Этика ландшафта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины;
изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта;
определить, что такое феномен пейзажа и рассмотреть его разновидности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Часть I. Гармония и красота окружающего мира………………………………… 4
Глава 1. Исходные понятия…………………………………………………………4
Эстетика……………………………………………………………………...4
Гармония……………………………………………………………………..4
Красота……………………………………………………………………….5
Эстетическое восприятие…………………………………………………...5
Эстетика ландшафта…………………………………………………………6
Глава 2. Гармонические каноны природы………………………………………... 6
2.1. Золотое сечение……………………………………………………………..6
2.2. Симметрия…………………………………………………………………...9

Часть II. Эстетика ландшафта……………………………………………………..11
Глава 3. Феномен пейзажа………………………………………………………....11
3.1. Ландшафтная сущность. Пейзаж – явление……………………………...12
3.2. Пейзажная композиция .…………………………………………………..13
3.3. Точки пейзажного обзора…………………………………………………16
3.4. Классификация природных пейзажей………………………………….........19
3.5. Эмоциональность пейзажа………………………………………………..23
3.6. Ландшафт и этнический характер………………………………………...24

Заключение …………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая по ландшафтоведению.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

И совсем иной пример: гора Ай-Петри а Крыму. Со стороны  побережья в районе Алупки она  видится как отвесная, неприступная скалистая стена. Однако с фланга — со стороны Ялты — на нее проложено удобное горное шоссе. Поверхность Ай-Петринской яйлы выположена. По погодным условиям она внешне благоприятна для туристов практически в любое время года. Это излюбленное место любования восходом солнца, встающего из вод Черного моря.

Таким образом, точки пейзажного обзора нуждаются в разносторонней оценке, прежде всего в позиционном, эстетическом и экологическом отношениях. После выбора каждой такой точки рекомендуется зафиксировать ее на плане или на крупномасштабной карте и указать широту и долготу. Далее указывается ее географическое положение в пределах природного ландшафта и административного района, расположение относительно населенных пунктов и дорог. Характеризуется степень доступности, маршрут и способы посещения. Обязательно устанавливается абсолютная высота видовой точки и ее относительный уровень над (под) окрестностями.

Природный территориальный  комплекс, вмещающий точку, описывается  по морфологии рельефа и особенностям поверхностных горных пород, состоянию почвенного и растительного покрова, погодным условиям, типичным для различных сезонов и под-сезонов года. Оценивается степень визуальной открытости окружающей местности; определяется угол кругозора и его ориентация по сторонам света. Наконец, описывается сам пейзаж, вид которого открывается с данной точки. Особо напоминают о степени оборудованное смотровой площадки специальными объектами рекреационной инфраструктуры, как-то: смотровыми галереями, башнями, навесами и пр.

 

3.4. КЛАССИФИКАЦИЯ ПРИРОДНЫХ ПЕЙЗАЖЕЙ

Любая наука  тогда достигает теоретического уровня развития, когда вырабатывает логически обоснованную классификацию изучаемого объекта. При этом один и тот же объект может иметь нее сколько классификаций в зависимости от выбора того или ином предмета его видения. В ландшафтоведении, например, разработано несколько классификационных моделей. Среди них структурно-генетическая, геохимическая, геофизическая, социально-функциональная и др.

Что касается пейзажно-эстетической классификации ландшафтов, то она находится в стадии становления и поиска оптимальных вариантов. На первых порах для этих целей было бы полезной использовать ряд известных положений садово-паркового искусства. С давних времен применяется в нем как структурно-физиономический, так и эмоционально-психологический анализ пейзажа.

Так, старинные  японские парки различались по доминирующим в них структурным элементам на сады: камней, мхов, воды, холмов и др. В то же время сады Древнего Китая разделялись по создаваемому ими психологическому настрою на идиллические, устрашающие, смеющиеся и т.п. Географам-ландшафтоведам, очевидно, сподручнее структурный анализ физиономических элементов пейзажа, тем более что он близко соприкасается с хорошо разработанной в нашей науке морфологией ландшафта. В связи с этим классификация пейзажей могла бы строиться по аналогии с известной структурно-генетической классификацией ландшафтов [9,13].

В качестве классификационных  признаков следует использовать внешние черты наиболее физиономичных  компонентов ландшафта, как-то: рельефа, растительности, поверхностных вод, снежного покрова, ледников, антропогенных образований. Визуально легкодоступные, они индицируют определенные морфологические единицы ландшафта (чаще всего урочища), которые композиционно формируют общую пейзажную картину. Визуально воспринимаемая, она служит главным критерием классификации пейзажей.

Как известно, эстетическое восприятие имеет двойственный характер, являясь, с одной стороны, синтетическим (образным), с другой — структурно-аналитическим. Оно следует от общего впечатления к деталям пейзажа и возвращается снова к пейзажной картине в целом. Именно этот ход по герменевтическому кругу желательно воспроизвести, следуя сверху вниз по иерархической лестнице таксонов типологической пейзажной классификации (табл. 1).

Таблица 1

Структурно-физиономическая классификация природных пейзажей

| Таксон

Основание деления

Примеры пейзажей

Отдел

Главные земные стихии: океан, суша

Морские (океанические) Земные (наземные)

Класс

Основные орографические элементы суши — формы мегарельефа

Наземные: равнинные, горные

Тип

Природная зональность

Равнинные: тундровые, лесные, лесостепные, степные, пустынные.

Горные: гляциально-ниваль-ные, горно-луговые, горнолесные, горно-степные

Род

Морфология  рельефа на уровне макро- и мезо-форм

Равнинные лесные: возвышенно-увалистые, холмистые, плоскоравнинные, долинные, приморские.

Горно-лесные: предгорные, низкогорные, среднегорные

Вид

Сюжетная структура (композиция) пейзажа

Равнинные: возвышенно-увалистые  лесо-полевые; низменные плоскоравнинные лесо-болотные; приморские дюнно-боровые; долинные лесо-луго-вые

Разновидность

Глубина пейзажной  перспективы

Равнинные возвышенно-увалистые  лесо-полевые: фронтальные, объемные, глубинно-пространственные

Вариант

Угол пейзажного обзора

Равнинные возвышенно-увалистые  лесо-полевые, глубинно-пространственные: узкие — типа висты, секторные, панорамные, циркорамные


 

Все пейзажи  нашей планеты должны быть разделены  на первых порах на два больших  отдела: а) земных (наземных) и б) морских (океанических). Понятно, что в качестве классификационного признака здесь выступают главные природные стихии: земная твердь и морские просторы.

Если продолжить классификацию земных пейзажей, то, вероятно, все согласятся, что самое сильное визуальное впечатление в пределах суши создает контраст равнин и гор. Классы равнинных и горных пейзажей, безусловно, должны венчать всю систему наземных пейзажных картин. Их классификационный критерий — орографический на уровне форм мегарельефа.

Ниже в роли основания деления пейзажей целесообразно использовать ландшафтно-зональные различия их облика. В классе равнинных пейзажей обособляются типы:

  • тундровый;
  • лесной;
  • лесостепной;
  • степной;
  • пустынный и др.

Типы горных пейзажей соответственно:

  • гляциально-нивальный;
  • горно-луговой;
  • горно-лесной;
  • горно-степной.

Еще ниже по таксономической шкале должны, очевидно, стоять роды пейзажей, различаемые по морфологии рельефа на уровне макро- и мезоформ. Так, среди равнинных лесных пейзажей возможно выделение:

  • междуречных возвышенно-холмистых;
  • низменных пологоволнистых;
  • долинных;
  • озерно-котловинных;
  • приморских и др.

В свою очередь  тип горно-лесных пейзажей распадается по названному показателю на роды:

  • предгорный;
  • низкогорный;
  • среднегорный;
  • горно-долинный;
  • межгорно-котловинный;
  • горный приморский и др.

Нижестоящий таксон — вид пейзажей. Он диагностируется на основании сюжетной визуальной структуры (композиции) конкретного ландшафта. При этом учитываются: пространственное расположение составляющих пейзаж сюжетов (по сути, морфологических единиц ландшафта), их разнообразие, контрастность, относительная значимость. Они определяют общую композицию пейзажной картины.

По набору пейзажных  сюжетов, как уже говорилось выше, различаем пейзажи односюжетные, двухсюжетные, трехсюжетные, многосюжетные. Например, в среднерусской лесостепи в одних случаях возможны только полевые плакорные пейзажи, в других — балочно-увалистые, лесо-полевые с байрачными лесами или склоновые придолинные с нагорными дубравами, изрезанные сетью балок и оврагов. В среднеазиатских пустынях сюжетная сложность пейзажа может определяться наличием среди бугристо-барханных песков тугайных зарослей в долинах, соровых солончаков или такыров, скалистых денудационных останцов.

Далее по шкале  пейзажных таксонов ставим разновидность  пейзажа. Согласно критериям, принятым в ландшафтной архитектуре, различаем фронтальную, объемную, глубинно-пространственную пейзажные разновидности. Объяснение их сути приведено выше.

Наконец, последний, самый нижний таксон — вариант пейзажа — диагностируется по тому углу пейзажного обзора, который, открывается с его видовой точки. Пейзажные варианты могут быть: узкого (виста), секторного, панорамного и циркорамного обзора. Очень часто рассмотренную классификацию приходится дополнять информацией об антропогенных модификациях пейзажа. Одна из наиболее характерных для Центральной России — лесо-лугово-полевая. Она не раз служила сюжетом картин И. И. Шишкина, А. К. Саврасова, В. А. Васильева, И. И. Левитана и др. Самостоятельную классификационную модель необходимо будет создавать для пейзажей преимущественно антропогенных: городских, промышленных, аграрных и др. Здесь будет полезным опыт мастеров городского пейзажа.

Опыт классификационных  построений в географии показывает, что общенаучные классификации тогда становятся по-настоящему действенными, наполняются живым содержанием, когда на их основе производится систематика географических объектов конкретных регионов. При этом дедуктивный и индуктивный подходы взаимно обогащают друг друга.

В отношении  региональной систематики пейзажей особого внимания заслуживает опыт французских географов.

Французская пейзажно-географическая школа известна давно. Усилиями ряда поколений географов, начиная с  Видаля де ля Блаша, проведена инвентаризация и составлен кадастр наиболее примечательных пейзажей Франции. Сейчас эта работа находится в ведении государственного Института пейзажа (научный руководитель — географ-ландшафтовед Ж. Бертран).

Опыт литовских  географов изложен в уникальной монографии «Экология и эстетика ландшафта» Помимо методических разработок в области систематики и эстетической оценки пейзажей, авторами впервые произведено их мелкомасштабное картографирование. На территорию Литвы составлена и опубликована карта «Эстетические ресурсы ландшафта и их оценка». При создании типологической пейзажной карты невозможно было избежать классификационных вопросов. Литовские географы успешно справились с этой задачей на основе «детального структурного исследования элементарных единиц пейзажа».

Важнейшими  показателями эстетичности пейзажей были признаны наиболее выразительные элементы ландшафта: рельеф, воды, растительность и хозяйственные объекты. Предложено два классификационных таксона: 1) группа комплексов пейзажей; 2) комплекс пейзажей. В пределах Литвы выделено пять групп комплексов пейзажей:

  • приморские пейзажи;
  • озерно-холмистые пейзажи;
  • пейзажи речных долин с придолинными полосами;
  • лесные пейзажи (обширные пущи на равнинах);
  • аграрные пейзажи.

Как видно, в  каждой из названных групп своеобразие  внешнего облика местности определяется тем или иным характерным элементом  ландшафта.

Группы, в свою очередь, подразделяются на комплексы пейзажей. В границах своей республики литовские специалисты установили 21 вид комплексов. При этом были использованы такие показатели, как обилие, качественный состав и характер распределения растительного покрова, выразительность рельефа и интенсивность хозяйственной деятельности. Как видно, были сохранены классификационные признаки, использованные ранее на уровне групп комплексов, но в более детальной их проработке.

В рассмотренной  классификации пейзажей не всегда строго соблюдается правило единства основания деления понятий на уровне каждого таксона. Однако в целом ее можно признать удачной. Для примера воспроизведем характеристику нескольких видов литовских пейзажей:

  • приморские пейзажи поросших сосняками дюн;
  • лесистые озерно-холмистые пейзажи на поросших сосновыми лесами возвышенностях;
  • аграрные пейзажи глубоких речных долин с придолинными полосами, поросшими сосняками;
  • лесные пейзажи пущ с чередующимися на болотистых равнинах сосняками, ельниками, черноольшаниками;
  • аграрные пейзажи на малолесистых пологохолмистых равнинах.

Все виды комплексов пейзажей нашли себе картографическое отображение. Это пока единственный опыт пейзажно-эстетического картографирования целой страны.

 

3.5. ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ  ПЕЙЗАЖА

Проблема  эмоциональности пейзажа — одна из наиболее слабо разработанных в эстетике ландшафта. Попытки эмоционально-психологических оценок природы носят преимущественно интуитивный характер. Нередко они приобретают национальную окраску, будучи связанными с этническими обычаями, пристрастиями, символикой [5,8].

Информация о работе Этика ландшафта