Экскурсия город Суздаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.

Содержание работы

Введение
1. Карта маршрута.
2.Технологическая карта
3 .Экскурсия.
4. Портфель экскурсовода
Список литературы

Файлы: 1 файл

exkursii.docx

— 951.75 Кб (Скачать файл)

-Теперь давайте  перекусим и отдохнем, после чего  продолжим наш нелегкий маршрут. Теперь пройдемте к Спасо-Евфимиеву монастырю.  

Монастырь был основан  в 1352 году князем суздальским и нижегородским  Константином Васильевичем как мужская  обитель Святого Спаса. Он расположился к северу от города и в то время  находился за его пределами, одновременно исполняя и функцию форпоста. Место, которое он занимает, было очень  выгодно стратегически: высокий  обрывистый берег Каменки сам  по себе являлся дополнительной защитой. Изначально, как и все суздальские  монастыри, он был деревянным, и поэтому  от его первых построек ничего не осталось - они сгорели в XVII веке во время польско-литовского нашествия.     Первый игумен монастыря - Евфимий - был в начале XVI века канонизирован, а его обретенные мощи признаны святыми и сохранялись в монастыре, в храме Спаса (ныне это – придел Преображенского собора), построенном над местом погребения игумена Евфимия.  
    Уже в XV веке монастырь был довольно богат: ему принадлежало множество сел, деревень и земель в среднерусской полосе. Все это было пожаловано монастырю князьями и боярами, благоволившими к нему. Спасо-Евфимиеву монастырю принадлежала и примыкавшая к нему большая слобода Скучилиха, в которой были построены Смоленская и Симеоновская церкви. Здесь жили каменщики и кирпичники, и прочий «работный люд».  
    В XVII веке монастырь обстраивается новыми крепостными стенами, с огромными и мощными оборонительными башнями, видными издалека над высоким берегом реки. Из-за стен выглядывают и многочисленные главы монастырских храмов и крыши его построек. От Каменки и от Покровского монастыря  Спасо-Евфимиев монастырь виден во всей своей красе и мощи.     

 Центральное сооружение монастыря - массивный Спасо-Преображенский собор (XVI-XIXвв.). Он неоднократно достраивался и расширялся в течение всего времени своего существования. Поставлен он был на месте древней деревянной церкви Спаса Преображения, которую в 1507-1511гг. сменила маленькая бесстолпная каменная Спасская церковь. Это и было древнейшее каменное сооружение на территории монастыря. В 1594 году к ней пристраивается громадный четырехстолпный собор, рядом с которым прежняя церковь стала выглядеть как придел и была названа Евфимьевским приделом. Стены нового храма были разделены пилястрами с закомарами на три части, а в XVII веке украшены наружной росписью. По периметру собор опоясан аркатурно-колончатым поясом. ВXVIII веке притворы собора были объединены в одну галерею, идущую вокруг его стен, а в 1865г. с севера пристроили придел Сергия Радонежского.  
    Собор увенчан мощным пятиглавием. Широкие барабаны - световые, с узкими высокими окнами-прорезями. Барабаны поменьше венчают два храмовых придела. С востока к собору примыкают глубокие алтарные апсиды с гладкими стенами и глубокими нишами окон без наличников.  
    Интерьер собора очень богат. Росписи конца XVII века выполнены костромскими мастерами Гурием Никитиным и Силой Савиным. При реставрации собора в южном приделе были обнаружены и под руководством А.П.Некрасова частично расчищены  фрески XVI века, изображавшие главным образом житие игумена Евфимия.   

 Рядом с собором, с восточной  его стороны, находился фамильный некрополь князей Пожарских и Хованских. В 1642г. здесь был похоронен князь Дмитрий Пожарский, герой борьбы с польско-литовскими войсками. В некрополе в XVII веке была поставлена часовня-усыпальница («палатка родителей»). В XVIII веке после указа Екатерины II о секуляризации монастырских земель некрополь был разорен разгневанной братией, а часть плит пущена в ход как строительный материал. Тогда же была разрушена и часовня. Только после Отечественной войны 1812 года имя князя Д.М.Пожарского снова вспомнили. В 1818 году был открыт памятник Минину и Пожарскому на Красной площади, и была высочайше утверждена специальная комиссия по обнаружению останков князя. В 1852 году ученый-историк и археолог граф А.С.Уваров обнаружил в Спасо-Евфимиевом монастыре захоронение Пожарских. Новая усыпальница (мавзолей Пожарских) была построена в 1885г. по проекту архитектора Горностаева. В 1933г. усыпальница была разобрана, часть плит каррарского мрамора отправилась в Москву. Практически все иконы и прочее внутреннее убранство было утрачено. Только в 1974г. приблизительно на ее месте была поставлена плоская плита с барельефом Д.М. Пожарского.  
    В 2008 году раскопки в монастыре возобновились. Бетонная плита советских времен была снята и передана детской школе-интернату Кадетского корпуса им. Д.М.Пожарского в г.Радужный Владимирской области. Мавзолей Пожарских был восстановлен по обмерам, чертежам и фотографиям, в большом количестве сохранившимся в архивах. В полном объеме воссоздан резной декор фасадных стен по рисункам из архивов. Бронзовая дверь с барельефом и горельефом выполнены в мастерских Российской академии художеств. На главном фасаде установлена копия мозаичной иконы Спаса Вседержителя. Новый мавзолей поставлен не на месте прежней усыпальницы, а немного дальше от апсид собора. 10 ноября 2009 года мавзолей был освящен архиепископом Владимирским и Суздальским Евлогием. На месте прежней часовни-усыпальницы установлен памятный каменный крест.    

 Небольшую площадь перед  Спасо-Преображенским собором окружают еще два незаурядных сооружения: звонница и Успенская трапезная церковь.  
 
    Успенская церковь (1525) - уникальный образец русского зодчества XV-XVI веков. Здание объединяет в себе церковь и трапезную палату - хозяйственное строение. Шатровая центрическая церковь построена по типу «восьмерик на четверике» и увенчана шатром, опирающимся на два яруса кокошников. Маленькую главку придела также поддерживают кокошники, меньшие, но в три яруса, создающие эффект ажурности и пышности. Под гладким граненым шатром сделана деревянная кровля - полица, добавляющая легкости и стройности всему храму и гармонирующая с крытой лемехом главкой.  
    С западной стороны к церкви пристроена двухэтажная трапезная палата, в которой размещались хозяйственные помещения. В нижнем этаже были складские помещения и кухня, второй этаж был занят просторным трапезным залом, перекрытым сложной системой сводов, поддерживаемых стенами и центральным столпом. В подвалах под трапезной хранились богатые запасы монастырской провизии.     С юга к Успенской церкви примыкают палаты архимандрита (XVI-XVIIвв.), с интересным опоясывающим их на уровне второго этажа балконом-гульбищем.    

 Звонница (XVI-XVIIвв.) имеет сложную структуру и длинную историю строительства.  В первой половине XVI века рядом с главным собором монастыря была возведена девятигранная столпообразная церковь Иоанна Предтечи «под колоколы». Она служила молельной церковью для Василия III и его супруги Соломонии Сабуровой, позднее сосланной в покровский монастырь и, вероятно, построена была на средства, выделенные из великокняжеской казны. По стилю церковь сходна с соседней Успенской. В конце XVI века к южной грани столпа пристраивается одна высоко поднятая над землей арка звона, а позднее, в XVII веке, - еще две. Таким образом составилась трехпролетная галерея звонов, близкая к псковской архитектуре, декорированная весьма разнообразно. На башенке-часозвоне, соединяющей столп и аркаду, сделан круг, вероятно, предназначенный для помещения в него часов.  Колокола звонницы были отправлены в переплавку в 1930-х гг., и только один колокол, расколовшийся на части, директору музея В.И.Романовскому удалось сохранить в груде строительного мусора, сваленного в углу собора. Сейчас он находится в музейной экспозиции.  

Восточнее Спасо-Преображенского собора находится Никольская больничная церковь (1669) с больничной палатой для монастырской братии.  Первый этаж двухэтажного корпуса, перекрытый сомкнутыми сводами, был отведен под трапезную, а второй занимали больничные покои, ряд маленьких окон которых украшен резными наличниками. Никольская церковь, возведенная как молельня для больных монахов и узников монастырской тюрьмы, декорирована скромно и увенчана одной деревянной главкой. Несколько оживляют гладкую белую стену перспективный портал, окна с наличниками и ряд кокошников.  
    Сейчас в здании размещается «Золотая кладовая».  
 
    

 Братский  корпус (XVIIв.) - двухэтажное каменное здание, вытянувшееся параллельно северной стене монастыря, Г-образное в плане. Здесь располагались кельи монахов. Наиболее старыми постройками (первая половина XVII века) являются, по результатам исследований И.А.Столетова, южный двухэтажный корпус и весь первый этаж. Келейная архитектура секционного типа довольно редка для построек такого назначения. Здание поделено на несколько секций, состоящих каждая из трех каменных клетей - сеней и двух жилых комнат. Фасады здания украшены скромно, главным образом оконными наличниками с кокошниками, а также пилястрой на южном фасаде.          

К весьма примечательным для истории  монастыря постройкам относится тюремный корпус, где в 1766г. по указу Екатерины II была организована тюрьма для «безумствующих колодников», иначе говоря, политических преступников. Первоначально узников помещают в больничный корпус, но так как его не хватает, в XIX веке тюрьма расширяется, и монастырские постройки возле Никольской церкви перестраиваются в корпус с камерами-одиночками, а вокруг них строится высокая глухая каменная стена. Суздальская тюрьма имела печальную славу одной из самых жестоких в России. В 1905-1907гг. она была упразднена, но ненадолго. Уже в 1923г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. Сейчас экспозиции в тюремном корпусе посвящены как истории заключенных царской России, так и узникам политизолятора советских времен.          

Надвратная Благовещенская церковь (первая половина XVIIв.) - массивный, впечатляющий памятник монастырского зодчества. Вероятно, она была въездной башней до времени постройки новой крепостной стены с башнями.  
    Основание надвратной церкви исследователи относят к началу XVII века (по другим источникам – даже к концу XVI века). В городской описи 1628-1629гг. церковь уже упоминается как каменная двухшатровая. К 1722г. она уже названа пятиглавой - за эти сто лет здание претерпело существенные изменения. Позднее церковь была перестроена в одноглавую. В ней два арочных проезда - под центральной частью – больший, и меньший – под высоко поднятой папертью. Паперть украшена пятью красивыми окнами с висячими «бусинами» и резными перспективными килевидными наличниками. Сама церковь декорирована главным образом с южной стороны, считавшейся, вероятно, парадной. Между двумя окнами помещен киот для иконы, убранной оттуда в советское время и сейчас снова помещенной на место. С востока к основному четверику примыкает массивная трехапсидная алтарная часть.          

Весь огромный комплекс Спасо-Евфимиева  монастыря охватывают высокие кирпичные стены с башнями (XVIIв.). До XVII века стены оставались деревянными; в 1660г. после польско-литовского нашествия монастырь был обнесен новой тыновой оградой, через 10-20 лет замененной на сохранившиеся до наших дней каменные стены и башни. Все сооружение построено с расчетом на ведение оборонительного боя: со стороны реки - естественного укрепления - стены ниже, с южной стороны (ул. Ленина) - наоборот, значительно выше. В стенах прорезаны бойницы и машикули (отверстия для навесного боя). Все двенадцать башен также снабжены бойницами для различных видов боя: дальнего, навесного и подошвенного.    

 Главная проездная  башня в высоту достигает двадцати двух метров и доминирует с южного фасада стены. В ее массивном прямоугольном в плане объеме проделаны две проездные арки, в которых сейчас располагаются книжная лавка и билетная касса музея. В ее декоре совмещаются строгость и узорочье; над почти абсолютно гладкой нижней частью в верху башни в изобилии размещены бойницы и кирпичные украшения: наличники, колонки, карнизы, пояски. Венчает башню четырехскатная крыша. В эту крышу в XVIII веке ударила молния, но восстановили ее нескоро, только в 1860г.  
    Прочие башни украшены гораздо скромнее, но разнообразие их форм не может не оживлять общего вида стен. Выходящие на берег реки башни проще и скромнее; напротив, с восточной части стены, выходящей к городу, башни декорированы более нарядно, с зубцами и широкими лопатками.  
    Стенам монастыря не пришлось выполнять свою оборонительную функцию: к тому времени, когда они были построены, нападения на город прекратились.         

 Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря  внесен в список всемирного  наследия ЮНЕСКО. Пережив тяжелые  1920-е, 1930-е и 1940-е годы, успев  побывать политизолятором, лагерем  специального назначения НКВД, фильтрационным  лагерем для военнопленных, он  наконец стал музеем, в его  стенах разместились экспозиции, посвященные истории и искусству  Суздальской земли. Большой музейный комплекс является частью Владимиро-Суздальского музея-заповедника.    

  Далее возвращаемся  через торговые пути и заканчиваем  нашу экскурсию. Спасибо за  внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Портфель экскурсовода.

 

Центральная улица  Суздаля. Старое фото начала XX века.

После посещения  Владимира, царь Николай II, его дочери Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия  в открытом автомобиле, в сопровождении  свиты, около 4-часов дня направились  в Суздаль.

 

Евфросиньевская я рмарка на Торговой площади Суздаля. Старое фото начала XX века.

Город Суздаль оживлялся в базарные дни - окрестные крестьяне по субботам и воскресеньям съезжались на торг.

 

 

Вид на Суздальский  кремль. Фото начала XX века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

1. Федеральный закон «Об  основах туристской деятельности  в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 года №132 - ФЗ. Туристское  законодательство России.//Часть  L: Законы Российской Федерации. - М.: Бюро информации по туризму  «ОН-ЛАЙН», 1997,

2. Положение Министерства  транспорта Российской Федерации  от 8 января 1997 г. № 2 «Об обеспечении безопасности перевозок пассажирскими автобусами./Извлечение в кн.: B.C. Сенин. Организация международного туризма. Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2000.

3. Распоряжение премьера  Правительства Москвы от 20 марта  1998 г. №224- РЗП «О формировании единой системы аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов в г. Москве»./Извлечение в кн.: B.C. Сенин. Организация международного туризма. Учебник. - М.: Финансы и статистика. 2000

4. Дворниченко В.В., Савина Н.В. Организация экскурсионной деятельности. - М. - Мн.: МИГМТ - БГЭУ, 2000.

5. Долженко Г.П. Экскурсионное дело: Учебное пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005

6. Интернет  рессурс suzdal.org.ru

7. Емельянов Б.В. Экскурсоведение. Учебник. – 5-е изд. – М.: Советский спорт, 2004.

8. Емельянов Б.В. Организация работы экскурсионного учреждения, -М.: ЦРИБ «Турист», 1987.

9. Святославский А.В. Городская экскурсия./Основы теории и практики. - М.: ЦПТК, 2001.

Информация о работе Экскурсия город Суздаль