Понятие Геоурбанистики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2014 в 08:55, реферат

Описание работы

Геоурбанистика как наука. Сущность, сходства и различия терминов «геоурбанистика» и «география городов». Место геоурбанистики среди остальных наук, геоурбанистика как составная часть географии человека (антропогеографии).
История зарождения геоурбанистики. Геоурбанистика возникла на базе классической географии городов. В разных странах переход от географии городов к геоурбанистике происходил в разное время

Содержание работы

Введение.
1. Основные исторические этапы развития городов
2. Главные понятия, особенности и перспективы современной урбанизации
3. Города и территориальная организация производительных сил
4. Агломерация поселений. Мегалополис
5. Экономико-географическое положение – фундаментальное понятие географической теории города.
6. Экономические, демографические и экологические проблемы городов
7. Основы проектирования городов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Геоурбанистика.docx

— 60.16 Кб (Скачать файл)

      Изменилось геополитическое положение страны, она “посеверела”, оказалась сильнее сдвинутой северо-востоку Евразии (по сравнению с Советским Союзом), затруднился доступ к портам бывших прибалтийских республик и Украины, участки некоторых российских важных магистралей оказались на территории сопредельных государств.

      Завершение создания и капитальный ремонт территориальной структуры народного хозяйства и ОКР — одно из условий успешного развития России. Развитие магистрализации позволит эффективно, с большой экономической выгодой для России использовать ее межконтинентальное положение. Строительство трансконтинентальных транспортных магистралей может внести существенные изменения в территориальную структуру России. Сибирь, которая оказалась в особенно невыгодном положении после распада СССР, удалившись от выходов в мировой океан, сможет получить новый выход к морю и другим регионам через “Северное окно” благодаря Севсибу, Уральскому переходу, Баренцкомуру, Белкомуру и портам на Белом и Баренцевом морях (Мурманск, Архангельск, новый порт в устье Индии и др.).

   

      4. Агломерация поселений. Мегалополис

     

      Экономическими успехами развитые страны обязаны мегаполисам — их вес в национальном ВВП растет. Необходимо отграничить строгое научное понятие «мегалополис» от употребления этого же слова (в форме мегаполис) в качестве описательного образного выражения - своего рода синонима сверхкрупного города.

      С близлежащей территорией крупные города делятся частью богатства, а вот из других регионов выкачивают капитал, особенно кадры. Перетекание ресурсов в мегаполисы — беда регионов, но развитие крупных городов повышает уровень жизни во всей стране. Развитие крупных городов приводит и к развитию территории вокруг них. Быстрыми темпами начинают расти окрестные поселения. Возникают агломерации.

      В основу делимитации агломерации положены из охраны транспортной доступности. Граница агломерации определяется по 2-х часовой доступности на общественных видах транспорта с учетом остановочного времени.

      Обычно выделяются моноцентрические агломерации с единым ядром, подчиняющим своему воздействию все остальные поселения и резко отличающимся от них по своему размеру и социольно-культурному потенциалу.

      Полицентрические агломерации имеют несколько взаимосвязанных друг с другом центров, которые обычно не равнозначны по размеру и уровню развития. Во многом полицентричность или моноцентричность агломерации определяется характером ее формирования.

      Формирование агломерации может происходить двумя путями:

      1). От города. Ограниченность ресурсов города при достижении порогового состояния развития принуждает переносить центр его тяжести в окружающий район. Все, что не помещается в ядре агломерации выходит за его пределы. В пригородную зону выталкиваются промышленные предприятия, предприятия-смежники, филиалы, испытательные полигоны, НИИ и лаборатории, КБ, склады и т.д.

      2). От района. В районах развития добывающей промышленности (бассейного освоения) среди территориальной группы городов сходной специализации постепенно выделяется наиболее значительный центр, развивающий функции организационно-хозяйственные, научные, проектно- конструкторские, культурные и т.д. и на этой основе становящийся одним из ядер агломерации.

      Агломерации являются промежуточным этапом в пространственной эволюции урбанизации. Их скопления, территориально сближаясь, образуют в плотно заселенных странах над агломерационные системы - урбанизированные районы, урбанизированные зоны, мегалополисы. Во многих странах, в том числе и в России, урбанизированные районы и зоны образуют опорные ареалы расселения и всего территориального развития.

      Основу урбанизированного района составляют обычно несколько крупных городских агломераций, которые благодаря встречному развитию создают территорию с общими функциональными особенностями.

      Мегалополисы – являются наиболее высоко урбанизированными пространственными структурами полосовидной конфигурации, возникающие путем срастания близко расположенных крупнейших городских агломераций.

      Мегалополисы концентрируют в развитых странах значительную часть их населения и наиболее важных видов деятельности. В трех американских мегалополисах проживает около половины населения США, в них производится 60% условной чистой продукции промышленности страны. Мегалополис Токайдо также занимает доминирующее положение в населении, экономике, культуре и политике Японии. В Английском мегалополисе сконцентрировано свыше половины населения Beликобритании. Очень велики концентрация и нематериальных видов деятельности в крупнейших мегалополисах мира, велика их роль в политике, финансах, развитии культуры, информации, науки, образования и в формировании самого образа жизни в современном мире.

      Наиболее крупные мегалополисы формируются в США вдоль Атлантического побережья между Бостоном и Вашингтоном (Босваш), в районе Великих озер между Чикаго и Питтсбургом (Чипиттс), в Калифорнии между Сан-Диего и Сан-Франциско (Сансан), в Западной Европе в Англии (Лондон — Ливерпуль), вдоль Рейна (Рейн — Рур — Рейн — Майн), в Японии в районе Токио-Осака (Токайдо). Также мегалополисы есть в Китае (Пекин, Тянь-Цзин), Индии (Калькутта, Асансол), Африке (Каир-Александрия) и некоторых др. странах

 

 

      5. Экономико-географическое положение – фундаментальное понятие географической теории города.

 

      Одной из фундаментальных концепций экономической географии является концепции экономико-географического положения (ЭГП). Среди подходов к анализу и прогнозу перспектив развития города оценка экономико- географического положения имеет особенное значение.

      Основные черты экономико-географического положения

      1). Историзм. Экономико-географическое положение изменяется во времени под влиянием меняющихся в ходе истории социально-экономических условий.

      2). Уникальность, индивидуализирующая роль. Экономико-географическое положение — важнейшая индивидуализирующая характеристика города.

      3). Нерасторжимая связь с территорией, окружающей город или тяготеющей к нему.

      4). Интегральность. Все компоненты экономико-географического положения неразрывно взаимосвязаны.

      5). Взаимосвязанность макро-, мезо- и микроположения города.

      6). Особое значение макро- и мезо положения. Наибольшим потенциалом роста обладают города с выдающимся макро и мезо положением, расположенные в фокусах связей, скрепляющих воедино крупные территории.

      7). Тесная связь микроположения с планировочными и инженерными факторами, определяющими возможности развития города.

      Советский географ И.М.Майергойз разработал структуру ЭГП города:

      Класс А: Основные территориальные отношения:

      Подкласс I: Отношение к элементам общественного производства:

      Вид ЭГП:

      1) промышленно-географическое;

      2) аграрно-географическое;

      3) транспортно-географическое;

      4) сбыто-географическое;

      5) демо-географическое;

      Подкласс II: Отношение к ареалам:

      1) внутриареальное (центральное, эксцентричное, периферийное);

      2) межареальное - положение относительно внешних социально- экономических объектов.

      Класс Б: Производные территориальные отношения

      Подкласс I: Отношения к линиям и фокусам:

      1) на грузопотоках;

      2) на пассажиропотоках;

      3) взаиморасположение.

      Класс В: Интегральные территориальные отношения

      Подкласс I: Отношение к территориям различного масштаба:

      1) микроположение;

      2) мезоположение;

      3) макроположение;

      4) Сверхмакроположение.

     Уникальность экономико-географического положения городов затрудняет его математическую интерпретацию, количественную оценку; до сих пор нет достаточно убедительных подходов к формализации параметров ЭГП. Попытки оценить экономико-географическое положение города на основе суммирования данных о количестве сходящихся к нему транспортных направлений, о расстояниях до других городов и т. п. с балльной оценкой этих данных дают весьма ограниченные по своей ценности выводы. Представляется, что путь к математической интерпретации потенциала ЭГП лежит через компетентный логический анализ и индивидуальную оценку компонентов ЭГП и их взаимодействий.

      Сущность экономико-географического положения заключена в идее пространственных отношений. Ответ на вопрос, каково экономико- географическое положение города, основывается на характеристике того, как он расположен относительно источников сырья и топлива, важнейших транспортных магистралей, ареалов расселения, районов сбыта массовой продукции, центров и т.д. Экономико-географическое положение предстает как совокупность отношений, определяющих темп, направление и масштабы развития города.

      Система пространственных отношений оценивается условиями связей. Города в подавляющем большинстве случаев растут не на ресурсах занимаемой ими территории (она весьма ограниченна), а поднимаются именно на связях (дальних и ближних). Выгодное экономико-географическое положение свидетельствует о способностях города устанавливать связи, и служит основой его жизни и процветания. Если же связи, реализующие выгод экономико- географического положения, рвутся, город терпит явный ущерб.

 

 

      6. Экономические, демографические и экологические проблемы городов

 

      Одна из важнейших проблем экономического развития городов - изменение функциональной структуры. Ее цель - более рациональное использование народнохозяйственного потенциала и установление большего соответствия функциональной структуры города его экономико-географическому положению и месту в системе расселения страны и региона.

      Такое изменение или по-другому «трансформация» имеет характер естественного процесса, в ходе которого город последовательно освобождается от ставших неуместными для него производств. Трансформация - это и «обогащение» функциональной структуры города путем образования в ней новых блоков. Переход от одно функциональных городов к многофункциональным означает более полное и рациональное использование городских ресурсов. Также это придает городу большее социальное разнообразие.

      Рациональное использование высокоценной городской территории должно основываться на ее комплексной экономической оценке. Городские земли вследствие разных причин сильно различаются по своей ценности, в зависимости от местоположения того или иного участка, характера его использования, оснащенности транспортными и инженерными сетями, особенностей природных условий. Поэтому градостроителям- проектировщикам нужен экономический механизм, позволяющий определять ценность разных частей городской территории и учитывать ее в своих решениях.

      Эту задачу решает комплексная экономическая оценка территории. В ее ходе определяется и сравнивается ценность городских территорий на основе учета затрат, необходимых на их освоение или переосвоение, и социально- экономический эффект, получаемый в результате освоения.

      Другим способом анализа территориального роста города может выступать теория порогов созданная польским урбанистом Б.Малишем. Развитие города представляет собой последовательность различных состояний, для которых и анализируется будущая пространственная организация городской территории. В процессе территориального роста город сталкивается с определенными ограничениями (разнообразием природной среды, особенностями инфраструктуры, инерцией в развитии и т.д.), оказывающими существенное влияние на процесс развития.

      Городу приходится время от времени останавливаться в территориальном росте до тех пор, пока не окажется целесообразным идти на дополнительные затраты, требующиеся для преодоления возникших ограничений. Для оценки этих дополнительных затрат и вводится понятие пороговых издержек.

      На схеме города и его окружения земли, требующие определенных улучшений, разграничиваются пороговыми линиями, которые показывают изменение уровня необходимых затрат. Пороговый анализ позволяет найти наиболее целесообразные пути последовательного освоения прилегающих к городу территорий и определить стратегию развития города.

      Помимо экономических и демографических проблем развития городов, существуют и экологические ограничения. Урбанизация, с одной стороны, ведет к повышению уровня жизни и снижению общей заболеваемости городских жителей, а с другой стороны, к появлению новых заболеваний, многие из которых отличаются хроническим, длительным течением. Горожане чаще, чем сельские жители, страдают сердечно-сосудистыми, легочными, онкологическими заболеваниями, а также болезнями центральной нервной системы Уровень заболеваемости болезнями органов кровообращения, нервной системы, респираторными недомоганиями в городе в 1,5-2 раза выше, чем на селе. При этом всеми этими болезнями чаще поражаются недавние выходцы из села, чем коренные жители городов, адаптировавшиеся к высоким физическим, химическим и психологическим нагрузкам, характерным для современного крупного города.

Информация о работе Понятие Геоурбанистики