Туристско-рекреационный потенциал Рязанской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Июня 2013 в 16:58, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение такого вопроса, как развитие туризма в Рязанской области, для этого мы рассмотрим состояние туристической отрасли в регионе на сегодняшний день, посмотрим, чем занимается правительство, для развития области в этом направлении и разберем проекты, предложенные им для решения этого вопроса, а также познакомимся с инновациями в сфере туризма. Все это должно помочь нам дать ответ на вопрос о развитии области в этой сфере.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
1. Основные виды туризма и настоящее состояние отрасли в регионе……………………………………………………………………..4
2. Областная целевая программа «Развитие туризма
в Рязанской области на 2006-2010 годы………………………………...10
3. Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 годы ……………………...21
4. Инновационные процессы в туризме………………………………....31
Заключение………………………………………………………………..35
Список литературы…………………………………

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 58.17 Кб (Скачать файл)

- повышение конкурентоспособности  регионального туристского продукта;

- совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации  кадров в сфере туризма;

- поддержка и развитие социального  туризма.

4. Ресурсное обеспечение  Программы

Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета.

Вложение бюджетных средств  является необходимым условием содействия развитию отрасли. Запланированные  в Программе бюджетные средства направляются на оказание содействия развитию базовой инфраструктуры внутреннего  и въездного туризма и решение  первостепенных задач, которые организации  туриндустрии не могут обеспечить за счет собственных или кредитных  средств.

Мировой опыт развития туристической  отрасли показывает, что успешное развитие отрасли без государственной  поддержки не представляется возможным. Учитывая мультипликационный эффект от развития туризма, в перспективе  вложенные в сферу туриндустрии бюджетные средства могут рассматриваться  как инвестиционный капитал с  окупаемостью в 5-7-летний период и с  дополнительным приростом инвестиций (в долгосрочной перспективе) на сумму, значительно большую, чем первоначальные вложения бюджета.

Объемы финансирования Программы  на 2011 - 2012 годы за счет средств областного бюджета носят прогнозный характер и подлежат ежегодному уточнению  при принятии областного бюджета  на соответствующий финансовый год.

Период (год) 2010 2011 2012 Всего

Сумма (тыс. руб.) 3436 3669 3919 11024

Предполагаемый объем средств  областного бюджета, необходимый для  реализации Программы на 2010 - 2012 годы, составляет 11024 тыс. рублей.

5. Оценка социально-экономической  эффективности Программы

Оценка социально-экономической  эффективности Программы основывается на достижении результатов по нескольким направлениям:

- наличие и эффективность правового  механизма регулирования развития  туризма в области;

- внедрение системы мониторинга  состояния отрасли, включая финансовые  показатели;

- создание положительного туристского  имиджа области;

- расширение спектра туристских  маршрутов и современных средств  размещения туристов и сервиса  в сфере туриндустрии, профессиональный  уровень кадров.

Реализация запланированных мероприятий  и формирование конкурентоспособной  индустрии туризма обеспечит:

- увеличение денежных поступлений  и доли туризма в общем совокупном  доходе Рязанской области;

- увеличение объема туристских  услуг и услуг средств размещения  туристов со среднегодовым темпом  роста не менее 10%;

- рост инвестиций на развитие  индустрии туризма не менее  10% в год в сумме не менее  3,0 млрд. руб.;

- рост числа гостиниц и аналогичных  средств размещения туристов  не менее 11% в год;

- увеличение числа посетителей  (туристов и экскурсантов) Рязанской  области со среднегодовым темпом  роста не менее 9%;

- рост занятости населения области  в туристской сфере (средства  размещения, питания, оздоровительные  комплексы, учреждения культуры, туристские фирмы) со среднегодовым  темпом роста 10%;

- создание условий для развития  сферы услуг в области, расширения  ассортимента видов туристских  услуг, повышения качества обслуживания  туристов;

- повышение коэффициента доступности  туристских услуг для населения  области;

- повышение уровня доходов населения,  создание условий для удовлетворения  потребностей различных категорий  населения области в полноценном  отдыхе;

- сохранение и развитие природного  и социально-культурного наследия  области как важнейших туристских  ресурсов;

- повышение эффективности культурно-духовного  воспитания населения и гостей  на основе развития различных  видов туризма;

- нейтрализацию негативных социальных  последствий депопуляции в районах области (оттока населения из сельской местности в города), падения мобильности населения;

- увеличение числа занимающихся самодеятельным оздоровительным туризмом не менее 6% в год.

4. Инновационные  процессы в туризме

Изменяются характер и структура  туризма. Новые технологии дают возможность  гибко и сегментированоорганизовать проведение отпуска, конкурентоспособного с традиционным предложением. На смену массовому, стандартному и комплексному туризму приходят его новые виды, сделанные на заказ, исходя из спроса.

На практику нового туризма влияют такие факторы, как демографические  изменения (старение населения), стиль  жизни, характер работы, частота и  продолжительность отпусков. Люди стремятся  к новым и нестандартным путешествиям. Их растущая осведомленность, новые  потребности стимулируют туристский бизнес, побуждают к инновациям и  нововведениям. Большинство инновационных  туристских продуктов имеют свои ниши на рыночном пространстве (например, экологический, приключенческий, экстремальный  туризм). Устойчиво популярен и  культурно-познавательный туризм, в  котором появились инновационные  продукты.

Туристские предприятия всегда были и сейчас являются активными  сторонниками новых технологий. Как  уже отмечалось, современные достижения в области телекоммуникаций и  электронного маркетинга обеспечивают новые возможности для туристского  бизнеса и существенно воздействуют на его модели.

Новейшие технологии способствуют внедрению е-туризма (е-tourism) и е-путешествий (e-travel) и туристских информационных систем.

Е-туризм - это онлайновая служба, обеспечивающая прямые продажи туристских услуг  конечным потребителям и объединяющая производителей, турагентов и посредников (Ь2Ь)10.

Е-путешествия - это онлайновая информационная служба, консультирующая по всем вопросам, которые могут возникнуть при  планировании туристских поездок и  путешествий.

Туристские информационные системы  обслуживают и оказывают информационную поддержку организациям, которые  занимаются е-туризмом и е-путешествиями. Информация, получаемая из этих источников, может служить исходной точкой для  планирования путешествий, сопоставления  цен и динамической компоновки туров.

Динамическая компоновка тура (пэкидж-тур) дает возможность в масштабе реального времени составлять, по требованию потребителя или агента, продающего услуги, различные комбинации поездки с единой ценой на весь пакет услуг, включенных в тур. Путешественники могут составлять свою поездку, выбирая предпочтительные виды транспорта и рейсы, гостиницы, набор экскурсий, единовременно оплачивая весь пакет заказанных услуг.

Возможность создавать пэкидж-туры по заказу привела к появлению тенденции постоянного роста продаж услуг, объединенных в один пакет. В 2004 г. удельный вес онлайновых покупателей, которые использовали динамическую компоновку тура, достиг 33%, при этом число онлайновых потребителей, покупавших заранее подготовленные пэкидж-туры, сократилось до 13%.

В настоящее время в мире действует  альянс The Travel Industry's Leading Specifications Publication Organization (OTA), в который входят 150 организаций из всех секторов туристской сферы. Альянс является некоммерческой организацией, которая работает над созданием единого электронного языка для использования при обмене туристской информацией. Недавно альянс заключил соглашение с Всемирной туристской организацией об объединении усилий и взаимодействии.

Системный подход в развитии туризма  проявился в выборе направлений  поездок - дестинаций. Дестинация - это место (территория) посещения, привлекающее туристов своими специфическими природными и рекреационными ресурсами, достопримечательностями, историческим и культурным наследием11.

Дестинаций могут быть различных размеров, начиная от территории всей страны и заканчивая маленьким городком или поселком (например, Великий Устюг - родина Деда Мороза). Услуги, предлагаемые дестинациями, являются общественными ресурсами, включая охраняемые ландшафты, это могут быть заказники земель для сельскохозяйственного использования и др. Местный колорит придает им ярко выраженную привлекательность, а специфические аттракционы и достопримечательности - уникальность.

Путешественники выбирают то направление  поездки, которое, наиболее подходит для  удовлетворения их потребностей. Они  готовы платить за предоставляемые  им блага, причем готовность платить  растет в зависимости от уникальности места пребывания.

Судьба дестинаций зависит от многих условий. Это местонахождение и потенциал рыночных ресурсов, транспортная доступность, уровень цен и их сезонные колебания и т.д. Дестинаций имеют свой жизненный цикл, зависящий от упомянутых условий, традиций, моды на определенные виды отдыха и туристских услуг. Типичным примером жизненного цикла дестинаций являются Альпы. Эта туристская зона была весьма популярна после Второй мировой войны и до 1980-х гг., когда вошел в моду скоростной спуск на лыжах, вызвавший развитие комплексной туристской индустрии. Однако жизненный цикл скоростного спуска на лыжах практически завершается. Развитие новых ниш туристского рынка, таких, как катание на сноубордах, привело к потере значительной доли рынка скоростного спуска, появились новые современно оснащенные центры разнообразного зимнего отдыха. Кроме того, в наше время турист может выбирать между зимним спортом в Альпах и дайвингом в Южном полушарии, и часто предпочтение отдается последнему.

Будущее традиционных дестинаций во многом зависит от туристской политики, ориентированной на инновации. Такая политика должна помочь расширить жизненный цикл туристских продуктов и услуг и достичь постоянных показателей роста.

Страны традиционного туризма  потратили последние 50 лет на развитие индустриальных методов, чтобы справиться с растущим туристским спросом, его  интернационализацией12 и появлением новых конкурентных регионов.

Инновации в туризме часто состоят  из серии мелких шагов, которые ведут  к постепенному развитию и являются процессом с обратной связью. В  передовых туристских компаниях  инновации программируются и  являются стандартной составляющей при принятии решения о дальнейшем развитии. Для того чтобы не быть застигнутыми врасплох неожиданными инновациями  на рынке, компании выделяют часть своего бюджета на исследования и развитие. Инновационный процесс становится предсказуемым.

Заключение:

Изучив интересующий нас вопрос, на основе всего вышеизложенного  можно сделать следующие выводы: во-первых, природный фактор в Рязанской  области располагает в развитию туризма в регионе; во-вторых –  наличие огромного культурного  наследия, при правильном его использовании  также способствует привлечению  туристов в регион. В-третьих, хотелось бы подчеркнуть тот фактор, что правительство области признает туризм приоритетным направлением для дальнейшего экономического развития региона и поддерживает эту сферу с помощью всевозможных целевых программ. Правительство так же занимается привлечением инвестиций в эту область экономики.

Согласно статистике в Рязанской  области наблюдается существенной рост активности в сфере туризма. Ресурсные возможности Рязанской  области позволяют при соответствующем  уровне развития туристской инфраструктуры существенно увеличить прием  туристов в область. Динамика развития индустрии туризма в регионе  говорит о непосредственном прогрессе  в этой сфере. Динамика роста объема оказанных туристских услуг в  последние годы составляет, в среднем, около 15%. Если область продолжит так же динамично развиваться, у нее есть все шансы стать настоящим туристическим центром.

Список литературы:

  1. http://www.consultant-oka.ru
  2. http://www.dorogajizni.com
  3. http://www.intacadem.ru
  4. http://www.gorod.ryazan.ru
  5. http://www.history-ryazan.ru
  6. http://www.mediaryazan.ru
  7. http://mineconom.rzn.ru
  8. http://www.regionz.ru
  9. http://www.rtourism.ru
  10. http://www.ryazanobl.ru
  11. http://www.ryazanreg.ru
  12. http://tourlib.net
  13. http://www.travel.ru
  14. http://www.turbooks.ru
  15. http://www.regionz.ru/index.php?ds=409429 - Долгосрочная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Рязанской области на 2010-2012 годы»

1 Расположена в с. Ерлино, Кораблинского района

2 В области насчитывается более трех тысяч памятников культурного наследия

3 http://www.ryazanreg.ru/tourism/law/

4 http://www.rtourism.ru/214/

5 См. стр. 8

Информация о работе Туристско-рекреационный потенциал Рязанской области