Экскурсия город Суздаль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2013 в 13:02, контрольная работа

Описание работы

Рождественский собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.

Содержание работы

Введение
1. Карта маршрута.
2.Технологическая карта
3 .Экскурсия.
4. Портфель экскурсовода
Список литературы

Файлы: 1 файл

exkursii.docx

— 951.75 Кб (Скачать файл)

Введение

1. Карта маршрута.

2.Технологическая карта

3 .Экскурсия.

4. Портфель экскурсовода

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Карта маршрута.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  ИП Семенова А.М       

(наименование туристского предприятия,  обслуживающего                             

маршрут) 

 

 

                       ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА     

туристского путешествия по маршруту __Обзорная экскурсия в г.Суздаль                                        (наименование маршрута)                            

на 2013 г. 

 

 

    1. Основные показатели  маршрута

Вид маршрута

Категория сложности 7-8 км

Протяженность маршрута (км) ____7-8 км

в т.ч. пешком (на лыжах)       на лодках (плотах)

Продолжительность путешествия (сут.) 1

Число туристских групп 1

Число туристов в группе 10 человек

Всего туристов по маршруту 10 человек

Всего человеко-дней обслуживания

Начало обслуживания на маршруте первой группы 11 .00

Начало обслуживания на маршруте последней  группы

Конец обслуживания последней группы 14.00

Стоимость путевки  

 

Месяц

Число туристов 
за месяц  

График заезда туристских  
групп по месяцам    

Число групп в   
месяц     

01  

     

02  

     

... 

     

12  

     

 

 

Адрес туристского предприятия, с  которого начинается путешествие

___г.Суздаль Торговая Площадь     

2. Программа обслуживания туристов  в путешествии по маршруту 

 

Населенные пунк- 
ты, расстояния   
между ними, спо- 
собы передвиже-  
ния, время при-  
бытия в пункт и  
выезда из него 

Наименова- 
ние        
туристских 
предприя-  
тий и ус-  
ловия раз- 
мещения  

Запланированные     
туристские услуги.  
Наименования экс-   
курсий (с перечнем  
основных объектов   
показа), туристских 
прогулок и походов

Внутри-  
маршрут- 
ные пе-  
ревозки

Экскур- 
сионные 
расходы 
на 1 ч.

         
         
         

 

     

Всего ________________________________________________________

в т.ч. 1 ___________ предприятие _________________________________

в т.ч. 2 ___________ предприятие _________________________________

в т.ч. и т.д. ______ предприятие _________________________________

Внутримаршрутные перевозки     Место    Подписи руководителей

осуществляются предприятиями:  печатей  предприятий, обслуживающих                                        

маршрут

Передача групп производится в  пункте:   Подписи руководителей                                        

финансовых служб

Условные обозначения:                   (главных бухгалтеров)

х -  обслуживание в туристском          предприятий      

предприятии

сп - сухой паек

пу - ночлег в полевых условиях     

(походные палатки)                                         

"__" ____________ 19__ г. 

 

 

    3. Краткое  описание путешествия (повторяется в информационном

листе и туристской путевке)

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________

__________________________________________________________________     

4. Руководить туристского предприятия,  обслуживающего маршрут 

 

 

    Подпись 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Экскурсия.

-Здравствуйте, меня зовут  Семенова Анна ,я ваш гид по  городу Суздаль.         Сегодня мы совершим маршрут от Кремля до торговых рядов.                             Сначала мне бы хотелось напомнить вам о соблюдении техники безопасности-не переходить улицы в неположенных местах,,о правилах поведения на экскурсиях, если в каком то монастыре или храме запрещено фотографировать,пожалуйста следуйте правилам.Постарайтесь не теряться и не убегать далеко от группы..

 

Начинаем осмотр Кремля.  На том месте, где сейчас находится музей под названием «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начал строиться этот город. Здесь, в излучине Каменки, были сооружены первые земляные укрепления и возведен первый городской собор.  
    

 Рождественский  собор (XII-XVIвв.) - старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича - плинфы - и расписано лучшими византийскими мастерами.   
    Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. В середине XII века (1148г.) на месте прежнего собора из тесаного белого камня - пористого известняка - был возведен новый огромный храм, сходный по своей архитектуре с Успенской церковью в Киево-Печерской Лавре. Он поставлен на мощный фундамент, врытый в глубокий котлован. Венчали массивный шестистолпный четверик храма три шлемовидных главы на высоких барабанах. Центральная глава, вероятно, помещалась на дополнительном постаменте, а малые главы опирались на восточные углы здания.  
    Первое документальное упоминание о соборе относится к Лаврентьевской летописи под 1222г., когда на основании прежнего собора по велению владимирского князя Юрия Всеволодовича возводится третье здание, окруженное тремя притворами, выполняющими также роль укрепляющих стены контрфорсов. Собор был надстроен и украшен рельефными рисунками, женскими масками, резьбой, и опоясан аркатурой с колонками. Строительство длилось с 1222 по 1225гг., когда епископ Симеон заново освятил собор и переименовал его из Успенского в Богородице-Рождественский. В 1233г. интерьер собора был заново расписан фресками, а полы выложены терракотовой плиткой.  
    В 1445г. во время набега казанского хана собор горел, и своды его обрушились. Восстановления ждать пришлось долго: только в 1530г. по приказанию царя Василия III его разобрали до аркатурно-колончатого пояса и заново надстроили. Вместо трех глав теперь сделали пять, с высокими кирпичными световыми барабанами с узкими щелями-окнами. В таком виде, с некоторыми перестройками XVII-XVIII веков, собор сохранился до наших дней.  
    В 1634г. по распоряжению епископа Серапиона собор снова расписывают, при нем же в 1635-1636гг. строится придел святых Федора и Иоанна. При митрополите Илларионе разбирают огромные хоры, на которых размещалось 5 престолов: архангела Гавриила, Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученика Димитрия, Вознесения Господня и трех святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста).  
    Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата - уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были обнаружены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.  
Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди захороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого - Иван и Святослав.  
    В 1930-х гг. богослужения в соборе прекратились, и начались научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами.   
    В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.  Подходим с колокольне.    

 Соборная  колокольня (1635) находится к югу от Рождественского собора и по своим размерам вполне ему соответствует. Она была сооружена по приказу епископа Серапиона. Массивный восьмерик с широкими арками звона заканчивается шатром с тремя рядами слуховых окошек разной формы. Под шатром сделана небольшая кровля над карнизом – полица, характерный элемент крепостных башен.  
    В конце XVII века на колокольне были сделаны часы с боем, отбивающие каждый час и каждую четверть часа. Сейчас они отремонтированы, и в кремле можно слышать их звон.  
    Во втором этаже колокольни были устроены два престола. В конце XVII века по приказу митрополита Иллариона церковь была расширена, к ней пристроили алтарную часть и соединили ее галереей с архиерейскими палатами. С севера колокольню тоже окружили обходной галереей, а с востока пристроили высокое крыльцо с восьмигранным шатром.  
    В 1719г. во время большого пожара галерея и переходы обрушились и были восстановлены только в 1968г. по проекту А.Д.Варганова.

Далее идем в Архиирейские палаты.   

 Архиерейские  палаты (XV-XVIIIвв.) - сложный комплекс каменных строений, древнейшей из которых является угловая юго-восточная часть - епископские палаты конца XV века. Со стороны собора палаты окружены невысокой каменной стеной с воротами, а с другой стороны - земляным валом. Снаружи над палатами виден маленький купол домовой трапезной церкви, восстановленной в формах XVI века: с восьмискатным покрытием, живописной галереей на арках и высоким крыльцом, схожим с вторым крыльцом со стороны колокольни. В состав Архиерейских палат входят жилые постройки, хозяйственные, трапезная палата и упомянутая домовая епископская трапезная церковь. В конце XVII века при митрополите Илларионе все эти строения, прежде стоявшие порознь, были объединены в единый комплекс при помощи переходов, галерей и потайных лестниц. Тогда же была построена огромная бесстолпная Крестовая палата для торжественных приемов, площадью в 338 кв. м и с девятиметровыми потолками. Суздальский историк ключарь Ананий Федоров писал об этой палате: «И то чуду подобно…свод един без столпов содержится непоколебим». К сожалению, до наших дней подлинный свод не сохранился, он был восстановлен в 1967-1970гг. под руководством архитектора А.Д.Варганова и инженера В.В.Пластина.  
 
     В Кремле сохранились крепостные валы и рвы, остались и некоторые церкви, относившиеся к кремлю. Это Успенская церковь (XVIIв.), пара церквей у крепостного вала – Никольская и Христорождественская 
     Деревянная Никольская церковь (1766) была перевезена в Кремль из с. Глотов района. Она поставлена между архиерейскими палатами и земляным валом, на месте другой деревянной церкви, сгоревшей в XVII веке.   
    Село Глотово известно тем, что в нем будто бы родился Михаил Романов, основатель царской династии Романовых. Правда, это ничем не подтверждается, кроме устных преданий. 
    С переносом церкви Николы из Глотова в Суздаль связана знаменательная веха в музейной истории города – с этого началось создание музея деревянного зодчества , теперь являющегося одним из очень интересных достопримечательностей Суздаля.  
    Деревянная церковь – редкий сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Она состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, исполняющий роль трапезной. Почти такой же высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея опоясывает храм с трех сторон.  
    Главка поставлена на конек крыши и покрыта лемехом – деревянной «чешуей». Сама кровля очень высокая, с крутыми скатами.  
    Стройная золотистая церковь смотрится очень органично в общем ансамбле кремля, и можно только порадоваться, что ее не стали переносить на территорию музея деревянного зодчества.    

  Далее двигаемся  к Торговым рядам.  

Гостиный  двор (1806-1811г.) был построен по проекту архитектора А.Вершинского на западной стороне Торговой площади. Строительство площадей в городах началось с конца XVIII века, и здание Гостиного двора ориентировано не на высокий берег Каменки, как вся предыдущая застройка Суздаля, а на Торговую (бывш. Хлебную) площадь. Площадь с торговыми позволяет представить себе атмосферу провинциального города XIX века, описания которой неоднократно встречаются в русской литературе.  
    Длинное здание торговых рядов в высоту не превышает шести метров, за исключением высокого шпиля над парадными воротами в середине выходящей на площадь галереи, поэтому не нарушают общего вида города. Гостиный двор состоит из длинного прямоугольного здания, разделенного на отдельные магазины (изначально – торговые лавки), и галереи с колоннадой из парных классических колонн. Галерея в XIX в. для суздальцев служила местом прогулок, своеобразным бульваром, где жители обменивались новостями и сплетнями, куда выходили «на людей посмотреть и себя показать». 
    От первоначальной постройки до нас дошла только северная часть торговых рядов. В 1970-х гг. ХХ века по проекту О.Г.Гусевой и под руководством реставратора М.М.Шаронова была подностью восстановлена восточная галерея и выстроена западная, со стороны Каменки, где раньше был только складской двор.   

 После посещения  торговых рядов продвигаемся Ризположенский собор (середина XVIв.) предположительно строился Иваном Шигоней-Поджогиным, одним из ближайших к Василию III бояр, причастному к заточению в Покровский монастырь жены последнего, Соломонии Сабуровой. Трехглавый собор с тремя апсидами необычен для суздальской архитектуры этого времени. Бесстолпный четверик был перекрыт крещатым сводом, из-за чего на лишенную внутренних опор кровлю пришлось ставить облегченные главы с более тонкими и высокими, чем это было принято в архитектуре того времени. Ложные закомары и лопатки на боковых фасадах здания не полностью соответствуют его внутренней организации и расставлены несколько путано. Стены собора разделены пилястрами на три части; в центральной части - перспективные порталы. Южный портал украшен полуколонками с «дыньками», а северный - белокаменными вставками.  
    С запада к храму в 1688г. была пристроена небольшая, но очень красивая и богато украшенная паперть с изразцовыми вставками. Строили ее зодчие Мамин, Шмаков и Грязнов, которым принадлежат и Святые ворота монастыря.  Паперть украшена роскошным перспективным порталом, небольшие ее оконца обрамлены узорчатыми наличниками с разнообразными «дыньками», «косицами», полихромными изразцами.  
    В XIX веке купола храма были луковичной формы. В 1929г. собор, несмотря на его статус памятника архитектуры, местное ОГПУ передало под здание электростанции. Купола с барабанами были снесены, а из-за силовой установки внутреннее убранство храма сильно пострадало. Только в 1969г. он был отреставрирован под руководством О.Г.Гусевой. Заново вывели барабаны, а купола сделали первоначальной шлемовидной формы. Но после реставрации в храме разместился склад культтоваров. Сейчас он вместе с остальными постройками передан монастырской общине. После собора посещаем Святые Ворота.     

Святые  ворота (1688) - один из самых заметных шедевров суздальского зодчества. Авторство их принадлежит Андрею Шмакову, Ивану Мамину и Ивану Грязнову - талантливым суздальским архитекторам XVIIв. Нарядные двухшатровые проездные ворота богато украшены каменной резьбой и поливными изразцами. Арки в них разные: правая - проездная, почти полуциркульная, большая; левая -поменьше, упрощенного рисунка, украшенная мелким рустом. Изящные шатры над воротами, опирающиеся на низенькие восьмерики с крошечными оконцами, украшены ложными слуховыми окнами и увенчаны небольшими главками.  
    В 1930-х гг. в здании Святых ворот был устроен крольчатник, и только после многочисленных писем А.Д.Варганова в Москву здание было очищено от кроликов и приведено в порядок, но вскоре его заняло НКВД под склад горючего. Только в 1964г. по проекту того же Варганова Святые ворота были отреставрированы. Проходим к колокольне.    

В 1813г. в честь  победы над Наполеоном в монастыре  на средства городских жителей воздвигается самое высокое строение Суздаля - 72-метровая Преподобенская колокольня в стиле классицизм.  Ее строительство велось под руководством суздальского каменщика Кузьмина и было окончено в 1819г. Классическая для своего времени ярусная композиция колокольни составлена из постепенно уменьшающихся кверху отделений, опирающихся на нижнюю часть здания - мощный классический портал. На колокольне было 12 колоколов. Все они были сброшены и увезены, видимо, в переплавку, в 1931г. Сейчас на колокольне – новые колокола.  Далее подходим к Сретенской Церкви.    

Трапезная Сретенская церковь была построена из красного кирпича в 1882г., по-видимому, судя по остаткам декора, в псевдорусском стиле. После революции в ней разместился клуб работников местного ОГПУ, а позднее - кинотеатр, следы работы которого (афишная доска и надписи на выходящем на улицу фасаде) сохранились до сих пор. Сейчас здание требует реставрации и никак не используется.

Продвигаемся  дальше к Покровскому монастырю, после осмотра мы остановимся пообедать в Трактире Кучкова.

 

 

  Покровский  собор (1510-1514) - главное здание монастыря, его композиционный центр. Он был построен на месте прежнего деревянного и соответствует новым сложившимся к тому времени архитектурным принципам подобных сооружений: массивный, достаточно большой, окруженный галереями, визуально связывавшими его с соседними постройками.  
    Четырехстолпный храм на высоком цоколе окружен двухэтажной обходной галереей; с востока примыкает трехапсидная алтарная часть с узкими высокими окнами в глубоких нишах. Апсиды разделены между собой гладкими колонками и украшены резным карнизом с мелким рисунком. Галерея завершается легкой крытой аркадой, с северо-западного и юго-западного углов на галерею ведут лестницы.  
    Белые стены собора декорированы скупо и строго: перспективные порталы с «дыньками», пилястры и типичный для суздальской архитектуры фриз из колонок и арочек над галереей. Завершают стены килевидные закомары. Храм трехглавый, массивные световые барабаны своим декором - высокими узкими окнами и карнизом - повторяют внешний вид храмовых апсид.  
    При всей скромности внешнего убранства храм не кажется тяжелым - зодчие мелкими деталями смягчили строгость гладких белых стен и придали зданию более живописный вид, а его ступенчатая композиция (галерея, собственно четверик и главы с барабанами) создает ощущение сдержанной устремленности вверх.  
    Интерьер собора не менее аскетичен, что неудивительно: он изначально использовался как храм-усыпальница знатных инокинь, могилы которых расположены в мрачном подцерковье. При реставрации собора в 1962г. (руководитель – И.А.Столетов) были обнаружены интересные детали внутренней отделки: пол был вымощен черной плиткой, а стены никогда не были украшены росписью. В нижней части стен сделаны небольшие углубления – «печуры», которые предназначались для складывания молитвенных принадлежностей во время службы. Каждая монахиня занимала свое определенное место. Однако полностью собор не был лишен украшения: судя по хранящимся в музее иконам и расшитым покровам, он был богато убран изделиями самих монахинь.  
    Собор неоднократно подвергался переделкам: надстраивали барабаны, шлемовидные купола были заменены на высокие луковичные, арочные проемы галереи были заложены, - словом, как всякое активно использующееся здание, он перестраивался согласно нуждам хозяев. Только в 1962г. после реставрации собору был возвращен первоначальный вид.  
 
    С северо-запада от собора стоит шатровая колокольня (1515г. - XVIIв.) - интереснейший памятник древнерусского зодчества. Нижняя часть ее относится к 1515 году; это была столпообразная подколокольная церковь с престолом Происхождения честных древ. Она была построена в форме восьмерика с ярусом звона, очевидно, завершавшимся кирпичным шатром. Позднее, в XVII веке, чтобы соответствовать стоящему рядом огромному собору, она была надстроена арочным ярусом и завершена высоким острым шатром с тремя рядами люкарн - слуховых отверстий.  
    В XVIII веке собор соединили с колокольней крытой галереей с двумя арочными проемами внизу, рядом окошек с пышными наличниками и пилястрами с рустовкой.

Информация о работе Экскурсия город Суздаль