Транспортный узел города Новосибирска. История и Современность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2012 в 08:33, реферат

Описание работы

Новосибирск, основанный в 1893 г. и получивший свое название в 1925 году быстро развивался и в этот же 1925 год стал центром Сибирского края. Во время Второй Мировой войны в Новосибирск были перенесены множество промышленных предприятий, что дало толчок бурному росту местной промышленности. Новосибирск рос стремительно, бурно. Образовавшись как населённый пункт в 1893 году, официально получил статус города в 1904 году, а 2 сентября 1962 г. стал самым молодым из всех миллионных городов мира.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………3
2. История транспортного узла………………………………………………………..5
3. Современность……………………………………………………………………………..15 4.Мультимодальный и транспортно-логический узел…………………..30
Заключение……………………………………………………………………………………37
Список литературы………………………………………………………………………..38

Файлы: 1 файл

готовый реферат.docx

— 57.23 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

НОУ ВПО  «Сибирская академия управления и массовых коммуникаций (инстиут)»

 

 

 

 

 

Транспортный узел города Новосибирска. История и Современность.

(реферат)

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Хисамутдинова М.Н

Проверил: Старший преподаватель Рыжененков Е.В

 

Новосибирск 2008

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………3

2. История транспортного узла………………………………………………………..5

3. Современность……………………………………………………………………………..15 4.Мультимодальный и транспортно-логический узел…………………..30

Заключение……………………………………………………………………………………37

Список литературы………………………………………………………………………..38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Новосибирск,  основанный в 1893 г. и получивший свое название в 1925 году быстро развивался и в этот же 1925 год стал центром  Сибирского края. Во время Второй Мировой  войны в Новосибирск были перенесены множество промышленных предприятий, что дало толчок бурному росту  местной промышленности. Новосибирск  рос стремительно, бурно. Образовавшись  как населённый пункт в 1893 году, официально получил статус города в 1904 году, а 2 сентября 1962 г. стал самым молодым  из всех миллионных городов мира. Важным этапом в истории города стало строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, что сделало его крупным транспортным узлом. Новосибирск (до 1925 года — Новониколаевск) — город в России, административный центр Новосибирской области и Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр, находится в 3303 километрах от Москвы. Город расположен на Приобском плато, примыкающем к долине реки Оби, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС.

Уже в 1923 году были организованы первые автобусные пассажирские перевозки. Газета «Советская Сибирь» от 14 июля 1923 года писала: «Недавно губкоммунотдел организовал автомобильное  сообщение на автобусе по городу. В  недалеком будущем у Новониколаевска  будет транспортное сообщение, достойное  крупного сибирского центра». В 1926 году весь муниципальный автобусный парк был ликвидирован. В  декабре 1957 пущены первые троллейбусы.  В 1934 году в  Новосибирске было открыто трамвайное движение. Первый трамвайный маршрут  связал железнодорожный вокзал с  центром города. Однако в 80-х годах  участь многих городов бывшего СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. С 1965 к 2005 году количество транспорта в Новосибирске увеличилось в 4 раза. Новосибирск — первый город в Сибири, в котором был пущен метрополитен (в декабре 1985). А в 1936 году в Новосибирске запустили установку по производству асфальта. Правда, уложенный тогда асфальт через год пришлось менять. Зиму ему пережить не удалось. Впрочем, за прошедшие с той поры семь десятков лет это у нас превратилось в традицию. Главное — дороги уже готовились к автобусному нашествию. В 1936 году у нас появился даже первый светофор. Он был ручным: сигналы переключал сидевший в специальной будке милиционер. Транспорт развивался так хорошо, что благодаря транссибирской магистрали теперь связаны самые лучшие магистрали, такие как крупнейшая сортировочная железнодорожная станция Евразии - "Инская" и крупный контейнерный терминал - станция "Клещиха"; речной порт, речной вокзал и 8 речных остановочных пунктов на Оби; автовокзал, городской аэропорт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    2.История транспортного узла

Первое поселение, из которого позже вырос город  Новосибирск, было основано в 1893 году. Деревня возникла у строящегося  железнодорожного моста через реку Обь и называлась Новая. Позже  она получила статус посёлка, который  стал называться Александровский, в  честь Александра III. С 1895 года посёлок  переименовали в Новониколаевский в честь святого Николая Чудотворца. В 1903 году он получил статус города.

Важным этапом в истории города стало строительство  Транссибирской железнодорожной магистрали, что сделало его крупным транспортным узлом. Также здесь развивалась  обрабатывающая промышленность, ведущей  отраслью которой была мукомольная. В 1925 году Новониколаевск был переименован в Новосибирск и стал центром  Сибирского края. Во время Второй Мировой  войны в Новосибирск были перенесены множество промышленных предприятий, что дало толчок бурному росту  местной промышленности. Новосибирск  рос стремительно, бурно. Образовавшись  как населённый пункт в 1893 году, официально получил статус города в 1904 году, а 2 сентября 1962 г. стал самым молодым  из всех миллионных городов мира. Своим  рождением и стремительным развитием  город обязан железнодорожной магистрали, пересекающей на этом месте крупнейшую на континенте реку Обь. Это послужило  толчком к превращению Новосибирска в крупнейший евроазиатский транспортный узел. Новосибирск (до 1925 года — Новониколаевск) — город в России, административный центр Новосибирской области  и Сибирского федерального округа, крупный промышленный, транспортный, научный и культурный центр, находится  в 3303 километрах от Москвы. Город расположен на Приобском плато, примыкающем  к долине реки Оби, рядом с водохранилищем, образованным плотиной Новосибирской ГЭС.В конце XIX века на территории будущего Новосибирска располагались 3 села и 22 деревни: Большое и Малое Кривощёково, Перово, Вертково, Бугры, Ерестная, Мочищенская, Речкуновка, Ново-Луговская, Барышево, Издревая, Усть-Иня и др.

В истории  города можно назвать три события, которые сыграли ключевую роль в  превращении его в крупнейший сибирский мегаполис. Первое из них  — строительство Транссибирской магистрали и моста через Обь, сделавшее Новосибирск важным транспортным узлом. Первоначальный проект предполагал  строительство железной дороги через  Томск, который в то время был  центром губернии и имел высокое  торговое и культурное значение для  Сибири. По общепризнанной версии место  строительства моста через Обь  выбирала группа инженеров, возглавляемая  Н. Г. Гариным-Михайловским, внимание которой  привлёк скальный грунт в районе будущего Новосибирска. Одно из дореволюционных  зданий в центре города стало вторым заметным событием в истории города это превращение его в административный центр Сибири. В 1921 году из Омска  был переведён Сибревком и  другие общесибирские учреждения. Новониколаевск возглавил губернию. С Москвой  была налажена устойчивая радиосвязь. 25 мая 1925 года постановлением ВЦИК СССР из Алтайской, Енисейской, Иркутской, Новониколаевской, Омской и Томской губерний был  образован Сибирский край с центром  в Новониколаевске. В 1930 году из-за плохой управляемости его разделили  на два края — Восточно-Сибирский (с центром в Иркутске) и Западно-Сибирский (с центром в Новосибирске). В 1930—40-х  годах Новосибирск утрачивал  административное значение в Сибири, и в 1944 году административные границы  Новосибирской области приобрели  современные очертания. За 1920—40-е  годы население города выросло в  четыре раза.

Автобусные  пассажирские перевозки в городе были впервые организованы в июле 1923 года Предприимчивые работники Новониколаевского  коммунхоза оборудовали кузова двух американских грузовиков «Уайт» посадочными  местами (а проще говоря, прикрепили поперек его бортов по пять крепких  досок) и открыли рейсовое движение получившегося общественно-транспортного  монстра от вокзала через Базарную площадь до Закаменки. Этот маршрут, получивший гордое наименование «№ 1», проходил по современным улицам Челюскинцев, Красному проспекту и Восход до того места, где сегодня находится  ГПНТБ. Об этих американских грузовиках хотелось бы рассказать особо. Вообще-то до 1914 года в России автомобилей из США практически не было. Их количество составляло менее 1% от общего числа всех транспортных средств. Дело в том, что американский автопром в то время считался, чуть ли не самым худшим в мире, и Россия старалась приобретать немецкие или французские автомобили, несмотря на то, что цены на штатовскую технику были гораздо ниже. Но в 1914 году, после начала Первой мировой войны, все изменилось. Русской армии требовались сотни машин. Поставки из Германии прекратились, французам самим не хватало автомобилей. Пришлось воспользоваться американской продукцией. По данным фирмы «Уайт», в годы войны было продано Антанте 18 000 грузовиков, из них около 5000 — в Россию. К 1917 году большинство из них находились в совершенно неисправном состоянии и тихо ржавели. В 1918–23 годах грузовики «Уайт» со всех уголков страны в массовом порядке свозились в Москву для капитального ремонта на заводе АМО. Кроме того, их ремонтировали в Ярославле, Филях и Петрограде. Москвичи постепенно приспособились сами выпускать запчасти к американским грузовикам. Таким образом, АМО, будущий завод имени Лихачева, по существу, именно благодаря «Уайтам» в начале 20-х годов вплотную подошел к производству собственных знаменитых автомобилей. Похожая ситуация возникла и в Ярославле, где сначала эти отремонтированные «Уайты» выпускали под маркой Я-3, а затем они стали основой для выпуска ярославского грузовика — Яга, который собирался там все довоенные годы. Новосибирский автовокзал. Конец 20-х годов 
в Новосибирск же эти самые «Уайты» прислали из Москвы. Было их около десяти. Машины распределили по организациям, а из двух решили организовать первый городской общественный транспорт. Газета «Советская Сибирь» от 14 июля 1923 года писала: «Недавно губкоммунотдел организовал автомобильное сообщение на автобусе по городу. В недалеком будущем у Новониколаевска будет транспортное сообщение, достойное крупного сибирского центра». А вот еще одно свидетельство тех лет: «Новосибирский автомобус вмещает в себя 15 человек. Обычное количество пассажиров вдвое, а то и втрое превышает норму. Оборудование его обошлось коммунальному отделу всего лишь в 12 тысяч рублей, а ежедневный доход от эксплуатации составляет 8 тысяч рублей. Не каждый рабочий может позволить себе пользоваться автобусом, так как проезд стоит 10 рублей (минимальная заработная плата для Новониколаевской губернии на июль 1923 года составляла 280 рублей). Так что основные его пассажиры — это разные спекулянты да базарные торговцы» (газета «Большевик» от 15 июля 1923 года). Прожил первый новосибирский «автобус» недолго. Обе машины проработали только лето. Осенью оба модифицированных грузовика встали на прикол. Причина была банальной — непролазная грязь на наших дорогах. Газета «Большевик» от 13 сентября 1923 года писала: «Базарная площадь, расположенная в центре города, представляет летом аравийскую пустыню с наметенными кучами песку и навоза, а весной и осенью — непролазное болото». Всего же насчитывалось 200 верст улиц, из них замощено было только 10. В постановлениях Новониколаевского губисполкома за 1923 год для поддержания благоустройства города домовладельцам предлагалось «привести в порядок улицы, засыпать и заровнять выбоины и размывы, как улицы, так и тротуары содержать в исправности, очищать от сора и грязи, вывесить электрические лампочки на фасадах домов на высоте 1,5 аршина либо керосиновые фонари на той же высоте». Зимой же, когда грязь примерзла, желающих кататься в открытом кузове при сорокаградусном морозе вообще не нашлось. В следующем году «Уайты» были отданы в эксплуатацию артели безработных шоферов, которые разбили их до такой степени, что к осени «автобусы» могли передвигаться только со скоростью пешехода. Но все-таки весной 1925 года (проблема зимних перевозок так и не была решена) в сибирской столице насчитывалось уже 13 автобусов — три муниципальных и десять частных. Состояние всей «чертовой дюжины» машин было крайне неудовлетворительным, большинство автобусов постоянно простаивало.. На линиях остались только частники: десять десятиместных автобусов и около полутора десятков пятиместных рыдванов (по сегодняшней терминологии — «маршруток»). Причина исчезновения государственного автотранспорта банальна и для наших дней: нехватка финансов. Автомобиль на сибирском бездорожье был не средством передвижения, а роскошью: даже новосибирское начальство двадцатых годов передвигалась на извозчиках. Бензин был не только дорогим, но и весьма редким товаром в наших краях. Поэтому и автотранспорт являлся весьма дорогим удовольствием для сибирских пассажиров. В 1927 году протяженность автобусных маршрутов в городе составляла девять километров, а общая длина улиц Новосибирска в те годы была 282 километра. Автобусы в то время обслуживали лишь центр города, что создавало большие трудности для населения окраин. Главным автоперевозчиком того времени было АО «Автопромторг», в ведении которого был пятикилометровый маршрут № 1. Билетик кусался по-волчьи: от вокзала до центра — 15 копеек, от центра до Закаменки — еще столько же. Естественно, что ни о каком льготном проезде и речи не шло. Получали в Новосибирске тогда в среднем по 50 рублей в месяц. Статистические исследования тех лет говорят, что каждый житель сибирской столицы 75 лет назад совершал в среднем по 1,7 автобусной поездки в месяц летом и ни одной — зимой.

В  декабре 1957 пущены первые троллейбусы.  В 1934 году в Новосибирске было открыто  трамвайное движение в настоящее время в Новосибирске действуют 11 маршрутов трамвая, которые обслуживаются двумя депо: Левобережным и Правобережным. Эксплуатационная длина трамвайных путей в городе 73 км. двойного пути. Новосибирский трамвай был открыт в 1934 г. и оставался основным средством транспорта в миллионном городе до середины 80-х годов (до момента пуска первой очереди метрополитена). Первый трамвайный маршрут связал железнодорожный вокзал с центром города. В 60-х годах трамвай в Новосибирске перевозил до 60 % общего пассажиропотока. Однако в 80-х годах участь многих городов бывшего СССР по уменьшению роли трамвая достигла и Новосибирска. Были демонтированы линии с многих крупных центральных улиц: Красный проспект, Гоголя, Кошурникова. В начале 90-х годов по причине перегруженности автотранспортом Октябрьского моста через реку Обь было принято решение о ликвидации трамвайного движения по вышеуказанному мосту. С этого момента в Новосибирске образовались как бы две независимые, не связанные друг с другом, трамвайные системы на обоих берегах Оби (такая ситуация уже была в городе в 1940-х гг., до строительства Октябрьского моста). Подвижной состав Новосибирского трамвая насчитывает около 170 вагонов, однако реально эксплуатируется около 120. Фактический выпуск составляет около 80 единиц в день. Новосибирск — первый город в Сибири, в котором был пущен метрополитен (в декабре 1985).

Развитие  транспорта Новосибирска можно разбить  на четыре этапа. Первый - до 1950 года - это  период становления города и его  развития. По существу в городе отсутствовала  транспортная сеть, она была благоустроена  только на 30 процентов, причем только 8 процентов или около 30 км улиц имели  асфальтовое покрытие. Остальные  дороги были вымощены в лучшем случае булыжником и благоустроены деревянными  тротуарами. Но надо помнить, что с 1926 года по улицам города уже ходили автобусы, переделанные из грузовиков. С 1934 был  пущен трамвай, который занял  ведущее положение в пассажирских перевозках. Остальные пассажирские перевозки осуществлялись гужевым  транспортом и железной дорогой. Летом через Обь действовал понтонный  мост, зимой через реку передвигались  на санях, либо пешком. При этом к 1950 году численность населения города возросла уже до 650 тысяч человек! И город, имеющий такое количество населения, мощнейшую промышленность - не имел не просто хоть какого-то плана  развития транспорта, но и вообще нормальных путей сообщения. Развитие городской  среды значительно отставало  от темпов развития градообразующей  базы города. Второй этап начался примерно в 1952-1953 годах: производится благоустройство  дорог - покрытие их асфальтом, а также  реконструкция основных магистралей - Красного проспекта, улицы Большевистской, проспекта Дзержинского, строительство  улицы Б.Хмельницкого. Большой толчок развитию Новосибирска дало становление  Академгородка. Однако его удаленность  от основной территории и исторического  центра города принесло и множество  проблем, которые в разные годы и до сих пор ни специалисты, ни власти не могли решить.

До 1964 года было благоустроено уже около 500 км дорог. Но кардинального расширения дорожно-транспортной сети в этот период не было. Хотя значительным успехом стало открытие первого  автомобильного моста через Обь  в 1955 году, а с 1957 года в Новосибирске появился первый троллейбус. Интенсивно заработали улицы К.Маркса, Восход, Титова. При этом недостаточно учитывались  сложившиеся высокие темпы промышленного  потенциала города, требующие смелых и более дальновидных планировочных  решений. К 1965 году Новосибирск стал городом-миллионером, а численность  транспорта достигла 60 тысяч единиц. Работа транспорта требовала создания единой системы с высокой пропускной способностью дорог. Для разработки такой системы требовался комплексный  анализ, однако он не проводился и развитие транспорта шло без серьезных  экономических обоснований.

В 1961 году впервые  была разработана методика комплексного обследования работы транспортных узлов, автором которой являлся Вячеслав Борисовский. В 1964 году силами отдела транспортных проблем института Новосибирскгражданпроект начались работы по проведению обследований в соответствии с разработанной  методикой. В 1966 году была сделана первая транспортная схема города, а в 1968 -- утверждена вторая. Кстати, предложение  о строительстве скоростной Ипподромской магистрали было внесено еще в 1965 году! Той самой Ипподромской, которую только сейчас, по истечении более сорока лет собираются закончить наши дорожники. Тогда же, на основе проведенных обследований и анализа было выполнено обоснование необходимости и очередности строительства еще четырех мостов через Обь на перспективу до 2000 года. Вот так могло бы идти развитие нашего города, не случись грянувших реформ 80-90-х годов. С 1965 по 1985 годы проходил третий этап - этап интенсивного развития транспорта и дорожной сети Новосибирска. В этот период шла реконструкция старых дорог и строительство новых. По словам Борисовского, практически вся та дорожная сеть, которая в настоящее время обеспечивает жизнедеятельности города, была создана в основном в 60-80-е годы. Это улицы Титова, Широкая, Станционная, Сибиряков-Гвардейцев, Большевистская (в современном виде), проспект Дзержинского.

Однако с 1980 по 1985 год все силы были брошены  на строительство метро и дорожное строительство велось как вспомогательное. В это в время реконструкции  подверглись все центральные  улицы, перекладывались коммунальные и инженерные коммуникации. Чтобы  обойти почти полностью разрытый Красный проспект, во время строительства  метро транспорт двигался по улицам Советской, Каменской, Семьи Шамшиных и Серебрениковской, Тогда же была построена эстакада и получила развитие улица Кирова (до улицы Никитина) был частично сдан в эксплуатацию мост через реку Тула по ул. Ватутина. В 1978 был году сдан в эксплуатацию второй автомобильный - Димитровский мост. И все же, при всех тех значительных достижениях, которые происходили в дорожном строительстве, их было явно недостаточно для потребностей города. Сложившееся положение требовало продолжения исследовательских работ по городскому транспорту. Однако в 1980 году специализированное подразделение, которое возглавлял Борисовский было ликвидировано. Выполнение комплексной схемы транспорта на период до 2005 года было поручено Гипрокоммундортрансу. С 1985 года по 2005 в Новосибирске было построено всего. 18,7 магистральных дорог при необходимых и заложенных в Комплексной схеме 80 км. Столь мизерное увеличение магистральных дорог произошло всего лишь за счет продления улицы Станционной до аэропорта Толмачево и дороги по улице Ватутина до улицы Петухова с выходом на Советское шоссе. Правда, несколько большее внимание было уделено строительству искусственных сооружений. В частности, были построены путепроводы по ул. Ипподромской, Писарева, Гоголя, Комсомольской, Бердскому шоссе. Организовано движение на транспортных развязках в одном уровне по Бердскому шоссе у реки Иня, улицам Нарымской, Железнодорожной, Станиславского, Широкой и у станции метро "Березовая роща". Также были построены мосты через речки Иня, Тула, Нижняя Ельцовка.

Информация о работе Транспортный узел города Новосибирска. История и Современность