Адаптация одаренных детей к начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Исходя их темы исследования, можно определить цель: раскрыть содержание процесса учебной адаптации одаренных детей к начальной школе. Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста
2.Представить учебную адаптацию одаренных как социально-педагогическую проблему
3. Раскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе
В исследовании используются метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод научного исследования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей младшего школьного возраста………………………………………………………………....5
§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………..15
§ 3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе……………..26
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

условиям может быть разным: высоким, нормальным и низким. Адаптация ребенка к школе  – процесс не односторонний: не только новые условия воздействуют на малыша, но и сам он пытается изменить социально – психологическую ситуацию [22].

Важная роль в создании благоприятного климата в классе принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, создавая ребенку ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассникам.

В настоящее время  государство заинтересовалось проблемой  адаптации да и в целом поддержки  одаренных детей.

Программа « Одаренные   дети » является одной из таких форм поддержки.

Выявление, обучение и  поддержка одаренных детей в  настоящее время во многих странах осуществляются за счет специально разработанных государственных программ  (Приложение 1.)

Со стороны родителей  маленькому гению требуется особенно много внимания, терпения и заботы. Ведь  одаренный  ребенок тонко  чувствует и глубоко переживает, отличается особой эмоциональностью и ранимостью. Родители также не должны забывать, что их вундеркинд – это, прежде всего ребенок, для которого полноценное детство, проведенное в атмосфере любви и понимания, становится очень важным потенциалом, основой его будущего благополучия [15].

Таким образом, процесс учебной адаптации одаренных детей в общеобразовательных учреждениях выстроен серьезно и профессионально. Существуют программы и множество наработок, которые по своей структуре удовлетворяют потребностям и возможностям талантливых детей. Становится ясно, что для учителей, психологов  и социальных педагогов   учебная адаптация одаренных младших школьников,  до сих пор является  проблемой, так как практика  применения  существующих программ очень мала.

 

 

 

 

 

 

 

 

§3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе

 

Система современного среднего образования в России не соответствует особенностям одаренных  детей, так сама его структура в большей степени универсальна и рассчитана на детей с соответствующими их возрасту умственными способностями. Зачастую  одаренному  ребенку просто не интересно на уроке, потому что с изучаемым предметом он успел разобраться сам и его знания в этой области идут далеко за рамки установленных школьной программой норм. А порой такой ребенок имеет накопленные по учебному предмету знания, превосходящие даже по своему уровню знания преподавателя. Все это выделяет ребенка среди его школьных сверстников, такие его блестящие способности могут стать даже предметом насмешек и издёвок со стороны его одноклассников [17, c. 31].

Приспособление ребенка  к школе происходит не сразу. Это  длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма [15].

Младший школьный возраст  является возрастом позитивных изменений. При этом Ж. Брюно подчеркивает, что положительное и отрицательное в личности способного ребенка возникает под влиянием окружающих людей. Одаренному и талантливому ребенку могут быть присущи такие свойства и качества, которые будут отталкивать от него окружающих. Среди них можно выделить: неумение выслушивать собеседника до конца, прерывание собеседника. Нередко ребенок уже заранее был в курсе того, о чем идет речь, или быстро понимает излагаемый материал [4].

К концу младшего школьного  возраста авторитет взрослых постепенно утрачивается. Большое значение в жизни детей начинают играть сверстники, социальная группа. Активно формируются и развиваются навыки общения с ровесниками, завязываются прочные дружеские отношения [26].

В своих работах  известный  психолог В.С. Юркевич, отмечает несколько психологических факторов, препятствующих реализации способностей детей. К ним относятся: негативное отношение к школе и учебе; нарушение отношений с родителями; подверженность колебаниям настроения, депрессии, духу противоречия; низкая самооценка, чувство «гонимости»; тенденция к оправданию и объяснению своих недостатков, перекладывание вины на других; склонность к фантазированию; плохие межличностные отношения, недоверие к другим; недостаток настойчивости, склонность отвлекаться и откладывать дела; враждебное отношение к руководителям; скука; отсутствие самодисциплины и неспособность нести ответственность за свои действия; недостаток лидерских способностей; недостаток увлечений или излишнее внимание к ним; неприятие состязательности; эмоциональная неуравновешенность; чувствительность к критике, тенденция критиковать других; нереалистические цели [29, с. 146].

Необходимо, чтобы одаренные  дети обладали позитивным самовосприятием. В данном случае важно адекватно  оценивать способности: ни умаляя, ни игнорируя их или, напротив, ни чрезмерно акцентируя на них внимания. Такое положение дел может приводить к нарушениям личностного формирования, страдает эмоциональная сфера детей. Ребенку необходимо чувствовать и понимать, что ценен он; родители и взрослые любят его и видят в нем растущую личность, а не только набор определенных выдающихся способностей и достижений [23].

В отдельных случаях  дети с высоким уровнем развития способностей сталкиваются с неприятием их социумом. Родители стараются не замечать таланта своего дитя, пытаясь избежать трудностей. Сверстники не приемлют школьника «чересчур» много знающего, осведомленного во всех вопросах. Осознание несоответствия ожиданиям окружающих, восприятие себя «белой вороной» приводит к тому, что ребенок начинает скрывать свои способности, появляются черты конформной личности. В данной ситуации следует говорить не просто о приспособлении, об адаптации личности, а о фальсификации собственного «Я» [26].

 

Для одаренных детей  характерны такие признаки как: повышенная уязвимость и чувствительность. Безобидные и нейтральные замечания часто у них вызывают бурную эмоциональную реакцию. Необходимо вырабатывать у детей данной категории терпеливое отношение к чужому мнению, особенно в тех случаях, когда приходится сталкиваться с менее способными школьниками [27].

В случае если в процессе обучения способных детей их потенциал  не замечается и не используется в  полной мере, возникают эмоциональные  проблемы. Часть детей может начать игнорировать обучение, проявляя при этом нонконформистское настроение и уверенность в своих силах. Другая часть постепенно теряет интерес к обучению, исчезает мотивация деятельности, появляется эмоциональное неблагополучие, возможна заниженная самооценка. По мнению  Д. Б. Эльконина, такие личностные качества, как мотивация, самодисциплина, любознательность и стремление к автономии, являются ключевыми для одаренного ребенка [18, с.11].

Н.С. Лейтес утверждает, что  нередко особенности одаренного ребенка социумом воспринимаются как аномальные, даже как признаки отставания, неприспособленности. Эти особенности следующие: трудности в нахождении близких по духу друзей; проблемы участия в играх сверстников, которые им неинтересны; проблемы конформности, то есть старания подстроиться под других, казаться такими, как все; трудности в школе, где отсутствует стимуляция интеллектуального развития; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе [12].

В настоящее время  разработаны различные методики, позволяющие обнаружить ранние способности детей к музыке, изобразительному искусству, некоторым видам спорта, интеллектуальные способности детей, а также методики их формирования. Однако этим проблема не исчерпывается: возникает множество вопросов: как обнаруживать способности детей в обычной и специальной школе, как помочь ребенку в реализации этих способностей, какие существуют пути и средства развития  одаренности  детей [7].

Обсуждение зарубежного  и отечественного опыта показывает нам, насколько каждой стране необходима радикальная перестройка системы обучения, которая бы позволила одаренному   ребенку адаптироваться в системе образования, свободно проявлять свои особенности , развиваться в силу своего дарования как уникальной личности

Адаптация к начальной  школе может проводиться уже  в период обучения детей, таким примером может стать темп обучения, который влияет на восприятие программ [5, с. 4].

Вопросы темпа обучения являются предметом давних, до сих  пор не утихающих споров,  как  среди ученых-психологов, так и  среди педагогов, родителей. Многие горячо поддерживают ускорение, указывая на его эффективность для одаренных учащихся. Другие, напротив, считают, что установка на ускорение – это односторонний подход к детям с высоким уровнем интеллекта, так как не учитываются их потребность в общении со сверстниками, эмоциональное развитие. Следует заметить, что ускорение возможно не только, как это нередко представляют, в форме «перескакивания» через класс. Существуют и другие варианты. Ускорение связано, в первую очередь, с изменением скорости обучения, а не содержания[11].

Рассмотрим несколько  примеров ускорения обучения как этапа адаптации школьников:

  1. Раннее поступление в школу. Этот вид ускорения вызывает двойственное отношение у учителей и специалистов в сфере детской одаренности. С одной стороны, есть данные исследований о том, что ранний прием в школу выявляет наиболее благоприятные стороны развития. С другой стороны, пишут о возможных отрицательных последствиях, прежде всего с окружающими и эмоциональном развитии детей. Ранний прием в школу, по мнению большинства специалистов, должен проводиться исключительно тщательно, на основе комплекса  показателей и только в тех случаях, когда интеллектуальной готовности соответствует и личностная зрелость ребенка.
  2. Ускорение в обычном классе. Такой вид возможен при ускоренном прохождении стандартной учебной программы в рамках обычного класса. Попытки такого рода актуальны и более целесообразны к начальной школе. Основной трудностью при этом является разнообразие индивидуальностей  в одном классе. Частичная индивидуализация программы некоторых детей под силу лишь энергичному, увлеченному педагогу, с опытом и высокой квалификацией.
  3. Занятия в другом классе. Одаренный ребенок может обучаться тому или иному предмету,  с детьми более  старшего возраста. Такая форма эффективна при стремлении учесть индивидуальные различия в начальной школе. Занятия в другом классе могут быть успешны только при условии, что в ней участвует не один ребенок, а группа детей.
  4. «Перепрыгивание» через класс. Наиглавнейшая  проблема в работе с наиболее восприимчивыми к учению  детьми - это обучение знаниям и навыкам с такой скоростью, которые мотивировали бы учащихся. Так как ребенка , превосходящего соучеников в умственном отношении, очень трудно развить при обучении  вместе со  всеми , то перевод через один или два класса часто создает условия для занятий с оптимально близкой ему скоростью и сложностью материала.
  5. Профильные классы. В этом случае имеются ввиду классы со специализацией  учебных программ  и отобранным составом учащихся. В этих классах один или несколько предметов проходят в более быстром темпе, по более сложной программе. Такой вид ускорения  хорошо подходит учащимся с выраженной расположенностью  к какой-нибудь  области знаний – математика, химия, биология, иностранный язык. Следует учитывать  и отрицательные стороны, связанные с распространением таких классов. Из-за преувеличенного внимания к специальным предметам, могут страдать эмоциональная и общеобразовательная стороны.
  6. Радикальное ускорение. Особое ускорение, доказавшее свою эффективность при обучении математически одаренных детей. Эта стратегия активно используется в специальной программе Университета   Джонса Хопкинса (Балтимор, США), разработанной профессором Джулианом Стенли. Программа была начата более 20 лет назад, как экспериментальная и превратилась в общенациональную, с мировой известностью.
  7. Частные школы. В нашей стране практика частных школ еще мала. Однако мировой опыт показывает, что они эффективны  в обучении продвинутых в умственном отношении детей. Есть и специальные частные школы для одаренных. Одна такая школа была основана в США в 1957 году. Обучение начинается с 5 лет и может вестись на 6 языках, помимо английского. Ускорение является  особенностью учебных программ

Н.С. Лейтес отмечает: «необходимо, чтобы во всех классах, где есть одаренные дети, учителя как минимум прошли соответствующую курсовую подготовку для использования таких методов обучения» [12].

В современной школе  ценится умение соответствовать  нормам и правилам, заведенным в  образовательном учреждении, верные ответы, хорошая успеваемость. Одаренный ребенок часто с первого момента обучения в школе начинает испытывать давление со стороны. Понимание своей непохожести выводит способного ученика из равновесия. Он начинает понимать, что окружающие оценивают его не так, как всех, и это чувство заставляет думать о себе как о «странном». Возникает чувство отчуждения, к которому так восприимчивы одаренные дети. Как говорилось выше, ученик с высоким уровнем способностей зачастую в подобных ситуациях начинает скрывать свои возможности. Такого рода таланты остаются невостребованными в школе, и если ученик не обладает интеллектуальным даром, то он ощущает себя неспособным ни к какой деятельности, что практически обрекает его на неудачу и неуспех. Многие учителя до сих пор требуют четкого, правильного ответа, отрицая в ответах оригинальность, гибкость. В результате у одаренных детей тормозится развитие творческого мышления, самостоятельности, что ведет к снижению уровня  самовосприятия [29].

Если ребенок будет ощущать, что окружающие верят в его способности, признают его ценность как развивающейся личности, то это стимулирует его позитивное самовосприятие. Учащийся будет реально оценивать свои возможности, будет видеть конечную цель своей деятельности. В противном случае ребенок не осознает возможности для внутреннего роста, что приведет к утрате многих резервов развития [15, с 31].

Преимущества одаренного ребенка часто оборачиваются  против него же самого, становятся причиной его личностных и социальных проблем. Эти проблемы во многом могут обостряться в период школьного обучения. В связи с этим мы считаем, что наиболее приемлемым для развития детской одаренности является личностно-ориентированный подход в образовании.

Реализация творческого  и интеллектуального потенциала одаренного ребенка в массовой школе в полной мере возможна только в том случае, если все участники педагогического процесса будут осознавать необходимость продуманной и целенаправленной работы с данной категории школьников.

На основе анализа  литературы, мы можем выделить признаки успешной адаптации младшего школьника:

Во-первых, это удовлетворенность  ребенка процессом обучения. Ему  нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

Информация о работе Адаптация одаренных детей к начальной школе