Адаптация одаренных детей к начальной школе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 23:13, курсовая работа

Описание работы

Исходя их темы исследования, можно определить цель: раскрыть содержание процесса учебной адаптации одаренных детей к начальной школе. Задачи исследования:
1.Дать психолого-педагогическую характеристику развития одаренных детей младшего школьного возраста
2.Представить учебную адаптацию одаренных как социально-педагогическую проблему
3. Раскрыть особенности адаптации одаренных детей к начальной школе
В исследовании используются метод системного анализа, метод сравнений и аналогий, метод научного исследования

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей младшего школьного возраста………………………………………………………………....5
§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………..15
§ 3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе……………..26
Заключение………………………………………………………………………...35
Список использованной литературы…………………………………………...37
Приложения………………………………………………………………………..40

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 224.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Уральский государственный  педагогический университет»

Институт социального образования

Кафедра социальной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Адаптация одаренных детей  к начальной школе

 

 

Курсовая работа

 

 

 

                                                                       

 

                                                                        Исполнитель:

                                                                       Игнатьева Татьяна Александровна,

                    студентка 302 группы

             очного отделения

        

 


                              дата        подпись

                                                                    

 

                         Научный руководитель:

           Ахьямова  И.А.,

                                      кандидат педагогических наук,

                                                     доцент кафедры социальной педагогики

 

 

                                                                         оценка:


 


                                                                            дата           подпись

               

 

 

                                                                          

Екатеринбург 2011

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей младшего школьного возраста………………………………………………………………....5

§ 2. Учебная адаптация одаренных младших школьников как социально-педагогическая проблема…………………………………………………………..15

§ 3. Особенности адаптации одаренных детей к начальной школе……………..26

Заключение………………………………………………………………………...35

Список использованной литературы…………………………………………...37

Приложения………………………………………………………………………..40

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Смена парадигмы общественного развития и вхождение в информационно-техническое пространство нынешнего века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит отражение  в создании новых условий обучения школьников, направленных на оптимальное развитие одаренных детей (включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся), а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей.

Кардинальные изменения  социально-экономического строя современного общества привели к возникновению  инновационных тенденций, охвативших образовательные системы всех уровней [16, с. 78].

Одной из сложных и  ключевых проблем педагогики является личность, которая формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что учебная деятельность, наблюдаемая в последние годы, а также преобразования в социально-экономической сфере изменили условия жизни детей и определили необходимость повторного углубленного анализа приспособительной деятельности одаренного ребенка при поступлении в школу и социально-психологической практики, связанной со школьной адаптацией. Адаптация одаренных младших школьников на данный период времени является актуальной проблемой. Уровень развития общественного сознания требует изменения отношения социума к проблеме детской «нестандартности», разработке механизмов адаптации одаренного ребенка в современном обществе, и особенно поддержке на первом этапе образования – в начальной школе

С возрастанием нервно-психических заболеваний, функциональных расстройств психического здоровья учащихся, необходимость профилактических мер в системе образования не вызывает сомнения. В связи с этим проблема школьной адаптации одаренных детей (перестройка познавательной, мотивационной и эмоционально-волевой сфер, при переходе к систематическому организованному обучению) становиться очень важной, так как начало обучения в школе — один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни каждого ребенка.

Тема исследования «Адаптация одаренных детей к начальной школе».

Объект исследования: процесс учебной адаптации [17, с. 32].

Предмет: содержание процесса учебной адаптации одаренных младших школьников.

Исходя их темы исследования, можно определить цель: раскрыть содержание процесса учебной адаптации одаренных детей к начальной школе.

Задачи исследования:

1.Дать психолого-педагогическую  характеристику развития одаренных  детей младшего школьного возраста 

2.Представить учебную адаптацию одаренных как социально-педагогическую проблему

3. Раскрыть особенности  адаптации одаренных детей к начальной  школе

В исследовании используются  метод системного анализа, метод  сравнений и аналогий, метод научного исследования

В данном исследовании мы попытаемся раскрыть  особенности  одаренных младших школьников, выявить  необходимость и  рассмотреть пути решения адаптации одаренных детей к начальной школе.

§ 1. Психолого-педагогические аспекты развития одаренных детей    младшего школьного возраста

 

Младший школьный возраст (6-10 лет) – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста [19, с. 86].

Младший школьный возраст  играет особую роль в личностном становлении. Начало систематического обучения обусловливает серию изменений в развитии индивида. Эти изменения во многом связаны с тем, что ведущей деятельностью для детей становится учебная. С поступлением в школу для младшего школьника усиливается значение окружающих его взрослых. Ребенок доверяет старшим, эта вера, по сути, безгранична. Центральной фигурой для ученика зачастую становится учитель. Учитель, как носитель знаний, определенных норм и правил, в глазах ребенка является кумиром, своего рода «культовым» лицом. На первых порах преподаватель чрезвычайно авторитетен для младших школьников. Они безоговорочно подчиняются ему и во многом подражают (копирование проявляется в попытках быть похожим на любимого учителя внешне, в заимствовании определенных манер и т.д.). Дети в этом возрасте весьма чувствительны к оценкам взрослых. Оценка собственной личности нередко бывает отражением мнений взрослых о ребенке [8].

Некоторые из особенностей младших школьников в последующие годы сходят на «нет», другие во многом изменяют свое значение. Следует учитывать при этом разную степень выраженности у отдельных детей той или иной возрастной черты. Младших школьников   отличает  относительная слабость, малая выносливость, истощенность нервной системы. Специальные исследования показали, что эта возрастная слабость (когда даже небольшие воздействия вызывают сильную реакцию) - не только недостаток, но и достоинство - именно она обусловливает детскую впечатлительность - живость восприятия. С годами нервная система крепнет в разной степени у разных детей - а вместе с тем и снижается детская непосредственная восприимчивость [8, с. 12].

Но несомненно, что  рассмотренные особенности существенно  сказываются на познавательных возможностях детей и обуславливают дальнейший ход общего развития.

Когда особенности детей  перерастают в способности (учебные, художественные, физические и др.), то это является признаком  одаренности.

Одаренность - системное, развивающееся в течении жизни  качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов. В одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми [17, с. 31].

Одаренный ребенок - ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [17, с. 35].

Одаренность конкретного  ребенка - в значительной мере условная характеристика. Самые замечательные  способности ребенка не являются прямым или достаточным показателем его достижений в будущем. При организации практической работы с детьми не стоит использовать словосочетание «одаренный ребенок»  в плане жесткой фиксации  его статуса. Очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший у тому, что он – «одаренный», на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки соей одаренности. Исходя из этого, в практической работе с одаренными детьми вместо понятия «одаренный ребенок» следует использовать понятие «ребенок с признаками одаренности» [26, с. 65].

Признаки одаренности-те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одаренности связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об  одаренности  младшего школьника следует судить в единстве «хочу» и «могу» [12, с. 93].

Рассмотрим признаки одаренности, которые  охватывают два  аспекта поведения  ребенка: инструментальный и мотивационный [18, с. 13].

Инструментальный аспект проявления одаренности может быть    охарактеризован следующими признаками:

  1. Наличие специфических стратегий деятельности (быстрое освоение  деятельности и высокая успешность ее выполнения; использование и изобретение новых способов деятельности  и условий поиска решении ситуации).
  2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности все сделать по-своему и связанного в присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции.
  3. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

  1. Повышенная избирательная чувствительность к определенны сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и пр.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно - выразительной)
  2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело. Наличие столь интенсивной склонности к видам деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.
  3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в любознательности, а так же готовности по собственной инициативе выходить за пределы требований.
  4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной   информации, неприятие стандартных, типичных заданий и  готовых ответов.
  5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Среди критериев видов одаренности можно назвать следующие:

  1. По критерию «вид деятельности и обеспечивающая ее сфера психики» выделение видов одаренности осуществляется в рамках пяти видов деятельности  учетом включенности трех психических сфер. К основным видам деятельности относятся практическая, теоретическая (учитывая детский возраст, говорят о познавательной деятельности), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно - волевой.
  2. По критерию «степень сформированности одаренности» можно дифференцировать актуальную и потенциальную одаренность.

Актуальная одаренность  – психологическая характеристика ребенка с такими уже достигнутыми показателями психического развития , которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормой.

Особую категорию актуально  одаренных детей составляют талантливые  дети.

Талантливый ребенок-это  ребенок с такими результатами выполнения деятельности, которые отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости.

Информация о работе Адаптация одаренных детей к начальной школе