Характеристика экономики Центрального ФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

По природным условиям, размещению и развитию производительных сил на территории округа выделяют Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы.
Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах – Северу и Поволжью, рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Файлы: 1 файл

контр регионоведение.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

1.Характеристика экономики Центрального ФО

 

Природно-ресурсный потенциал

По природным условиям, размещению и развитию производительных сил  на территории округа выделяют Центральный  и Центрально-Черноземный экономические  районы.

Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах –  Северу и Поволжью, рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

В связи с изменением системы  ценообразования, резким увеличением  энерго- и транспортных тарифов экономически обосновано использовать коксующиеся  угли Подмосковного бассейна, несмотря на их низкое качество.

Серьезные изменения в облик растительности Центра внесла многовековая деятельность человека; этот район в течение нескольких столетий был наиболее густонаселенной и хозяйственно развитой частью страны. В результате на обширных пространствах леса были вырублены и заменены пашнями и лугами. Поскольку в результате рубок и других видов воздействия человека состав лесов сильно изменился, в Центре преобладают вторичные леса, образовавшие на месте коренных хвойных, хвойно-широколиственных и широколиственных лесов.

Центрально-Черноземный экономический  район имеет огромные залежи железорудных ресурсов. По величине запасов железных руд и технико-экономическим показателям  их добычи железорудный бассейн Курской  магнитной аномалии (КМА) имеет всероссийское  значение. Кроме КМА в районе находится  Липецкий железорудный бассейн.

Лесопокрытая площадь составляет лишь 10% территории района. Леса размещаются  на севере и представлены в основном широколиственными породами.

Основные отрасли специализации

На территории Центрального федерального округа сформировался сложный промышленный комплекс преимущественно обрабатывающих отраслей и  производств, обладающий достаточно высоким уровнем взаимосвязанности.

Главными отраслями специализации  являются черная металлургия и многоотраслевое  машиностроение, которое специализируется на производстве автомобилей, станков, инструментов, приборов, электротехнического  оборудования для легкой и пищевой  промышленности.

Машиностроение и металлообработка. Главное место в машиностроении принадлежит транспортному машиностроению, которое представлено производством автомобилей, телевизоров, вагонов и речных судов. Центр автомобилестроения – Москва, где имеется производственное объединение ЗИЛ, специализирующееся в основном на производстве среднетоннажных грузовых автомобилей, другие специализированные предприятия (объединения).

Ведущей отраслью рыночной специализации  Центрально-Черноземного экономического района является горнорудная и металлургическая промышленность.

Освоение КМА способствовало созданию в центрально-европейской части  России металлургической базы.

Центральный район является потребителем уральского проката черных металлов и проката из Центрально-Черноземного района и Сибири, а также из Череповца. 

Химическая промышленность. В этих отраслях промышленности район имеет значительные основные фонды, крупную научную базу и емкого потребителя. Однако развитие отрасли сдерживается дефицитом сырья, воды, энергии, сложной экологической ситуацией высокоурбанизированного района. 

Химическая промышленность также  является отраслью специализации и  представлена производством синтетического каучука и резиновых шин в  Воронеже, синтетических волокон  в Курске, анилиновых красителей в  Тамбове, синтетических смол в Белгородской области, лаков в Данкове (Липецкая область).

На местном сырье развито  производство минеральных удобрений, в частности суперфосфата и фосфоритной  муки (в Воскресенске Московской области  и Полпине Брянской области), вырабатывается каустическая и кальцинированная сода, а также производство серной кислоты. Новомосковский химический комбинат (Тульская область) выпускает азотные удобрения  и ядохимикаты для сельского  хозяйства.

Легкая промышленность. Легкая промышленность  отличается высокой степенью концентрации, прежде всего текстильной промышленности. На долю легкой промышленности района приходится 1/3 часть производства отрасли, что объясняется наличием мощной производственной базы, крупных НИИ, квалифицированных кадров, широким потребительским спросом. Центральный район производит более 85% всех производимых в стране тканей.

Дальнейшее развитие отрасли связано  с совершенствованием ее территориальной  структуры и направлено на более  полное удовлетворение потребностей населения района. Обувная промышленность производит 12% кожаной обуви, выпускаемой в стране.

Пищевая промышленность.

Отраслью рыночной специализации  является пищевая промышленность. Она имеет мощную развитую собственную сырьевую базу и также является многоотраслевой. Важное значение имеет сахарная, мясная, маслобойная, маслосыродельная, спиртовая, табачная, плодоовощеконсервная. Эти отрасли поставляют свою продукцию на общероссийский продовольственный рынок.

Топливно-энергетический комплекс. В Центральном районе создана объединенная энергосистема, в которой преобладают тепловые электростанции. К Центру сейчас подключены энергосистемы Поволжья, Урала, Юга, создана Единая энергосистема европейской части страны и Урала. Также постоянно расширяются Нововоронежская и Курская АЭС. 
К отраслям рыночной специализации относится также производство строительных материалов, в частности производство цемента и добыча мела. Действуют цементные заводы – Белгородский, Липецкий, Подгоренский (Воронежская область), Старооскольский (Белгородская область).

В Курской и Белгородской областях сформировался крупный территориально-производственный комплекс на базе железорудных ресурсов Курской магнитной аномалии. Географическое положение комплекса исключительно  выгодно, так как его территорию пересекают в широтном и меридиальном направлениях железнодорожные магистрали, которые дают выход в промышленно  развитые районы Украины, в Поволжье и на Северный Кавказ. Комплекс обладает разветвленной сетью автомобильных  дорог, газопроводов, линий электропередачи. 

В Старом Осколе построен электрометаллургический  комбинат по производству высококачественной стали методом прямого восстановления железа, минуя доменный процесс. Он является единственным в России с  бездоменным экологически чистым производством.

Сельское хозяйство. Агропромышленный комплекс региона дает 30 % материального производства в ЦЧЭР и имеет межрайонное значение. Регион является продовольственной базой Центра и Севера Российской Федерации: он вывозит в значительных количествах зерно, сахар, эфиромасличные культуры, растительное масло, мясо, молоко, овощи. В районе производится 10 % зерна и картофеля, 20 % подсолнечника, 50 % сахарной свеклы России.

Во всех областях получило развитие овощеводство и садоводство. Район  обладает большими потенциальными возможностями  увеличения производства продукции  растениеводства за счет внедрения  научно обоснованных севооборотов, увеличения доли районированных сортов семян, лучшего  использования возможностей агрохимии, проведения мероприятий по сохранению и увеличению естественного плодородия земель.

Животноводство представлено в  ЦЧЭР скотоводством молочно-мясного  направления, свиноводством и птицеводством. По производству мяса и молока на душу населения район значительно  превосходит среднероссийские показатели и вывозит эту продукцию на межрегиональный рынок.

Центральный район имеет довольно развитое животноводство. По плотности поголовья крупного рогатого скота район находится на одном из первых мест в Российской Федерации.

Транспорт и экономические связи. Центральный федеральный округ имеет мощную транспортную сеть, представленную всеми видами транспорта. От Москвы в разных направлениях идут 11 железнодорожных магистралей и 15 автомобильных. Железные дороги электрифицированы на подходах к Москве. В пределах района осуществлена реконструкция всех железных дорог, расширены многие шоссейные дороги. Округ имеет систему трубопроводов.

Общий грузооборот  округа характеризуется большим  превышением ввоза над вывозом. По ввозу ведущее место занимают энергоносители, лес и лесоматериалы, прокат черных и цветных металлов, импортные промышленные и продовольственные товары, хлопок. В вывозе преобладают промышленные изделия - машины и оборудование, автомобили, станки, приборы, инструмент, изделия электротехники, бытовые приборы, ткани, обувь, а также железная руда, зерно, сахар.

 

2. Характеристика политического спектра Центрального ФО

 

Правительство Москвы рассматривает  формирование стратегических подходов к развитию города как важнейший  механизм определения долгосрочных приоритетов развития отраслей и  сфер деятельности городского хозяйства, направленных на обеспечение последовательного  повышения качества жизни москвичей, а также создания дополнительных механизмов, обеспечивающих повышение  эффективности диалога власти и  общества.

В соответствии с этими принципами Правительством Москвы организована работа над стратегией развития города Москвы на период до 2025 года, сформированы и приняты прогноз социально-экономического развития города Москвы до 2011 года, основные социально-экономические показатели развития города Москвы и показатели, характеризующие повышение уровня жизни населения города Москвы до 2011 года; осуществлен переход к трехлетнему планированию в бюджетно-финансовой сфере.

Таким образом, на уровне города созданы  предпосылки для перехода административных территорий города на принципы среднесрочного планирования, что является наиболее актуальным для территории Центрального административного округа города Москвы, перед которым в силу территориальных, функциональных и инфраструктурных особенностей объективно встают проблемы и задачи, требующие длительной и  планомерной работы для их решения  на основании долгосрочной стратегии  города, прогнозов и тенденций  изменений ситуации в округе, в  отдельных отраслях и комплексах городской экономики и социальной системы.

Достигнутая в России за последние  годы политическая и социально-экономическая  стабилизация позволяет существенно  расширить горизонты планирования развития страны. В ряде ежегодных Посланий Президента России Федеральному Собранию последних лет четко обозначен тезис о том, что сегодня, впервые за долгое время, Россия может прогнозировать свое развитие даже не на годы, а на десятилетия вперед.

Это, в свою очередь, позволяет перейти  от стратегии стабилизации положения  страны к качественному модернизационному  развитию экономики и социальной сферы.

Правительство Москвы рассматривает  формирование стратегических подходов к развитию города как важнейший  механизм определения долгосрочных приоритетов развития отраслей и  сфер деятельности городского хозяйства, направленных на обеспечение последовательного  повышения качества жизни москвичей, а также создания дополнительных механизмов, обеспечивающих повышение  эффективности диалога власти и  общества.

Одновременно сформированы и приняты прогноз социально-экономического развития города Москвы до 2011 года, вытекающие из него основные социально-экономические показатели развития города Москвы и показатели, характеризующие повышение уровня жизни населения города Москвы до 2011 года (постановление Правительства Москвы от 3 июля 2007 г. N 546-ПП), что, в свою очередь, является практическим основанием для реализации важнейшего направления деятельности Правительства Москвы - реформирования системы организации бюджетного процесса, перехода к среднесрочному трехлетнему планированию в бюджетно-финансовой сфере.

До настоящего времени данный потенциально эффективный инструмент планирования, управления и координации развития не применялся. Имевшие место в 1992-1993 гг. примеры разработки концепций  социально-экономического и градостроительного развития некоторых административных округов города Москвы в условиях перехода к рыночной экономике отражали принципиально иной период в развитии столицы и решали на том этапе  задачи конкретизации положений  Генерального плана развития города Москвы и поиска новых направлений и инструментов реализации градостроительной политики. В настоящее время данный круг задач развития административных округов города Москвы решается в рамках системы утвержденных Правительством Москвы градостроительных планов развития территории административных округов города до 2020 года.

Вместе с тем соответствующая  современная - основанная на нынешнем административно-территориальном делении  Москвы, структуре территориальных  органов исполнительной власти и  системе территориального управления - практика разработки и реализации концепций развития административных округов города Москвы отсутствует. Одновременно перед округом объективно встают проблемы и задачи, требующие  для решения длительной и планомерной  работы на основании вектора долгосрочной стратегии столицы, прогнозов и  тенденций изменения ситуации в  округе, в отдельных отраслях и  комплексах городской экономики  и социальной системы. При этом существующий в системе городских и окружных программ "горизонт событий" не позволяет  на сегодняшний день полноценно планировать  деятельность органов государственной  власти ЦАО на срок более двух - трех лет.

В этой связи, а также учитывая общегосударственные  и общегородские тенденции совершенствования  работы органов государственного управления по социально-экономическому развитию, подготовленный проект Концепции носит  прецедентный и пилотный характер. Концепция призвана не только определить основные перспективы и приоритетные направления развития ЦАО, но и выполнить  ряд иных - системных и общегородских - функций в области совершенствования  и повышения эффективности работы городской системы органов власти и управления.

Информация о работе Характеристика экономики Центрального ФО