Государство и рынок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2014 в 16:51, реферат

Описание работы

В течение XX в. сочетание государства и рынка принимало разнообразные формы. Сложность современной социально-экономической системы постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал.

Содержание работы

Введение
1. Общая характеристика рынка и государства
1.1 Понятие «рынка» и «государства»
1.2 Функции и «провалы» рынка
2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики
2.1 Необходимость регулирования и функции государства в рыночной системе
2.2 Методы государственного вмешательства в рыночной механизм
2.3 «Провалы» государства
3. Особенности и направления государственного регулирования российской экономики
4. Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Государство и рынок.doc

— 143.50 Кб (Скачать файл)

 

вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничений; вход и выход из отрасли абсолютно  свободен;

 

нет ограничений на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, ценах на товары и ресурсы, затратах, качестве товаров, техники производства и т.д.

 

Конкуренция, которая  в той или иной степени связана  с заметным ограничением свободного предпринимательства, называется несовершенной. Для этого вида конкуренции характерно незначительное количество фирм в каждой сфере предпринимательской деятельности, возможность какой-либо группы предпринимателей (или даже одного предпринимателя) произвольно влиять на конъюнктуру рынка. При несовершенной конкуренции существуют жесткие барьеры для проникновения на конкурентные рынки новых предпринимателей, отсутствуют близкие заменители продукции, выпускаемый привилегированными производителями.

 

Между совершенной и несовершенной конкуренцией лежит тот вид её, который весьма часто встречается в практике и является как бы смесью двух отмеченных видов, - это так называемая монополистическая конкуренция.

 

Она представляет собой  тип рынка в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок и выход с него обычно не связан с какими либо трудностями. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары в чем-то уникальными, хотя и взаимозаменяемыми.

 

Противоположностью конкуренции  служит монополия (от греч. monos – один и poleo – продаю). В условиях монополии  одна фирма является единственным продавцом  данной продукции, не имеющей близких  заменителей. Барьеры для вступления в отрасль для других фирм практически непреодолимы. Если в единственном числе выступает покупатель, то такая конкуренция называется монопсонией (от греч. monos – один и opsonia – закупка).

 

В условиях монополии, как  правило, выигрывает продавец; монопсония же обеспечивает привилегию для покупателей. Чистая монополия и чистая монопсония – сравнительно редкие явления. Гораздо чаще в ряде отраслей в странах с рыночной экономикой складывается так называемая олигополия. Этот вид конкуренции предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной, так и однородной. Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в принятии решений о ценах на свою продукцию.

 

Совокупность норм хозяйственного права и мер по поддержанию  конкурентной среды объединяют понятием «рамочные условия экономической  деятельности». Создание благоприятных  рамочных условий - главная задача государства  в рыночной экономике.

 

 

1.2 Функции  и недостатки рынка.

 

Функции рынка определяются стоящими перед ним задачами. Рыночный механизм призван найти ответы на три ключевых вопроса: что, как и  для кого производить. К главным  функциям рынка относится:

 

Ценообразующая функция – в результате взаимодействия производителей и потребителей предложения и спроса на товары и услуги на рынке формируется цена. Она отражает полезность товара и издержки на его производство.

 

Информационная функция  – концентрируемая рынком информация позволяет каждому участнику хозяйственной деятельности сверять собственное положение с рыночной конъюнктурой, приспосабливая к запросам рынка свои расчеты и действия.

 

Регулирующая функция  – она связана с воздействием рынка на все сферы хозяйственной деятельности, прежде всего на производство. Постоянные колебания цен не только информируют о состоянии дел, но и регулируют хозяйственную деятельность. Растет цена – сигнал к расширению производства; падает цена – сигнал к его сокращению. Информация, предоставляемая рынком, заставляет производителей снижать затраты, улучшать качество продукции.

 

Посредническая функция  – рынок выступает между производителями  и потребителями, позволяя им найти  наиболее выгодный вариант купли-продажи. В условиях развитой рыночной экономики потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. Продавец со своих позиций стремится найти и заключить сделку с наиболее устраивающим его покупателем.

 

Санирующая функция  – рыночный механизм постоянно проводит «естественный отбор» среди участников хозяйственной деятельности. Используя инструмент конкуренции, рынок очищает экономику от неэффективно функционирующих предприятий.

 

Функции рынка делают его в принципе весьма эффективной  системой. Однако это не означает, что  рыночные отношения являются полностью совершенными и обеспечивают прогрессивное развитие экономики. Практика показывает, что рынок не всегда справляются с теми задачами, решения которых ждет от них общество. Эти неудачи в экономической теории обозначаются словом «failures», которое в контексте рассуждений о рынке обычно переводится как «провалы».

 

«Провалы»- рынка. «Провалами рынка называют такие проявления действия рыночных механизмов, которые  побуждают субъектов рынка принимать  неоптимальные или нежелательные  для общества экономические решения».

 

В экономической теории обычно выделяют следующие «провалы» рынка:

 

1) Тенденция к установлению отдельными экономическими субъектами монопольного контроля над рынком. Рыночная система может быть неустойчива. В стремлении максимизировать прибыль каждый субъект рынка стремится подавить конкурентов. Поэтому конкурентная среда может перерасти в олигопольный или даже монопольный рынок. Рыночная система не имеет внутренних механизмов противодействующих тенденции к монополизации рынка.

 

2) Неравномерность распространения информации в экономической среде. Принимая экономические решения, субъекты рынки должны принимать во внимание данные о спросе потребителей, конкурентах, будущем развитии конъюнктуры и многом другом. Однако информация распространяется в экономической среде не равномерно. Одни субъекты рынка владеют большей информацией, чем другие.

 

Получение информации, необходимой  для принятия экономических решений  любого уровня - от покупки овощей у  уличного торговца до подписания многомиллионного контракта на разработку полезных ископаемых в другой стране, - требует специальных усилий, затрат. Не все субъекты рынка могут принять на себя достаточные траты для того, чтобы обеспечить обоснованность и объективно своих действий. Более того, информация бывает эксклюзивной - доступной только некоторым субъектам рынка в силу, например, их социального положения. Наконец, даже та информация, которая в принципе доступна всем, распространяется не сразу, а в течение определенного времени (правда, с развитием современных средств связи обработки информации это ограничение теряет силу).

 

Неравномерность распространения  информации ведет к тому, некоторые  из субъектов рынка, располагающие  большей информацией, получают преимущество перед другими и возможность принимать субъективно более выгодные решения. Поэтому результаты экономической деятельности (прибыль) будут распределяться в пользу именно этих субъектов рынка. Таким образом, величина прибыли будет зависеть не только от ресурсных вложений, но и от информации. Благодаря владению информацией субъект рынка получает больше прибыли, чем конкуренты, при равных или даже меньших.

 

3) Неспособность производить - общественные блага. Как известно, «общественными благами» называют товары и услуги, которые могут потребляться всеми членами общества независимо от того, в какой мере член общества оплатил пользование этими товарами и услугами. Примерами общественных благ являются национальная оборона, поддержание правопорядка, служба «скорой помощи», объекты общедоступной инфраструктуры, такие, как маяки. На «общественные блага» не распространяется принцип исключения, то есть потребление блага одним членом общества не уменьшает способность других пользоваться тем же благом.

 

Можно разделить «чистые» и «условные» «общественные блага». Для «чистых» благ принцип исключения действительно совсем не имеет силы. Например, возможность пользоваться светом маяка для моряков не изменится, если по каким-то причинам численность кораблей и соответственно «пользователей» маяка увеличится. Доступ иметь «условных» «общественных благ» все же имеет некоторую зависимость от количества пользователей. Например, увеличение числа вызовов милиции может привести к тому, что к кому-то милиция не успеет вовремя приехать. Однако эта зависимость не настолько велика, чтобы отнести «условные» «общественные блага» к обычным товарам и услугам.

 

Рынок не в состоянии  производить «общественные блага», потому что невозможно (а точнее, очень сложно) измерить «полезность», получаемую каждым членом общества при  потреблении «общественного блага». Соответственно невозможно установить, сколько должен платить каждый человек за пользование «общественным благом». Например, нельзя определить, какова «полезность» гражданина А, получаемая от «потребления» национальной обороны, и как она отличается от аналогичной «полезности» гражданина В. (Для «условных» «общественных благ» такую полезность иногда можно установить, благодаря чему появляется возможность оказывать платные услуги на рыночных принципах. Соответственно невозможно установить объективный уровень индивидуальной оплаты «общественного блага» и получать прибыль от предоставления «общественных благ» частными лицами или организациями.

 

4) Неспособность соблюдать социально приемлемые границы «равенства» в распределении доходов. Рынок нейтрален к социальным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить. В связи с тем, что новые доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных доходов, рыночная система имеет тенденцию концентрации богатства на одном полюсе и бедности — на другом полюсе.

 

5) Особое место среди «провалов» рынка занимает неспособность рынка устранить - «внешние эффекты» («экстерна» Экстерналий — это дополнительные выгоды или издержки, возникшие как побочный эффект от деятельности других лиц. Экстерналии не являются результатом деятельности тех кто их получает. Примером положительных экстерналий (выгод) может служить рост посещаемости и повышение цен в ресторане, рядом с которым возвели популярный туристический объект. Владелец ресторана не приложил собственных усилий для повышения цен на блюда, предлагаемые посетителям, и увеличение его доходов является исключительно результатом деятельности других субъектов (например городских властей, которые построили близлежащий туристический объект. Бывают и отрицательные экстерналии (потери), например снижение посещаемости санатория, рядом с которым провели железную дорогу.

 

Эти неоптимальные или нежелательные  для общества решения вытекающие из самой природы рынка, устраняются с помощью государственного регулирования.

 

Такие «провалы» рынка, как превышение социально допустимых границ неравенства  и неспособность производить  общественные блага, компенсируются государственной  социальной политикой и работой  государственного сектора экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Государство в системе экономических отношений рыночной экономики

 

2.1 Необходимость регулирования  и функции государства в рыночной  системе.

 

Во всех общественных системах государство играет весомую  экономическую роль, выполняя больший  или меньший набор хозяйственных  социальных функций. Теория экономической  политики как составная часть  макроэкономической теории объясняет  необходимость государственного регулирования экономики различными проявлениями несовершенства рынка.

 

Среди аргументов, обосновывающих важность государственного регулирования  экономики выделяют следующие:

 

1) отсутствие в реальности  совершенной конкуренции;

 

2) недоступность для рыночных субъектов всей информации и неспособность рынка достичь полного равновесия;

 

3) необходимость общественного  перераспределения благ в соответствии  с факторами, неподвластными рынку;

 

4) отсутствие многих  видов рынков в достаточно  развитом виде (например, фьючерсных и страховых);

 

5) наличие внешних  факторов (экстерналий), требующих компенсационных  действий;

 

6) существование значительных  сфер, связанных с созданием и  потреблением общественных благ (оборонные услуги, фундаментальная  наука и т.п.);

 

7) разграничение «достойных потребностей» и тех потребностей, интерес к которым нужно снижать (алкоголь, табак, и др.).

 

Из указанных и других проявлений несовершенства рынка вытекает не только сама по себе необходимость  государственного регулирования, но и экономические функции государства, которые и реализуются посредством такого регулирования.

 

Государственное регулирование  экономики – процесс взаимодействия государства на хозяйственную жизнь  общества и связанные с ней  социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства.

 

Функция (function) в переводе с латинского означает в управленческом смысле роль, обязанность, назначение органа (субъектa и т.п.) в связи  с исполнением, осуществлением каких-то целей, планов, задач. Можно с известной условностью считать, что функции есть устойчиво стоящие перед государством задачи, и постоянное пересечение понятий функция и задачи — вещь неизбежная.

 

Многовековой опыт различных  стран свидетельствует, что среди  характерных функций государства в регулировании рыночной экономики можно выделить следующие:

 

правовое обеспечение  экономической деятельности, в особенности  поддержка права собственности;

 

организация денежного  обращения. Регулирование массы  и скорости оборота денег, валютного курса, кредитных отношений;

 

фискальная политика и регулирование бюджетного сектора;

Информация о работе Государство и рынок