Современные этнические процессы в Северной Америке

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 19:59, реферат

Описание работы

Соединенные Штаты создавались на основе английских колоний. Первоначальным ядром американской нации были англичане и выходцы из Ирландии и Шотландии. Но вместе с тем большую роль в этом процессе сыграли выходцы из других стран «западной Европы, а с конца XIX в.— и из Восточной Европы и отчасти Азии. В колониальный период шло слияние населявших английские колонии иноязычных элементов — шведав, немцев, голландцев и многих других с английскими поселенцами.

Файлы: 1 файл

Современные этнические процессы в Северной Америке.docx

— 39.78 Кб (Скачать файл)

4)Этническая ситуация  в Канаде.

В XXI веке этническая проблематика становится всё более актуальной: усиливаются глобализация и международные  интеграционные процессы, а значит и возрастает человеческая мобильность. В связи с чем, особенно интересно  проследить развитие этнической ситуации в Канаде – одной из самых многонациональных  стран мира, выработавшей и претворяющей в жизнь уникальную этнополитическую доктрину мультикультурализма.Целью данной статьи является охарактеризовать этническое развитие Канады в начале нового XXI века. Для реализации данной цели были поставлены такие задачи, как сбор релевантной статистической информации, ее обработка и предоставление аналитического комментария, посредством которого можно выявить основные тенденции развития этнической ситуации в данной стране.В статье были использованы такие официальные письменные источники, как Перепись населения Канады за 2006 г., (доступные на текущий момент времени данные) Переписи населения Канады за 2011 г., а также иная официальная документация по этнической ситуации Бюро статистики Канады (Canada Statistics) и Министерства гражданства и иммиграции Канады (Citizenship and Immigration Canada).Согласно последним данным, в Канаде проживает 35,002, 447 чел. C 2006 г. по 2011 гг. население страны выросло на 5.9%, что несколько превышает рост населения в предыдущий период с 2001 г. по 2006 г. – 5.4% соответственно. Это свидетельствует о медленном, но постепенном увеличении численности населения Канады, что можно связать не только с иммиграционным фактором, но и с небольшим увеличением естественного прироста. Тем не менее, плотность населения в стране по-прежнему остается невысокой, поскольку на второй после России по площади канадской территории проживает непропорционально маленькое число людей.Канаду справедливо считают одной из самых регионализированных держав мира: провинции страны играют большую роль в федеральной системе и отличаются особой степенью самостоятельности, а также уникальными социокультурными характеристиками. Человек, проживающий в Канаде, часто идентифицирует себя с определенной провинцией в первую очередь, и только потом с федерацией в целом. Принимая во внимание вышеуказанное обстоятельство, необходимо отметить такую величину, как распределение населения в Канаде по провинциям. Несмотря на то, что по итогам переписи 2011 г. численность населения во всех провинциях претерпела изменения в сторону увеличения, конкретные показатели отличаются между собой: так, минимальный рост населения был зафиксирован в провинциях Онтарио Нунавут и в Северо-Западных территориях (везде ниже среднего показателя по стране в 5.9% ). И если в последних двух провинциях ввиду своих этнокультурных особенностей (это регионы преимущественно автохтонного населения) сурового климата, удаленности и недостаточной освоенности более низкие показатели вполне объяснимы, то для провинции Онтарио это более непредсказуемое развитие событий. Несмотря на въезд в провинцию около 96 тыс. мигрантов в период с 2006 по 2011 г., для Онтарио вышеуказанный показатель является самым низким с 1986 г. Это можно объяснить перенаселенностью данного региона и перенасыщением рынка труда. Сегодня самыми популярными для внутренней и внешней миграции в Канаде являются западные и некоторые восточные провинции, которые уже обладают достаточной степенью освоенности, но вместе с тем предлагают новые геоэкономические и культурные возможности, незанятые ниши на рынках труда и капиталов. Закономерно, что это позитивно отражается на динамике роста численности населения: так, самые большие аналогичные показатели зафиксированы в западных провинциях Альберта (10, 7%), Британская Колумбия (7%), Саскачеван (6,7%), Юкон, Манитоба (чуть выше среднего показателя в 5,9%). Из восточных провинций можно назвать приатлантические Ньюфаундленленд и Лабрадор, Новую Шотландию, где впервые с 1986 г. был зафиксирован прирост населения как таковой. А население провинции о. Принца-Эдуарда увеличилось за счет существенного притока иммигрантов: 8,100 чел въехали в провинцию в период с 2006 .по 2011 г. по сравнению с 1100 чел в 2001-2006 гг. Это свидетельствует об иммиграционной привлекательности данных регионов, причина которой была озвучена выше. В целом, можно сделать вывод о том, что сегодня, в начале XXI века население западных провинций Канады несколько превышает население провинций восточных: 30,7 и 30, 6% соответственно. Бурный экономический рост западных провинций, а особенно провинций Степного региона (Саскачеван, Манитоба, Альберта), скорее всего, и дальше будет способствовать повышенной привлекательности этих регионов как для населения Канады, так и для потенциальных иммигрантов. Таким образом, можно предположить, что демографическая диспропорция между восточными и западными провинциями продолжит расти в сторону последних.

 

Увеличение населения, несомненно, является одним из доминантных факторов, влияющих на непосредственно этническую картину. Это тем более актуально  для Канады – одной из самых  многонациональных стран мира, взявшей  на вооружение доктрину мультикультурализма. Разработанная еще в 1971 г. правительством П.Трюдо, официальновключенная в Канадскую хартию прав и свобод 1982 г. и оформленная как законодательный акт в 1985 г., доктрина мультикультурализма превратилась в уникальный инструмент этнической политики, не имеющий мировых аналогов. Политика мультикультурализма провозглашает всяческое содействие представителям этнокультурных групп в сохранении и усилении их самобытности, помощь в интеграции в канадское общество, способствование творческому культурному обмену и освоению двух официальных языков. В то же время осуществляется содействие сохранению и других языков канадских этнокультурных групп как неотъемлемой части их культуры. Таким образом, мультикультурализм признает этнический и культурный плюрализм в Канаде как одну из фундаментальных ценностей канадского общества Принцип «единство в многообразии» или «этнокультурной мозаики» объявляется системообразующим для канадской идентичности.Мультикультурализм призван противостоять обезличенной массовой культуре потребления. Безусловно, что подобные установки как способствуют популярности Канады у потенциальных иммигрантов, так и фактически позволяют канадскому правительству превратить фактор иммиграции в фундаментальный для последующего развития страны, активно использовать его для решения внутриполитических и внешнеполитических задач. Таким образом, современную Канаду и такой её аспект, как этническое развитие, невозможно сегодня представить без доктрины мультикультурализма и стимулируемой ей благоприятной иммиграционной политики.Вышеозначенное подтверждает и статистика. Так, уже в 2006 г. в Канаде проживали представители более 200 этнических групп. Что касается этнической самоидентификации, то здесь можно отметить две параллельно развивающиеся тенденции: с одной стороны, ввиду растущего этнического многообразия страны, 41, 6% населения указывают на свое мультиэтничное происхождение, что несколько выше аналогичных показателей в 2001 г. и 1996 г. (38,2 % и 35,8% соответственно). Наиболее распространенными вариантами происхождения являлись: английское, французское, шотландское, ирландское, немецкое, итальянское, китайское, индейское и украинское. Тем не менее, 32,2% населения указали на свое происхождение как на «канадское». Это свидетельствует о том, что концептуальная мультикультурная политика через идею «этнокультурной мозаики» в то же время создает и распространяет канадскую культуру, канадскую идентичность со своей системой ценностей. Ожидаемо, что в XXI веке процент «канадцев» будет расти.Отдельную, очень значимую роль сегодня в этническом развитии Канады играют представители так называемых «видимых меньшинств» (visible minorities) – т.е. представители неевропейских этносов, отличные по своим фенотипическим признакам (цвет кожи, разрез глаз и т.д.). Именно «видимые меньшинства» составляют большую часть канадских иммигрантов: с 2001 г. – до 75% иммигрантов, в 1996 г. – 72-74% . Вполне вероятно, что этот показатель будет постепенно медленно расти и дальше.В настоящее время в Канаде проживает 5,068,100 представителей «видимых меньшинств», что составляет 16, 2 % от общей численности населения страны13. Это на 5% больше, чем во второй половине 1990-х гг. Общий рост численности «видимых меньшинств» в Канаде составил 27%, что в 5 раз превышает темпы роста населения страны в целом. Подавляющее большинство представителей «видимых меньшинств» оседает в крупных городах (95,9 %), среди которых самым популярным является Торонто. В городах меньшинства нередко проживают в своеобразных этнических «communities» и открывают центры, посвященные родной культуре. Подобные центры пользуются большой популярностью в Канаде и патронируются властными органами, поскольку отвечают проводимой политике мультикультурализма. В частности, поддержка осуществляется посредством развития и финансирования этнических СМИ, культурных мероприятий – например, организацией так называемых «месяцев наследия» того или иного этноса.Наиболее многочисленным «видимым меньшинством» в Канаде, в начале XXI века являются представители народов Южной Азии: восточноиндийского (69%), пакистанского (9,3%), шри-ланкийского (7,8%), панджаби (4,1%), тамильского (2,7%) и бенгальского (1,8%) происхождения. Это совершенно новая тенденция, наблюдаемая в современной картине этнического состава Канады. Если раньше самым обширным «видимым меньшинством» в стране являлись китайцы, а за ними афро-канадцы, то в XXI веке акценты сместились. Сегодня иммиграционные потоки из Китая в Канаду по-прежнему стабильны, но по своей интенсивности уступают предыдущим периодам. Многие канадские китайцы становятся таковыми не столько в результате прямой иммиграции, сколько в качестве представителей новых поколений, потомков некогда иммигрировавших предков. Популярность Канады у южноазиатских иммигрантов во многом объясняется тем, что им зачастую не приходится выдерживать традиционного конкурентного отбора. Для представителей неспокойных бедных регионов в Канаде существует особая программа помощи беженцам, гарантирующая мягкий иммиграционный режим. Участниками данной программы и становятся представители южноазитских этносов.Таким образом, вслед за южноазиатскими «видимыми меньшинствами», вторую позицию по численности в Канаде занимают китайцы, третью – афро-канадцы. Примечательно, что 52% «афро»-канадцев имеют не африканские, а карибские корни. Среди латиноамериканцев, которых в Канаде также относят к «видимым меньшинствам», по данным переписи, больше всего испаноязычных представителей. Самыми многочисленными «видимыми меньшинствами» из Юго-Западной Азии в Канаде являются ливанцы и иранцы.Важным показателем «мозаики», «единства в многообразии», можно обозначить также количество смешанных браков. Суммарно смешанных браков (зарегистрированных и гражданских) на 2006 г. в Канаде насчитывалось 289 400, что на 33% больше, чем в 2001 г. Среди всех канадских браков смешанные составили 3, 9%, что превышает количество оных в 2001 и 1991 гг. (3,1 % и 2,6% соответственно). Таким образом, можно прогнозировать дальнейшее увеличение в Канаде числа смешанных браков.Несмотря на то, что, как уже было сказано выше, каждая провинция Канады характеризуется пестрым этническим составом, стоит отдельно отметить особые этнокультурные образования – этническое сообщество франкоязычной провинции Квебек и территорий автохтонного населения – провинций Нунавут, Юкон и Северо-Западных территорий. Несмотря на то, что по-прежнему большую часть населения Квебека составляют франко-канадцы, в 2006 г. получившие статус особой нации «квебекуа» (quebecois), в провинцию въезжает всё большее число иммигрантов из франкофонных стран, образующих в Квебеке свои анклавы «видимых меньшинств», из них 90% обосновываются в Монреале. Сегодня, в начале XXI века в провинции проживает 188 000 афро-канадцев, что на 23, 5% превышает показатели за 2001 г. , из них 52, 5% имеют гаитянское происхождение, около 27% - африканское. Также в Квебеке за последний период на 48% увеличилось число арабских «видимых меньшинств», представители которых происходят из Алжира, Марокко и Туниса, и на 50, 4% стало больше латиноамериканцев, в основном родом из Перу, Сальвадора, Мексики, Колумбии. Данные тенденции обещают быть долгосрочными, так что судя по всему в XXI веке этнический состав Квебека продолжит дифференцироваться и усложняться, количество франко-канадцев будет постепенно потесняться представителями франкоязычных «видимых меньшинств».Что касается провинции Нунавут и Северо-Западных территорий, а также Юкона, то в данном регионе по-прежнему доминируют представители автохтонных народов, преимущественно индейцы. На Юконе они составляют 51,5 % населения. В Северо-Западных территориях , 9% населения являются инуитами, однако треть в рамках переписи 2006 г. указала на своё происхождение как на английское. 84% населения провинции Нунавут являются инуитами, 14,5 % имеют английское происхождение. Здесь не произошло значительных изменений в этнической структуре региона за последний период. Тем не менее, в XXI веке даже в северных провинциях коренных народов можно зафиксировать проникновение малочисленных представителей «видимых меньшинств»: так, в данном регионе в 2006 г. уже проживала 1000 филиппинцев и 700 китайцев. Это свидетельствует не только о медленном, но постепенном освоении северных провинций, но и о той серьёзной роли, которую сегодня в этнической картине Канады играют «видимые меньшинства» и которую они, несомненно, всё больше станут играть в будущем.Таким образом, мы кратко рассмотрели основные тенденции современного этнического развития Канады – одной из самых многонациональных стран мира, чей опыт не только отражает, но и предвосхищает парадигму XXI века – века этнического многообразия и последующей суперэтничности.

 

 

 


Информация о работе Современные этнические процессы в Северной Америке