Технология внутреннего молодежного туризма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 16:15, аттестационная работа

Описание работы

В наши дни передвижение людей в туристских целях охватило все страны земного шара, и благодаря этому контакты между людьми из разных стран стали повседневной реальностью. В результате – сейчас туризм является одним из самых динамично развивающихся видов международного бизнеса.
Туристские компании обеспечивают быстрое перемещение в любой конец света, позволяя решать деловые вопросы; большая часть путешествий связана с потребностями людей в релаксации и улучшении здоровья, в удовлетворении познавательных потребностей.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..3
Глава 1 Молодежный отдых как разновидность социального
туризма
1.1 Основные понятия социального туризма……………………….5
1.2 История развития молодежного туризма………………………..6
1.3 Молодежный туризм в СССР………………………………………8
1.4 Современное состояние молодежного туризма в России………10
Глава 2 Особенности организации молодёжного отдыха
2.1 Особенности молодежного туризма……………………………….12
2.2 Международное Студенческое Удостоверение ISIC……………13
2.3 Транспорт для путешествующей молодежи……………………..14
Глава 3 Особенности выбора средств размещения при
организации молодежного туризма
3.1 Средства размещения эконом-класса…………………………….17
3.2 Ассоциации и объединения хостелов……………………………...19
3.3 Развитие хостелинга в России……………………………………...20
Заключение……………………………………………………………..27
Приложение…………………………………………………………….28
Библиографический список………………………………………….29

Файлы: 1 файл

курсовая работа липенский.doc

— 452.00 Кб (Скачать файл)

В целом, вовлечение рабочих в туризм не было изначально связано с социалистической идеологией. Туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. При этом социальному туризму нередко были присущи черты филантропической деятельности на принципах христианской морали. Вместе с тем, такой туризм имел ряд существенных особенностей, отличавших его от коммерческого туризма того времени, как в плане познавательных интересов его субъектов, так и по предпочтительным формам туристских услуг, выбор которых предопределялся требованием дешевизны. Судя по всему, в познавательном плане субъектов социального туризма (в том числе рабочих) интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу, а социальные принципы туризма способствовали развитию различных форм некоммерческого международного туристского обмена. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны. С ростом классового самосознания участники рабочего туристского движения начинают осознавать себя, прежде всего представителями своего класса и противопоставляют свои путешествия традиционному познавательному или развлекательному туризму.

Таким образом, складывалась новая  традиция рабочего туризма, с особой структурой мотивов и туристских предпочтений, отличных от прочих традиционных видов туризма, сформировавшихся в русле культуры «третьего класса».

Самый пик развития социального  туризма в нашей стране приходится на 30-е и 60-е годы двадцатого века, когда функционировало большое число туристических клубов и секций по всей стране. Для студентов и работающих молодых людей было доступно во время очередного отпуска отправиться в любой уголок страны [21, с.35].

 

 

 

1.3 Молодежный туризм  в СССР

 

Рассмотрим этапы развития молодежного туризма в СССР.

Туристско-краеведческая деятельность за период с 1918 по 1928 годы была сосредоточена  во внешкольных учреждениях и  проводилась в форме многодневных (6-10 дней) экскурсий, путешествий, так  называемых «кочёвок». Главной их тематикой  было изучение естественноисторических дисциплин, сельскохозяйственного труда и кустарных промыслов. Примечательно, что уже в 1918 г. в Наркомпросе организуется специальное бюро школьных экскурсий.

В конце 20-х годов XX века Обществом  пролетарского туризма и экскурсий был объявлен Всесоюзный исследовательский поход «За сырьем для станков пятилетки», в котором приняли участие большое количество групп юных туристов.

В тридцатые годы XX в практике многих советских педагогов значительное место занимали туристские походы и экскурсии. Интересен опыт А.С. Макаренко, который широко применял коллективные походы в целях воспитания. Выдающийся педагог использовал походы как стимул, как подарок коллективу за успехи учебного и трудового года. Анализируя опыт туристской работы в коммуне им Ф. Э. Дзержинского, Макаренко считал, что нет лучшего метода образования и развития молодёжи, чем летние экскурсии и походы, ежегодно устраивая их для своих воспитанников [15, с.89].

В 1940 году был издан приказ Наркома  просвещения РСФСР «О детском туризме». В школах были созданы клубы юных туристов. Туризм и экскурсии преследуют, прежде всего, общеобразовательные задачи и в самой своей организации несут элементы физической закалки и подготовки будущего бойца. За 1940 г. к участию в походах была привлечена 261 тысяча школьников. В начале 1941 года была объявлены Всесоюзные экспедиции пионеров и школьников по местам боевой славы гражданской войны и по изучению малых рек.

В годы Великой Отечественной войны  туристско-краеведческая деятельность школьников была направлена на помощь фронту и тылу. Дети собирали дикорастущие полезные растения, записывали биографии героев Великой Отечественной войны, помогали семьям фронтовиков и инвалидов.

После войны и в начале 50-х  годов детский туризм стал массовым. Многие учителя - бывшие фронтовики - организовывали походы по местам сражений, приобщали детей к славе и подвигу нашего народа. Именно в это время многие учителя стали использовать туризм как эффективное средство воспитания и обучения.

В середине 60-х годов берёт своё начало Всесоюзный поход «Дорогой славы отцов». Первый Всесоюзный слёт участников похода по местам революционной, трудовой и боевой славы состоялся 19 сентября 1965 года в крепости-герое Бресте. В походе приняли участие более трех миллионов человек. Во время походов сооружались памятники погибшим, приводились в порядок места захоронений, устанавливались имена тех, кто погребен в братских могилах. Было проведено 11 этапов похода. Всесоюзные слёты проводились в Москве, Ленинграде, Киеве, Ульяновске, Волгограде, Иванове, Минске, Ереване. Последний, 12-й слет проходил уже под другим названием.

В 70-е годы получила продолжение  практика проведения Всесоюзных экспедиций пионеров и школьников. Была объявлена  Всесоюзная экспедиция «Моя Родина - СССР» [3, c.55].

С целью развития молодёжного  международного туризма в июне 1958 г. образовалось международное молодёжное бюро “Спутник”. Бюро занималось вопросами  обмена молодёжными группами СССР с  другими странами. Однако в период с 1960 по 1970 года в зарубежные поездки выезжали лишь 0,4% граждан СССР.

В 60-е годы XX века развитие туризма в этот период происходило  в соответствии планами, выполнение которых было обязательно. Они разрабатывались  на длительные сроки (5-10 лет) и утверждались высшими органами по туризму. Нормативные показатели планов, которые брались за основу при развитии туристской индустрии и обслуживания, подлежали жёсткому контролю.

Туризм использовался  как средство воспитательного воздействия  на молодое поколение. Так, в 1970-х  годах проводились всесоюзные походы и экспедиции школьников и молодёжи. Цели таких массовых туристских предприятий состояли в воспитании патриотизма, экскурсионно-краеведческой работе, спортивной тренировке и закалке.

С этого времени начали внедряться новые формы отдыха: некоторые турбазы стали принимать родителей с детьми. Увеличился ассортимент туристских услуг в туристских хозяйствах.

В период 1980-1992 гг. постепенно росла материально-техническая база лечебно-оздоровительного туризма, появились  новые гостиничные комплексы в крупных городах страны (“Измайлово” и “Салют” в Москве, “Турист” в Пскове, “Велинград” в Кисловодске и др.), получили распространение новые виды обслуживания – семейный отдых и курсовочное лечение. При курсовочном лечении отдыхающие проживали в квартирах и домах частного сектора, а курс лечения и оздоровления получали в санатории. Рекреационное обслуживание было хорошо развито на базе санаториев, а также домов отдыха.

Основными чертами административно-нормативного периода являются: развитие туризма  в условиях жёсткого нормирования и планирования; распространение новых форм обслуживания (семейный отдых, курсовочное лечение); создание крупных и комфортабельных гостиничных комплексов; создание научной основы изучения туризма [25, с.25].

Организовывались и морские экскурсии по Черному морю, по Японскому морю и Охотскому, по Белому, Баренцеву, Красным морям. Массовый характер в 80-е годы приобрели авиационные тур маршруты. Более 160 бюро пользовались услугами авиации, что позволило отдыхать ежегодно 2 млн. человек.

Для решения вопросов молодежного международного обмена в июне 1958 года было создано Бюро молодежного международного туризма "Спутник".

Перестройка второй половины 80-х годов в конечном итоге  привела к распаду СССР и развалу  единой туристско-экскурсионной системы Советского Союза. Начался процесс создания независимых государств, а также национальных туристско-экскурсионных организаций.

С 1990-года период развития российского туризма характеризуется  переходом от административного  регулирования туризмом к экономическому стимулированию, основанному на новых российских законах, касающихся как предпринимательства и рынка в целом, так и туристской деятельности в частности.

С 1992 г. в Российской Федерации  осуществляется программа туристско-краеведческого движения «Отечество», пришедшая на смену экспедиции «Моя Родина - СССР» [13, с.56].

 

1.4 Современное  состояние молодежного туризма  в России

 

Формирование российского  туристского рынка началось с 1990 г. Одновременно шли три процесса - это распад предприятий старого типа (экскурсионных бюро, бюро путешествий); создание новых предприятий, которые впоследствии стали называться туроператорами и турагентами; модификация старых туристских предприятий путем перестройки на разработку туристского продукта, имеющего спрос у российского потребителя.

На первой этапе развития рынка разрабатывались в основном выездные туры. Многолетний дефицит  выездного туризма в СССР сформировал  спрос на внешний туристский продукт. Некоторые страны ввели ряд мер  по привлечению российских туристов: безвизовый въезд в страны бывшего социалистического содружества (Чехия, Венгрия, Болгария и др.); упрощение визовых формальностей в Германии, Италии, Испании; экономические туры для российских туристов в некоторые станы.

Происходящие в России рыночные преобразования глубоко отразились на всех сферах жизнедеятельности общества и особенно на уровне и качестве жизни большинства населения страны, в т.ч. молодежи. Высокие социальные издержки переходного периода, обусловленные структурным кризисом в экономике, пассивной ролью органов власти в реформировании системы управления собственностью и формирование современной модели социально-трудовых отношений в обществе, несовершенной государственной нормативно-правовой базой и нестабильностью налоговой политики, неспособностью социальной сферы адекватно реагировать на изменение потребностей людей, привели к существенному ослаблению жизнеобеспечения общества и замедлению воспроизводственных процессов.

Развитию туризма был  нанесен существенный урон из-за ситуации, сложившейся в России вследствие экономического кризиса в августе 1998 года. Многие фирмы переключились на разработку продукта для внутреннего и въездного туризма. Это дало возможность приостановить процесс банкротства туристских фирм и частично перераспределить сегменты на внутренний и выездной туризм [12, с.23].

На сегодняшний день в мире сложилась целая инфраструктура молодёжного туризма. Определенное развитие она получила и в Российской Федерации. В государстве действует  цепочка молодёжных хостелов, а также предоставляются скидки для молодёжи на предприятиях питания, на транспорте и в других учреждениях. Ею пользуются студенты из Европы, Азии и Америки.

В России ежегодно проводится форум «Селигер», на котором молодежь со всей страны может проявить себя в самых разных сферах деятельности- от политики и предпринимательства, до ораторского искусства и туристических навыков.

Так же продолжают функционировать  различные кружки и секции по активному  туризму. В ВУЗах, где студенты учатся на специалистов социально- культурного сервиса и туризма, организуются различные поездки, походы и экскурсии, как по нашей стране, так и за рубежом.

Однако современное  состояние системы молодежного  туризма в России все же не удовлетворяет  международным требованиям и  требует пристального к себе внимания.

 

                                               

 

Глава 2

 

Особенности организации  молодёжного отдыха

 

Интересный отдых каждый понимает по-своему. Легкомысленный молодежный отдых отличается от веселого детского или неспешного и расслабленного для людей среднего и старшего возраста. Море, пляжи, новые интересные знакомства, развлечения с утра до ночи и с ночи до утра – нормальный ритм почти каждого молодого человека.

Эта группа на начальном  этапе сильно зависит от родителей, и, как правило, путешествует в эконом- сегменте. А вот студенты — наиболее активно подрабатывающая группа: большинство из них имеет опыт подработок. Разумеется, для них самой важной деятельностью является учеба, что существенно ограничивает возможности устройства на основную работу.

Студентов называют вечно  бедными, но дело не всегда в количестве денег, а в умении ими распоряжаться.

Что же является важным для планирования молодежного путешествия? Здесь стоит отметить довольно толерантный характер путешествующих по отношению к уровню комфорта в типе транспортировки и средствах размещения. Молодые студенты готовы ехать третьим классом, жить в маленьком номере с минимальной обслугой, питаться в местной столовой или же вообще готовить самим. От сюда одна из особенностей формирования молодежного тур - пакета [23, c.25]

 

 

2.1 Особенности  молодежного туризма

 

Существуют важные отличия  между молодежным и студенческим туризмом, и привычных путешествий группами.

Самое главное в подобных случаях это состав группы – не нужно объединять в одном пансионате или автобусе людей разных возрастных категорий, потому что люди старшего возраста и студенты отдых представляют по-разному. Молодежная группа должна состоять из туристов от18 до 35 лет. Дети с родителями и пенсионеры должны распределяться в другие группы.[19, c. 45]

Информация о работе Технология внутреннего молодежного туризма