Агрессия подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить влияние агрессивности на уровень общительности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
1.Провести анализ литературы, посвященной общению и общительности подростков;
2.Изучить агрессивность, опираясь на литературные источники;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психологические особенности подростковой агрессии и общительности…………………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды агрессии………………………………………………….6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения………………………11
1.3 Индивидуально - типологические характеристики агрессивного поведения подростков……………………………………………………..13
1.4 Общительность подростков как основа успешного взаимодействия с окружающими………………………………………………………………16
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста…………………………………………….19
2.1 Методики исследования………………………………………………19
2.2 Анализ полученных результатов………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

агрессия и общение.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

Учитывая все вышесказанные  аспекты, можно предложить следующую  классификацию видов агрессии:

1.Разделение по направленности на объект: гетероагрессия (направленность на окружающих - убийства, угрозы, побои, ненормативная лексика), аутоагрессия (направленность на себя - саморазрушающее поведение);

2.Разделение по причине  появления: реактивная агрессия (ответная реакция на внешний  раздражитель), спонтанная агрессия (проявляется под влиянием накопившихся отрицательных эмоций, внутренних импульсов);

3. Разделение по целенаправленности: инструментальная агрессия (совершается как средство достижения результата), целевая (мотивационная) агрессия (заранее спланированное действие с целью нанесения вреда объекту);

4. Разделение по открытости  проявлений: прямая агрессия (направлена  непосредственно на объект, вызывающий  раздражение), косвенная агрессия (обращается на объекты, не вызывающие раздражения, но более удобные и доступные для проявления агрессии);

5.Разделение по форме  проявления: вербальная агрессия (выражена в словесной форме), экспрессивная агрессия (проявляется невербальными средствами), физическая агрессия (прямое проявление силы).

Такая классификация имеет  практическую ценность, поскольку человек  обычно проявляет сразу несколько  видов агрессии,  причем они постоянно  меняются переходя друг в друга.

1.2Возрастные особенности  агрессивного поведения

Характер агрессивного поведения  зачастую определяется возрастными  особенностями. Каждый возрастной этап имеет специфическую ситуацию развития и выдвигает определенные требования к личности. Адаптация к возрастным требованиям нередко сопровождается различными проявлениями агрессивного поведения. Особое место здесь занимает подростковая агрессивность. Некоторые ученые рассматривают период с 13 до 16 лет как сплошной многолетний возрастной кризис[21,с.34]. В это время у взрослеющих юношей и девушек сталкиваются два соперничающих друг с другом влечения: потребность в близости и принадлежности другому и стремление сохранить и утвердить собственную идентичность. У подростка появляется ряд экзистенциальных переживаний: ощущение одиночества и оторванности от окружающих, утрата целостности мира, несоответствие своего реального Я идеалам (часто ложным). В подростковом возрасте наступает необходимость оборвать свою зависимость от родителей, сформировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.

Подросток может реализовать  свою агрессию двумя способами:

-открыто- следуя этим  путем он либо добивается авторитета, самореализации и престижа, либо  ломается спивается, наркотизируется;

-прятать и подавлять,  становиться внешне послушным,  но при этом утрачивая часть  энергии, ничего особенного в  жизни не добиваясь. Подавленная  энергия в этом случае будет  прорываться наружу в виде невроза, психосоматического заболевания и т.д. [3,с156].

Факторы, способствующие росту  агрессивности у подростков:

1.Эндокринный взрыв (особенно  повышение уровня тестостерона  у мальчиков);

2.Органические поражения  головного мозга- менингиты, травмы и т.д.

3.Отношение взрослых - школы,  родителей и т.д.

Развитию подростковой агрессивности  родители способствуют эмоциональным  отвержением детей либо ужесточением контроля. Нормально развивающиеся  юноши и девушки, которым не дают превратиться в полноценную самостоятельную  личность, превращаются в бунтарей. Конфликтуя с родителями, подростки  обычно переносят свою агрессивность  на лиц, архетипически им соответствующих- учителей, врачей, психологов и других специалистов, а так же на некоторых сверстников, чье поведение бывает сходным с поведением взрослых.

Отличительной чертой агрессивного поведения подростка является его  зависимость от группы сверстников  на фоне крушения авторитета взрослых[2,с.58]. В данном возрасте быть агрессивным часто означает «казаться или быть сильным». О.И. Шляхтина показала, что агрессивность подростка определяется его статусом в группе, и наиболее высокий уровень агрессии проявляется у лидеров и отверженных. С помощью агрессии лидеры укрепляют свои позиции в группе, а отверженные проявляют неудовлетворенность своим положением.

Можно заключить, что агрессивное  поведение для подростка - вполне обычное явление, выполняющее ряд важных функций в процессе его социализации. В норме оно освобождает от страха, помогает отстаивать свои интересы, защищает от внешней угрозы, способствует адаптации.

1.3 Индивидуально - типологические  характеристики агрессивного поведения  подростков

И.А.Фурманов, основываясь  на проявлениях агрессии, выделяет 4 типа агрессивного поведения подростков[24,с.62]:

1.Дети, склонные к проявлению  физической агрессии. Это активные, деятельные, целеустремленные подростки,  отличающиеся решительностью, бесцеремонностью, склонностью к риску, экстравертированностью.  Обычно они обладают хорошими  лидерскими качествами, умеют сплотить  вокруг себя сверстников, увлечь  за собой. В то же время  подростки данного типа отличаются  малой сдержанностью, рассудительностью,  плохим самоконтролем. Агрессивные  подростки действуют импульсивно,  непродуманно, часто не извлекают уроков из своего опыта. Они не придерживаются никаких этических и конвенциональных норм, моральных ограничений, обычно просто игнорируют их.

2.Дети, склонные к проявлению  вербальной агрессии. Таких подростков  отличает психическая неуравновешенность, постоянные тревожность, сомнения, неуверенность в себе. Они активны  и работоспособны, но в эмоциональных  проявлениях склонны к сниженному  фону настроения. Отличительной  особенностью данного типа является  низкая фрустрационная толерантность, малейшие неприятности выбивают их из колеи. Поскольку они обладают сензитивным складом, то даже слабые раздражители вызывают у них вспышки раздражения, гнева, страха. Особенно сильно эти негативные эмоции проявляются при любых реальных или мнимых умалениях их значимости, престижа или чувства личного достоинства. При этом они не умеют либо не считают нужным скрывать свои чувства и отношение к окружающим и выражают их в агрессивных вербальных формах.

3.Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии. Косвенный характер агрессии является следствием двойственности их натуры: с одной стороны им свойственны смелость, решительность, склонность к риску и общественному признанию, с другой - такие черты характера как сензитивность, мягкость, уступчивость, зависимость, нарциссизм. Кроме того, из-за сензитивности такие подростки плохо переносят критику и замечания в свой адрес. Вследствие чего люди, критикующие их, вызывают у них чувства раздражения, обиды и подозрительности.

4. Дети, склонные к проявлению  негативизма. Подростков этой  группы отличает повышенная ранимость  и впечатлительность. Отличительные  черты характера- самодовольство, эгоизм, чрезмерное самомнение. Все что задевает их личность, вызывает чувство протеста. И критику и, и равнодушие окружающих они воспринимают как обиду и оскорбление. Имея низкую фрустрационную толерантность, данный тип подростков не способен  владеть эмоциями, активно выражает свое негативное отношение. В то же время, эти дети рассудительны, придерживаются традиционных взглядов, взвешивают каждое слово, что зачастую ограждает их от ненужных конфликтов и интенсивных переживаний.

Если взять за основу движущие силы и мотивацию агрессии, то в  одном случае таковой будет демонстрация себя, в другом - достижение своих практических целей, в третьем - подавление и унижение другого. Основываясь на механизмах агрессивного поведения можно выделить следующие типы[1,с.93]:

1.Импульсивно - демонстративный тип. Главная цель подростка - продемонстрировать себя, обратить на себя внимание. Дети данного типа ярко выражают свои негативные эмоции (кричат, громко ругаются, демонстративно обижаются). Их поведение направлено на получение эмоционального отклика от других. Однако негативные эмоции носят поверхностный характер и агрессивные акты мимолетны, ситуативны и не отличаются особой жестокостью. Даже физическая агрессия (прямая или косвенная) используется только для привлечения внимания.

2. Нормативно - инструментальный тип. К данному типу подростков относятся дети, использующие агрессию как норму поведения в общении со сверстниками. В отличие от представителей предыдущего типа, у них нет специальной цели - привлечь внимание сверстников. Как правило, эти подростки и так занимают положение предпочитаемых, а некоторые выходят на уровень «звезд». Среди форм агрессивного поведения у данного типа встречается прямая физическая агрессия, которая, впрочем, не отличается особой жестокостью. В конфликтных ситуациях они игнорируют переживания и обиды сверстников, ориентируясь исключительно на собственные желания.

3. Целенаправленно - враждебный тип. Сюда относятся подростки, для которых нанесение вреда другому выступает как самоцель. Их агрессивные действия не имеют какой-либо видимой цели ни для окружающих, ни для самих себя. Они испытывают удовольствие от самих действий, приносящих боль и унижение сверстникам. Подростки данного типа используют в основном прямую агрессию, причем более половины всех агрессивных актов представляет собой грубое физическое воздействие, отличающееся особой жестокостью и хладнокровием. Обычно для агрессивных поступков выбирается одна - две постоянные жертвы (более слабые подростки, не способные ответить тем же). Чувство вины или раскаяния при этом совершенно отсутствует, нормы и правила поведения открыто игнорируются.

Стоит отметить, что по мере перехода от инструментальной агрессии к враждебной меняется целый ряд психических характеристик подростков[6,с.72]. Ребята, использующие агрессию как инструмент, как средство достижения цели, обладают более высоким интеллектом, организаторскими способностями, имеют среди сверстников более высокий статус. По мере продвижения к враждебной агрессии, отмечается снижение интеллекта подростков, ухудшение организаторских и коммуникативных способностей, падение их статуса в группе. Подростки, обладающие выраженной враждебной деструктивностью, обычно отличаются низким интеллектом или страдают психическими расстройствами и авторитетом среди сверстников не пользуются.

Всех агрессивных подростков объединяет одно общее свойство: неспособность  понимать других людей[6,с.102]. Оно не зависит ни от самооценки, ни от реального положения ребенка в социальной группе. В его основе, по- видимому, лежит особая структура самосознания подростка: он фиксирован только на себе и изолирован от других. В окружающих людях такой подросток видит только их отношение к себе – другие выступают для него как обстоятельства жизни, которые либо мешают достижению его целей, либо не уделяют ему должного внимания, либо пытаются нанести вред. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяют подростку увидеть других, наладить коммуникативные отношения, пережить чувство связи и общности с ними. Поэтому для него так трудны сопереживание, сочувствие, содействие. Такое мировосприятие создает ощущение острого одиночества во враждебном и угрожающем окружении, что порождает еще большее противостояние и некую изолированность со стороны окружающего мира.

Степень восприятия враждебности может быть различной, однако её психологическая  природа остается той же:

-внутренняя изоляция,

-приписывание враждебных  намерений окружающим,

-невозможность видеть  мир другого человека[15,с.186].

1.4 Общительность подростков как основа успешного взаимодействия с окружающими

Одним из наиболее значимых видов деятельности человека является общение, в процессе которого осуществляется обмен информацией, взаимодействие людей. Результат общения – складывающиеся отношения с другими людьми. Общительность понимается как стремление к общению, готовность к межличностной коммуникации, легкость вступления в контакт, широта круга общения[12,с.52]. Общение представляет собой сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и имеет три стороны своего проявления: коммуникативную, интерактвную и перцептивную. Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми. Интерактивная сторона общения представляет собой взаимодействие и людей друг с другом в процессе межличностных отношений. Перцептивная сторона общения проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов  (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей)[12,с.67].

Для подростка характерны две сферы общения: общение со взрослыми и общение со сверстниками. Роль этих сфер в формировании его личности не одинакова. В первой сфере подросток выступает в роли ведомого, усваивает общественно значимые критерии оценок, цели и мотивы поведения, способы анализа окружающей действительности и способы действия, то во второй сфере он сталкивается лицом к лицу с проблемами отношений среди равных себе, то есть с проблемами нравственности и этики. Только в отношениях со сверстниками подросток формально и по существу равноправен. Объективно взаимоотношения подростков- сверстников содержат в себе возможность проигрывания различных ролей, ведущего и ведомого, командира и исполнителя, участника конфликта и его арбитра и т.д. Для подростков отношения со сверстниками приобретают особую важность[23,с.211]. Дети в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о них. Среди сверстников подросток находит образцы для подражания, стремясь дотянуться до них, воспитывает в себе нужные качества. У сверстников подросток находит: необходимую ему оценку качеств, оценку своих знаний и умений, способностей и возможностей, сочувствие, сопереживание. Именно взаимоотношения с товарищами находятся в центре внимания подростка, во многом определяют его поведение, деятельность, а в дальнейшем влияют на развитие личностных качеств, социальных установок.

Информация о работе Агрессия подростков