Этика ландшафта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение эстетики ландшафта.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
рассмотреть основополагающие понятия эстетики как философской дисциплины;
изучить некоторые виды эстетического восприятия ландшафта;
определить, что такое феномен пейзажа и рассмотреть его разновидности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….. 3
Часть I. Гармония и красота окружающего мира………………………………… 4
Глава 1. Исходные понятия…………………………………………………………4
Эстетика……………………………………………………………………...4
Гармония……………………………………………………………………..4
Красота……………………………………………………………………….5
Эстетическое восприятие…………………………………………………...5
Эстетика ландшафта…………………………………………………………6
Глава 2. Гармонические каноны природы………………………………………... 6
2.1. Золотое сечение……………………………………………………………..6
2.2. Симметрия…………………………………………………………………...9

Часть II. Эстетика ландшафта……………………………………………………..11
Глава 3. Феномен пейзажа………………………………………………………....11
3.1. Ландшафтная сущность. Пейзаж – явление……………………………...12
3.2. Пейзажная композиция .…………………………………………………..13
3.3. Точки пейзажного обзора…………………………………………………16
3.4. Классификация природных пейзажей………………………………….........19
3.5. Эмоциональность пейзажа………………………………………………..23
3.6. Ландшафт и этнический характер………………………………………...24

Заключение …………………………………………………………………………28
Список литературы…………………………………………………………………29

Файлы: 1 файл

Курсовая по ландшафтоведению.doc

— 305.50 Кб (Скачать файл)

Стандарты золотой  пропорции пытался обнаружить в почвенном покрове известный почвовед И.Н.Степанов. Им было установлено, что мощности гумусово-аккумулятивного горизонта типов и подтипов почв в северной Европе закономерно убывают к северу и югу от подзоны выщелоченных черноземов, подчиняясь ряду чисел Фибоначчи.

Золотая пропорция  свойственна миру минералов, горных пород, растений и животных. Нет сомнения, что и  в ландшафтах, в их вертикальной и горизонтальной структуре могут быть обнаружены соответствующие гармонические закономерности.

Однако наиболее ярким выразителем божественной гармонии по праву признается сам  человек. Как венец творения, он обладает поразительно совершенным телом. Все в нем соразмерно. Все его элементы соотносятся друг с другом, подчиняясь золотой пропорции и числам Фибоначчи. Эта гармоническая выдержанность, проверенная числом в самых различных ракурсах, прекрасно демонстрируется на «Модулоре» французского  архитектора Ле Корбюзье. Осевой линией золотой пропорции человеческого тела служит линия талии на высоте пупка. Общая высота человека так относится к нижней части тела, как нижняя к верхней. Эта величина обычно колеблется около 1,60–1,62.

 

Рис.2 «Модулор»  Ле Корбузье: золотые пропорции человеческого  тела

 

Философ Н.И.Крюковский в своем исследовании «Человек прекрасный» («Homo pulher») пишет: «Созерцая совершенное, прекрасное человеческое лицо и тело, невольно приходишь к мысли о каком-то скрытом, явственно чувствующемся математическом изяществе его форм, о математической правильности и совершенстве составляющих его криволинейных поверхностей!» [цит. по 2, с. 140-141]. Не только как мыслящий субъект, но и как обладатель гармонического тела человек по достоинству издавна признан мерой всех вещей. Надо полагать, что мир географии ожидают немалые открытия на пути все новых и новых проявлений золотого сечения в природе.

 

 

 

2.2 СИММЕТРИЯ

Еще одно фундаментальное  воплощение гармонии мира - симметрия. С давних времен симметрия признавалась, прежде всего, как эстетический критерий. Она рассматривалась в качестве надежного признака красоты. В переводе с греческого «симметрия» означает «соразмерность». В XIX в. после работ кристаллографов А. Бравэ, Е.С.Федорова, микробиолога Л.Пастера, физика П.Кюри представления о симметрии оформились в научную теорию. Был обоснован общенаучный принцип симметрии. В физической географии, то все многообразие изучаемых ею геосистем подчиняется этому принципу, воплощая его в необычайном обилии вариаций.

Симметрия природных образований просматривается повсеместно [3, 15, 16]. Однако в большинстве случаев она не абсолютна, будучи так или иначе искажена. Лишь в мире кристаллов близка к идеальному проявлению. Во всех прочих телах и явлениях природы ей свойственна масса отклонений. Поэтому принято различать несколько категорий симметричности:

  • симметрия;
  • диссимметрия;
  • асимметрия;
  • антисимметрия.

Под диссимметрией понимают в большей или меньшей степени         нарушенную внешними воздействиями исконную симметрию природного объекта. Асимметрия – крайний, предельный случай нарушенной симметрии, которая сохраняется в тех или иных инвариантных проявлениях.

К сожалению, в географической литературе категории «диссимметрия» и «асимметрия» обычно не различаются. Используется главным образом второй термин, обозначающий частично нарушенную симметрию. Например, склонны холма, увала или сопки разной инсоляционной экспозиции, несущие, согласно правилу предварения В.В.Алехина, неоднородный почвенно-растительный покров, расцениваются в ландшафтном отношении как асимметричные. Тогда как точнее было бы рассматривать такого рода ландшафтные структуры как диссимметричные.

Антисимметрией принято называть симметрию противоположностей, по сути, антиравенство. В качестве антисимметричных могут выступать явления-антиподы: черное – белое, выпуклое – вогнутое, циклон- антициклон, океаническое и континентальное полушария Земли (антиподальность), морская Арктика – континентальная Антарктида и т.п.

Представления о диссимметрии впервые были сформулированы Л.Пастером в середине 19 века. Он назвал этим термином всевозможные расстройства симметрии, характерные, прежде всего для живой природы. Например, разнообразные проявления правизны и левизны организмов.

Симметрия географического  пространства испытывает искажающее влияние  многих факторов. Среди них всеобщими, глобальными выступают сила земного тяготения и сила Кориолиса. Первая стремится придать любой точке поверхности коническую симметрию (вулканический конус, холм, карстовая воронка, муравейник). Вторая отклоняет все движущиеся тела в северном полушарии вправо, а в южном – влево от направления движения. В результате, как известно, долины многих крупных рек характеризуются асимметричным (точнее сказать, диссимметричным) поперечным профилем.

Одна из известных  классификаций природной симметрии  разработана кристаллографом И.И.Шафрановским [15]. Им выделены следующие основные виды симметрии:

  • зеркальная – билатеральная;
  • радиально – лучевая;
  • симметрия конуса;
  • симметрия шара.

Зеркальной  симметрией обладают все природные объекты, состоящие из двух зеркально равных половинок. Плоскость, их разделяющая, называется плоскостью симметрии, или зеркальной плоскостью. Такова симметрия листьев растений, многих насекомых (бабочек, стрекоз, жуков, мух и др.), рыб. Биологи называют ее билатеральной, т.е. дважды боковой. И.И.Шафрановский именует ее «симметрией листка». Ею обладают многие формы рельефа: овраги, балки, речные долины, гривы, горные хребты и другие линейно ориентированные, простирающиеся субгоризонтально неровности земной поверхности.

Радиально–лучевая симметрия и симметрия конуса обладают целым веером плоскостей симметрии. Они свойственны вертикально ориентированным природным объектам: деревьям, цветам, грибам, вулканическим конусам, карстовым воронкам, горным вершинам и др. Им подчиняются радиально – лучевой и веерный рисунки. Шафрановский предложил называть такого рода симметрии «симметрией ромашки». Им сформулирован следующий закон симметрии: «То, что растет или движется в основном по вертикали, имеет радиально – лучевую симметрию (симметрию ромашки); то, что растет или движется горизонтально или наклонно относительно земной поверхности, характеризуется симметрией листка…

Чем же объясняется  этот всеобщий закон? Все мы находимся  в поле земного тяготения, которое и накладывает печать на все развивающееся в его среде. Как бы конусообразным колпаком покрывает оно каждую точку земной поверхности, и этот конус со своей симметрией частично или полностью отпечатывается на всем вокруг нас» [15, с.182].

Симметрии шара подчиняется фигура Земли и других планет, гравитационное и магнитное поле Земли, географическая оболочка и составляющие ее атмо - , гидро - , лито -  и биосферы, внутреннее строение земного шара (земная кора, астеносфера, мантия, ядро). Этой же симметрией обладают геологические конкреции, шаровидная молния, капли дождя, формы некоторых организмов (радиолярии, плоды гороха и др.).

Помимо названных  видов симметрий, следует сказать  о криволинейной симметрии, особенно характерной для форм органического мира. Впервые она была исследована известным геологом и палеонтологом Д.В.Наливкиным. Криволинейная симметрия возникает вследствие искажения классических видов плоскостной симметрии специфическими условиями развития организма. В качестве примеров Д.В.Наливкин приводил формы раковин брахиопод и ряда моллюсков (беззубка и др.). Но не только к органическим формам применима модель криволинейной симметрии. Ей соответствуют и изгибы речных меандр, эоловые формы рельефа типа континентальных дюн и барханов, воздушные течения, огибающие орографические барьеры и т.п.

Физик – кристаллограф  А.В.Шубников разработал учение о симметрии подобия. Симметричными в нем признаются не только равные фигуры, но и подобные по форме, однако, различные по масштабу. Типичным примером здесь может служить известная всем игрушка «матрешка», состоящая из абсолютно сходных, но отличных по размерам фигур. Симметрия подобия проявляется во многих природных объектах, изменяющихся в своих объемах по мере роста. Таковы еловые и сосновые шишки, кочаны капусты, луковицы, цветы розы и кувшинки (водяной лилии), спирально скрученные раковины улиток т.п. Симметрия подобия представляет собой один из распространенных в природе гармонических канонов. Геометрическое подобие, воспроизводство себе подобных – закон всего живого, развивающегося во времени и пространстве.

Помимо естественных факторов, характерной причиной нарушения симметрии природных объектов стали в последнее время чрезмерные антропогенные нагрузки. При загрязнении среды в первую очередь страдает симметрия биоты, главным образом, растений. Установлено, например, что в городах Центральной России часто наблюдаются те или иные искажения билатеральной симметрии листьев березы и ряда других древесных пород. Опыты, поставленные в Калуге, показали, что в районах с массовым проявлением асимметрии древесных листьев, как правило, отмечается повышенный уровень детской заболеваемости бронхитом, пневмонией, астмой и др. Очевидно, массовый симметричный анализ зеленого покрова мог бы стать одним из надежных приемов биоиндикации экологических условий городов.

 

ЧАСТЬ II. ЭСТЕТИКА ЛАНДШАФТА

ГЛАВА 3. ФЕНОМЕН ПЕЙЗАЖА

«Пейзаж» — ключевое понятие в эстетике ландшафта. Проблеме пейзажа особое внимание уделяли В. П. Семенов-Тян-Шанский, А. Геттнер, Видаль де ля Блаш и другие известные географы. В русской литературе пейзаж всегда был излюбленным объектом художественного описания. Вдохновенные строки посвятили ему А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, И. А. Бунин и др. Наряду с писателями отечественные историки и философы В. С. Ключевский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачев и др. расценивали пейзаж как один из важных факторов формирования русского национального характера и культуры в целом. Большой вклад в учение о пейзаже внесли ландшафтные архитекторы, искусствоведы, художники и фотографы-пейзажисты. Однако до сих пор в указанной области тесного соприкосновения науки и искусства остается немало дискуссионных вопросов.

Для географов  по-прежнему не вполне ясен статус самого термина «пейзаж». Недостаточны разработки, касающиеся пространственной и временной организации пейзажа. Отсутствует такой важный инструмент логического обобщения, как классификация. Не разработаны принципы и методы пейзажного картографирования. Между тем значимость пейзажной географии нельзя преуменьшить в связи с необходимостью научного обоснования ландшафтного планирования и ландшафтного дизайна. Необходимо разобраться в названных проблемах с учетом известных научно-методических положений классического ландшафтоведения, ландшафтной эстетики, ландшафтного искусства и ландшафтного проектирования.

 

6.1. ЛАНШАФТ  – СУЩНОСТЬ. ПЕЙЗАЖ – ЯВЛЕНИЕ.

Эстетическое  восприятие ландшафта, в отличие  от его научного анализа, в ходе которого исследуются субстантивные свойства геосистемы, имеет дело главным образом  с внешним обликом ландшафта  — пейзажем.

«Пейзаж» —  слово французское, обозначает некую местность, точнее, ее вид. Во французской географической литературе термины «ландшафт» и «пейзаж» обычно используются как синонимы. В отечественном ландшафтоведении и ландшафтной архитектуре они существенно различаются по содержанию.

Пейзаж с позиций российской географической школы трактуется как субъект-объектное понятие, обозначающее внешний облик ландшафта, воспринимаемый визуально с той или иной видовой точки либо по ходу маршрута. Проще говоря, пейзаж — вид местности, созерцаемый наблюдателем.

В философии  принято различать категории  «явление» и «сущность». В       постижении «явления» главную роль играет чувственное восприятие. Для понимания «сущности» необходимы, помимо того, научный анализ объекта, логические умозаключения, абстрактное обобщение наблюдаемых фактов. С указанными философскими категориями хорошо сопоставляются понятия «пейзаж» и «ландшафт».

Соответственно: «пейзаж» — это «явление», доступное для чувственного освоения (перцепции), а ландшафт — «сущность», понять которую без теоретического осмысления эмпирических данных невозможно.

В связи со сказанным  вполне оправданно звучит название данной главы «Феномен пейзажа». Термин «феномен»  происходит от греческого рhiатотепоп, что означает «являющееся». В науке им определяют явление, данное нам в опыте или постигаемое с помощью чувств. Пейзаж как явление — это феномен эстетики ландшафта. Вместе с тем следует иметь в виду, что в пейзаже открываются многие внутренние свойства ландшафта. Игнорируя пейзаж, немыслимо постичь всю глубинную суть ландшафта. «Явление» и «сущность», пейзаж и ландшафт неразрывны.

 

3.2. ПЕЙЗАЖНАЯ  КОМПОЗИЦИЯ

Пространственно-временная  структура пейзажа выражается в  закономерных сочетаниях ее композиционных элементов, динамических сменах их состояний и аспектов. Подобно ландшафту пейзаж обладает эмерджентностью. Благодаря ей он создает впечатление гармоничного целого.

Объемно пейзаж сопоставим с такими единицами иерархии природных геосистем, как географическая местность и собственно ландшафт (в его региональном понимании). Как и названные геосистемы, пейзаж морфологически оструктурен. Иными словами, ему свойственно определенное композиционное устройство. В соответствии с морфологией ландшафта оно имеет блочно-мозаичный характер, т.е. включает как элементарные ячейки, так и блоки-сочленения их. Поэтому целесообразно ранжировать композиционные составляющие пейзажа.

Информация о работе Этика ландшафта