосистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.

Выбираемые учащимися методы творчества при выполнении заданий характеризуют  соответствующие уровни развития творческого  мышления, творческого воображения. Таким образом, переход на новый  уровень развития креативных способностей младших школьников происходит в процессе накопления каждым учащимся творческой деятельности.

III уровень – предполагает выполнение заданий на основе перебора вариантов и накопленного творческого опыта в дошкольном возрасте и эвристических методов. Используются такие методы творчества:

  • метод фокальных объектов,
  • морфологический анализ,
  • метод контрольных вопросов,
  • отдельные типовые приемы фантазирования.

II уровень - предполагает выполнение творческих заданий на основе эвристических методов и элементов ТРИЗ, таких как:

  • метод маленьких человечков,
  • методы преодоления психологической инерции,
  • системный оператор,
  • ресурсный подход,
  • законы развития систем.

I уровень – предполагает выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ:

* адаптированный алгоритм решения  изобретательских задач,

* приемы разрешения противоречия  в пространстве и во времени,

* типовые приемы разрешения  противоречия.

Отечественные психологи и педагоги ( Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков,В.В.Давыдов,З.И.Колмыкова,В.А.Крутецкий,Д.Б.Эльконин и другие.)подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.

Опыт творческой деятельности, по мнению исследователей является самостоятельным структурным элементом содержания образования:

  • перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию,
  • самостоятельное видение проблемы,альтернативы ее решения,
  • комбинирование ранее усвоенных способов в новые и другие.

Анализ основных психологических  новообразований и характера  ведущей деятельности этого возрастного  периода, современные требования к  организации обучения как творческого  процесса, который ученик вместе с  учителем в определенном смысле строят сами; ориентация в этом возрасте на предмет деятельности и способы  его преобразования предполагают возможность  накопления творческого опыта не только в процессе познания, но и  в таких видах деятельности как  создание и преобразование конкретных объектов, ситуаций, явлений, творческого  применения полученных в процессе обучения знаний.

В психолого-педагогической литературе по данной проблеме приведены определения  творческих видов деятельности.

Познание – “...образовательная  деятельность ученика, понимая как  процесс творческой деятельности, формирующий  их знания”.

В младшем школьном возрасте в первые происходит разделение игры и труда, то есть деятельности, осуществляемой ради удовольствия, которое получит ребенок в процессе самой деятельности и деятельности, направленной на достижение объективно значимого и социально оцениваемого результата. Это разграничение игры и труда в том числе и учебного труда, является важной особенностью школьного возраста.

Информация о работе Активизация творческих способностей в процессе работы младших школьников различными материалами