Агрессия подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Цель нашей работы: изучить влияние агрессивности на уровень общительности.
Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:
1.Провести анализ литературы, посвященной общению и общительности подростков;
2.Изучить агрессивность, опираясь на литературные источники;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..3
Глава 1.Психологические особенности подростковой агрессии и общительности…………………………………………………………………6
1.1 Понятие и виды агрессии………………………………………………….6
1.2 Возрастные особенности агрессивного поведения………………………11
1.3 Индивидуально - типологические характеристики агрессивного поведения подростков……………………………………………………..13
1.4 Общительность подростков как основа успешного взаимодействия с окружающими………………………………………………………………16
Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста…………………………………………….19
2.1 Методики исследования………………………………………………19
2.2 Анализ полученных результатов………………………………………22
Заключение………………………………………………………………………24
Литература……………………………………………………………………….

Файлы: 1 файл

агрессия и общение.docx

— 68.46 Кб (Скачать файл)

 

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение………………………………………………………………………..3

Глава 1.Психологические особенности подростковой агрессии и общительности…………………………………………………………………6

    1. Понятие и виды агрессии………………………………………………….6
    2. Возрастные особенности агрессивного поведения………………………11
    3. Индивидуально - типологические характеристики агрессивного поведения подростков……………………………………………………..13
    4. Общительность подростков как основа успешного взаимодействия с окружающими………………………………………………………………16

Глава 2. Практическое исследование взаимосвязи агрессии и общительности учащихся подросткового возраста…………………………………………….19

       2.1  Методики исследования………………………………………………19

       2.2 Анализ полученных результатов………………………………………22

Заключение………………………………………………………………………24

Литература……………………………………………………………………….26

Приложение……………………………………………………………………...29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Подростковый возраст  не случайно называют переходным. Это  время перехода от детства к взрослости. Наряду с активной перестройкой организма  перестраивается внутренний мир  подростка, мир его духовных ценностей, представлений, характер его взаимоотношений с окружающими.

Агрессивность и агрессивное  поведение чаще всего проявляется  в подростковом и юношеском возрасте. Агрессивность в личностных характеристиках подростков формируется в основном как форма протеста против непонимания взрослых, из-за неудовлетворенности своим положением в обществе, что проявляется в агрессивном поведении []. Установлено, что индивидуальное развитие человека и формирование его личности происходит в первую очередь в результате активного взаимодействия с окружающей средой, это взаимодействие осуществляется с помощью общения. Общение в подростковом возрасте является наиболее важной функцией жизнедеятельности. Поэтому рассмотрение взаимосвязи агрессивности подростков и уровня их общительности будет актуальным.

В психологической парадигме  понимание данной проблемы нашло  свое отражение в работах Л. Д. Столяренко, В. С. Мухиной, А. Бандуры, Л. Берковица, Р. Берона, Д. Ричардсона, Е. И. Рогова. А. А. Бодалева и других.

Объектом нашего исследования являются общительность и агрессия подростков.

Предметом – взаимосвязь агрессии и общительности учащихся подросткового возраста.

На основании теоретического анализа литературы нами была выдвинута  следующая гипотеза: агрессия подростков взаимосвязана с их общительностью, а именно - низкий уровень агрессии определяет высокий уровень общительности подростков.

Цель нашей работы: изучить  влияние агрессивности на уровень  общительности.

Для достижения цели и доказательства гипотезы мы выдвинули ряд задач:

1.Провести анализ литературы, посвященной общению и общительности подростков;

2.Изучить агрессивность, опираясь на литературные источники;

3.Подобрать методики и провести исследование, адекватное поставленной цели;

4.Исследовать уровни общительности у подростков;

5.Выявить особенности влияния агрессивности на уровень общительности;

6.На основе анализа эмпирических данных сделать интерпретацию зависимости исследуемых показателей;

7.Подтвердить или опровергнуть гипотезу;

8. Сформулировать выводы.

Основным методом исследования является тестирование. Для проверки гипотезы и достижения цели, нами были использованы следующие методики:

-vетодика В. Ф. Ряховского «Оценка уровня общительности»,

-«Опросник агрессивности Басса-Дарки».

Исследование взаимосвязи  агрессии и общительности учащихся подросткового возраста проводилось  на базе МОУ Суояровская средняя общеобразовательная школа г. Суоярви. Выборку для нашего исследования составили подростки 9-ых классов (40 учащихся) и подростки 11-ых классов (40 учащихся).

Структура нашей курсовой работы представляет собой: введение, две главы, заключение, список литературы, приложения.

В первой главе рассматривается  общительность подростков, как основа успешного взаимодействия с окружающими, дается характеристика понятиям «агрессия», виды агрессии, изучаются индивидуально - типологические характеристики агрессивного поведения подростков. Во второй главе приводится описание результатов практического исследования, которое заключается в выявлении влияния агрессивности подростков на уровень их общительности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Психологические  особенности подростковой агрессии

1.1Понятие и виды агрессии

Различными исследователями  предложено множество определений  агрессии, ни одно из которых не может  быть признано исчерпывающим и общеупотребительным. Во-первых, под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению. Так, Л. Бендер (Bender L., 1963) говорит об агрессии как тенденции приближения к объекту или удаления от него, а Ф. Аллан (Allan F., 1964) описывает ее как внутреннюю силу (не объясняя ее происхождения), дающую человеку возможность противостоять внешним силам. Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, т. е. действия, которые вредят другому лицу или объекту. Например, X. Дельгадо (Delgado H., 1963) утверждает, что «человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу»[4,с.72].

В то же время многие авторы разводят понятия агрессии как специфической  формы поведения и агрессивности  как психического свойства личности. Агрессия трактуется как процесс, имеющий  специфическую функцию и организацию; агрессивность же рассматривается  как некоторая структура, являющаяся компонентом более сложной структуры психических свойств человека. Давая определение агрессии, ряд исследователей стремятся сделать это на основе изучения поддающихся объективному наблюдению и измерению явлений, чаще всего актов поведения. Например, А. Басе (Buss A., 1961) определяет агрессию как «реакцию», в результате которой другой организм получает болевые стимулы, а Уилсон (Uilson, 1964) как «физическое действие или угрозу такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи»[7,с.81].

По форме агрессия подразделяется на физическую (избиение, ранение, изнасилование) и вербальную (оскорбление, распространение клеветы, отказ общаться); прямую и косвенную. А. Басе (Buss A., 1961) ввел понятия враждебной и инструментальной агрессии. Враждебная агрессия мотивируется негативными эмоциями и намерением причинить зло. При инструментальной агрессии, наоборот, преследуются цели, не связанные с причинением вреда, т. е. агрессия становится инструментом личного обогащения или продвижения. В случае инструментальной агрессии страдания жертвы обычно не попадают в поле внимания субъекта.

Додж и Койе (Dodge, Coie, 1987) выделили реактивную и проактивную агрессию. Реактивная агрессия является ответом на кажущуюся или реальную атаку, угрозу. Проактивная агрессия (запугивание, принуждение) инициируется зачинщиком для удовлетворения собственных потребностей. Проактивная агрессия часто направлена на более слабое, беззащитное существо. Проактивная агрессия может быть враждебной (месть за неудачи случайно встретившемуся человеку) и инструментальной (преследование для

достижения власти в группе; наемное убийство). Э. Фромм разграничил злокачественную и доброкачественную агрессию. Так, доброкачественная агрессия способствует поддержанию жизни и является адаптивной. К доброкачественной агрессии относится самооборона, а также псевдоагрессия,

при которой ущерб наносится ненамеренно[14,с.61].

Более логичную картину агрессии, чем многие другие авторы, предлагает Э. Фромм. Агрессия как эволюционно закрепленное поведение не может не быть адаптивной, поэтому, по его мнению, стоит бороться только с социально опасными, мешающими приспособлению формами агрессивного поведения. Недостаток приемлемой агрессивности приводит к блокированию самоутверждения и самореализации, к слепому подчинению и ненужной жертвенности. Доброкачественная агрессия необходима для раз­

рушения устаревших образцов, норм, для проведения инноваций. Любая  творческая деятельность подразумевает  отрицание сложившегося порядка и установление новых правил, теорий, законов. Злокачественную агрессию Э. Фромм определяет как деструктивность, не связанную с сохранением жизни.

Агрессивные действия могут  быть как произвольными, так и  непреднамеренными. Неприемлемое непреднамеренное агрессивное поведение может  быть как случайным, так и слабо  осознаваемым. Отдельно следует упомянуть  о патологической агрессии, которая  может быть следствием психотического состояния и требует медицинского вмешательства.

А. Басе и А. Дарки выделяют следующие 5 видов агрессии[14,с.62]:

1. Физическая агрессия (физические действия против

кого-либо).

2. Раздражение (вспыльчивость,  грубость).

3. Вербальная агрессия (угрозы, крики, ругань и т. д.).

4. Косвенная агрессия, направленная (сплетни, злобные

шутки) и ненаправленная (крики в толпе, топанье и т. д.).

5. Негативизм (оппозиционное  поведение).

Ю. Б. Можгинский выделяет два вида патологической агрессии - психотическую и трансформированную. Психотическая агрессия совершается под действием галлюцинаций и бреда и характеризуется нелепостью разрушительных поступков. Жестокое поведение при трансформированной агрессии первоначально адекватно сложившейся ситуации, но в какой-то момент трансформируется в агрессивно-патологические действия с признаками немотивированного садистского насилия.

В педагогической практике под агрессией понимается преднамеренное причинение ущерба другому человеку, т. е. приближено к прикладному

пониманию этого термина: «Агрессивное действие - это намеренное поведение, направленное на причинение физического или психологического вреда» [22,с.112]. Такая агрессия может контролироваться личностью, а склонность к ней - снижаться благодаря социальным мерам и психолого-педагогической

работе с населением. В  психоаналитическом подходе агрессия рассматривается как порождение инстинкта борьбы. Первые исследования

природы агрессии принадлежат 3. Фрейду, который предположил существование  не только инстинкта жизни, эроса, но и инстинкта смерти, разрушения [4,с.91]. Агрессивная энергия вырабатывается у индивида непрерывно и со временем ищет выхода. Если с момента последнего открытого проявления агрессии прошло много времени, раздражителя вообще не требуется, взрыв агрессии происходит спонтанно. Данный механизм впервые описан 3. Фрейдом в гидравлической теории, согласно которой чувство досады, враждебности, желание разрушать и причинять боль постепенно накапливаются в человеке. Внешнее проявление эмоций, сопровождающих агрессию, может вызвать разрядку разрушительной энергии и таким образом уменьшать вероятность более опасных действий.

Согласно К. Лоренцу, агрессия берет начало, прежде всего, из врожденного инстинкта борьбы за выживание, который присутствует у людей, так же как у других живых существ. Он считал, что агрессивная энергия генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени. Несмотря на то, что К. Лоренц, как и 3. Фрейд, считал агрессию неизбежной, он более оптимистично смотрел на возможность ослабления агрессии и контроля подобного поведения. Он полагал, что участие в различных действиях, не связанных с причинением ущерба, может предотвратить накопление агрессивной энергии до опасных уровней и таким образом снизить вероятность вспышек насилия[11.с.19].

В социобиологическом подходе  основной акцент в изучении природы  агрессии связывается с влиянием генов, т. к. они обеспечивают адаптивное поведение. К ситуативной теории агрессии относится подход Дж. Долларда, который рассматривал агрессию как следствие фрустрации, аверсивной (крайне неприятной) стимуляции. Дж. Доллард считал, что фрустрация (помеха, раздражение) всегда приводит к агрессии, а агрессия всегда является следствием фрустрации.

Н. Е. Миллером, предположил, что в тех случаях, когда индивидуумы проявляют агрессию не по отношению к своим фрустраторам, а по отношению к совершенно другим людям, выбор агрессором жертвы в значительной степени обусловлен несколькими факторами:

1. Агрессивное поведение 

2. Силой побуждения к агрессии.

3. Силой факторов, тормозящих данное поведение.

4. Стимульным сходством каждой потенциальной жертвы с фрустрировавшим фактором.

Кроме того, Н. Е. Миллер полагал, что барьеры, сдерживающие агрессию, исчезают более быстро, чем побуждение к этому поведению, по мере увеличения сходства с фрустрировавшим агентом[17,с.94]. Л. Берковиц дополнил теорию фрустрации положением, что фрустрация вызывает гнев, который создает готовность реагировать агрессивно; однако открытая агрессия может не проявиться. Для актуализации агрессии необходимы сигналы (посылы), разрешающие агрессию. Роль посылов к агрессии могут играть провоцирующие реплики, наличие оружия, чрезмерный страх и податливость «жертвы».

Информация о работе Агрессия подростков