Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Января 2014 в 02:44, курсовая работа

Описание работы

Транспорт – это особая сфера производства и самостоятельная отрасль народного хозяйтва. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются межгосударственные связи. Транспорт–необходимое условие и материальная основа территориального разделения труда.

Содержание работы

Раздел I. Экономико и географическая характеристика Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел II. Характеристика транспортной сети Центрально-Черноземного экономического района.
Раздел III. Расчет густоты железных дорог в Центрально-Черноземном экономическом районе.
Заключение.
Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Российской Федерац1ии.doc

— 350.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с отраслевой научно-технической  программой «Развитие скоростного  пассажирского движения на железных дорогах Рос­сийской Федерации  на период до 2010 г.» по территории Центрально-Черноземного района пройдет (к 2005 г.) одна из скоростных первоочередных магистралей (максимальная скорость движения пассажирских поездов 160 км/ч) Москва — Воронеж — Ростов при совмещенном пассажирском и грузовом движении. Особое внимание уделяется организации скоростного движения на участке Ряжск - Чертково. С завершением работ маршрутная скорость пассажирских поездов будет доведена до 73 км/час.

Построено 1630 км волоконно-оптических линий связи. Численность персонала  в 2003г. составила 69830человека57.

Продолжает действовать новая гибкая система тарифов в поездах дальнего следования. Это означает, что в августе билет на поезд обойдется пассажиру дороже, чем в июне, а 1 сентября билет будет стоить значительно меньше, нежели 31 августа. В целом по сравнению с прошлым годом цены выросли ненамного. К примеру, доехать до Адлера в середине августа в плацкарте обычного поезда стоит 550 рублей, в купе — 1200 рублей, в вагоне люкс — 2300 рублей58. В фирменном поезде билет в купе обойдется в 1600 рублей, в купе с услугами — в 2000 рублей, а в люксе — соответственно в 3500 и 4200 рублей59. В 1 полугодии компания «РЖД» увеличила объем грузовых перевозок на 5,9% по сравнению с тем же периодом 2003 года. Грузооборот в целом по отрасли составил 883,9 млрд. тонно-километров, что на 8,7% выше показателей 2003 года60.

На ЮВЖД отправление грузов возросло на 5,3 %, грузооборот в тарифных показателях  – на 9,1%, при динамике сетевых  показателей 5,9 % и 8,7%61. Производительность грузового вагона увеличилась на 11,1 %62. Общая себестоимость перевозок снижена к плану на 7,7 %, а без амортизации на 4,1 %63. Выполнен план по погрузке. Это особенно важно, так как доходность от погрузки составляет 70% от всего дохода дороги64.

Центрально-Черноземный экономический  район обладает развитым транспортным комплексом. Основными видами транспорта в регионе являются железнодорожный и автомобильный, получил развитие трубопроводный транспорт, функционирует речной.

2.2 Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт осуществляет как местные, так и транзитные перевозки грузов. Транзитное значение имеют: автомагистраль международного значения Москва — Харьков — Симферополь и федеральные автомагистрали Москва — Воронеж — Ростов и Москва — Тамбов — Волгоград; по автодорогам местного значения перевозятся руда и флюсы на металлургические комбинаты, строительные материалы, сахарная свекла, зерновые.

Протяженность автодорог района с  твердым покрытием составляет 7% от величины этого показателя по России в целом65. В 2001 г. всеми владельцами грузового транспорта во всех отраслях народного хозяйства (на государственной и коммерческой основе) магистральным автомобильным транспортом было перевезено 39 млн.т грузов66.

Снижение производственных показателей  большинства крупных и средних  автотранспортных предприятий, выполняющих  грузовые перевозки, объясняется снижением предлагаемых объемов перевозок строительных грузов и сформировавшейся ранее структурой парка, во многом не отвечающей сложившемуся в последнее время коммерческому спросу. Сложное финансовое состояние предприятий не позволяет обновлять имеющийся подвижной состав, и уровень показателей воспроизводства основных фондов автотранспортных предприятий снижается.

В сложившейся инфраструктуре рынка  грузовых перевозок наиболее привлекательными, экономически выгодными являются международные перевозки.

Размещение сети автомобильных  дорог с твердым покрытием  по территории Центрально-Черноземного района в 2007 году.

Субъекты Российской Федерации

Протяженность автомобильных дорог,

км

Густота автомобильных дорог, км/1000км.кв.

Белгородская область

6579

252,8

Воронежская область

9168

175,6

Курская область

6206

206,9

Липецкая область

5276

219,8

Тамбовская область

5542

160,6


 

2.3 Трубопроводный транспорт.

Большое влияние на перевозочный процесс  оказывает трубопроводный транспорт, имеющий разветвленную сеть продуктопроводов. Наиболее крупные из них: Уфа — Западное направление, Самара — Брянск, Стальной Конь — Западное направление, Никольское — Воронеж — Белгород — Сумы. Кроме того, через Центрально-Черноземный район проходит нефтепровод «Дружба», связывающий нефтедобывающие районы Среднего Заволжья со странами Европы, и газопроводы: Ставрополь — Москва, Уренгой — Помары — Елец — Ужгород.

2.4 Воздушный транспорт.

ОАО "Авиакомпания Воронежавиа" является практически единственным предприятием гражданской авиации в Центрально-черноземном регионе, осуществляющим внутрироссийские и международные перевозки. С учетом предполагаемого сокращения международных аэропортов, аэропорт "Воронеж" может остаться единственным в регионе, имеющим статус международного. Деятельность авиакомпании в 2001 и 2002 годах характеризуется как стабильная. Статистическая отчетность показывает, что наряду с ухудшением некоторых показателей, определяемых спросом на авиауслуги, отмечается улучшение качественных показателей. Финансовое состояние авиакомпании устойчивое. Доходы авиапредприятия в 2002 году составили 226 млн. руб., что больше предыдущего года почти на 30 процентов, при этом прибыль составила 7 млн. руб67.

В 2002 году удалось сохранить рейсы, пользующиеся спросом населения в Санкт-Петербург, Москву, Екатеринбург, Норильск, Ереван, Сочи. Чартерные рейсы на постоянной основе в Н.Уренгой, и в Ханты-Мансийск. Повышено качество обслуживания с организацией бизнес-классов. Изыскиваются рынки сбыта авиауслуг на Крайнем Севере, Дальнем Востоке, в Москве.

В целях сохранения авиапредприятия, его перспективного развития в 2005 году предполагается решение вопросов реконструкции  взлетно-посадочной полосы, разделения авиапредприятия на независимые  хозяйствующие субъекты - авиационную  компанию и аэропорт.

2.5 Речной транспорт.

Речной транспорт развит слабо. Судоходство осуществляется по Дону, Хопру и Северному Донцу. В 2001 г. всеми владельцами речных судов (на государственной и коммерческой основе) было перевезено 0,18 млн.т68.

 

Транспорт Центрально-Черноземного района имеет свои особенности. Хотя существует развитая сеть железных и грунтовых дорог, здесь мало автодорог с твердым покрытием, особенно соединяющих сахарные заводы со свекловичными плантациями, что осложняет перевозки сахарной  свеклы в осеннюю пору. Общая конфигурация дорог – сетчатая, сложившаяся в основном еще до революции 1817 года и дополненная позднее. Основные  межрайонные экономические связи осуществляются по магистралям меридионального направления. Во внутренних перевозках значительную роль играет автомобильный транспорт.

В межрайонном грузообороте ввоз грузов почти в 1,5 раза превышает вывоз69. В большом количестве завозятся топливо и уголь – из Донбасса и частично из Подмосковного бассейна; нефтепродукты из Поволжья; круглый лес и пиломатериалы из Волго-Вядского района и с Урала. Основные ввозимые из района грузы: сельскохозяйственные продукты, железная руда, чугун и сталь. Широкий ассортимент грузов в межрайонных перевозках характеризует разносторонность и возрастающую роль района в общественном территориальном разделении труда.

Современная структура  транспортной сети сложилась под  влиянием технико-экономических особенностей различных видов транспорта и  экономико-географических особенностей нашей страны. В составе транспортной системы каждый вид транспорта имеет свои рациональные сферы применения. Формирование транспортной сети обусловлено рядом социально-экономических факторов: развитием и размещением хозяйства, городских поселений, направлением и мощностью основных транспортно-экономических связей, расположением крупных курортных и туристических объектов.

 

Раздел III. Расчет густоты железных дорог  Центрально-Черноземного района.

 

Административно-территориальная  единица

Территория,

S, тыс. км кв.

Численность населения,

чел

Эксплутационная длина железных дорог, км

Густота железных дорог

К территории, км. Протяж./тыс. км. кв.

К населению, км/10 тыс. чел.

Относительная густота сети

Белгородская область

27,1

1511620

1185

43,7

7,8

18,5

Воронежская область

52,4

2378803

1635

31,2

6,8

14,6

Курская область

29,8

1235091

1535

51,5

12,4

25,3

Липецкая область

24,1

1213499

1217

50,5

10

22,5

Тамбовская область

34,3

1178443

1224

35,7

10,3

19,2

Итого по району

197,7

7517456

6796

40,5

9

19,1

Итого по району тяготения ж/д дороги

137,9

6282365

5261

38,2

8,3

17,8


 

 

.

Для характеристики степени насыщенности территории района транспортной сетью, помимо абсолютных размеров протяженности  путей сообщения, важно знать  и относительные показатели. Применяют  ряд таких показателей. Рассмотрим следующие из них:

    • Показатель, характеризующий густоту сети  как отношение ее протяженности  к площади территории района в Белгородской области:

L/S ≈ 1185/27,1 ≈ 43,7

Обычно этот показатель измеряется в километрах протяженности на 100 или 1000 км. кв. территории;

  • Показатель, характеризующий густоту сети  как отношение ее протяженности  к численности населения:

100*(L/N) ≈ 100*(1185/1511620) ≈ 7,8

Этот показатель измеряется в километрах протяженности сети на 10 тысяч жителей  района;

    • Показатель, характеризующий относительную густоту сети , определяемый исходя из размеров территории района  и численности населения :

 

L/abs(N*S)≈(1185/abs(1511620*27,1))*100≈100*(1185/6400,3829)≈18,5

Густота железных дорог в Центрально-Черноземном  районе в меньшей степени зависит от плотности населения. Основным фактором, влияющим на густоту железных дорог, является наличие предприятий промышленности и предприятий по добыче природных ресурсов.

Abs- корень.

 

Заключение.

Я рассмотрела агропромышленный комплекс Центрально-Черноземного района. Из всего вышесказанного можно сделать выводы об этом комплексе:

Центрально-Черноземный экономический  район Российской Федерации, несомненно, имеет огромное значение, как для экономики, так и для общего благосостояния страны. Ведь до одной трети всего материального производства по отношению к общественному – довольно весомый фактор. От того, какой объем продукции даст Агропромышленный комплекс страны зависит продовольственная безопасность страны, что является одной из важнейших проблем человечества. Район    обладает    огромными потенциальными возможностями для  поставок   сырья  для  производства продуктов  питания,  причиной  чему  являются   характерные   физико-географические факторы, качественные почвы, хорошая кормовая база  для животноводства.

 Однако, несмотря на имеющийся  потенциал  и  ресурсы,  району  присущ ряд проблем, которые   необходимо  решить  для  стабилизации  и повышения благосостояния агропромышленной  отрасли, и, как  следствия,  благосостояния региона.

 Решение  проблемы  вывода  агропромышленного комплекса  из  кризисного  состояния и обеспечения продовольственной безопасности России требует  проведения  последовательной продовольственной политики, которая включала бы  ряд основных стратегических направлений:

  • Стимулирование развития отечественного  сельского  хозяйства,  что  в  первую    очередь    потребует    определенного     перераспределения национального дохода в пользу сельскохозяйственных производителей;
  • Придание  аграрной  реформе  основной  целевой   функции   -   роста производства;

Информация о работе Экономико-географическая характеристика. Центрально-черноземного экономического района. Юго-восточная железная дорога