Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 16:48, лекция

Описание работы

Слово "агрессия" произошло от латинского "aggressio", что означает нападение", "приступ". В психологическом словаре можно найти такое определение данному термину: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Файлы: 1 файл

Родительское собрание.docx

— 17.47 Кб (Скачать файл)

Родительское   собрание

"Агрессия   в поведении   ребенка. Методы    работы   с детской агрессией"

Слово "агрессия" произошло  от латинского "aggressio", что означает нападение", "приступ". В психологическом словаре можно найти такое определение данному термину: "Агрессия - это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.).

Причины агрессии.

Причины могут быть самыми разнообразными. Некоторые соматические заболевания или заболевания  головного мозга могут способствовать проявлению агрессивных качеств. Огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка. Доказано, что когда ребенка резко отлучают от груди матери и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества, как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм. И наоборот, где в общении с ребенком присутствует мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, там эти качества у детей не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения также влияет характер наказаний, которые чаще выбирают родители в ответ на проявление гнева своего чада. В таких ситуациях родители могут применять два полярных метода воздействия - либо снисходительность, либо строгость. Так что, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком "мягких" родителей и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, которые очень резко  подавляют агрессивность у своих детей, вопреки их ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, воспитывая в своем сыне или дочери чрезмерную агрессивность, которая будет проявляться даже в зрелые годы.

Если родители не обращают внимания на агрессивные вспышки  своего ребенка и такое поведение остается каждый раз ими "незамеченным", то ребенок начинает понимать, что он ведет себя дозволенным образом, и его единичные сильные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действовать агрессивно.

И только родителям, которые  умеют находить разумный компромисс, удается научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Агрессивный ребенок "нападает" на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает школьные принадлежности, игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом становится "грозой" для всего детского коллектива и источником огорчения педагогов и, конечно же, родителей.

Агрессивный ребенок очень  часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Неправильный стиль воспитания родителей, будь то жестокое обращение или безучастное отношение, вселяют в душу ребенка чувство, что его не любят. Ребенок ищет способы привлечь внимание взрослых и сверстников, а как это сделать не знает.

Агрессивные дети часто  не могут сами оценить свою агрессивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство, им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их.

Агрессивный ребенок имеет  низкий уровень эмпатии. Эмпатия - это  умение чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию. Агрессивных

же детей чаще всего не волнуют страдания окружающих, они не понимают, как другим может быть плохо.

Признаки агрессивности.

  • Ребенок часто теряет контроль над собой.
  • Часто спорит, ругается со взрослыми.
  • Часто отказывается выполнять правила и просьбы.
  • Часто специально раздражает людей.
  • Часто винит других в своих ошибках и поведении.
  • Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия   окружающих   (детей и 
    взрослых), которые  нередко   раздражают его.
  • Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  • Часто завистлив, мстителен.

Для    того, чтобы    предположить,   что ребенок является агрессивным, необходимо, чтобы в течение не менее 6 месяцев он проявлял хотя бы 4 из 8 признаков.

Помощь агрессивному ребенку.

Задача педагога и родителей - научить агрессивных детей оценивать  свою агрессивность, брать ответственность на себя (а не обвинять в неудачах окружающих), а так же показать различные способы выхода из конфликтных ситуаций, дать возможность посмотреть на себя глазами других детей.

Агрессивный ребенок зачастую не знает других способов выражения  своих отрицательных эмоций, кроме гнева. Для того, чтобы он не стал своеобразной "копилкой гнева", необходимо научить выражать свой гнев сразу, но в приемлемой форме прямо просить то, чего хочет ребенок.

Также следует учить ребенка  говорить о том, что ему нравится или не нравится.

Параллельно с этой работой  необходимо учить ребенка управлять  своим гневом и сдерживать его в тех ситуациях, когда это крайне необходимо. А если взрослый уже замечает первые предвестники надвигающейся бури, он должен мгновенно направить поток бурной энергии в другое русло: включить ребенка в подвижную деятельность.

Проявление физической агрессии можно предотвратить окриком, отвлечь ребенка каким-то занятием, создать физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).

Если акт агрессии предотвратить  не удалось, надо обязательно показать ребенку, что такое поведение абсолютно не приемлемо. Проявивший агрессивную выходку ребенок подвергается суровому осуждению, в то время как его "жертва" окружается повышенным вниманием и заботой взрослого. Такое положение может ясно показать ребенку, что сам он только проигрывает от таких поступков.

Работая с агрессивными детьми, всегда нужно иметь в виду, что любые проявления страха у окружающих перед агрессивным выпадом ребенка могут его только стимулировать. Конечная цель преодоления агрессивности ребенка состоит в том, чтобы дать ему понять, что есть иные способы проявления силы и привлечения аудитории, гораздо более приятные с точки зрения ответной реакции окружающих. Таким детям очень важно пережить удовольствие от демонстрации нового навыка поведения перед благожелательной аудиторией.

Литература

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Как помочь ребенку. С - П, 1999.

2. Практическая психология образования. Под ред. Дубровиной И. В., Москва, 1997.

 


Информация о работе Агрессия в поведении ребенка. Методы работы с детской агрессией