Современная картографическая подготовка школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 19:44, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы. Одной из важнейших задач общего среднего географического образования является формирование картографической грамотности учащихся. Это происходит, преимущественно, в процессе изучения системы картографических знаний и умений в курсах географии средней школы.
Существующая ныне школьная картография представляет собой усеченный вариант «теоретизированной» системы картографических знаний и умений, разработанной в шестидесятые годы двадцатого века Н.В. Андреевым, Г.Ю. Грюнбергом, М.В. Студеникиным, Н.В. Малаховым.

Содержание работы

Введение 3
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
ГЛАВА 2 МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 8
ГЛАВА 3 КАРТОГРАФИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ КОМПОНЕНТ ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЫ
10
ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
16
ГЛАВА 5 ВОПРОСЫ КАРТОГРАФИИ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ ГЕОГРАФИИ
20
5.1 Физическая география, 6 класс 21
5.2 География. Материки и океаны, 7 класс 27
5.3 География. Общий обзор. Страны СНГ, 10 класс естественно-математического направления
28
ГЛАВА 6 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ШКОЛЬНИКОВ
34
Заключение и выводы 50
Список литературы 52

Файлы: 1 файл

Дипломная работа.doc

— 295.00 Кб (Скачать файл)

В-третьих, немаловажно отметить методологическое значение приобретаемых умений в ходе изучения географии [19].

 В ряду географических  умений особое место  занимают  картографические умения. Это объясняется  значением картографических произведений  как пространственно-временных моделей  окружающей действительности, усилением  их роли как средств передачи пространственной информации в современном обществе и связанной с этим востребованностью умений извлекать пространственно – координированную информацию из различных видов геоизображений.

Персональный вклад  географии в общую культуру заключается, как утверждает В.П. Максаковский [32], в формировании у учащихся географической картины мира, географического мышления, знакомстве с методами и языком географии.

 Школьная география,  создавая представление у учащихся  о географической картине мира, участвует тем самым в формировании научной картины мира как философской формы систематизации знаний об объективной реальности, совокупности научных знаний о мире. Под определением «географическая картина мира» понимается, целостный образ мира, имеющий исторически обусловленный характер и закрепляющий основные объекты и соотношения между ними в том виде, в котором они даны современному географическому познанию.

Научная географическая картина мира заложена в основе научных знаний, полученных и проверенных в процессе исследовательской и практической работы в области современной географии.

Географическая картина  мира отражает представления человека о природе и обществе, его отношение  к ним. Она является, несомненно, основополагающим элементом географической культуры человека. Важное место в географической картине мира занимает одна из ветвей географической науки – картография, охватывающая создание, изучение, а также использование картографических произведений.

Современная картография, находящаяся на стыке технических, общественных и естественных наук, играет важную роль в формировании научной картины мира, информатизации общества, решении глобальных проблем человечества. И в целом служит показателем уровня развития цивилизации. Картография оказывает влияние на многие аспекты жизни современного общества. Карта может выступать, как модель для исследования пространственно – временных отношений, средством ускоренной передачи и восприятия информации, основой для решения конкретных задач. Это средство упорядочения информации, средство сжатия информации, а также средство хранения и носитель информации.

Представление о следующем  компоненте географической культуры –  географическом мышлении впервые было заложено в работах Н.Н. Баранского [2]: географическое мышление – это мышление, во-первых, привязанное к территории, кладущее свои суждения на карту и, во-вторых, связанное, комплексное не замыкающееся в рамках одного элемента или одной отрасли. Впоследствии данное определение географического мышления получило свое развитие в работах И.П. Герасимова, В.С. Котлякова, В.С. Преображенского [31]. Академик В.П. Максаковский [32] для характеристики сущности понятия географическое мышление выделил подходы: территориальный, комплексный, исторический, типологический, системный, проблемный, экологический, конструктивный и поведенческий. Реализация этих подходов в большинстве своем, невозможна без знания специфических особенностей основных видов геоизображений и наличия необходимых навыков работы с ними.

Третьим компонентом  понятия географическая культура выступают, по В.П. Максаковскому, методы географии. В ряду общегеографических методов, находящих свое применение практически во всех подсистемах географических наук, важное место занимает картографический метод.

Суть данного метода заключается в использовании карт для получения качественных и количественных характеристик объектов и явлений, анализа их структуры, взаимодействия и динамики. Значение этого метода для географии сложно переоценить.

 В данной связи, можно привести очень краткое, и в то же время, емкое высказывание Э.Б. Алаева: « Географично то, что картируется». Существенный вклад в становление, развитие и популяризацию картографического метода географических исследований внес А.М. Берлянт. Им были выделены основные группы анализа карт [8]:

1. описание по картам, как способ качественной характеристики явлений, изображенных на карте;

2. графические приемы анализа карт;

3. графоаналитические приемы – морфометрия и картометрия;

4. математико-картографическое моделирование.

Следует отметить, что  потенциальные возможности картографического  метода исследований, постоянно расширяются. Метод развивается и совершенствуется, его роль в географической науке и географическом образовании возрастает.

В числе других методов  географии, тесно связанных с картографией, необходимо назвать количественные методы, в том числе, картометрию и центрографический метод, математические методы, моделирование. Математико-картографическое моделирование – органическое комплексирование математических и картографических моделей для целей конструирования и анализа тематического содержания карт, аэрокосмические методы, геоинформационный метод, геоинформационное картографирование – информационно-картографическое моделирование природных и социально-экономических географических систем на основе цифровых баз данных.

В качестве четвертого компонента понятия географическая культура, выступает язык географии. Овладение языком географии, по мнению В.П. Максаковского [32] подразумевается знание языка географической науки и языка географической карты.

Язык географической науки включает понятия и термины. К  картографическим относятся: картографическая проекция, географическая широта, географическая долгота, изолиния, картограмма, картодиаграмма, факты, цифры и даты, географические названия, географические представления.  В том числе картографические образы – пространственные комбинации картографических знаков, воспринимаемых читателем карты.

Понятие «картографический образ» тесно связано с языком карты. Специфика языка карты и уникальные свойства формируемых с его помощью картографических образов, нашли своё отражение в работах многих учёных [12]. Язык карты как целостную систему образуют совокупности картографических знаков (словарь) и правил их комбинации на карте (грамматика). Сама же карта представляет собой картографическую знаковую систему, включающую текст карты. Текст карты является, по существу, сложной композицией графических фигур или графических знаков, при помощи которых передается информация о расположении, количественных и качественных характеристиках объектов.

Географическая карта, как средство хранения и передачи пространственной информации, обладает определенной информационной емкостью. Сочетание картографических знаков на карте, принадлежащих к разным графическим системам, способствует созданию бесконечного множества картографических образов. Это делает информационную емкость карты (объем информации на единицу площади) в сотни раз превосходящей информационную емкость печатного слова.

Рассматривая структуру понятия «географическая культура» можно сделать вывод о важности картографической составляющей данного понятия, фактически о его картографическом фундаменте.

Картографическая составляющая массовой географической культуры проявляется  в формируемой в процессе изучения географии в общеобразовательных учреждениях картографической грамотности. Это понятие, должно объединять наличие у учащихся теоретических знаний о специфических свойствах основных видов геоизображений, умение извлекать из них географическую информацию, а также знание расположения, относительных размеров, формы важнейших объектов на земной поверхности и умение создавать простейшие картографические произведения [33].

К числу важнейших  геоизображений, безусловно, следует  отнести глобус, формирующий правильное представление о форме Земли, взаимном расположении и конфигурации географических объектов на земной поверхности.

Огромное значение имеют  географические карты (тематические и  общегеографические, в том числе  топографические), позволяющие наиболее полно и многогранно отразить географическую действительность. Не менее важными геоизображениями являются планы местности – наиболее часто используемые в повседневной жизни чертежи земной поверхности, а также аэрофотоснимки и космические снимки – важнейшие источники первичной географической информации [29].

Важнейшим умением, которым  должен обладать картографически грамотный  человек, безусловно, является умение читать картографические произведения, т.е. распознавать географическую действительность по картографическим источникам, выявлять связи и зависимости между отображенными на картах явлениями. Этому умению должны сопутствовать, сформированные в процессе изучения школьной географии, приемы анализа карт: приемы составления описаний по картографическим источникам – поэлементные и комплексные (в результате которых составляются географические характеристики территорий (акваторий)), а также простейшие картометрические приемы. Важным элементом картографической грамотности также является умение составлять простейшие картографические произведения [36].

Таким образом, картографическая грамотность подразумевает знание основных моделей земной поверхности, умение использовать их в качестве источников информации и создавать  простейшие из них, а также знание географической номенклатуры. Это позволяет считать её базисной составляющей географической культуры.

 

 

 

 

 

ГЛАВА 4 ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ШКОЛЬНОЙ КАРТОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

 

Требования  к уровню картографической грамотности  школьников неоднократно изменялись. Эти изменения, как отмечает Буланов С.В. [10], были обусловлены, в основном, изменением социального заказа общества к картографической подготовке учащихся.

Анализ эволюции системы  картографических знаний и умений в  школьной географии позволяет сделать вывод о том, что в период становления школьной географии цели картографической подготовки сводились, преимущественно, к освоению учащимися географической номенклатуры. В методике обучения географии того времени, карты рассматривались в основном, как средства наглядности.

В первой половине ХХ века картографическая подготовка была призвана обеспечить освоение умений работать с картами как источниками  географической информации. Совершенствование  школьной картографической подготовки в этот период в основном касалось определения места системы картографических знаний и умений в среднем географическом образовании, а также разработки методических условий формирования картографических знаний и умений.

Совершенствование картографической подготовки во второй половине ХХ века заключалось в основном в изменении содержания системы картографических знаний и умений. Это выразилось в насыщении школьных курсов географии теоретическим картографическим материалом, вызванное не столько потребностью общества в этих знаниях, сколько общей тенденцией «онаучивания» школьной географии [1].

Сложившаяся проблемная ситуация была формально разрешена  в последние десятилетия ХХ века, когда излишне сложный картографический материал был исключен из школьной программы по географии. Такое решение проблемы, оказалось недальновидным, так как механическое устранение плохо усваиваемого учащимися материала не могло иметь позитивных последствий. Отсутствие в школьной географии научно-обоснованной концепции картографической подготовки, основанной на системном подходе и соответствующей запросам общества негативно отразилось на качестве  общего среднего географического образования в целом [11].

Современные требования к качеству картографической грамотности  выпускников общеобразовательных учреждений Республики Казахстан отражены в нормативных документах, а также в государственном образовательном стандарте.

В концепции среднего географического образования, заложенной в основу разработки государственного образовательного стандарта, в числе  значимых, жизненно-важных, специфических качеств личности, воспитание которых невозможно средствами других областей знаний, обозначено; универсальность характера географического знания, его большое значение как в жизни и деятельности человечества в целом, так и каждого человека создали особый универсальный язык общения – географическую карту.

В современных условиях, когда человечество осознает, что  альтернативы мирному сосуществованию  и сотрудничеству не существует, коммуникативная  функция школьной географии наполняется новым смыслом и, несомненно, должна быть в числе основных в обучении географии в школе.

«Среднее географическое образование должно вооружить учащихся совершенным владением языком географии – картой, - писал Г.Ю. Грюнберг, - умением извлекать из картографических источников максимум информации и постоянной потребностью обращения к карте как основному и универсальному источнику географических знаний» [26].

Успехи, достигнутые в  картографии, во многом обязаны развитию самой теории картографии, организации серьезных научных исследований и в итоге прочному становлению современной картографии как самостоятельной науки, что нашло отражение в ее современном определении [30]. Одним из важных факторов развития картографии является разработка более совершенных методов и средств изготовления и применения карт. Особенно перспективно внедрение космических методов получения информации. Среди других факторов картографии следует указать на довольно трудоемкую задачу поддерживания на уровне современности топографических карт, на увеличение выпуска карт и атласов массового пользования, особенно туристских.

Рассматривая перспективы  развития картографической науки, следует  всегда иметь в виду две главные  цели ее исследования: совершенствование  и создание новых картографических произведений; полноценное использование их как источников знаний и связанное с этим развитие картографического метода исследования. По мере накопления картографической информации второе направление будет приобретать все большее значение [17].

Большое значение имеет улучшение качества содержания и оформления школьных карт и атласов. Внимание при этом направляется на совершенствование не просто отдельных карт, но и всей системы школьных картографических пособий в целом, что в итоге обеспечит необходимый систематический подход к их созданию и применению.

В последнее время  появились новые документы, отражающие перспективы совершенствования  общего среднего географического образования. Одним из таких документов является «Проект содержания географического образования в 12-летней школе». В ней сделан акцент на формирование практических знаний и умений прикладного характера.

Информация о работе Современная картографическая подготовка школьников