Экскурсия по городу Рыбинск

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 10:19, контрольная работа

Описание работы

Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в советском музееведении после Великой Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации историко-культурного наследия и организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины).

Содержание работы

Введение 3
1. История музеефикации 4
1.1 Особенности музеефикации археологических памятников 4
1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий 7
2. Развитие экологического туризма 8
2.1 Появление экологического туризма 8
2.2 Экотуризм в Ярославле 12
2.3 Природные красоты Рыбинска 14
3. Экскурсия по городу Рыбинск 17
3.1 Выбор и обоснование экскурсии 17
3.2 Маршрут и программа экскурсии 19
Заключение 21
Список литературы. 22

Файлы: 1 файл

ок вар.docx

— 46.40 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

Введение 3

1. История музеефикации 4

1.1 Особенности музеефикации археологических памятников 4

1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий 7

2. Развитие экологического туризма 8

2.1 Появление экологического туризма 8

2.2 Экотуризм в Ярославле 12

2.3 Природные красоты Рыбинска 14

3. Экскурсия по городу Рыбинск 17

3.1 Выбор и обоснование экскурсии 17

3.2 Маршрут и программа экскурсии 19

Заключение 21

Список литературы. 22

 

Введение

Музеефикация - направление музейной деятельности, заключающееся в преобразовании историко-культурных или природных объектов в объекты музейного показа с целью максимального сохранения и выявления их историко-культурной, научной, художественной ценности. Хотя музееефикацией в широком смысле слова можно считать переход в музейное состояние любого объекта, термин, как правило, употребляется по отношению к недвижимым объектам, средовым объектам и объектам нематериального наследия.

Понятие "музеефикация" употреблял в своих работах еще  Ф.И.Шмит, но утвердился этот термин в  советском музееведении после Великой  Отечественной войны в период широкомасштабных работ по реставрации  историко-культурного наследия и  организации музеев-заповедников. В этот период принято было выделять две формы музеефикации: "под музей", т.е. использование памятника под экспозиции и музейные службы, и "как музей", то есть превращение памятника в самостоятельный объект музейного показа. Сегодня все чаще используется частичная (или "мягкая") музеефикация, не предполагающая полного изъятия объекта из среды бытования и допускающая выполнение им изначальных функций (напр., музеи-храмы, находящиеся в совместном использовании музея и религиозной общины).

Наибольшее  число среди музеефицированных  объектов составляют памятники архитектуры. В последние десятилетия ХХ в. в сферу музеефикации все активнеее  включаются памятники археологии, науки  и техники, природы. Важной тенденцией развития современного музейного мира является неуклонно возрастающий удельный вес ансамблевых музеев и средовых музеев, созданных на основе музеефицированных памятников, которые становятся все более многочисленными и посещаемыми среди общего числа музеев.

1. История музеефикации

1.1 Особенности музеефикации археологических памятников

В последние десятилетия появилась  очень полезная тенденция, вписывающаяся  в рамки зарубежного опыта  сохранения историко-культурного наследия — музеефикация археологических  памятников в условиях естественного  ландшафта. На территории бывшего СССР имеется множество территорий, достаточно удаленных от районов с большой  техногенной нагрузкой, на которых  имеются крупные и важные археологические  памятники, принадлежащие самым  различным культурам.

Многие из них имеют сохранность, при которой можно проектировать  сохранение и музеефицирование памятника  в естественной обстановке природной  среды, когда он производит наиболее выигрышное впечатление на посетителей. В ряде случаев уже можно говорить о воплощении этих идей в реальности: Генуэзская крепость в Судаке (Крым), античный город Горгиппия (Краснодарский  край), городище «Аркаим» бронзового века (Челябинская область), Маяцкое городище, пещерные храмы и палеолитическое  жилище в Кременках (Воронежская  область), древние наскальные рисунки  «Томская писаница» (Кемеровская область), «Шишкинская писаница» (Иркутская  область) и некоторые другие. Сразу  на нескольких важных объектах ведутся  предварительные работы по разработке программ-концепций музеефицирования памятников в условиях естественного  ландшафта. Археологические памятники  доходят до нас в самом разнообразном  состоянии: от весьма удовлетворительного, близкого к первоначальному, до аварийного и поставарийного.

В большинстве случаев определяющим является влияние геологической  среды, имеющее направление как  на сохранение, так и на разрушение различных элементов памятника. В конечном итоге, искать вариант  грамотной реконструкции, консервации  и музеефикации приходится именно в геологической среде. При раскопках, в любом случае, изменяются сложившиеся в течение длительного времени условия консервации разрушенных или полуразрушенных памятников, и начинается иногда невиданное по скорости разрушение, вызванное переменой обстановки (взаимодействие с атмосферой, изменение температурно-влажностного режима и т.д.). К сожалению, решения о способе музеефикации того или иного памятника часто принимаются без учета состава, состояния, свойств грунтов, слагающих и окружающих объект, а также технологических возможностей реставрации и последствий их применения.

При сохранении археологических памятников в условиях естественного ландшафта  необходимо учитывать возможность  их длительного, управляемого, безаварийного  существования. По естественным причинам не все грунты могут соответствовать  этому требованию. Музеефикация ни в коем случае не должна становиться  печальным эпилогом в истории  существования памятника. Она обязана  базироваться на строго рассчитанном эксплуатационном режиме, основу которого составляет тщательное изучение инженерно-геологических  условий функционирования природно-археологической  системы. Сейчас к решению археологических  проблем инженеры-геологи привлекаются чаще. Опыт показывает, что цели и  задачи, возникающие при этом, весьма разнообразны. Это объясняется как  спецификой того или иного памятника (тип, возраст, степень сохранности, геологические условия), так и  планируемым вариантом его сохранения (консервация, реставрация, реконструкция, музеефикация). Инженерно-геологические  исследования памятников позволяют  оценить влияние природных геологических  процессов на способы хозяйствования, условия жизни древнего населения, а также давать обоснованные рекомендации по вариантам музеефикации природно-археологических  систем с учетом реального состояния  объекта, окружающей его геологической  среды и уровня современных природных  и техногенных воздействий.

Так музей «Горгиппия» в Анапе  с начала 1990-х годов испытывал  подтопление раскопанных участков, заболачивание подвальных помещений, химическое разрушение каменной кладки античных фундаментов. Изменить положение  удалось проложением самотечного  дренажа, осушившего фактически не только музейную территорию, но и подвалы  прилегающих гостиничных комплексов. Изучение инженерно-геологических  условий и технологии строительства  городища «Аркаим» позволило дать рекомендации по сохранению раскрытых элементов  города, размещению и возведению конструкций  модели древних жилищ, в соответствии с историческими традициями.

Без детального инженерно-геологического изучения, ориентированного на специфику  конструкций, технологию первоначального  строительства и историю эксплуатации архитектурных и археологических  памятников, в настоящее время  невозможно получать полностью достоверные  сведения, необходимые для музеефикации. Мало формально знать возраст  памятника, его назначение и конструкцию, геологическое строение, свойства грунтов  и положение уровня грунтовых  вод. Необходимо определить формы и  виды взаимодействий различных элементов  природно-археологической системы  и подобрать оптимальный режим  сохранения или музеефикации памятника.

 

1.2 Особенности музеефикации дворцов и исторических зданий

Музеефикация исторических зданий, которые являются памятниками истории, архитектуры и культуры, - это  создание музейных выставочных инсталляций, посвященных истории этого здания, известным людям, проживавшим или  работавшим в нем, а также основным историческим событиям, к которым  здание имеет отношение. Реализация таких проектов является возвращением исторического долга и дает возможность  более полного использования  потенциала исторических зданий и дворцов. Выставочные инсталляции в исторических зданиях и дворцах представляют собой выставки, расположенные в  витринах и на стендах, где представлены предметы, документы, фотографии и другие экспонаты, раскрывающие те или иные исторические темы, связанные с этим зданием. Такие выставки могут быть размещены в отдельном зале или  в части зала, в коридорах, на лестничных площадках. Особенно важным условием таких  инсталляций является дизайнерское и художественное оформление. Таким  образом, каждый сотрудник или посетитель этого здания имеет возможность  познакомиться с его историей. Эти инсталляции напоминают нам  об исторических корнях наших предков, которые строили и укрепляли  Российское государство, доставшееся  нам в наследство. Тем самым  мы возвращаем людям историческую память. Это создает современную интеллектуальную и культурную среду, позволяющую  вдохнуть новую жизнь в исторические памятники города.

2. Развитие экологического  туризма

2.1 Появление  экологического туризма

Появление и  развитие экологического туризма, обусловлено  стремлением человека свести к минимуму изменения окружающей среды. Экологический  туризм – особый сектор туристской сферы, направленный в первую очередь  на общение с природой, познание ее объектов и явлений, активный отдых. При этом традиционные развлечения, комфорт отходят на второй план. 
Потребность в общении с природой у человека была всегда. Но если в первые периоды истории девственная природа была неотъемлемым элементом его жизни, то в последующем она постепенно редуцировалась, теряя свою первозданность. Современный человек, все более отдаляясь от природы, все же стремится замедлить, а иногда и остановить неизбежный процесс техногенеза. Поэтому именно во второй половине двадцатого столетия одновременно с формированием общества потребления и проявлением глобальных экологических проблем возникает экологический туризм1
Среди основных причин зарождения экологического туризма ведущую роль занимает усиливающаяся из-за массовости туризма нагрузка на природные и культурно-исторические ресурсы. Эта нагрузка возрастает прямо пропорционально темпам роста туристских посещений. Становится очевидным противоречие между удовлетворением туристического спроса и рациональным использованием туристских ресурсов. Негативные аспекты влияния были отмечены еще в 70-е гг. С 1973 по 1983г. в Европе протяженность туристских водных маршрутов сократилась на 40%, а морских – на 70%. Площадь поврежденных мест возросла на 60%. По мере роста глобализации мирового хозяйства росли и негативные изменения в геосфере Земли: 2

 
1)Климатические изменение и деградация  почвы земель 
2) Разрушение экосистем и уменьшение биологического разнообразия 
3)Увеличение загрязнения воды, почвы и воздуха 
4)Природные бедствия, вызванные деятельностью человека 
5)Неконтролируемый прирост населения 
6) Продовольственная безопасность и нарастание угроз здоровью населения 
7) Ограниченность запасов энергии и других природных ресурсов

 
Экологическая направленность современного туризма отчетливо проявилась в  конце 80-х годов ХХ столетия. Впрочем, в США была проведена первая экотуристская  акция: туристам стали показывать китов, чтобы собирать деньги на охрану животных.

Появление экологического туризма в Росси можно датировать 1995-1996 гг., когда на Северо-Западе и  Дальнем Востоке была начата реализация экотуристских проектов. По проекту  ТАСИС был разработан план развития экологического туризма в Водлозерском национальном парке на Северо–Западе. На Дальнем Востоке по проекту  Всемирного фонда Дикой природы (WWF)  и Агенства США по международному развитию (USAID) началась поддержка    экологического туризма в заповедниках и на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Накопленный в ходе реализации этих проектов опыт позволил: 1)определить возможности и особенности развития экологического туризма в заповедниках; 2)сформулировать основные проблемы, возникающие на пути внедрения практики устойчивого туризма; 3) предложить стратегии развития экологического туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

В ходе реализации этого проекта был создан Фонд развития  экологического туризма «Дерсу Узала» с целью оказания теоретического и практического содействия продвижению в России международной концепции экологически устойчивого туризма, развития экотуристкой деятельности в системе особо охраняемых природных территорий (ООПТ). 
В1998-2001 гг. положительный опыт дальневосточного проекта был тиражирован в заповедниках и национальных парках Хабаровского края и Амурской области, Алтая-Саянского региона, Северного Кавказа в рамках программы РОЛЛ Института устойчивых сообществ на средства USAID. 
В ходе реализации проекта по развитию экологического туризма была создана Российская ассоциация экологического туризма, в состав которой вошли ассоциации заповедников и национальных парков ряда регионов РФ, общественные организации, туристские фирмы и др.

Развитию  туризма способствовало желание  клиентов получить во время путешествия  новые и необычные впечатления, а также осознание того, что  окружающей среде наносится непоправимый вред. Становилось очевидным, что  массовый туризм не выдерживает испытания  временем и клиенты желают экзотики в программе туров, а то что  становится широко доступным, перестают  считать экзотикой. Сегодня понятие  экзотики в основном ассоциируются  с неисследованными уголками мира, куда прежде добирались лишь немногие, где сохранились естественное состояние  природы и разновидности человеческой культуры в чистой  форме.

Развитие  экологического туризма, как и туризма  вообще, предопределяют два важнейших  фактора: природно-рекреационный и  историко-культурный. Наличие богатого культурного и природного потенциала позволяет странам, даже не относящимся  к числу наиболее экономически развитых, завоевать серьезные позиции  на мировом туристском рынке. Однако обязательным условием для этого является проведение активной государственной политики в области развития туризма 3.

Восьмидесятые годы XX в. по праву можно считать  временем  формирования концепции экологического туризма, определения основных принципов, лежащих в его основе.

Первое определение  экологического туризма было предложено мексиканским экономистом-экологом Гектором Цебаллосом-Ласкурейном в 1980 г. Экологический туризм, по определению автора, - это сочетание путешествия с экологически чутким отношением к природе, позволяющим объединить радость знакомства и изучение образцов флоры и фауны с возможностью способствовать их защите.

После появления  первого определения экологического туризма различными авторами и организациями, проявляющими заинтересованность в развитии этого вида деятельности, было предложено множество новых вариантов.

Информация о работе Экскурсия по городу Рыбинск