Характеристика экономики Центрального ФО

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 23:07, контрольная работа

Описание работы

По природным условиям, размещению и развитию производительных сил на территории округа выделяют Центральный и Центрально-Черноземный экономические районы.
Территориальные ресурсы Центрального экономического района сравнительно невелики и уступают размерам восточных районов, а в европейских районах – Северу и Поволжью, рельеф в основном равнинный, климат умеренно-континентальный. Климат позволяет выращивать зерновые и технические культуры, картофель, овощи, развивать садоводство и различные отрасли животноводства.

Файлы: 1 файл

контр регионоведение.docx

— 51.51 Кб (Скачать файл)

 

 

 

3. Социальная структура Центрального ФО

 

По численности населения ЦФО  занимает первое место среди регионов России. При этом различия между отдельными регионами внутри округа очень значительны. Население города Москвы — самого многонаселенного субъекта Российской Федерации — превышает 10 млн. жителей (около 7% населения страны).

В отличие от большинства регионов России в ЦФО рост численности  населения продолжался вплоть до XXI века. В последние годы наблюдалась  отрицательная динамика, и к началу 1997 г. в округе проживало на 2% меньше жителей, чем в начале 1990-х г.г. Рост населения в округе происходил в основном за счет положительной динамики в Москве (рост на 17, 6%, по сравнению с 1990 г.), а так же в Белгородской области (рост на 9, 1%). В остальных областях округа население стабильно сокращалось – особенно сильно в Тверской, Тульской и Ивановских областях – на 15-17% по сравнению с 1990 г.

Главная причина сокращения количества жителей в регионах ЦФО – отрицательный  естественный прирост. Смертность превышала  рождаемость почти во всех регионах уже в 1990 г. (по России в целом тогда еще наблюдался естественный прирост населения). К середине 1990-х годов во всех регионах округа умирало людей в два с лишним раза больше, чем рождалось, что обусловило очень быструю естественную убыль населения – около 10 промилле.

В начале XXI века уровень рождаемости  стал увеличиваться, но в некоторых  регионах смертность растет более быстрыми темпами. В итоге некоторые области  округа (Тульская, Тверская и др.) выделяются показателями естественной убыли населения  – одним из самых высоких среди  всех субъектах Российской Федерации  за счет высокой смертности и очень  низкой рождаемости (Тульская область  – минимум среди всех регионов страны). Особенно высокой смертностью и значительной естественной убылью выделяется сельское население некоторых регионов округа. Так, в 2005 г. в Тверской области смертность среди сельских жителей составила 30, 6 промилле (в три с лишним раза выше рождаемости), а естественная убыль – 21, 4 промилле.

В Москве при низкой рождаемости  наблюдается уровень смертности ниже среднего по округу и России. В  итоге естественная убыль населения  в этом регионе сравнительно не велика, но этот показатель достигается за счет данных ожидаемой продолжительности  жизни, которые намного выше среднего по округу и России в целом: в 2005 г. – 71, 3 года (66, 7 – для мужчин и 76, 0 - для женщин). Суммарный коэффициент рождаемости (среднее число детей, рожденных женщиной в течение жизни) в Москве один из самых низких в России – 1, 1 в 2005г. В итоге чистый коэффициент воспроизводства населения в 2005 г. составил в Москве 0, 54 т.е. в следующем поколении людей здесь будет на 46% меньше, чем в современном.

Самая сложная демографическая  ситуация среди регионов ЦФО сохраняется  в Тульской области (коэффициент  воспроизводства в 2008 г. — 0, 592), так как низкая рождаемость (суммарный коэффициент в 2008 г. 1, 244) сочетается здесь с низкой ожидаемой продолжительностью жизни - 65, 42 года в 2008 г. (58, 82 - для мужчин, 72, 44- для женщин). Минимальной среди регионов округа естественная убыль в перспективе будет в Костромской области — коэффициент воспроизводства в 2005 г. 0, 62 (это выше, чем по России в целом).

Среди округов России ЦФО выделяется многочисленными трудовыми ресурсами, отличительной чертой которых является высокий образовательный и профессиональный уровень. Центростремительные миграционные потоки со всей страны в ЦФО, прежде всего в его основные города во главе с Москвой, определяют относительно высокую обеспеченность округа трудовыми  ресурсами. Значительный вклад в  динамику населения и численность трудовых ресурсов ЦФО вносит миграция. Именно за счет большого положительного сальдо миграций, перекрывающего естественную убыль, растет население в Москве и Белгородской области.

Значителен прирост населения  и за счет миграций из бывших советских  союзных республик, особенно из Украины, Узбекистана и Казахстана. Низок  уровень безработицы и в Московской области. В этих регионах постоянно  создается большое количество новых  рабочих мест. Вакансий намного больше, чем численность безработных. Именно большое количество свободных рабочих  мест является главной причиной, привлекающей в Москву и Московскую область  мигрантов не только из соседних областей округа, но и из других федеральных  округов России и зарубежных государств.

Население ЦФО отличается от населения  России в целом более старым возрастным составом жителей. Во всех регионах округа (по сравнению с общероссийскими  показателями) доля детей ниже, а  доля людей старше трудоспособного  возраста — выше аналогичных показателей  по стране в целом. Во всех регионах округа (по сравнению с общероссийскими  показателями) доля детей ниже, а  доля людей старше трудоспособного  возраста — выше аналогичных показателей  по стране в целом. В расселенческой структуре Центрального округа значительно (около 4/5 - 80 %) преобладает городское  население. ЦФО — один из самых  урбанизированных в России (как и  Северо-Западный федеральный округ). Особенно выделяются Москва и Московская область.

По плотности населения (почти 60 человек на 1 км 2 — почти в 7 раз выше среднего значения по стране) ЦФО занимает первое место среди федеральных округов России. Этнический состав населения на большей части территории ЦФО однороден.

 

 

4. Духовный (культурный )портрет Центрального ФО

 

В Центральном  федеральном округе за последние  пять лет динамика обеспеченности учреждениями культуры остается положительной, несмотря на заметное сокращение общего числа  библиотек (за исключением Москвы), детских школ искусств (при одновременном  увеличении количества обучающихся  в них на 30,3 тыс. человек), учреждений культурно-досугового типа (за исключением  Белгородской области и Москвы; в  Ярославской области число сельских клубов сократилось на 72,8 процента).

По отношению  к минимальным социальным нормативам и нормам, утвержденным распоряжением  Правительства Российской Федерации  от 13 июля 2007 года № 923-р, на 1 января 2009 года Центральный федеральный округ на 110 процентов обеспечен театрами, на 48 процентов – культурно-досуговыми учреждениями, на 86 процентов – библиотеками, на 14 процентов – музеями, на 25 процентов – парками культуры и отдыха, на 33 процентов – количеством зрительских мест в учреждениях, предоставляющих услуги концертно-филармоническим организациях, на 1 процент – цирками.

Более 32 процентов зданий учреждений культуры требуют капитального ремонта или находятся в аварийном состоянии. По причинам высоких миграционных потоков, слабой закрепляемости молодых специалистов в малых городах и сельской местности, невысокой заработной платы одной из ключевых проблем Центрального федерального округа остается проблема кадрового обеспечения отрасли культуры, что не может положительно сказаться на общеэстетическом воспитании подрастающего поколения. Только 28,6 процента специалистов культурно-досуговой деятельности имеют высшее и среднее специальное образование.

Важная  роль в обеспечении стабильного  социально-экономического развития Центрального федерального округа отводится сфере культуры, что обусловлено приоритетными направлениями развития отрасли:

- сохранение историко-культурного наследия исторических городов;

- проведение мониторинга состояния памятников истории и культуры, создание единого реестра объектов культурного наследия, ведение и популяризация кадастров культурных ресурсов;

- оцифровка  объектов культурного наследия, перевод на электронные носители  библиотечных и музейных фондов;

- создание различных форм заповедных историко-культурных территорий;

- развитие общей инфраструктуры вокруг объектов культурного наследия – центров притяжения для организаций туризма, проведения культурных мероприятий регионального и международного значения;

- поддержка  развития культуры села;

- модернизация материально-технической базы учреждений культуры, развитие инфраструктуры учреждений культуры через создание интегрированных структур, способных оказывать населению качественные услуги многопрофильного характера (модельные клубы, информационные интеллект-центры, народные дома, культурно-образовательные и культурно-спортивные комплексы);

- развитие государственной поддержки творческих проектов в сфере культуры;

- создание единого культурного пространства Центрального федерального округа путем обеспечения равного доступа к культурным ценностям населения различных территорий и разных этнических групп;

- сохранение сети образовательных учреждений в сфере культуры и искусства, в том числе детских школ искусств как основы трехступенчатой системы образования в сфере культуры и искусства;

- совершенствование подготовки и трудоустройства выпускников образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования культуры и искусства, расширение перечня образовательных программ подготовки и переподготовки кадров, реализуемых в вузах округа;

- совершенствование системы управления театрально-концертных учреждений;

- сохранение народных художественных промыслов, национальных ремесел, создание условий для реализации изделий народных мастеров;

- последовательное  формирование механизмов государственно-частного  партнерства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Управленческие проблемы, стоящие  перед регионом и пути их  решения

В настоящее  время в экономике и социальной сфере Центрального округа имеет  место ряд серьезных проблем, многие из которых носят долгосрочный и межрегиональный характер.

По общей  демографической ситуации субъекты Центрального федерального округа относят  к «самым демографически депрессивным»  регионам России. Смертность населения  значительно превышает рождаемость, что обусловливает самую высокую  естественную убыль населения по стране.

Таким образом, появляется ряд проблемных вопросов, связанных с улучшением демографической  и миграционной ситуации и её регулированием: 

- наблюдается продолжение опасной тенденции сокращения численности населения в трудоспособном возрасте, растет число пенсионеров.

- постепенно возрастает нагрузка на местные бюджеты и сужается налогооблагаемая база; 

- возникает острая проблема беженцев, связанная с выделением средств на обеспечение их жильем и трудоустройством; 

- падает состояние здоровья населения, растет число заболеваний.

Проблемы  в области социально направленной бюджетной политики : 
- Сохраняется бюджетная дефицитность большинства регионов округа, и отсутствуют видимые стимулы для её ликвидации.

- Сохраняется ситуация недостаточной собираемости налогов.  
- В областях Центральной России велик размер безработицы, в результате чего бюджеты теряют доходы от налога с физических лиц.  
- В ряде регионов крайне низок уровень оплаты труда. 
- Крайне ограничены финансовые ресурсы областных бюджетов.

Состояние дел  в жилищно-коммунальном хозяйстве  оказывает существенное влияние  на темпы социально-экономического развития как Центрального федерального округа, так и России.

Россия характеризуется  большим разнообразием региональных особенностей ЖКХ, связанных с административными, нормативно-правовыми, технологическими отличиями и размерами территорий муниципальных образований. 

Главными  причинами сложившейся ситуации в отрасли стали: хронический  дефицит финансирования, высокий  уровень затрат при производстве услуг, критический износ эксплуатируемых  инфраструктурных сетей, отсутствие высококвалифицированного управленческого персонала, неэффективная  и бесприбыльная работа предприятий, высокий уровень потерь ресурсов при транспортировке, перекрестное субсидирование. 

Растущие  задолженности бюджетов – это  финансовый результат деятельности предприятий и органов местной  власти, которые утверждают тарифы для предприятий без увязки ценообразования  с бюджетным процессом.

Не менее  важная проблема – оплата услуг  поставщиков и вопрос сбора оплаты за реализованные услуги потребителям; за прошедшие годы система ЖКХ  накопила большую кредиторскую задолженность, которая значительно превышает  дебиторскую задолженность. 

В промышленности нарастает прогрессирующее старение основных фондов, предприятия теряют возможности производить конкурентоспособную  продукцию. В критическом состоянии  находится электроэнергетическая  отрасль. В промышленности сохраняется  низкий уровень специализации

Одна из самых главных проблем отрасли – поставка сырья – хлопка для текстильных предприятий Центрального федерального округа.

В настоящее время независимо от формы организации предприятия в сельском хозяйстве существует ряд трудностей: изношенность техники и оборудования, недостаток кормов и высокие цены на них, значительные издержки при производстве продукции; задержки с выплатой заработной платы, возникающие в результате недостатка денежных средств, низких цен на сельхозпродукцию и т.д.; инвестиционная привлекательность сельского хозяйства гораздо ниже, чем в других сферах экономики. 

Информация о работе Характеристика экономики Центрального ФО