Тюменская область

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2015 в 14:32, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является разработка методики комплексного статистического анализа и прогнозирования развития системы образования в Тюменской области. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены и решены следующие задачи:
- оценить состояние системы образования на современном этапе;
- рассмотреть систему показателей деятельности всех учреждений образования Тюменской области;
- провести анализ основных показателей системы образования и их структурных изменений,

Файлы: 1 файл

курсовая статистический анализ и прогнозирование образования тюменской области.docx

— 242.77 Кб (Скачать файл)

где  b – постоянный (цепной) темп изменения уровней.

Однако анализ цепных показателей динамики не всегда приводит к достаточно обоснованному выбору конкретной формы тренда, поэтому приходится также использовать специальные математические критерии.

После выбора вида уравнения необходимо определить его параметры. Наиболее распространенным способом для этого является метод наименьших квадратов. При использовании данного метода необходимо, чтобы сумма квадратов отклонений фактических данных от выравненных была наименьшей (формула (2.6)):

                                                                                  (2.6)

Покажем на примере выравнивание с помощью линейной функции . Чтобы была минимальной, параметры a и b должны удовлетворять следующей системе нормальных уравнений (формула (2.7)):

                                                            (2.7)


где y – значение уровней фактического ряда динамики;

      t – порядковый номер периода или момента времени;

      n – количество уровней ряда динамики.

Расчет параметров значительно упрощается, если за начало отсчета времени (t=0) принять середину ряда динамики. При нечетном числе уровней, опираясь на данные таблицы 2.1, получим следующие значения t (таблица 2.4):

Таблица 2.4

t при нечетном числе уровней

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

t

-4

-3

-2

-1

0

1

2

3

4


 

При четном числе уровней, опираясь на данные таблицы 2.1, получим следующие значения t (таблица 2.5):

Таблица 2.5

t при четном числе уровней

Год

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

t

-3,5

-2,5

-1,5

-0,5

0

0,5

1,5

2,5

3,5


 

В обоих случаях =0, поэтому система уравнений принимает вид (формула (2.8)):

                                                                                                    (2.8)


Отсюда (формула (2.9)):

                                                                                        (2.9)

Результаты расчетов представлены в таблице 2.6. Подставив соответствующие значения, получим:

Таблица 2.6

Выравнивание данных о численности населения

в Тюменской области в 2004-2012 гг.

Год

yi

t

t2

yt

1

2

3

4

5

6

2004

2590

-4

16

-10360

1911,9

2005

2522

-3

9

-7566

1994

2006

2439

-2

4

-4878

2080

2007

2192

-1

1

-2192

2164

2008

2154

0

0

0

2248

2009

2116

1

1

2116

2332

2010

2098

2

4

4196

2416

2011

2085

3

9

6255

2500

2012

2037

4

16

8148

2586

Итого

20233

0

60

5043

20233


В последнем столбце таблицы 2.6 были рассчитаны выравненные уровни, численность населения. В выравненном ряду происходит равномерное возрастание уровней ряда в среднем за год на 84,05 единиц. (значение параметра «b»).

Система нормальных уравнений имеет вид:


9a0 + 0a1 = 20233

0a0 + 60a1  = 5043

Решением системы уравнений определяются теоретические параметры:

  1. a0 = 2248,1, a1 = 84,05

Таким образом, уравнение линейного тренда, описывающего изменение численности населения Тюменской области имеет вид (формула (2.10)):

                                 y =2248,1t + 84,05.                                          (2.10)

В табл.2.7 представлен расчет необходимых показателей для определения параметров уравнения тренда второго порядка.

 

Таблица 2.7

Расчет параметров параболического уравнения тренда численности образовательных учреждений Тюменской области в 2004-2012 гг.

 

Год (t)

Числен-ность образовательных учреждений, единицы.  (y)

t2

y2

t y

t3

t4

t2 y

Выровнен-ные

уровни ряда

(

t)

-4

2590

16

6708100

-10360

-64

256

41440

1911,9

-3

2522

9

6360484

-7566

-27

81

22698

1994

-2

2439

4

5948721

-4878

-8

16

9756

2080

-1

2192

1

4804864

-2192

-1

1

2192

2164

0

2154

0

4639716

0

0

0

0

2248

1

2116

1

4477456

2116

1

1

2116

2332

2

2098

4

4401604

4196

8

16

8392

2416

3

2085

9

4347225

6255

27

81

18765

2500

4

2037

16

4149369

8148

64

256

32592

2586

Итого

20233

60

45837539

-4281

0

708

137951

20233


 

 

На рисунке 2.3. наблюдается взаимосвязь численности образовательных учреждений и выравненных уровней ряда

 

Рисунок 2.3. Взаимосвязь численности образовательных учреждений и выравненных уровней ряда

 

Система уравнений для нахождения параметров а0, а1, а2 имеет вид:


9a0 + 0a1 + 60a2 = 20233

0a0 + 60a1 + 0a2 = -4281

60a0 + 0a1 + 708a2 = 137951

Решением системы уравнений определяются теоретические параметры:

a0 = 503992/231, a1 = -1427/20, a2 = 9193/924

Таким образом, уравнение параболического тренда изменения численности образования имеет вид (формула (2.11)):

y = 9193/924t2+-1427/20t+503992/231                                            (2.11)

Таким образом, параболическое уравнение также можно использовать в качестве основы прогноза численности образовательных учреждений Тюменской области.

 

 

 

2.3. Автокорреляция  в рядах динамики и проведение  регрессионного анализа показателей.

 

Автокорреляция в рядах динамики – это зависимость последующих уровней ряда от предыдущих уравнений, если установлено наличие автокорреляции, то зависимость выражается уравнением авторегрессии. Измерение автокорреляции между уровнями ряда осуществляется с помощью коэффициента автокорреляции, который определяется по формуле (2.6):

                                                                                           (2.12)

   где  x – факторный признак;

y – результативный признак;

sх –  среднее квадратическое отклонение факторного признака;

sу  – среднее квадратическое отклонение результативного признака.

Коэффициент автокорреляции рассчитывается либо между соседними уровнями, либо между уровнями, сдвинутыми на любое число единиц времени m, этот сдвиг (временной лаг) определяет порядок коэффициента автокорреляции.

Коэффициент автокорреляции первого порядка чаще всего исчисляется по формуле:

                                                                                         (2.13)

При достаточно большом числе уровней ряда значения средних уровней и средних квадратических отклонений у исходного и сдвинутого рядов практически совпадают, т.е. и .

Используя эти равенства и отдавая предпочтение средней и дисперсии sу2 рассчитанным для всех членов исходного ряда, можно получить приближенную формулу коэффициента автокорреляции:

                                                                                      (2.14)

Чтобы иметь возможность пользоваться формулой для коротких рядов, у которых первый и последний уровни отличаются незначительно, сдвинутый ряд дополняют, принимая yt = yn.

Рассчитанное значение коэффициента автокорреляции сравнивается с критическим с помощью специальных таблиц, в которых для разного числа членов ряда n и разных уровней значимости определена критическая область, проверяемая нулевой гипотезой (об отсутствии автокорреляции между уровнями ряда). Если фактическое значение коэффициента меньше табличного, то гипотеза об отсутствии автокорреляции может быть принята и наоборот.

В рядах динамики, в которых обнаружена автокорреляция, каждый уровень yt можно рассматривать как функцию предыдущих значений уровней. Наиболее простой формой зависимости может служить линейная функция:

                                           .                                                (2.15)

 Уравнение  регрессии, которое связывает исходные  уровни ряда с теми же уровнями, сдвинутыми на определенный лаг, определяется по общим правилам  регрессионного анализа.

Параметры уравнения авторегрессии с лагом в один год находятся путем решения системы нормальных уравнений:

                                (2.16)

При этом следует иметь в виду, что поскольку сдвинутый ряд уt-1 содержит на один уровень меньше, чем исходный ряд, то все расчеты сумм необходимо проводить для одного и того же числа членов ряда, а именно n-1.

В табл.2.2 представлен расчет величин для определения коэффициента автокорреляции в динамическом ряду численности образовательных учреждений Тюменской области (дополненные данные в сдвинутом ряду взяты в скобки).

Таблица 2.8

Промежуточные расчеты для определения коэффициента автокорреляции численности образовательных учреждений в Тюменской области в 2004-2012 гг.

 

Год

Численность образовательных учреждений, единицы (yt)

yt-1

 

 

yt-12

yt yt-1

yt2

Выровненные

уровни ряда (

)

2005

2522

2037

4149369

5137314

6360484

1994

2006

2439

2522

6360484

6151158

5948721

2080

2007

2192

2439

5948721

5346288

4804864

2164

2008

2154

2192

4804864

4721568

4639716

2248

2009

2116

2154

4639716

4557864

4477456

2332

2010

2098

2116

4477456

4439368

4401604

2416

2011

2085

2098

4401604

4374330

4347225

2500

2012

2037

2085

4347225

4247145

4149369

2586

Итого:

17643

17643

39129439

38975035

39129439

18320

Информация о работе Тюменская область