Государство и рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка и государства
1.1 Понятие «рынка» и «государства»
1.2 Функции и «провалы» рынка
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм
2.3 «Провалы» государства
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики
4. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государство и рынок.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

Поэтому на сегодняшний день в России выделилось ряд областей, где правительством весьма эффективно осуществляется государственное регулирование.

 

Конкретными областями  государственного регулирования является:

 

а) уровень жизни населения, состояние социальной сферы, трудовых отношений, занятости;

 

б) структура национального  хозяйства — воспроизводственная, инновационно-технологическая, секторальная, отраслевая, региональная;

 

в) экономический цикл и макроэкономическое равновесие, поддержка  темпов экономического роста;

 

г) денежное обращение, финансы  страны, бюджет и межбюджетные отношения;

 

д) окружающая среда и  экологическое равновесие;

 

е) научно-инновационный  потенциал страны;

 

ж) система образования  и подготовки кадров;

 

з) сбалансированность внешнеэкономических связей и др.

 

Конкретные области  и используемые методы государственного воздействия на экономику на том  или ином историческом этапе определяются как общими принципами, характерными для практики большинства государств мира, так и особенными чертами  экономики соответствующих стран. В этом плане российская экономика как объект регулирования обладает целым рядом специфических особенностей:

 

уникальные пространственные масштабы российской экономики;

 

особые требования, предъявляемые  со стороны экономики в целом к инфраструктурным объектам (к транспорту, всем видам связи и др.), при недостаточной развитости этих объектов и, соответственно, большой потребности в капитальных ресурсах;

 

незавершенность процессов  формирования многих компонентов специфически рыночной инфраструктуры, особенно в части инфраструктурного оснащения рыночных отношений на периферии;

 

огромная дистанция  по уровню экономического и социального  развития между несколькими регионами (меньшинством), получившими название доноров, и остальной частью (большинством) регионов.

 

уникальная сложность  природно-климатических условий  для хозяйственной деятельности и проживания людей на значительной части территории страны;

 

наличие устойчиво сильных  исторических традиций, поддерживающих склонность к централизованному управлению процессами в стране.

 

С учетом незавершенности  в России процессов трансформирования  экономической системы в современную  систему рыночного типа механизм и методы государственного регулировании  в значительной мере сориентированы на осуществление целого ряда институциональных преобразований.

 

Институты — весьма важное понятие при изучении управленческих отношений. Согласно определениям классиков  институционализма (Д.Норта и др.) институты — это «правила игры»  в обществе, это созданные человеком ограничительные рамки, на базе которых организуются взаимоотношения между людьми. Различают институты формальные, существующие в устойчивых формах, такие как органы и организации, законы, иные установленные правила, а также — неформальные, выступающие как неписаные правила, обычаи, традиции, принципы. Совершенствование или преобразование институтов с учетом тенденций в мировой экономике остается серьезнейшим компонентом дальнейших реформ, организуемых Российским государством. Речь идет о совершенствовании институтов собственности, дальнейшем развертывании административных реформ, развитии правовых норм, формировании более действенной системы судопроизводства и др.

 

Вместе с тем институциональные  мероприятия не являются какой-то отдельной  самоцелью, достигаемой в ходе трансформационных процессов. Они должны осуществляться не ради формы (подражания каким-то «совершенным» институтам в мире), а для достижения содержательных целей, связанных с подъемом производительных сил страны, выводом экономики на более высокие параметры конечной эффективности, повышением уровня благосостояния народа.

 

Возникновение, функционирование, изменение и взаимодействия институтов представляют самостоятельную и  сложную научную проблему, которой  занимаются институционализм, эволюционная теория и другие направления экономической  науки.

 

Итак, значение институтов состоит в том, что они определяют характер и направления экономической деятельности. Иными словами, институты задают «правила игры» для экономических субъектов. Институты могут благоприятствовать экономическому росту, и тогда страна будет быстро развиваться.

 

Таким образом, в России в последние годы стали уделять  все большее внимание государственному регулированию отдельных областей посредством реализации различных  национальных проектов, призванных обеспечить нормальное эффективное функционирование экономики в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Заключение

 

В течение последних  десятилетий вопрос о роли государства  в экономике занимает одно из центральных  мест в экономической теории. В  течение времени менялось отношение  к государству в развитых странах  — от полного отрицания вмешательства государства в повседневную экономическую жизнь и сведения его роли до положения «Ночного сторожа» до односторонней ориентации на государственное регулирование как способ решения социально-экономических проблем. Мы также показали, что государству, как и рынку, присущи заутренние недостатки — «провалы».

 

Решение вопроса о  необходимой мере участия государства  в экономике должно опираться  на простое суждение: государству  следует знатъ то, что не может  делать рынок. Следовательно, государство должно сосредоточивать усилия, прежде всего там, где рынок обнаруживает свои «провалы».

 

Если оставить в стороне  административно-правовые задачи, стоящие  перед государством (формирование рамочных условий экономической деятельности), и сосредоточиться на чисто экономических функциях, то они состоят в следующем.

 

Производство - общественных благ. Наряду с обороной и охраной  общественного порядка важное место  среди «общественных благ» занимает транспортный сектор: автомобильные  и железные дороги, мосты, каналы и т. д.

 

Регулирование - естественных монополий - в сфере энергетики, транспорта, связи, коммунального хозяйства  и т. д. Напомним, что естественными  монополиями называются такие сферы  экономической деятельности, где  удельные издержки производства неуклонно понижаются по мере расширения объема предложения товаров и услуг. Иными словами, чем больше производится товаров или услуг тем ниже издержки каждой единицы и соответственно ее цена. Поэтому для общества выгоднее, чтобы в некоторых сферах, например в транспорте или в системе почтовой связи, существовала одна компания-производитель, а не несколько конкурирующих компаний.

 

Устранение чрезмерного  социального неравенства с помощью  инструментов социальной политики (установление гарантированного минимума оплаты труда, индексация доходов, налоговое выравнивание доходов, дотации нуждающимся и т. д.).

 

Поддержание макроэкономической стабильности (борьба с инфляцией, поддержание  валютного курса, ограничение внутреннего  и внешнего долга и т. д.).

 

Сглаживание экономического цикла и поддержание экономического роста.

 

Зачастую государству  приходится активнее вмешиваться в  экономику, в том числе в производственную сферу, если частный капитал не в  состоянии решить те или иные задачи. Но важно, государственное вмешательство не превысило некий «критический порог», за которым наступает ослабление рыночного механизма падает эффективность всей экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

Астапов К. Социально- экономическое  развитие: итоги и перспективы //Экономист.- 2009.- №9.- С. 16-24.

 

Астапов К. Переход к  модели ускоренного развития экономики. //Экономист.- 2006- №8.-С.3.

 

Брич А. Путь России к  процветанию в постиндустриальном мире //Вопросы Экономики.-2005.-№5.-С.19.

 

Государственное регулирование  рыночной экономики: Учебник. Изд. 3-е, доп. и перераб./ Под общ. ред. В.И. Кушлина. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – 616с.

 

Клепач А. Экономический  рост в России: амбиции и реальные перспективы//Вопросы экономики.-2004.-№8.-С.4-21.

 

Матеров И.С. Перспективы  и направления социально-экономических преобразований при модернизации России// Общество и экономик. – 2010. - № 11-12. – с. 20 – 28

 

Матеров И.С. Факторы развития «новой экономики» в России// Экономист. – 2006. - №2. – с.4

 

Перспективы российской экономики// Общество и экономика. – 2010. - №2. – с 31 – 74

 

Путь модернизации России// Общество и экономика. – 2007. - №5. –с. 37 – 51

 

Экономика. Учебник. Издание  второе, переработанное и дополненное/ Под ред. А.И. Архипова, А.Н. Нестеренко, А.К. Большакова. – М.: ПБОЮЛ М.А. Захаров, 2011. – 784с.

 

Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. д-ра экон. Наук проф. А.С. Булатова. – М.:Юристь, 2008. – 896с.


Информация о работе Государство и рынок