Этика ландшафта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины;
изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта;
определить, что такое феномен пейзажа и рассмотреть его разновидности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Часть I. Гармония и красота окружающего мира………………………………… 4
Глава 1. Исходные понятия…………………………………………………………4
Эстетика……………………………………………………………………...4
Гармония……………………………………………………………………..4
Красота……………………………………………………………………….5
Эстетическое восприятие…………………………………………………...5
Эстетика ландшафта…………………………………………………………6
Глава 2. Гармонические каноны природы………………………………………... 6
2.1. Золотое сечение……………………………………………………………..6
2.2. Симметрия…………………………………………………………………...9

Часть II. Эстетика ландшафта……………………………………………………..11
Глава 3. Феномен пейзажа………………………………………………………....11
3.1. Ландшафтная сущность. Пейзаж – явление……………………………...12
3.2. Пейзажная композиция .…………………………………………………..13
3.3. Точки пейзажного обзора…………………………………………………16
3.4. Классификация природных пейзажей………………………………….........19
3.5. Эмоциональность пейзажа………………………………………………..23
3.6. Ландшафт и этнический характер………………………………………...24

Заключение …………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая по ландшафтоведению.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Элементами  пейзажной композиции, его простейшими ячейками, принято считать конкретные предметы, образующие общую картину местности. Ими могут быть отдельные деревья, ручей, большой камень-валун, дорога, дом, церковь и т.п. Локальные совокупности элементов образуют структурные блоки (звенья) пейзажа, обычно именуемые в ландшафтной архитектуре пейзажными сюжетами.

Они коррелируют  с морфологическими единицами ландшафта ранга урочище или подурочище. Например, пейзажными сюжетами речной долины можно считать: русло реки, приречную древесно-кустарниковую урему, луговую пойму, залесенный коренной склон долины. Собственно пейзаж — это композиционное единение в общую картину местности взаимосвязанных пейзажных сюжетов. Виды речной долины в целом или холмистого лесо-лугово-полевого междуречья представляют пейзажи. В ряде случаев с определенной видовой точки наблюдается не один, а ряд закономерно сменяющих друг друга пейзажей. Они могут соседствовать либо в панорамной развертке, либо в глубинной перспективе. Тогда мы имеем дело с комплексом пейзажей.

В итоге намечается следующая иерархия композиционных составляющих пейзажных картин:

  • элементы пейзажа;
  • пейзажные сюжеты;
  • собственно пейзаж;
  • комплексы пейзажей.

По аналогии с морфологическим разделением  ландшафтов на моно- и полидоминантные пейзажи также можно различать по сложности композиционного устройства. Выделяют, например, односюжетные, двухсюжетные, трехсюжетные, многосюжетные, т.е. панорамные пейзажи. Для иллюстрации воспользуемся знакомыми образами пейзажей Средней России, навеянными поэзией М. Ю. Лермонтова:

  • односюжетный пейзаж — бескрайняя «желтеющая нива»;
  • двухсюжетный пейзаж — «и на холме средь желтой нивы чета
  • белеющих берез»;
  • трехсюжетный пейзаж — среди тех же полей и березовой рощи
  • «студеный ключ, бегущий по оврагу»;
  • многосюжетный пейзаж включает и желтеющую ниву, и чету белеющих берез, и студеный ключ в овраге, «и свежий лес, (что) шумит при звуке ветерка».

1                                2                   3

Рис. 3. Пейзажи различной композиционной сложности:

а – простой  односюжетный пейзаж (мостик в обрамлении деревьев); б – сложный двухсюжетный пейзаж: 1 – дорога, 2 – озеро; в – панорамный пейзаж: 1 – старое дерево, 2 – деревья и водоем, 3 – дорога.

 

В ландшафтной архитектуре  разработана соответствующая типология  пейзажей по восприятию сложности композиционного устройства (рис. 3)

По глубине  видовой перспективы различают  три вида пейзажной композиции: фронтальную, объемную и глубинно-пространственную. Фронтальная композиция свойственна одноплановому пейзажу, практически не имеющему глубинной перспективы. Таков, например, пейзаж лесной опушки, когда за стеной густого древостоя невозможно различить что-либо в его глубине. Объемная композиция отличает пейзажи, включающие несколько структурных планов.Глубинно - пространственная композиция характерна для пейзажей с далекой перспективой. Как правило, их виды открываются с точек наблюдения, доминирующих над окружающей местностью. При этом в общем виде местности сменяют друг друга в перспективе несколько пейзажей.

В процессе визуального анализа  пейзажа наблюдатель, согласно теории гештальта, первоначально охватывает вид местности в целом. Затем  невольно выделяет главные и второстепенные элементы его композиции. Первые образуют так называемые композиционные узлы, привлекая к себе наибольшее внимание. Второстепенные формируют пейзажный фон, антураж композиционных узлов. Композиционные узлы необязательно должны находиться в центральной части пейзажа. Они могут быть смещены на его фланги или лежать в глубине перспективы. Трудно представить выразительный пейзаж без фокальных элементов. Они встречаются от одного до нескольких в одном пейзаже. Композиционными узлами в горной местности выступают венчающие хребет горные вершины: Эльбрус и Казбек — на Кавказе; Монблан, Маттерхорн — в Альпах и др. В облике антропогенных геосистем эту роль часто играют храмы, замки, дворцы, обычно расположенные на доминирующих, самых видных («красных», как говорили в старину) местах.

Порой пейзаж оказывается  пронизанным сквозной композиционной осью, которая тоже становится визуальным фокусом. В качестве фокальных осей могут выступать река, ущелье, горная гряда, морской берег и т.п. В хозяйственно освоенных районах композиционные оси формируются линейно-транспортными артериями: шоссе, железная дорога, канал и др.

Наличие композиционных узлов и осей эстетически  организует и обогащает пейзаж. Однако чрезмерная перегруженность пейзажа визуальными акцентами опасна. Она способна разрушить его эстетическую целостность. В этом случае вступает в силу системный закон необходимого (но не любого) разнообразия. Опытами установлено, что перенасыщение пейзажа аттрактивными объектами либо раздражает наблюдателя, либо притупляет его восприятие, создавая иллюзию монотонности. В связи с этим выведено правило предельного насыщения пейзажа композиционными акцентами.

Американский  исследователь Дж. Миллер попытался  определить оптимальное их количество. По его мнению, оно не должно превышать семи. Большее их число снижает эстетические достоинства пейзажа. Наиболее благоприятные в сенсорном отношении композиции характеризуются пятью-шестью узлами. Однако и одна-две доминанты способны резко усилить эмоциональное воздействие пейзажа.

Композиционные  узлы, визуальные аттракторы местности, становятся особенно выразительными тогда, когда их обрамляют пейзажные  кулисы. Кулисы, образующие фланги пейзажа, могут быть представлены по-разному: неровностями рельефа, растительностью, архитектурными сооружениями и др. Ими во многом определяется глубина пейзажной перспективы. В наибольшей мере она подчеркивается тогда, когда кулисы пространственно эшелонированы, образуют несколько уходящих вдаль планов. С помощью кулис взгляд наблюдателя концентрируется и направляется чаще всего к фокальным точкам. От этого зависит притягательность (аттрактивность) пейзажных доминант.

Таковы, например, некоторые позиции в горных долинах-ущельях, с которых видятся вдали заснеженные пики гор. В средней полосе России при выходе из леса между древесными кулисами опушки открывается перспектива полей, лугов, озер.

«Визитной карточкой» Санкт-Петербурга является вид Дворцовой  площади, открывающийся сквозь арку здания Главного штаба. Его композиционная доминанта — стройная Александрийская колонна, а фон — изящный ансамбль Зимнего дворца. Вид из окна — излюбленный мотив художников. Он прослеживается в живописи, начиная с эпохи Возрождения.

Кулисы нельзя считать простой рамой пейзажного вида. Они являют собой столь же органичную его составляющую, как все остальное. Живописность кулис не менее ценна, чем композиционных узлов, осей или дальнего фона. Хороши, например, ажурные зеленые кулисы крон могучих развесистых дубов, плакучих ив, кудрявых берез. Между тем эстетику даже самого красивого пейзажа способна разрушить кулиса в виде приткнувшейся где-то сбоку серой бетонной стены, силосной башни или черного дымящегося террикона.

 

3.3  ТОЧКИ ПЕЙЗАЖНОГО ОБЗОРА

Для визуального восприятия необходима некоторая дистанция между пейзажем и субъектом. Она зависит от местоположения точки пейзажного обзора, с которой ведется наблюдение, а также большей или меньшей перспективы самого пейзажа. Кроме того, пейзажное восприятие может происходить не только стационарно, но и в процессе передвижения наблюдателя по определенному маршруту. В связи с этим на местности, например, в национальных парках, практикуется заложение специальных видовых точек и видовых маршрутов.

Видовая точка и пейзаж, с нею созерцаемый, взаимосвязаны. Нередко даже в одной и той же географической местности изменение позиции видовой точки приводит к смене видимого пейзажа. Можно утверждать, что у каждой видовой точки свой пейзаж или, по крайней мере, его вариация.

Многое зависит  от того или иного ракурса обозрения, открывающегося кругозора и глубины пейзажной перспективы. При этом важную роль играет положение точки на местности. Видовые точки, расположенные на возвышении — холмах, высоких коренных склонах речных долин, горных вершинах, как правило, отличаются широким кругозором и значительной пейзажной перспективой. Наоборот, находящиеся в отрицательных формах рельефа — глубоких речных долинах, горных ущельях, котловинах — обычно характеризуются ограниченным видением окрестного пейзажа, так как взор наблюдателя замыкается склонами указанных форм рельефа. Предложено несколько вариантов типологии видовых точек. Чаще всего принимается во внимание их местоположение и открывающийся кругозор. Известный литовский знаток ландшафтной эстетики К. И. Эрингис называет видовые точки «пейзажными подступами» и классифицирует их по широте угла пейзажного обзора [17]. Немного модифицируя предложенные им градации, считаем целесообразным выделить следующие категории видовых точек:

  • точки узкого (щелевого) обзора с углом менее 30°; пейзажная
  • перспектива, открывающаяся с таких точек, именуется в ландшафтной архитектуре термином «виста»; 
  • точки секторного обзора — 30—115°;    
  • точки панорамные — 120—240°; 
  • точки кругового обзора — циркорамные — более 240° (рис. 7).

 


I II






  



 


III



 



 


IV








 



 

 


                                     1                2                  3


 

Рис.4. Точки  пейзажного обзора:

I – узкого (щелевого); II – секторного; III – панорамного; IV – кругового (циркорамного); 1 – видовые точки; 2 – композиционные пейзажные узлы; 3 – пейзажные кулисы.

 

Точки первой и  второй категории отличаются наличием ограничивающих поле видения боковых  обрамлений — различного рода кулис. Панорамные и циркорамные видовые точки позволяют обозревать обширную местность, порой представленную целой серией сменяющих друг друга пейзажей. Примером точки кругового обзора может служить вершина горы Ахун в окрестностях Сочи.

По глубине  пейзажной перспективы видовые  точки принято делить на три группы:

  • точки ближайшей перспективы, виды с которых укладываются в пределах десятков метров;
  • точки средней перспективы, позволяющие видеть на сотни метров;
  • точки далекой перспективы, охватывающей несколько километров.

Глубина перспективы  в значительной мере зависит от рельефа  местности, в том числе от высотного  положения самой видовой точки. Если она находится на том же гипсометрическом уровне, что и наблюдаемый пейзаж, либо ниже, то далекая перспектива с нее возможна только в том случае, если вдали высятся горные сооружения.

Большинство точек  пейзажного обзора в Санкт-Петербурге в силу общего расположения города на низменной дельтовой равнине  характеризуется средней перспективой видения городских пейзажей. К ним относятся точки на набережной или мостах Невы с видами на Петропавловскую крепость, Васильевский остров, Зимний дворец, Адмиралтейство. И только взобравшись на купол Исаакиевского собора, можно увидеть Финский залив, а в ясную погоду и Кронштадт.

Другое дело — панорамный вид Москвы с господствующих над городом Воробьевых гор. Он отличается далекой перспективой, охватывающей и Лужники, и Замоскворечье, и Кремль, и даже северные районы столицы, обозначенные шпилем Останкинской телебашни.

Выбор видовых точек и видовых маршрутов  — одна из ответственных операций при эстетическом обустройстве (дизайне) курортных зон, районов познавательного и спортивного туризма, городов и др. Ландшафтное планирование национальных парков обязательно включает эстетически осмысленное проложение и закрепление троп и площадок пейзажного обзора. Взаимосвязанные в единой системе, они формируют каркас эстетического восприятия ландшафта.

Видовые точки и видовые маршруты оцениваются  не только с эстетических позиций. Их необходимо анализировать и в экологическом отношении. Они должны быть сравнительно доступны для массового посетителя и достаточно комфортны для его пребывания в течение определенного времени. Можно лишь вообразить, какая величественная картина Гималаев открывается с вершины Эвереста. Но ледяной пик покоряется лишь самым отважным и опытным альпинистам, а продолжительное нахождение на нем практически невозможно из-за низких температур, ураганного ветра и нехватки кислорода. Разумеется, эта точка пейзажного обзора по экологическим мотивам должна быть, безусловно, забракована.

Информация о работе Этика ландшафта