Современная картографическая подготовка школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

 

5.2 География. Материки и океаны, 7 класс

 

В курсе географии  седьмого класса предусматривается  знакомство учеников с картами материков  и океанов, где более подробно рассматриваются картографические проекции и система условных знаков. Для данного курса, учащиеся пользуются учебником для седьмого класса общеобразовательной школы, автором которого является А.С. Бейсенова. В начале изучения новой темы, ребятам предлагаются вопросы из курса физической географии, они должны вспомнить, в чем отличие географической карты от плана местности, что такое масштаб, какие виды масштабов существуют и какие бывают искажения на карте.

В курсе географии  материков и океанов рассматриваемым  вопросом являются картографические проекции. Из предыдущего курса учащимся известно, что выпуклую поверхность Земли нельзя развернуть в плоскость без искажений. Напомнив об этом, учитель указывает, что перенести выпуклую поверхность на плоскость-карту нельзя произвольно, нужно подчиниться определенным математическим законам [38]. Способы изображения земной поверхности на плоскости носят название картографических проекций. Проекции могут быть самыми различными, в зависимости от них и на бумаге будут получаться различные по внешнему виду и характеру искажений картографические сетки. По виду перенесения на поверхность плоскости рассматривают проекции: цилиндрические, конические, поликонические и азимутальные. В зависимости от величины и характера искажений различают: равноугольные, равновеликие и произвольные проекции. Рассматривая картографические проекции, учителю следует иметь в виду, что в дальнейшем опыт учеников и знания об этих проекциях могут быть использованы и углублены в курсе геометрии. Усвоению сущности конических проекций содействует также курс черчения.

Следующим вопросом является система  условных знаков. Условные знаки – это основное средство изучения карты. Они обозначают не только места географических объектов, но и их структуру, а также полностью описывают качественные и количественные стороны объектов. Система условных знаков на карте по мере их использования делится на несколько видов: масштабные (контурные) внемасштабные и линейные.

При изучении географии материков  и океанов ученики будут использовать множество карт. Поэтому очень  важно знать содержание карт и  уметь различать их виды. В зависимости  от содержания географические карты делятся на общегеографические и тематические. Также в учебнике дается группировка карт по следующим признакам: по территориальному охвату (карты полушарий и мира, карты Мирового океана, карты материков и их частей и т.д.), по масштабу (мелко-, средне- и крупномасштабные карты), по содержанию (общегеографические и тематические карты), по назначению (научно-справочные, учебные и т.д.). В 7 классе вводится понятие «комплексная карта». Ведь большинство карт, используемых в школе, являются комплексными, т.е. отображающими комплекс взаимосвязанных объектов и явлений.  В конце параграфа даны вопросы и задания для закрепления данной темы.

 

5.3 География. Общий обзор.  Страны СНГ, 10 класс естественно-математического  направления

 

Также картографические вопросы даны в учебнике для десятого класса естественно-математического направления общеобразовательных школ, автором которого является А.С. Бейсенова. Тема носит название «Изображение Земли на карте». Данная тема посвящена закреплению и углублению картографических знаний и умений, которыми учащиеся были обучены в предыдущих классах. В первом вопросе параграфа рассматривается значение географических карт.  Здесь ученики должны четко уяснить, для каких целей предназначены карты, в какой области они применяются.

Следующей темой является свойства географической карты. Вначале учитель  разъясняет, что основу карт составляет совокупность картографического изображения, математическая основа, вспомогательные  средства и дополнительные сведения. В учебнике помещены схемы элементов общегеографических и тематических карт. Эти схемы требуют от учителя пояснения и рассмотрения элементов по картам для лучшего усвоения. Сами же схемы здесь составлены с грубыми ошибками (Приложение А, рисунок А.1). Структура их дана запутанно. Лучше дать единую и более простую схему для географических карт (Приложение А, рисунок А.2).

В тексте учебника наряду с тематическими вдруг появляются специальные карты без определения  этих карт. В данной теме программой предусматривается знакомство с основными способами изображения явлений на картах (условные специальные знаки, качественный фон, изолиний и линий движения). Со способами изолиний и линий движения учащиеся практически уже знакомились в предыдущем курсе географии. В десятом классе знания учащихся об этих способах обобщаются и дополняются новыми данными. Они усваивают понятие об изобарах – линиях, соединяющих места с одинаковой величиной атмосферного давления. Здесь нужно уяснить общее определение, что изолинии - это кривые, соединяющие на карте места с одинаковым количественным показателем данного явления. Также здесь рассматривается способ качественного фона – это способ показа качественных различий какого-нибудь явления на картографируемой территории, которые передаются путем раскраски в разные цвета [24]. Также в этой теме ребят знакомят с другими картографическими изображениями - это рельефная карта, фотокарта, карта-транспарант, глобус, атлас.

В разделе «Картография и её части» дается общее определение картографии, как науки об отображении явлений природы и общества на географических картах и других картографических произведениях. Картография по структуре представляет собой целую систему, её важнейшие составные части – это картоведение, картографическая информатика,  математическая картография, картометрия, проектирование и составление карт, оформление, издание карт и их использование. Картография тесно связана с другими науками, с естественно-математическими и техническими.

Но существующие до сих пор недостатки в картографической подготовке школьников, в значительной мере обусловлены некоторой недооценкой межпредметных связей.

В школе по устоявшейся  традиции обеспечение картографической подготовки учащихся возложено исключительно  на курс географии. Между тем специфика картографических знаний и умений такова, что многие из них могут быть связаны с курсами математики, черчения и истории. Это комплекс вопросов по усвоению математических элементов карт (геометрия и черчение), работа со специальными картами (курс истории), развитие графической культуры учащихся (черчение) и т.д. [37].

Следующая тема называется «Картографические проекции».  Здесь  ученики углубляют свои знания о  видах искажений на карте, т.е. на карте возникают четыре вида искажений, которые называются искажениями длины, площади, угла и формы. Искажения на картах зависят от проекции. В соответствии с характером встречающихся на карте искажений известны такие виды картографических проекций, как равноплощадные, равноугольные, равнопромежуточные и произвольные проекции.  Также согласно вспомогательным геометрическим поверхностям, используемым для перенесения на плоскость географических объектов, и особенностям картографической сетки проекции делятся на цилиндрическую, коническую и азимутальную.

В 7 классе рассматривают  и поликоническую проекцию, используемую для карт мира. Значит здесь обнаруживается несогласованность подаваемых материалов в разных классах. Нужно отметить, что характер  и степень искажений на картах можно определить сравнением картографической сетки карты с градусной сеткой глобуса. Это наиболее доступный и простой в понимании метод изучения искажений.

В курсе десятого класса предусматривается дальнейшее изучение топографических карт, которое было начато в курсе шестого класса. Здесь учащиеся должны, прежде всего, усвоить, что по содержанию эти карты - типичные общегеографические. В отличие от мелкомасштабных общегеографических (обзорных) карт они характеризуются значительной полнотой и геометрической точностью.

При изучении других особенностей топографической карты следует также опираться на сравнение с мелкомасштабными картами или с глобусом. Это в первую очередь относится к изучению геометрической сущности листов топографической карты и их рамок. Обобщая сведения о топографических картах, полезно отметить общие принципы их сходства и различий с мелкомасштабными картами и глобусами. В отличие от мелкомасштабных карт эти карты практически не имеют искажений за счет кривизны Земли. И в этом отношении они сходны с глобусами, на которых указанные искажения вообще отсутствуют. Но с другой стороны, глобусы и мелкомасштабные карты существенно отличаются от топографических карт тем, что передают географическую действительность с очень большими обобщениями [27].

Следующим вопросом является определение азимута по картам, потому что ориентироваться по карте – это значит распознавать приведенные на ней географические объекты, а самое главное, различать общее направление – ориентацию. В учебнике даются новые понятия как истинный азимут, магнитный азимут, магнитное склонение очень запутано.

В вопросе «Рельеф  местности на мелкомасштабных географических картах», уделяется внимание тому, что  на мелкомасштабных картах рельеф обычно изображается с помощью послойной  окраски и горизонталей. Каждая горизонтальная линия ограничивает ступени одной определенной высоты, и чтобы они были четкими и наглядными, промежутки горизонталей обозначаются различными оттенками.

Завершающей темой в  данном разделе является вопрос на размышление и на развитие логики у учеников, «Какими должны быть карты двадцать первого века?». Большое внимание здесь уделяется тому, что в данное время с помощью компьютера составляются различные электронные карты, атласы и учебники, а также системы географических игр, обучающих детей знаниям в процессе игры. В этом отношении особое место занимает система Интернет.

При изучении географии  в 11 классе общественно-гуманитарного  направления даётся представление о картах – анаморфозах.

Таким образом, картографические вопросы в школьном курсе географии выносят отдельными темами, а также развивают картографические знания и умения при изучении других тем, в основном при работе с картой.

Главной целью изучения картографических вопросов в школьном курсе по географии является формирование картографической грамотности школьников.

Эта цель реализуется в процессе выполнения основных задач:

  1. дать знания об особенностях изображения земной поверхности на основных видах изображений: планах местности, глобусе, географических картах;
  2. обучить умению работать с картографической информацией:
  • определять направления на планах местности, глобусе и различных видах географических карт;
  • определять расстояния на планах местности, топографических картах, а также примерную протяженность географических объектов на мелкомасштабных географических картах;
  • определять географические координаты объектов, а также объекты по их координатам на географических картах и глобусе;
  • определять высоты (глубины) территорий (акваторий) и географических объектов на планах местности и географических картах;
  • распознавать географические объекты и явления по условным знакам планов местности и топографических карт, а также способам картографического изображения на средне- и мелкомасштабных географических картах (навыки простого чтения картографических произведений);
  • создавать простейшие картографические произведения;
  • устанавливать связи и зависимости между отображаемыми на картах явлениями, обобщать сведения, полученные из картографических источников, на основе анализа содержания карт, делать выводы о явлениях, непосредственно на карте не обозначенных (сложное чтение картографических произведений);
  • составлять географические описания территорий, а также особенностей распространения природных и социально – экономических явлений по картографическим источникам;
  • составлять географические характеристики природных, социально – экономических и административных районов на основе анализа и сопоставления карт разной тематики;
  1. сформировать представление о роли картографии в изучении природы и управлении хозяйственной деятельностью;
  1. сформировать у учащихся определенный объем знаний о взаимном расположении, конфигурации и примерных размерах географических объектов на земной поверхности, указанных в списке географической номенклатуры, обязательной для запоминания («знание карты»).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 6  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ

 

Изучив и проанализировав  современное состояние картографической подготовки в общеобразовательных учреждениях, можно сделать следующие выводы:

1. Современные цели  общего среднего географического  образования, документы, отражающие  перспективные идеи его модернизации, предопределяют необходимость усиления  практической подготовки учащихся.

2. В наибольшей степени школьная программа по географии не соответствуют требованиям современного государственного образовательного стандарта системы картографических знаний и умений.

3. Современный уровень  развития картографической науки в наибольшей степени не отражен в программе.

4. Современные тенденции  совершенствования системы картографических знаний и умений еще недостаточно отражены в действующих учебниках географии, а также школьных географических атласах.

Таким образом, современный  этап развития картографической науки, требования, предъявляемые современным обществом к картографической подготовке выпускников общеобразовательных учреждений, предопределили необходимость разработки усовершенствованной системы картографических знаний и умений в школьной географии.

В качестве главных ориентиров при разработке содержания данной системы необходимо рассматривать основные положения работ выдающихся картографов, в первую очередь А.М. Берлянта, посвященных школьной картографии, а методика формирования картографических знаний и умений должна опираться на накопленный богатейший опыт методистов – картографов: Г.Ю. Грюнберга, М.В. Студеникина, Н.М. Яковлева и др., а также исследования, направленные на разработку приемов учебной работы с картами на уроках географии [13].

В результате проведенного анализа современного состояния картографической науки, а также выявления проблем формирования картографической грамотности учащихся общеобразовательных учреждений, изучение исторического аспекта данной проблемы, можно выделить цели и задачи картографической подготовки учащихся общеобразовательных учреждений, и в соответствии с ними предложить усовершенствованную систему картографических знаний и умений в школьных курсах географии.

Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников