Возникновение буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Буддизм — одна из трех мировых религий, возник в Индии в I в до н.э. Не следует забывать о том, что до этого здесь доминировал брахманизм. Буддизм — политеистическая религия без бога-творца. Согласно учению существует множество миров и пространств, в которых «жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения и так до бесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийского мировоззрения с её космогоническими и космологическими представлениями» (Корнев В.И, 1994, с. 40).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Возникновение буддизма……………………………………………………..…4
2. Личность Будды………………………………………………………………….4
3.Буддийская догматика…………………………………………………………....5
4. Учение Будды…………………………………………………………………....9
5. История происхождения буддизма…………………………………………....12
6. Ветви буддизма…………………………………………………………………15
7. Распространение буддизма………………………………………………….…17
Заключение……………………………………………………………………..…18
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

Культ. Функции культа легко понять, исходя из картины буддийского мировоздания. В космическом теле время от времени материализуются Будды, каждый из них создает свое пространство, в пространстве конкретного будды возникает буддийская община -- сангха, которая именуется «несравненным полем заслуги в этом мире», а поле сангхи состоит из множества локальных буддийских общин, пребывающих чаще всего в монастырях. Вышеизложенные мировоззренческие представления как бы разбиваются на информативные блоки, которые символически овеществлены в культовых объектах. Например, космологические блоки информации -- в ступах и мандалах; космографические -- в планировке монастырей и храмовых комплексов; медитативные -- в диаграммах и янтрах, в статуях и изображениях Будды, Бодхисаттв, мифических существ и т.д. Совокупность таких объектов формирует культовую систему буддизма.

  1. История происхождения буддизма.

При жизни Будды его последователи состовляли одну из многочисленных сект, которая называлась общиной странников. Сразу же после смерти Будды сопровождавшие его ученики (500 человек) провели первое Сангити (декламирование по памяти), на котором вспомнили все подробности из жизни Учителя и утвердили дисциплинарные правила (Винная) и свод высказываний Будды (Сутра), включив в него более 80 тыс. высказываний. Прошло более ста лет. Небольшие буддийские общины существовали уже на значительной территории Индии. Между этими общинами время от времени разгорались споры о том, кто лучше понимает учение Будды. Монахи собрались на второе Сангити а г.Вайшали, на котором произошел раскол сангхи на два направления. Одно направление было представлено школой тхеравада, к которому примкнули монахи, считавшие обязательным сохранение каждого слова, жеста, эпизода из жизни Готамы. Именно поэтому последователи тхеравады, или южного буддизма, придают столь важное значение периодическим собраниям ученых монахов (Сангити), на которых восстанавливаются все детали жизни и учения Готамы. Последнее Сангити, шестое по счету, было проведено в 1954-1956 гг. в г.Мандалее(Мьянма). Другое направление было представлено монахами, считавшими истинным путем познание космической природы Будд, в том числе царевича Готамы. Позднее это направление получило название «махаяна» («Великий путь»), оно известно и как северный буддизм.

Создание буддийской канонической литературы на пали и санскрите в первых веках н.э. явилось качественно новым этапом распространения буддизма: буддийские общины стали создаваться на огромной территории от Каспийского моря до Тихого океана, от Якутии до Индонезии. В 5 в.н.э. появились такие всеобъемлющие трактаты, как «Висуддхимагга» на пали и «Абхидхармакоша» на санскрите, в которых впервые были изложены космогонические, космологические и космографические представления буддистов.

В том же 5 в. буддизм обрел вторую родину -- когда выходец из Синьяцзяна монах Кумараджива и его ученики перевели буддийские сутры на китайский язык, в результате чего учение Будды стало популярным сначала у просвещенной знати, а затем по мере синкретизации буддизма с даосизмом у народа. При династиях Суй и Тан (581-907 гг. ) наступил период процветания буддизма: по всей стране появилось отшельничества, возникли чисто китайские школы буддизма: тяньтай, цзинту, хуаянь, чань и др. Сформировался культ богини Гуань-инь как воплощения наиболее сострадательного Бодхисаттвы Авалокитешвара, благодаря которому буддийская религия глубоко внедрилась в народ, а идеология буддизма оказала влияние на философию, этику, литературу и искусство Китая. В 5 веке буддизм из Китая проник в Корею и в 6 веке -- в Японию. Через несколько десятилетий на японских островах появились различные школы и секты буддизма, на основе которых сложилось множество культов и в их числе экзотические чайная церемония, икебана и др. Заметно оживились связи между китайской и индийской цивилизациями, возросла интенсивность культурного взаимовлияния.

В 5-7 вв. важные перемены отмечались в религиях Индии. Религиозно- философские идеи буддизма постепенно поглощались многочисленными религиозными системами, приспособленными к кастовой системе индийского общества и в совокупности известными как ортодоксальный индуизм.

Сложный сплав идей, связанных с культами Вишну, Шивы и его супруги Парвати, буддизма и бхакти (всепоглощающей любви к богу), породил в Северной Индии новую религию -- тантризм, который впоследствии разделился на индийский и буддийский варианты тантризма; последний проник в Тибет и стал основой нового направления буддизма -- ваджраяны, известного как ламаизм. В 8 веке в Пекине была создана тантрическая школа, после обучения в которой японский монах Кукай создал в своей стране в начале 9 века тантрическую школу Сингог.

К началу 2 тыс. н.э. буддизм лишился массовой опоры в Индии, сохранившись в виде отдельных сект и школ, которые вписались в кастовую структуру индейского общества. Однако к тому времени он получил широкое распространение за пределами Индии и не столько из-за философского богатства своих доктрин и литературы, сколько благодаря сложившимся национальным культам, воплотившим идеи накопления и передачи религиозных заслуг ради улучшения кармы и будущих перерождений. Верующий получает религиозные заслуги многочисленными способами: прикасаясь или отдавая дань уважения ступам, текстам, статуям, иконам, дереву Бодхи, буддийским символам, но особенно много заслуг он получает от дарения монахам еды, одежды, крова, лекарств. Считается, что религиозная заслуга может улучшить карму человека, семьи, рода, нации, организации, государства, если они заботятся о сангхе и создают условия для процветания буддизма.

  1. Ветви буддизма.

       Буддизм имеет несколько ответвлений (буддизм Тибета, или ламаизм, чань-буддизм Китая, или дзэн-буддизм). В рамках данной темы рассматривается только ламаизм, который возник в Тибете на базе хинаяны и в большей степени махаяны. Можно сказать, что именно в этой своей наиболее поздней, развитой и весьма специфической модификации буддизм как мировая религия достиг наиболее завершённого облика. Культ тибетского далай-ламы является символом буддизма. Ламаизм, впитав в себя местную религию бон с её преимущественно анимистическим культом божеств, духов и сил природы, следуя наметившейся уже в махаяне тенденции, отодвинул на задний план нирвану как высшую цель спасения и заменил её богато разработанной космогонией. Гигантская космогоническая система в ламаизме строго упорядочена. Вершина её — Будда Будд Адидудда, владыка всех миров, творец всего сущего, своеобразный ламаистический эквивалент индийского Брахмы или даосского Дао. Главный его атрибут — великая пустота (шаньята), которая есть духовная сущность, духовное тело будды, пронизывает собой  всё, так что всё живое, каждый человек несёт в себе частицу Будды и именно в силу этого обладает потенцией для достижения спасения. Поскольку эта частица в той или иной мере подавлена материей, то не все могут приблизится к состоянию бодисатвы. Поэтому для большинства главное — добиться удачного перерождения или возродиться в Западном рае Будды Амитабы. Идея о рае и аде в ламаизм идёт от буддизма махаяны, не исключено влияние ислама. Главное — это возродиться человеком, а ещё важнее — родиться в стране ламаизма (Метц В., 1994, с. 237).

После смерти Будды его последователи из секты, называемой общиной странников, составили более 80 тыс. высказываний Будды (Сутра). Монахи утвердили южное и северное направление в буддизме. Последователи южного буддизма обращают внимание на восстановление всех деталей жизни и учения Готамы. Монахи южного буддизма придают значение познанию космической природы будд, в том числе царевича Готамы (Шаккьямуни). Это направление получило название махаяна (Великий путь).

 

Тхеравада. Учение, получившее впоследствии название «тхеравада», оформилось спустя два века после смерти Будды. Термин «тхеравада» образован от двух слов: «тхера»(на языке пали так называют старшего в общине или наиболее уважаемого буддийского монаха) и «вада» -- учение. Тхеравадины стремятся сохранить принципы буддизма без изменений, накапливавшихся постепенно за более чем две с половиной тысячи лет существования религии.

Махаяна. В первые века новой эры начало складываться новое направление в буддизме, которое сами его последователи назвали махаяной. В махаяне меняется само отношение к Просветлению. Если прежде целью было индивидуальное освобождение -- достижение состояния арханта собственными усилиями, а Будда выступал только как учитель, указавший путь, но не способный повлиять на процесс духовного роста, то теперь наибольшее значение приобрела необходимость помощи другим во имя всеобщего спасения. Вступающий на путь махаяны обязан принять обеты Бодхисаттвы -- клятву оставаться в сансаре и не уходить в нирвану, пока не будут спасены все разумные существа.

Ваджраяна. В середине первого тысячелетия нашей эры в Индии сформировалось новое направление буддизма, получившее сразу несколько названий. Самое известное среди них -- ваджраяна. Еще одно название -- Тантра.

 

  1. Распространение буддизма.

В I в. н.э. на  пали и санскрите создаются буддийские канонические тексты, в которых излагаются космологические, космогонические и космографические представления буддистов. В V в. буддийские сутры были переведены на китайский язык. В Китае при династиях Суй и Тан (581—907 гг.) наступил период процветания буддизма. Возникли чисто китайские школы буддизма: тяньтай, цзинту, хуаянь, чань (дзен) и др. Сформировался культ богини Гуань-инь как воплощения наиболее сострадательного Бодхисаттвы Авалокитешвара, благодаря которому буддийская религия глубоко внедрилась в народ, а идеология буддизма оказала влияние на философию, этику, литературу и искусство Китая. В V в. буддизм из Китая проник в Корею и в VI в. — в Японию. Через несколько десятилетий на японских островах появились различные школы и секты буддизма, сложилось множество культов и в их числе экзотические чайная церемония, икебана и др.

К началу II в. н.э. буддизм лишился массовой опоры в Индии, сохранившись в виде отдельных сект и школ, которые вписались в кастовую структуру индийского общества.

В России буддизм получил распространение в Бурятии, Туве и Калмыкии. Он представлен школой Гелукпа (добродетели)  — разновидность тибетского буддизма направления ваджраяна. Калмыки приобщились к буддизму в конце XVI в. В Забайкалье монгольские и тибетские ламы появились в XVII веке. В 1741 году были основаны первые монастыри в качестве общественных религиозных центров. До этого времени преобладали кочевые домашние молельни. В 1822 году в Забайкалье было 18 дацанов (Герасимова К.М., 1972, с. 282). На территории Тувы Буддизм утвердился в конце XVII в., вобрав в себя шаманизм. Духовной жизнью буддистов руководит избираемое на съезде лам и представителей верующих Духовное управление буддистов.

В настоящее время буддизм как одна из основных религий существует в 18 странах Центральной, Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии. Более двух миллионов людей симпатизируют учению Будды. По данным крупнейшего специалиста конфессиональной статистики Д.Б. Барретта, буддистов во всём мире насчитывалось в 1996 году 325 млн. чел., что составляло 6% населения мира.

 

Заключение.

За два с половиной тысячелетия своего существования буддизм создал не только религиозные представления и философию, но и культуру, искусство, систему образования, -- иными словами, высокоразвитую цивилизацию. По мнению одного известного исследователя, если попытаться обозреть эту религию как бы с высоты птичьего полета, перед нами раскинется пестрое «лоскутное одеяло» из направлений, школ, течений, религиозных движений и организаций. И тем не менее это «одеяло» уже тысячи лет греет души миллионов последователей буддизма во всем мире.

Буддизм вобрал в себя множество разнообразных традиций народов тех стран, которые попали в сферу его влияния, а также определил образ жизни и мыслей миллионов людей этих стран.

Буддизм был и остается религией, принимающей разные формы в зависимости от того, где он распространяется. Китайский буддизм -- это религия, которая говорит с верующими на языке китайской культуры и национальных представлениях о самых важных ценностях жизни. Японский буддизм -- синтез буддийских идей, мифологии синто, японской культуры и т.п. Такая способность гармонично вписываться в окружающий культурный ландшафт явно выделяет буддизм среди других мировых религий. Из-за этого последователей Будды часто упрекали в склонности к компромиссам. Но именно способность приспосабливаться позволила буддизму вобрать в себя огромное количество местных верований, культов, народных обрядов, культур, идеологий, литературных и художественных традиций на всем географическом пространстве, находившемся под его влиянием несколько веков.

Многих последователей буддизм привлекал именно тем, что не требовал коренной ломки их образа жизни и привычек, в том числе и отказа от обрядов, посвященным местным богам. Буддист может одновременно исповедовать индуизм, даосизм, синтоизм или любую другую «местную» религию, поэтому довольно сложно установить количество буддистов в мире. В настоящее время только буддийских монахов и монахинь насчитывается приблизительно миллион. Точное же число мирян -- последователей буддизма --- определить просто невозможно.

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Гараджа В.И. Религиоведение. М., 1995
  2. Кочетов А.И. Буддизм. М., 1970
  3. Магерб М. Религии человечества М., 1998
  4. Мень А. «История религии: в поисках Пути, Истины и Жизни.» М., 1992
  5. Подмаскин В.В. Введение в религиоведение: теория и история религии.              Учебное пособие. Владивосток, 2009.
  6. Щапов Я.Н. Религии мира. М.,1994
  7. Энциклопедия для детей: Религии мира. М.,1997
  8. Яблоков И.Н. Религиоведение. М., 1998

 

          

 


Информация о работе Возникновение буддизма