Аддиктивное поведение подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 00:00, реферат

Описание работы

Цель работы — определить условия возникновения аддиктивного поведения подростков.
В соответствии с целью сформулированы задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические подходы, описывающие возникновение и развитие аддиктивного поведения.
2. Провести анализ модели возникновения аддиктивного поведения подростков.
2. Оценить эффективность социально-педагогической программы первичной профилактики аддиктивного поведения подростков.

Файлы: 1 файл

Основная часть с. 3-29.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

Перечисленные виды аддиктивного поведения  представляют собой девиацию, или отклонение от условно принятых в обществе норм. Несомненно, проблема аддиктивного и отклоняющегося поведения подростков требует глубоко изучения как в плане анализа причин, так и в плане его профилактики, в которой упор должен делаться на социально-педагогическую работу с причинами, являющимися следствием социальной и психологической неудовлетворенности подростка.

Характерной чертой практически для  всех видов аддикций является спутанность, заключающаяся в непонимании  подростком последствий своего поведения. По мнению исследователей Ц.П. Короленко и Т.А. Донских для аддиктов характерны стремление к контролю, выражающееся в том, что именно таким образом, они контролируют свое состояние; эгоцентризм, дуализм мышления, внешняя референтность; стремление произвести ложное впечатление отсутствия проблем и наличия благополучия; ригидность, подавление эмоций, страх, задержка духовного развития [10].

Профилактика и коррекция таких состояний предполагает длительный процесс по воспитанию ассертивного (уверенного, независимого от внешних влияний) поведения и активизации творческого потенциала подростков.

 

1.3. Факторы, формирующие  аддиктивное поведение у несовершеннолетних

Процессу появления  и развития аддиктивного поведения  могут способствовать биологические, психологические и социальные влияния [10].

Под биологическими предпосылками подразумевается определенный, своеобразный для каждого способ реагирования на различные воздействия, например, на алкоголь. Замечено, что лица, изначально реагирующие на алкоголь, как на вещество, резко изменяющее психическое состояние, более предрасположены к развитию алкогольной аддикции. Американские ученые также выделяют такой фактор как генетическая предрасположенность к различным формам аддиктивного поведения, передающаяся по наследству.

Под социальными факторами, влияющими на развитие аддиктивного поведения, понимаются дезинтеграция общества и нарастание изменений с невозможностью к ним своевременно адаптироваться. Большое значение в возникновении аддикций имеет такой фактор, как психологические травмы детского возраста и насилие над детьми, отсутствие родительской заботы с предоставлением детей самим себе. Большинство отклонений в поведении несовершеннолетних (безнадзорность, правонарушения, употребление психоактивных веществ), имеют в своей основе один источник — социальную дезадаптацию, корни которой лежат в дезадаптированной семье. Социально дезадаптированный ребенок, подросток, находясь в трудной жизненной ситуации, является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили. Семьи, для которых характерны наиболее глубокие дефекты социализации, вольно или невольно провоцируют детей на раннее употребление психоактивных веществ и совершение правонарушений.

В современной социальной педагогике выделяют следующие типы дисфункциональных, неблагополучных семей [13]:

1. Псевдоблагополучная семья отличается ярко выраженным деспотическим характером, безоговорочным доминированием одного из родителей, полным подчинением ему остальных членов семьи, наличием жестоких взаимоотношений, применением физического наказания.

2. Неполная семья. Дефекты в структуре родительской семьи в современных условиях могут отрицательным образом сказаться на формировании личности ребенка, подростка и также способствуют его десоциализации.

3. Проблемная семья характеризуется соперничеством между родителями за главенствующее положение в семье, отсутствием всякого сотрудничества между членами семьи, разобщенностью, изоляцией между родителями и детьми.

4. Аморальная семья, в которой наблюдаются такие отрицательные факторы как правонарушения, совершаемые родителями и иными членами семьи, пьянство и алкоголизм, систематические конфликты, выливающиеся в скандалы и драки, развратное поведение родителей.

5. Криминогенная семья, члены которой совершают преступления. Иногда приходится констатировать, что криминальная деятельность является основным видом деятельности конкретного лица или семьи в целом.

К психологическим факторам относятся личностные особенности, отражение в психике психологических травм в различные периоды жизни. Провоцирующими факторами аддиктивного поведения считаются нервно-психическая неустойчивость, акцентуации характера (гипертимный, неустойчивый, конформный, истероидный, эпилептоидный типы), поведенческие реакции группирования, реакции эмансипации и другие особенности подросткового возраста [7]. К этим факторам необходимо отнести особенности, обусловленные характерными для этого периода реакциями: эмансипации, группирования, увлечения (хобби), и формирующиеся сексуальные влечения.

Основным мотивом поведения  подростков, склонных к аддиктивным  формам поведения, является бегство  от невыносимой реальности. Но чаще встречаются внутренние причины, такие  как переживание стойких неудач в школе и конфликты с родителями, учителями, сверстниками, чувство одиночества, утрата смысла жизни, полная невостребованность в будущем и личная несостоятельность во всех видах деятельности и многое другое [15].

Таким образом, можно  сделать вывод, что аддиктивным поведением следует считать одну из форм деструктивного, девиантного, поведения, которая выражается в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния.

В настоящее время  представляется возможным выделить следующие основные виды аддиктивных  реализаций подростков:

1) употребление алкоголя, никотина;

2) употребление веществ, изменяющих  психическое состояние, включая  наркотики, лекарства, различные  яды;

3) участие в азартных играх,  включая компьютерные;

4) сексуальное аддиктивное поведение;

5) переедание или голодание;

8) сектантство и манипулирование со своей психикой.

Процессу появления и развития аддиктивного поведения подростков способствуют биологические, психологические и социальные влияния.

 

РАЗДЕЛ II

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

 

2.1. Виды профилактики  аддиктивного поведения

Профилактика аддиктивного поведения  особую значимость приобретает именно в подростковом возрасте. Во-первых, это нелегкий кризисный период развития, отражающий не только субъективные явления процесса становления, но и кризисные явления общества. А во-вторых, именно в подростковом возрасте начинают формироваться очень важные качества личности, обращение к которым могло бы стать одной из важнейших составляющих профилактики аддикции. Это такие качества как стремление к развитию и самосознанию, интерес к своей личности и ее потенциалам, способность к самонаблюдению и т.п. Важными особенностями этого периода являются появление рефлексии и формирование нравственных убеждений. Подростки начинают осознавать себя частью общества и обретают новые общественно значимые позиции, делают попытки в самоопределении [13].

Этапами профилактической деятельности могут стать следующие составляющие:

1. Диагностический, включающий в себя диагностику личностных особенностей, которые могут оказать влияние на формирование аддиктивного поведения (повышенная тревожность, низкая стрессоустойчивость, неустойчивая Я-концепция, низкий уровень интернальности, неспособность к эмпатии, некомуникабельность, повышенный эгоцентризм, низкое восприятие социальной поддержки, стратегия избегания при преодолении стрессовых ситуаций, направленность на поиск ощущений и др.), а также получение информации о положении ребенка в семье, о характере семейных взаимоотношений, о составе семьи, о его увлечениях и способностях, о его друзьях и других возможных референтных группах (приложения А-Д).

2. Информационно-просветительский этап, представляющий собой расширение компетенции подростка в таких важных областях, как психосексуальное развитие, культура межличностных отношений, технология общения, способы преодоления стрессовых ситуаций, конфликтология и собственно проблемы аддиктивного поведения с рассмотрением основных аддиктивных механизмов, видов аддиктивной реализации, динамики развития аддиктивного процесса и последствий [16].

3. Тренинги личностного роста с элементами коррекции отдельных личностных особенностей и форм поведения, включающие формирование и развитие навыков работы над собой.

Профилактика аддиктивного поведения  должна коснуться всех сфер жизни подростка: семьи, образовательной среды, общественной жизни в целом [16].

В семье для подростка значимыми  факторами являются эмоциональная  стабильность и защищенность, взаимное доверие членов семьи. Подросток  нуждается в умеренном контроле его действий и умеренной опеке с тенденцией к развитию самостоятельности и умения принимать ответственность за свою собственную жизнь.

В сфере образования  необходим пересмотр некоторых  подходов к воспитанию и преподаванию учебных предметов. В связи с проблемой аддиктивного поведения актуальны такие стороны школьной жизни, как адекватная учебная нагрузка детей, придание особой значимости личностному аспекту, касающемуся и детского, и педагогического контингента. Целесообразно включение в образовательный цикл предметов, интегрированных курсов, спецкурсов и факультативов, направленных в своем содержании на расширение объема знаний о реальной жизни. Данная информация необходима для обретения свободы выбора, для развития адаптивных способностей и понимания важности умения жить в реальной жизни и решать жизненно-важные проблемы без страха перед действительностью, и пользуясь разнообразными активными стратегиями преодоления стресса.

Полноценная профилактика аддиктивного поведения невозможна без участия в ней средств массовой информации — авторитетного и популярного пропагандистского органа. На представителей этой мощной индустрии должна быть возложена моральная ответственность за качество информационной продукции и за ее содержание. В печатных изданиях и телевизионных программах информация для подрастающего поколения в настоящее время носит в основном развлекательный характер. Дети воспринимают средства массовой информации, особенно телевидение, только как развлечение, что может уводить их от проблем реального мира в целом, и проблем подросткового возраста в частности [15].

Неоценимый вклад в  профилактику аддикций может внести культура религиозных чувств, если она ориентирована не на уход от реальности бренного мира, а, напротив, наделяет человека высшей духовной и нравственной силой для противостояния трудностям и аддиктивным влечениям. А также для формирования уважительного отношения к своей личности и личностям окружающих, что явилось бы крепким фундаментом для строительства межличностных отношений [18].

 

2.2. Принципы  профилактики аддиктивного поведения

Профилактика аддиктивного поведения как технологический  процесс должна удовлетворять следующим  принципам [16]:

1. Научность и современность предполагает обязательность внедрения в практику социально-педагогической работы научно-обоснованных и экспериментально проверенных нововведений, новых методов и подходов к решению проблемы формирования зависимого поведения. Это способствует преодолению инертности в организации профилактической работы, в частности, и воспитательного процесса в целом.

2. Системность как принцип организации профилактики предполагает работу социального педагога со всеми субъектами (учащимися, учителями, родителями, общественностью), основанную на взаимодействии учреждений и ведомств, занимающихся профилактической работой, при этом четко разграничивая выполняемые функции (организация профилактик зависимого поведения среди детей и молодежи в рамках социально-педагогических комплексов).

3. Оптимизация как достижение целей с минимальными затратами времени и сил субъектов процесса профилактики с учетом эффективности социально-педагогической работы. Необходимо четко планировать профилактическую работу, включая в содержание все необходимое и достаточное (технологический стандарт).

4. Дифференцированность:

  • по возрасту (учащиеся — младшей школьный возраст, младший и старший подростковый возраст и юношеский возраст);
  • по категории субъектов (учащиеся, родители, учителя, общественность);
  • по степени вовлеченности, например, в наркогенную ситуацию (подростки «группы риска», имеющие опыт употребления наркотических веществ, прошедших курс лечения от зависимости, группа подростков, не вовлеченных в наркогенную ситуацию).

5. Воспроизводимость процесса и результатов профилактической социально-педагогической работы или стремление к достижению аналогичных результатов при условии использования определенной программы и относительном постоянстве факторов.

6. Качественная оценка результатов профилактической социально-педагогической работы, в частности и воспитательной работы в целом.

Анализ социально-педагогической работы тесно связан с планированием процесса профилактики формирования зависимого поведения и должен включать в себя [19]:

1. Обоснование подхода, программы, методов проведения профилактической работы; выполнение целей и задач исследования, подтверждение или опровержение гипотезы.

2. Диагностический этап:

Информация о работе Аддиктивное поведение подростков