Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

Содержание работы

Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерац1ии.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

Белгород, Белгородская область.

Белгород - административный центр  Белгородской области. Расположен на южной  окраине Среднерусской возвышенности, преимущественно на правом берегу реки Северский Донец (правый приток Дона), в 697 км к югу от Москвы, в 40 км от границы с Украиной. Город воинской славы.

Город основан по указу царя Фёдора Иоанновича 11 сентября 1596 года как пограничная  крепость. С 1658 года Белгород являлся  главным городом Белгородской черты — 800-километровой оборонительной линии, защищавшей Московское царство от набегов крымских татар. В начале XVIII века, после присоединения Украины и строительства Украиной оборонительной линии, стратегическое значение Белгорода значительно уменьшилось. Вскоре после завоевания Крыма, в 1785 году, город был исключён из числа действующих крепостей.

В 1727—1779 годах город был центром  Белгородской губернии, в которую  входили такие города, как Орёл и Харьков. После упразднения  губернии Белгород становится уездным  городом Курской губернии.

Советская власть в городе была установлена 26 октября (8 ноября) 1917 года. 10 апреля 1918 года Белгород был занят немецкими войсками. После заключения Брестского мира демаркационная линия прошла севернее города, Белгород был включён в состав Украинской Державы гетмана Скоропадского. 20 декабря 1918 года, после свержения Скоропадского занят Красной Армией, вошёл в состав РСФСР. С 24 декабря 1918 года по 7 января 1919 года в Белгороде размещалось временное Рабоче-крестьянское правительство Украины под руководством Г. Пятакова. С 23 июня по 7 декабря 1919 года город занимала Добровольческая армия.

Во время Великой Отечественной  войны в окрестностях Белгорода  шли кровопролитные бои. Город был  дважды оккупирован немцами, с 24 октября 1941 года по 9 февраля 1943 года и с 18 марта по 5 августа 1943 года. За годы войны город был очень сильно разрушен, уцелело всего несколько десятков зданий. В честь освобождения Белгорода и Орла от немецких войск 5 августа 1943 года был дан салют в Москве. С тех пор Белгород называется городом первого салюта, а 5 августа празднуется как День города.

В 1954 город стал административным центром Белгородской области. С  этих времён начинается бурное развитие города как областного центра. Можно  сказать, что город отстроили  заново.

Экономика и инфраструктура Белгорода:

Специализация Белгородской области несколько отлична от других областей Центрально-Черноземного экономического района. В ней преобладают такие отрасли тяжелой индустрии, как металлургическая, химическая, машиностроение и металлообработка, пищевая, промышленность строительных материалов. В отраслевой структуре промышленности на долю черной металлургии приходится 46,1%5. Она представлена горно-добывающей и перерабатывающей промышленностью. Ведутся не только добыча и обогащение железных руд, но и выплавка высококачественной стали, получение готового проката т труб. На долю машиностроения металлообработки приходится 9,6% производимой продукции промышленным комплексом. Машиностроение представлено как метериалоемкими, так трудоемкими  производствами6. Область специализируется на производстве оборудования для горно-добывающей промышленности, паровых котлов, оборудования для АЭС, металлоконструкций. Трудоемкое машиностроение ориентируется на приборостроение и электротехническую промышленность. Химическая промышленность специализируется на производстве лекарственных препаратов и моющих средств. На долю пищевой промышленности приходится 20,9% производимой промышленной продукции области7. Наибольшее развитие получили сахарная и мясомолочная. Значительное развитие получило производство строительных материалов (цемента). Главные промышленные центры: города Белгород, Старый Оскол, Губкин, Шебекино.

Сельское хозяйство специализируется на производстве зерна, сахарной свеклы, овощей, картофеля. Развиты плодоводство, свиноводство и птицеводство.

Тамбов, Тамбовская область.

Тамбов — административный центр Тамбовской области.

Узловая железнодорожная станция  Юго-Восточной железной дороги, отсюда идут линии на Саратов и на Камышин.

По данным на 2008 год население  составляло 278,6 тыс. человек, а плотность населения — 3041 чел./км²

Тамбов был основан 17 апреля 1636 года государевым стольником и шатким воеводой Романом Боборыкиным в  качестве опорного пункта Московского  государства в районе Дикого поля. Для Тамбова выбрали холм при слиянии рек Цны и Студенца. Сама природа позаботилась о защите его от вражеского нападения. Крепость Тамбов состояла из острога и города (Кремля). Стены крепости были срублены из дуба в два связанных между собой ряда с земляной засыпкой и усилены сторожевыми башнями. Высота стен достигала 6 метров. С южной сторон крепость защищал глубокий ров, упиравшийся концами в Цну и Студенец. Он заполнялся водой. Крепость занял гарнизон, насчитывавший свыше 1000 воинов. Целый ряд крепостей и фортификационных сооружений был призван защищать южные границы государства от набегов крымских татар и ногайцев. Строительство укреплённой черты потребовало громадных усилий от немногочисленного местного населения, но траты не были напрасны. Татарским набегам была поставлена надёжная преграда. Тем временем под защитой началось заселение крепости. Крестьян привлекали в этом крае плодородные земли и возможность скрыться от помещиков. Но вслед за крестьянами на тамбовские земли пришли и феодалы. В 1670 году на севере тамбовского края началось восстание. И уже 29 октября восставшие осадили Тамбов. Их было около 3 тысяч. Позже отступили, но в ноябре снова осадили город. Только 3 декабря восставшие отошли от города и весной 1671 года были разгромлены. В конце XVII века город Тамбов стал одним из сборных пунктов русских полков, принимавших участие в азовских походах. Неудача первого похода на Азов заставила Петра I принять меры для быстрейшего строительства русского военно-морского флота. Для этого потребовалась рабочая сила тамбовских крестьян для рубки лесов. Тамбовская древесина стала основой первого русского флота.

Во время Великой Отечественной  войны Тамбовщина во всем помогала фронту для борьбы с врагом. Во многих школьных зданиях Тамбова разместились солдатские госпитали. Мощным проявлением любви к Родине явилось патриотическое движение в помощь фронту.

После распада СССР, Тамбовская промышленность пришла в упадок, сейчас она отчасти  возрождается, совершенствуется. Объём  производства остается на невысоком  уровне. Проводится реконструкция старых исторических зданий, а также возводится множество новых современных строений. Мировой финансовый кризис не сильно сказался на уровне жизни тамбовчан, однако многие предприятия и организации с трудом его перенесли.

Экономика и инфраструктура Тамбова:

Тамбовскую область относят к индустриально-аграрным областям России. В отраслевой структуре промышленного производства ведущую роль играют пищевая промышленность(29.1%), машиностроение и металлообработка (21,9%), химическая и нефтехимическая промышленность (21,4%)8. Значительный удельный вес приходится на электроэнергетику. К ведущим отраслям хозяйственного комплекса относят машиностроение и металлообработку. Машиностроение области специализируется на приборостроении, производстве оборудования для легкой и химической промышленности, запасных частей к автомобилям и тракторам, оборудования для железнодорожного транспорта. Химическая промышленность – на производстве минеральных удобрений, кислот, лаков, красок, пластмасс. Легкая – на выпуске шерстяных тканей. Пищевая промышленность представлена сахарной, мясной, маслосыродельной, овощеконсервной, табачно-махорочной отраслями. Основные промышленные центры: города Тамбов, Мичуринск, Моршанск, Уварово, Котовск, Рассказово.

Воронеж, Воронежская область.

Воронеж — город в европейской части России, административный центр Воронежской области. Расположен на берегах Воронежского водохранилища рек Воронеж, в 8,5 километрах от впадения её в реку Дон, в 470 км от Москвы. Население города на 1 января 2009 года — 843 тыс. жителей.

Воронежская крепость была построена  под руководством первого воронежского воеводы Семёна Фёдоровича Сабурова. На строительство были присланы крестьяне  из Данкова, Переславля Рязанского, Ряжска, а также плотники, стрельцы и другие служилые люди. В 1590 году крепость была подожжена украинскими казаками-черкасами. Город был почти полностью уничтожен. Несмотря на это уже к 1594 году Воронеж был «рублен» заново.

В годы смуты воронежцы были настроены  против официальной власти. В 1605 году Воронеж поддержал самозванца — Лжедмитрия I, а после его смерти не принял воцарение Шуйского. В 1610 году оказал поддержку Лжедмитрию II, который готовил себе в Воронеже убежище, собирая здесь оружие и продовольствие. Переждать неприятности в Воронеже Лжедмитрию II так и не удалось, потому что 22 декабря 1610 года он был убит. Тем не менее, воронежцы не стали присягать польскому королевичу Владиславу.

В конце XVII века в связи с подготовкой  Петра I к военным действиям против Османской империи возникла необходимость в строительстве регулярного русского военно-морского флота.

В XIX веке воронежцы участвовали  в Отечественной войне 1812 года и  в Крымской войне. В 1812 году из жителей  Воронежа было сформировано более 10 воронежских  полков народного ополчения. В 1853 году началась Крымская война. В связи с этим 27 сентября 1855 года Александр II объявил Воронежскую губернию на военном положении. За два года местное дворянство на ведение Крымской войны (1853—1856) пожертвовало 67 тысяч рублей серебром.

 В июне 1941 года, выполняя полученный в феврале 1941 года государственный заказ, на Воронежском экскаваторном заводе им. Комминтерна были собраны две пусковые установки БМ-13 («Катюша»), в июле - 30 установок, а в августе совместно с другими воронежскими заводами - более 100 установок. В Воронеж конструкция «Катюши» была усовершенствована так, что её изготовление стало проще, а время залпа было уменьшено с 5 минут до 15 секунд. Более 300 артиллерийских установок БМ-13, изготовленных в Воронеже, в декабре 1941 года участвовали в контрнаступлении под Москвой.

В связи с приближением к Воронежу немецких войск 22 октября 1941 года был  создан городской комитет обороны. 7 ноября  1941 года по указанию ставки в Воронеже в ознаменование годовщины победы октябрьской революции был проведён парад войск.

До 25 января 1943 года советские войска обороняли Воронеж, выполняя важную задачу — прикрывали Москву с юга и сковывали силы венгерских дивизий.

Под Воронежем были разгромлены 26 немецких дивизий, а количество пленных было больше, чем под Сталинградом. 25 января 1943 года Воронеж был освобождён. В честь этого события одна из городских улиц носит название 25 Января.

С 7 июля 1942 года по 25 января 1943 года Воронеж, частично находясь под немецкой оккупацией, понёс значительный ущерб. По данным комиссии Государственного контроля в Воронеже было разрушено 18 тыс. домов. Имеются подтверждённые факты того, что на оккупированной территории Воронежа немецкие войска неоднократно убивали мирных жителей (в том числе женщин и детей).

Экономика и инфраструктура Воронежа:

В межрегиональном разделении труда  Воронежская область выделяется отраслями квалифицированного машиностроения, химической, нефтехимической и пищевой промышленности. В отраслевой структуре промышленности области на долю машиностроения приходится 19,9%9. Здесь производят самолеты и оборудование для космических кораблей, радиотехнику и видеоаппаратуру, кузнечно-прессовые машины и эскалаторы, горно-обогатительное оборудование и многую другую продукцию. Химическая и нефтехимическая промышленность (17,3%) представлена производством синтетического каучука, шин, минеральных удобрений, лекарственных препаратов10. Большой удельный вес в отраслевой структуре области приходится на пищевую промышленность – 27,3%, представленную производством растительного масла, сахара и мяса. Главные промышленные центры: Воронеж, Борисоглебск, Лиски, Нововоронеж, Россошь, Калач11.

Развитое сельскохозяйственное производство специализируется на выращивании зерновых и технических культур, картофеля и овощей. Значительное развитие получило животноводство мясомолочного направления, а также коневодство.

Липецк, Липецкая область.

 Липецк —  административный центр Липецкой области. Население — 502,5 тыс. человек.

Укреплённое славянское поселение  на месте современного города существовало ещё до начала монголо-татарского нашествия. Оно располагалось на крутом холме, с севера, юга и запада защищённого  неприступными склонами. С более пологой восточной стороны был насыпан земляной оборонительный холм, остатки которого сохранились до нынешнего времени. В центре поселения находился княжеский дом, а вокруг жили ремесленники.

16 сентября 1779 году по указу Екатерины  II слобода Липецкие Заводы официально получает статус уездного города Тамбовского наместничества (с 1796 года — Тамбовской губернии) с названием Липецк. В то время здесь проживало около 6 тыс. человек.

16 августа 1781 году Липецк получает  свой герб.

В 1806 году в деревянном хаотично застроенном Липецке случился большой пожар, после которого застройка города стала производиться уже по Генеральному плану, с прямыми широкими улицами и зданиями из камня и кирпича. Были построены курортные здания, гостиница, зал развлечений.

6 января 1954 года создаётся Липецкая  область, а город получает статус  областного центра.

Сегодня Липецк известен в России и за рубежом как крупный производитель  стали и проката, «белой» бытовой  техники, соков и минеральной  воды, как центр подготовки асов отечественной авиации.

Экономика и инфраструктура Липецка:

Ведущими отраслями экономики  Липецкой области являются черная металлургия (60,5%), машиностроение (12,7%) и пищевая  промышленность (13,5%)12. Черная металлургия представлена крупным Новолипецким металлургическим комбинатом и заводом «Свободный Сокол». Продукция металлургического комбината пользуется широким спросом не только на внутреннем, но и на мировом рынке. Машиностроительный комплекс представлен производством сельскохозяйственных машин и оборудования, запасных частей к автомобилям, различных видов станков, приборов и холодильников. Химическая промышленность (производство минеральных удобрений) связана с использованием отходов коксохимического производства. Пищевая промышленность специализируется на сахарной, мясной, маслосыродельной, плодоовощеконсервной промышленности. Главные промышленные центры: Липецк, Елец, Данков, Лебедянь, Чаплыгин.

Агропромышленный комплекс связан с выращиванием зерновых (пшеницы,  ржи,  ячменя), технических (сахарной свеклы и подсолнечника) культур, картофелеводством и овощеводством. Развиты плодоводство, животноводство молочно-мясного направления, свиноводство, мясошерстное овцеводство.

Информация о работе Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога