Современная картографическая подготовка школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

В числе прикладных задач  географического образования в Проекте обозначены:

- умение самостоятельно работать с различными источниками географической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию, использовать ее для постановки географических вопросов и заданий и ответов на них;

  • умение в совершенстве пользоваться одним из "языков" международного общения – географической картой для поиска, интерпретации и презентации географической информации;
  • умение пользоваться современными информационными технологиями, обладать необходимой компьютерной грамотностью, приобрести начальные навыки моделирования и прогнозирования.

Углубление конструктивной составляющей школьной географии в Проект содержания географического образования в 12-летней школе, а также подходы к картографической подготовке, отраженные в государственном образовательном стандарте, свидетельствуют о переосмыслении роли картографии в школьном географическом образовании. Однако эти перспективные идеи еще не в полной мере нашли свое отражение в школьных программах и учебниках по географии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ

 

Преобладающее большинство знаний и умений по картографии, которыми должны овладеть учащиеся, можно отнести к области картоведения, так как они связаны с изучением содержания и  применением на практике уже изданных карт. Предметом картоведения является всестороннее изучение картографических произведений – их сущности, свойств, видов и истории развития картографии.

При изучении картографических тем в школе важнейшая задача состоит в том, чтобы полученные знания учащиеся могли умело использовать в работе с картами, как в самой школе, так и после её окончания. Это требование имеет принципиальное значение [34].

Изучение многих вопросов картографии, включенных в новые  программы, может оказаться в  той или иной мере формальным, оторванным от жизни. Именно такое положение  наблюдалось до сих пор в отношении тех немногочисленных элементов из области картографии, которые содержались в программах по географии.

К сведениям о карте, которые учащиеся получают в соответствующих  темах курсов 6-7 классов, нельзя относиться как к самостоятельным и законченным знаниям, их нужно развивать в последующих темах применительно к конкретным видам карт. Школьная программа по начальному курсу физической географии и соответствующие пособия предусматривают правильную ориентировку учителя на подведение учащихся шестых классов к пониманию картографического изображения: от местности к плану, от плана к карте. Переход же от плана к картам, особенно мелкомасштабным, учащимся очень труден, он часто остается неусвоенным, что неизбежно сказывается отрицательно на их представлениях о действительной местности при работе с картами [35].

Школьная география  должна дать учащимся знания для повседневного  пользования картографическими  материалами, и после окончания  школы, в любой работе.

5.1 Физическая  география, 6 класс 

 

В начальном курсе  физической географии учащиеся получают первоначальное представление о  картографическом обобщении и условности обозначений на картах по учебнику « Физическая география» для шестого  класса общеобразовательной школы, авторами которого являются А. Бирмагамбетова, К. Мамырова. С картографическими вопросами ученики шестого класса,  сталкиваются во втором разделе учебника «План и карта».

Первые темы, с которыми начинают ученики знакомство с картографией, -  это ориентирование на местности, измерение расстояний на поверхности Земли, изображение расстояний на бумаге. В начале каждой темы, даются вопросы и задания для использования опорных знаний.

По содержанию первой темы «Ориентирование на местности» ученики узнают  определение местоположения и направления движения с помощью компаса. Ориентироваться на местности - значит определить свое местоположение относительно сторон горизонта, окружающих местных предметов и форм рельефа.

Первый способ ориентирования на местности, который представлен в учебнике, это ориентирование по компасу, который помогает определить направления сторон горизонта. Также следует отметить здесь новый географический термин, азимут, с помощью которого определяют направление на какой-нибудь определенный предмет местности.

Вводится понятие «движение  по азимуту», ученики вычерчивают схему маршрутов по азимутам. Эту тему можно было связать со спортивным ориентированием, соревнования по которому проходят на  республиканском и международном уровнях.

Следующая тема «Измерение расстояний на поверхности Земли», в ней подразумевается нахождение расстояний на местности в зависимости от обстановки и характера решаемой задачи.

Одним из рассматриваемых в учебнике способов измерения является измерение расстояний шагами. Этот способ применяется обычно при движении по азимуту, составлении схем местности, нанесении на карту отдельных объектов и ориентиров.

Далее изучаемым вопросом и понятием является «масштаб», как постоянная величина в пределах плана или  карты. Если в дальнейшем сведения о переменном масштабе ученики получают без достаточного их практического закрепления, то, следуя с шестого класса представлению о постоянном масштабе, будут его переносить на все используемые в школе карты. Учащиеся могут воспринимать все буквально, не учитывая при чтении карт ни влияния искажений в передаче площадей, ни изменения очертаний материков. Вместе с тем, ученики уже шестого класса знакомятся с видами масштаба: числительным, именованным, линейным. Шестиклассники должны четко уяснить, что величина масштаба (как и любая дробь при одном и том же числителе) будет тем больше, чем меньше знаменатель, а применительно к словесному масштабу будет крупнее тот, у которого меньшее количество метров (километров) в 1 сантиметре [9]. Более прочно учащиеся усвоят этот материал, если он будет закреплен на уроках математики. Под масштабом карты следует понимать отношение длины отрезка на карте к длине горизонтальной проекции соответствующего ему отрезка на местности. Это уточненное определение масштаба учащиеся должны иметь в виду в последующей работе с топографическими картами и планами. 

После того, как ученики научились  ориентироваться на местности, определять с помощью компаса стороны  горизонта, определять азимут по компасу, самостоятельно чертить схему движения по азимуту, измерять расстояния, они переходят к новой теме «План местности». Понятие «план местности» является одним из ключевых понятий всей школьной географии, а умение читать план местности, формируемое в школе, имеет большую практическую значимость для учащихся. Ребят учат обозначать предметы местности на плане, они узнают общие черты, определяют местоположение предметов и точное  расстояние между ними. Рисунок учебника «Нанесение предметов местности на план» наглядно отображает проектирование точек объектов местности на плоскость.

Затем идет изучение языка карты, т.е. усвоение системы условных картографических знаков. Условные знаки планов в  учебнике от руки, не все знаки вычерчены, верно (родник, болото, огород), не соблюдается  цвет знака реки и оврага. Лучше они даны в атласе для 6 класса.

Также в этой теме начинается изучение изображения рельефа на картах, усваиваются  новые географические понятия: абсолютные и относительные высоты, нивелир, горизонтали. Выясняют, что для изображения  рельефа земной поверхности на плане необходимо знать высоты точек. На Земле имеются горы, возвышенности, низменности, и насколько они высоки или низки, можно узнать, сравнив их высоты относительно одинакового уровня.

При рассмотрении сущностей горизонталей на плане местности и топографической карте нужно использовать знания учащихся о проектировании предметов на горизонтальную плоскость. Это сложный вопрос для шестиклассников. Поэтому не совсем удачен для объяснения рисунок «Изображение холма горизонталями» в учебнике. Лучше использовать объёмные рисунки холма с последовательным заполнением водой ёмкости, куда помещена эта форма рельефа. В конце темы анализируется  и подводится значение плана местности в деятельности человека.

После того как были, получены знания о плане местности дается тема «Съемка простейшего плана местности», сначала проводится вводная подготовительная работа, а затем учеников учитель знакомит с полярным способом, который применяется для съемки плана небольшого участка. Далее идет рассмотрение способа перпендикуляров, с помощью которого удобно наносить на план объекты, близко расположенные к дороге. Также в учебнике дается способ обхода (маршрутная съемка), для съемки большой территории. В учебнике способ обхода объясняется как маршрутная съёмка местности, а не как отдельный способ получения планового положения объектов местности. Способ обхода заключается в том, что съёмщик идёт по снимаемому объекту (дороге, окраине леса и пр.) и определяет направление и длины прямолинейных отрезков этих объектов. Маршрутная съёмка предполагает использование различных способов съёмки: полярного, перпендикуляров, обхода и др. При завершении снятого плана проводится итоговая работа, где данные обрабатываются, проставляются необходимые условные знаки объектов местности и поясняющие надписи.

В курсе шестого класса учащиеся впервые знакомятся с особенностями  изображения Земного шара на плоскости  при изучении тем: «Глобус», «Переход от глобуса к карте». Они, прежде всего, уясняют сущность глобуса  как модели Земного шара (эллипсоида вращения) в очень мелком масштабе. Дальше изучаются географические координаты, как величины, определяющие положение точки относительно экватора и начального меридиана, состоящие из широты и долготы. В школах для учебных целей пользуются глобусами с масштабом от 1: 30 000 000 до 1: 83 000 000. Даже у самых крупных из них расстояние поверхности Земли уменьшено в 30 млн. раз. Поэтому глобус даже с самым крупным масштабом не может подробно показать поверхность Земли. Это является самым главным недостатком глобуса [6]. После того как из предыдущей темы получили знания о том, что глобус является моделью Земли и на нем наиболее точно в уменьшенном виде изображены материки и океаны, острова, полуострова и другие объекты переходят к изучению мелкомасштабной карты на плоскости.

Однако чтобы подробно изобразить всю поверхность Земли, необходим  очень большой глобус. Поскольку  таким огромным глобусом пользоваться практически невозможно, для изображения  земной поверхности и объектов на ней используют чертеж на плоскости – карту. Удобно пользоваться изображением Земли на плоскости, т.е. на картах, являющихся плоскими изображениями её поверхности. Эту в сущности простую, но очень важную особенность карты учащиеся должны хорошо уяснить при рассмотрении перехода от глобуса к карте. В таком случае каждую карту они должны научиться представлять не как плоскую, а как выпуклую или кривую поверхность.

У шестиклассников должно сформироваться наглядное представление о картах как о плоских изображениях  выпуклой земной поверхности. Учителю необходимо объяснить, что при распластывании поверхности глобуса (земного шара) неизбежны искажения в её изображении [39].

Приведенными выше сведениями о  возникновении искажений на картах в курсе шестого класса учитель  может ограничиться, но в то же время необходимо усилить внимание учеников на приемы масштабных измерений, и в частности на сопоставление планов и карт по масштабу. Главное преимущество карты в том, что на ней можно показать поверхность Земли полностью или отдельных её частей в крупных масштабах.

Следующей изучаемой  темой в учебнике является «Особенности изображения меридианов и параллелей на различных картах». В ней рассматриваются  такие вопросы как линии меридианов и параллелей на различных картах и определение географических координат на карте. На основе полученных знаний о меридианах и параллелях на глобусе ученикам даются сведения  о параллелях, которые изображены на карте в виде дуг окружностей, а меридианы представлены сближающимися в верхней части карты прямыми линиями. С помощью линий меридианов и параллелей дается объяснение определений на карте географических координат.

При систематизации картографических знаний и умений, полученных при  изучении предыдущих тем, учащиеся уже  имеют достаточный объем картографических знаний и умений, они умеют определять географические координаты, направления, пользоваться условными знаками. Завершающимися темами являются: «Классификация карт по содержанию и масштабу», «Особенности изображения земной поверхности на мелкомасштабных общегеографических картах», «Сравнение географической карты с планом местности. Значение карты». 

В теме классификация карт по содержанию изучаются две большие группы, это общегеографические карты, на которых  изображаются объекты земной поверхности, и тематические карты, которые составляются на основе общегеографических карт, где обычно раскрывается одна тема. В этой же теме учебника дается классификация карт по масштабам. Ученики знакомятся с мелкомасштабными, среднемасштабными и   крупномасштабными картами, где получают первоначальное представление о топографических картах.

Из пройденного материала ученики  шестого класса уже знают, что  чем больше размер территории земной поверхности, тем больше степень  искажения изображаемой местности  на карте, это является особенностью изображения земной поверхности.

Следующая тема посвящена изображению  рельефа Земли, изображению океанов, морей и поверхностных вод, изображению  населенных пунктов на мелкомасштабных  общегеографических картах. Изучение изображений элементов такой карты даёт учащимся представление о географическом положении изображаемой территории и пространственном размещении слагающих её частей, о соотношении площадей, занятых морем и сушей, о строении земной поверхности, т.е. о характерных крупных чертах рельефа, о видах и особенностях вод суши, а также о связях между водами и рельефом.

Завершающей темой в  разделе учебника шестого класса «План и карта», является «Сравнение географической карты с планом местности. Значение карты». В данной теме сначала выясняют сходство плана местности с географической картой, а затем наряду с общими сходными признаками выявляют заметные различия. Главные из них: разница масштаба, изображение меридианов и параллелей на карте, разница условных обозначений, размер охватываемой территории.

В последнем разделе  «Значение географической карты  в жизни человека», даются общие  сведения о географической карте, о  её роли и свойствах.

При завершении изучения раздела «План и карта», даются вопросы и задания для обобщения.

Ученикам предлагается по карте  Казахстана определить протяженность нашего государства в градусах и километрах с запада на восток и с севера на юг., а также здесь имеется творческое задание, в виде соревнования по определению координат точек на глобусе.

Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников