Тюменская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития системы образования в Тюменской области. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить состояние системы образования на современном этапе;
- рассмотреть систему показателей деятельности всех учреждений образования Тюменской области;
- провести анализ основных показателей системы образования и их структурных изменений,

Файлы: 1 файл

курсовая статистический анализ и прогнозирование образования тюменской области.docx

— 242.77 Кб (Скачать файл)

Существуют различные классификации методов прогнозирования. Одна из них показана в схеме 3.1.

Схема 3.1

Классификация методов прогнозирования


 


 





 


 

 

 

 

Важное место в системе методов прогнозирования занимают статистические методы. Применение прогнозирования предполагает, что закономерность развития, действующая в прошлом (внутри ряда динамики), сохранится и в прогнозируемом будущем, т.е. прогноз основан на экстраполяции. Экстраполяция, проводимая в будущее, называется перспективной, а в прошлое – ретроспективной. Обычно, говоря об экстраполяции рядов динамики, подразумевают чаще всего перспективную экстраполяцию.[9]

При прогнозировании можно основываться на экстраполяции авторегрессионной функции уровней ряда, при этом методе изучаемый ряд динамики анализируется с точки зрения автокорреляции. Чем больше автокорреляция между уровнями ряда, тем больше оснований для расчета будущих показателей на основе имеющихся.

Прогнозирование численности образовательных учреждений в Тюменской области осуществляется за 3 года (2013-2015 гг).

Экстраполяция численности населения будет проведена на основе проведенного аналитического выравнивания ряда и полученной авторегрессионной функции.  Прогнозирование на основе среднего абсолютного прироста и среднего коэффициента роста нецелесообразно, поскольку годовые абсолютные приросты и коэффициенты роста численности образовательных учреждений не являются постоянными.

Зависимость численности образовательных учреждений Тюменской области от фактора времени определяется линейным уравнением по формуле (3.1)

                                         y =2248,1t + 84,05.                                          (3.1)

При расчете параметров уравнения тренда численности образовательных учреждений Тюменской области в 2004-2012 гг. (табл.2.1) 2012 г. присвоен порядковый номер 4, таким образом, при прогнозировании на 2013-2015 гг. в уравнение тренда последовательно подставляются номера 13,14,15.

Таким образом, прогнозируемая численность образовательных учреждений Тюменской области при использовании линейного тренда составит:

у2013= 2248,1*13+84,05 = 29309,35  (единиц)

у2014= 2248,1*14+84,05 = 31557,45 (единиц)

у2015= 2248,1*15+84,05= 33805,55 (единиц)

При использовании авторегрессионной модели уравнения, зависимость численности образовательных учреждений Тюменской области от фактора времени определяется уравнением второго порядка по формуле (3.2)

                                                                                (3.2)

Таким образом, прогнозируемая численность образовательных учреждений Тюменской области при использовании авторегрессионной модели урванения составит:  

у2013=1547,75+0,29*29309,35  = 10047,46 (единиц)

у2014=1547,75+0,29*31557,45 = 10699,41 (единиц)

у2015=1547,75+0,29*33805,55 = 11351,35 (единиц)

 

Рис.3.1. Динамика численности образовательных учреждений в Тюменской области в 2004-2012 гг., прогноз на 2013-2015 гг.

 

Таким образом, увеличение численности образовательных учреждений наблюдается при всех сценариях прогноза. Наиболее оптимистическую оценку дает расчет прогнозных значений по полимиальной модели тренда: согласно этому прогнозу к 2015 году можно ожидать увеличение численности образовательных учреждений региона до 36000 единиц.

Для более удобного восприятия прогнозирования численности образоваьтельных учреждений за 2013-2015 гг. нужно привести данные в виде таблицы и сравнить их.

Таблица 3.1.

Сравнивание численности образовательных учреждений Тюменской области по прогнозным данным

год

Линейный тренд

Авторегрессионная модель уравнения

2013

29309,35 

10047,46

2014

31557,45

10699,41

2015

33805,55

11351,35


 

Таким образом, исходя из таблицы 3.1. можно сделать вывод, что при сравнивании численности образовательных учреждений Тюменской области с помощью линейного тренда и авторегрессионной модели уравнения можно заметить что прогноз построенный с помощью авторегрессионной модели уравнения имеет наименьшую эффективность, чем при прогнозе линейного тренда. Но по обоим расчетам можно наблюдать увеличение численности образовательных учреждений в Тюменской области.

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В ходе данной работы с помощью ряда статистических исследований была изучена система образования в Тюменской области.

Согласно произведённому смыканию рядов динамики локально вычислительных средств обучения средних и высших учебных заведений, можно увидеть, что несопоставимость уровней рядов нивелируется. 

По результатам расчетов показателей динамики в целом, среднегодовая численность образовательных учреждений в Тюменской области, за период 2004-2012 год, уменьшилась. Базисный абсолютный прирост на протяжении всего периода был отрицательный, что говорит о том, что численность образовательных учреждений в каждом году уменьшалась по сравнению с 2004 годом.

Средний темп прироста, характеризующий среднюю интенсивность роста, равен 25,4 (25,4%), т.е. численность образовательных учреждений в Тюменской области за указанный период ежегодно увеличивалась на 25,4 %.

При выравнивании данных были рассчитаны выравненные уровни, образовательные учреждения. В выравненном ряду происходит равномерное возрастание уровней ряда в среднем за год на 84,05 единиц.

При расчете уравнения регрессии можно выявить, что с численностью средних образовательных учреждений на 1 единицу, численность высших образовательных учреждений в Тюменской области, в среднем, возрастает на 335 единиц.

Увеличение численности образовательных учреждений наблюдается при всех сценариях прогноза. Наиболее оптимистическую оценку дает расчет прогнозных значений по полимиальной модели тренда: согласно этому прогнозу к 2015 году можно ожидать увеличение численности образовательных учреждений региона до 36000 единиц.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Статистика: учебник И.И. Елисеева, под Ред. И.И. Елисеевой.-М.: Проспект, 2012.- 448 с.
  2. Социально-экономическая статистика: учебник  под Ред. М.Р. Ефимовой.- М. Высшее образование, 2013.- 590 с.
  3. Экономическая статистика: Учебник / Под ред. Ю.Н. Иванова .- М.: ИНФА-М, 2012.-736 с.
  4. Статистика финансов: Под ред. В.Н.Салина-М:Финансы и статистика, 2012.
  5. Теория статистики. Учебник. Под ред. Г.Л.Громыко.- 2-е изд., доп. И перераб.- М.: Инфра-М., 2011.-476 с.
  6. Громыко Г.Л. Теория статистики. Практикум.-3-е изд., доп. и перера.- М.: Инфра-М, 2010.- 205 с.
  7. Ефимова М.Р., Петрова Е.В., Румянцев В.Н. Общая теория статистики: Учебник.- 2-е изд., доп. и перераб.- М.: Инфра-М, 2012, 416 с.
  8. Регионы России. Социально-экономическтие показатели. Официальное издание Росстат. М., 2000-2011.
  9. Назаров М.Г.Статистика. Учебно-практическое пособие. М.: КНОРУС, 2013.-480 с.
  10. Российский статистический ежегодник. Официальное издание. Статистический сборник. Росстат. М., 2000 – 2011.
  11. Октябрьский П.Я. Стастика: учеб.-М: ТК Велби, Изд. Проспект, 2012.-328с.
  12. Регионы России. Социально-экономические показатели. Официальное издание. Росстат. М., 2000-2011.
  13. Статистика. Учебник. Под ред В.С. Мхитаряна.-М.: Экономист, 2011.-671 с.
  14. Информационные издания Территориального органа Федеральной службы государственной статистики (Тюменьросстат). Режим доступа: http://www.tumstat.gks.ru.
  15. Официальные статистические публикации Федеральной службы государственной статистики (Росстат). Режим доступа: http://www.gks.ru.

Информация о работе Тюменская область