Возникновение буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 11:41, контрольная работа

Описание работы

Буддизм — одна из трех мировых религий, возник в Индии в I в до н.э. Не следует забывать о том, что до этого здесь доминировал брахманизм. Буддизм — политеистическая религия без бога-творца. Согласно учению существует множество миров и пространств, в которых «жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения и так до бесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийского мировоззрения с её космогоническими и космологическими представлениями» (Корнев В.И, 1994, с. 40).

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….…3
1. Возникновение буддизма……………………………………………………..…4
2. Личность Будды………………………………………………………………….4
3.Буддийская догматика…………………………………………………………....5
4. Учение Будды…………………………………………………………………....9
5. История происхождения буддизма…………………………………………....12
6. Ветви буддизма…………………………………………………………………15
7. Распространение буддизма………………………………………………….…17
Заключение……………………………………………………………………..…18
Список использованной литературы………………………

Файлы: 1 файл

буддизм.docx

— 46.17 Кб (Скачать файл)

 

 

Оглавление.

 Введение………………………………………………………………………….…3

1. Возникновение буддизма……………………………………………………..…4

2. Личность Будды………………………………………………………………….4

3.Буддийская догматика…………………………………………………………....5

4. Учение Будды…………………………………………………………………....9

5. История происхождения буддизма…………………………………………....12

6. Ветви буддизма…………………………………………………………………15

7. Распространение буддизма………………………………………………….…17

 Заключение……………………………………………………………………..…18

Список использованной литературы…………………………………………….20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

          Буддизм — одна из трех мировых  религий, возник в Индии в I в до н.э. Не следует забывать о том, что до этого здесь доминировал брахманизм. Буддизм — политеистическая религия без бога-творца. Согласно учению существует множество миров и пространств, в которых «жизнь постоянно эволюционирует от зарождения до гибели и нового возрождения и так до бесконечности. На идее перерождения держится вся структура буддийского мировоззрения с её космогоническими и космологическими представлениями» (Корнев В.И, 1994, с. 40). Каждое пространство имеет область концентрации психической энергии, отождествляемую с высшим существом (Брахма, Вишну, Шива, Кришна, Ади-будда и др.). Будды приходят в этот мир для того, чтобы помочь людям преодолеть свой эгоцентризм, истоками которого являются гордыня и тщеславие (символ — красный петух), невежество и всеядность (чёрная свинья), злоба и коварство (зелёная змея). Все существа, в том числе люди и божества, пребывают на уровнях бытия, соответствующих их сознанию. Например, самый нижний уровень, или ад, отведён существам, охваченным всепоглощающей страстью. Верхние уровни отведены небожителям: богам, божествам, мифическим существам. Функция культа определяется картиной мироздания. В космическом теле время от времени материализуются Будды, каждый из них создаёт своё пространство, в котором возникает буддийская община — сангха.

        

 

 

     

 

 

 

 

  1. Возникновение буддизма.

Слово «буддизм» говорит нам, что основателем этого учения был Будда. Вместе с тем слово «будда» является производным от санскритского корня «будх» (будить, пробуждаться) и обозначает переход от спящего, затемненного сознания к пробуждению, к просветленному сознанию. Словом «будда» обозначается любое существо, чье сознание находиться в активном состоянии, а что такое активное состояние разума, об этом можно узнать из учения Будды. Сами буддисты ведут отчет времени существования своей религии от ухода Будды из жизни, однако среди них нет единого мнения о годах его пребывания на земле. Согласно традиции старейшей буддийской школы -- тхеравады, Будда жил с 624 по 544 г. до н.э. В соответствии с этой датой в 1956 г. отмечалось 2500-летие буддизма. по другой версии -- научной, принимающей во внимание греческие свидетельства о дате коронации знаменитого индийского царя Ашоки, -- время жизни основоположника буддизма -- с 566 по 486 г. до н.э. Некоторые ученые датируют время жизни Будды даже 3 в. до н.э.

 

  1. Личность Будды.

При рассмотрении биографии Будды не нужно смешивать историю и легенду, имеются основные точки зрения на проблему историчности Гаутамы. Проповедь Будды, как часто бывает с основателями религий, вначале представляла собой скорее религиозное этико-философское учение. Согласно палийской и санскритской традициям, основатель этой религии — Будда прожил на земле 80 лет и ушёл в «паринирвану» (окончательное освобождение от дальнейших перерождений) в 544 г. до н.э., поэтому современное буддийское летосчисление ведётся с 544 г. до н.э. и в 1997 г. соответствует 2541 буддийского летосчисления. Сохранилась легенда о рождении Будды, возникшая ещё до рождества Христова. До своего рождения якобы он жил на небе. Чтобы спасти людей от страданий и смерти, он решил воплотиться в образе богочеловека через непорочную деву Майю. Во сне она увидела, как с неба сошёл «слон, белый, как снег и серебро», и вошёл в её тело в виде пятицветного лучика. Согласно буддийскому канону «Трипитака», Будда сам определил свои памятные места: Лумбини (место рождения, Непал), Бодх-Гая (место просветления, Южный Бихар, Индия),  Кушиногара (уход из этого мира, вблизи г. Горакхпур, Индия).

Согласно учению Будды, Самбудда (полностью просветлённый) проявляется сквозь чрево земной женщины в образе человека (Гаутама) и самореализуется как учитель высшего знания (Будда). Арахат (тот, кто победил эгоцентризм) самореализуется через сострадание и любовь ко всем существам как бодхисатва. Учение Будды предлагается воспринимать через религиозную модель мироздания: единый Бог путём отделения неба от земли создаёт трёхмерное пространство и самореализуется в нём с помощью актов творения, а далее это одухотворённое Богом пространство, в котором Бог проявляется через Свои имена и реальные формы (Будда, Иисус Христос, Коран) становится полигоном развития человеческого разума (Корнев В.И., Пучков П.И., 1999, с. 696—697).   

 

 

  1. Буддийская догматика.

Космогония. Существует необозримое и безначальное состояние, в котором периодически возникают импульсы, порождающие активную природу, состоящую из психических (пуруша) и физических (пракрити) начал. Именно из этой активной природы формируются живые и неживые формы и конструкции. Некоторые из них могут существовать бесконечно долго, но и они со временем исчезают, погружаясь в непроявленную активную природу, а вместо них возникают новые формы и конструкции и так до бесконечности. Каждое пространство имеет область концентрации психической энергии, отождествляемую, как было сказано выше, с каким-либо высшим существом (Брахма, Вишну, Шива, Кришна, Ади-будда и др.), которое может проявляться в различных образах и которое определяет судьбы всех существ, находящихся в его пространстве. Любое высшее существо и его пространство -- это лишь часть активной природы.

Космология. В пространственной модели буддизма высшей психической субстанцией является так называемое космическое тело Будды (Ади-будда), для которого характерна космическая активность, порождаемая состраданием этого всюду существующего тела к живым существам, обреченным на страдания в сансарическом бытие. Эта невидимая космическая субстанция может проявиться и материализоваться в нашем мире как в образах Будд -- созерцания, так и в форме любого существа. Будды приходят в этот мир для того, чтобы помочь людям преодолеть свой эгоцентризм, истоками которого являются гордыня и тщеславие (символ -- красный петух), невежество и всеядность (черная свинья), злоба и коварство (зеленая змея). Все существа, в том числе люди и божества, пребывают на уровнях существования, соответствующих их сознанию. Так, самый нижний уровень, или ад, отведен существам, охваченным всепоглощающей страстью. Следующий, более высокий уровень заселен животными, птицами, рыбами, насекомыми и другими существами, чей разум подавлен инстинктами. На третьем уровне находятся духи-преты, имеющие огромные тела и очень маленькие рты и глотки, поэтому они никак не могут насытиться и напиться. Четвертый уровень существования занимают гневные существа -- демоны. Пятый уровень -- это место пребывания людей. Следующие пять или шесть уровней отведены небожителям: богам, божествам, мифическим существам.

Таким образом, мы имеем дело с неким организованным пространством, представляющим иерархическую пирамиду уровней существования от обитателей ада до полупрозрачных существ-брахм. Такое пространство может рассматриваться верующими и как физическая реальность, и как шкала интеллектуального состояния разума. Так, существа четырех нижних уровней по сути не имеют разума, который подавлен у них страстями, инстинктами, ненавистью, желаниями. Существа более высоких уровней разумны в своих действиях, но если продолжительность жизни небожителей исчисляется тысячелетиями и они ни в чем не нуждаются, то человек, живущий менее века и борющийся за свое выживание, вынужден постоянно задумываться о последствиях своих поступков, так как при неблаговидных деяниях его карма ухудшается и ему грозит возрождение на одном из нижних уровней.

Учение о душе.

Согласно традиции, берущей начало в литературе Абхидхаммы, то ,что принято считать личностью, состоит из:

а) "чистого сознания" (читта или виджняна)

б) психических явлений в абстракции от сознания (чайтта)

в) "чувственного" в абстракции от сознания (рупа)

г) сил ,сплетающих ,формирующих предыдущие категории в

конкретные сочетания, конфигурации (санскара,чэтана)

В буддийских текстах указывается на то, что Будда не раз говорил, будто души нет. Она не существует как некая самостоятельная духовная сущность, временно обитающая в материальном теле человека и покидающая его после смерти, с тем чтобы по закону переселения душ снова найти себе другую материальную темницу.

Однако буддизм не отрицал и не отрицает индивидуального "сознания",которое "несет в себе" весь духовный мир человека, трансформируется в процессе личных перерождений и должно стремиться к успокоению в нирване.

В соответствии с учением о драхмах "поток сознательной жизни" индивидуума в конечном счете является порождением "мировой души",непознаваемого сверхбытия.

По мере своего развития буддизм все дальше отходил от первоначальных взглядов на душу, как на поток, как "непрерывность постоянно меняющихся индивидуальностей.

Отношение к земной жизни.

Некоторые исследователи с этим не согласны:"Что же угасло и потухло в нирване? Угасла жажда жизни, страстное желание существования и наслаждения; угасли заблуждения и обольщения и их ощущения и желания; потух мерцающий свет низменного я, преходящей индивидуальности."

Мораль.

В отличие от монахов, мирянам давался простой этический кодекс Панча Шила (Пять заповедей),сводившийся к следующему:

1.Воздерживайся от убийства.

2.Воздерживайся от воровства.

3.Воздерживайся от блуда.

4.Воздерживайся от лжи.

5.Воздерживайся от возбуждающих  напитков.

Помимо этих заповедей "упасаки" должны были блюсти верность Будде, его учению и ордену.

  1. Учение Будды.

Согласно учению Будды, жизнь есть дар природы, а бесценным даром природы является сознание, поэтому жалко человека, который из-за своего незнания тратит жизнь на преодоление трудностей и обстоятельств, им же созданных, на погоню за излишними материальными благами. У невежественного человека, чей разум пребывает как бы в спячке, завидующие глаза; уши, настроенные лишь на обусловленные его невежеством звуки; язык, нос, тело, жаждущие приятных ощущений; мысль, отравленная завистью, т.е. вся жизнь человека с неразбуженным сознанием убога и ограниченна. Будда учил, что в сансарическом бытии существуют неудовлетворенность и страдание, порождаемые пороком вожделений и заблуждений, которые вовлекают человека в круговерть бытия, или в «колесо жизни» (бхавачакра).

Будда открыл четыре истины, составляющие основу его учения. Первая истина — существует дуккха  (неудовлетворённость, страдания, болезни, беды, безысходная старость, смерть). Вторая истина — существуют причины дуккхи (они заключаются в иллюзорности бытия, созданного чувственной мыслью). Третья истина — преодоление дуккхи есть нирвана (т.е. преодоление заблуждений, способность видеть истинное, состояние удовлетворённости, свободы, независимости). Четвёртая истина — существует путь к преодолению дуккхи. Это благородный восьмеричный путь, а именно: правильное понимание, правильная мысль, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильная фокусировка мыслей, правильная концентрация. Буддисты считают, что носителями высоких знаний являются будды — существа, чей разум находится в свободном, а не связанном состоянии, и высшим проявлением этих существ является исторический Будда. Проявление этого существа есть появление великого видения, света, сияния, проникновение в сущность природных, телесных и умственных элементов (дхату), реализация знаний и освобождения, реализация плодов восьмеричного среднего пути.       «Восьмеричный путь» спасения состоит из отдельных ступеней. Каждая ступень соотносится с положениями «четырех истин».

В основе буддизма лежит представление о двойственности мира. Наряду с миром материальным, видимым и осязаемым  (сансара), существует ещё мир духовный, невидимый, неосязаемый, состоящий из множества подразделений и завершающийся высшим царством абсолютного покоя (нирвана).

Таким образом, Будда указал на существование восьмеричного, или срединного пути, выводящего человека из "колеса жизни" . Этот путь включает 3 основные составляющие: культуру поведения (правильные мысль, слово действие), культуру медитации (правильные осознание и сосредоточение) и культуру мудрости (правильные взгляды).

Культура поведения -- это пять основных заповедей.

Культура медитации -- это система упражнений, ведущих к достижению внутреннего умиротворения, отстраненности от мира и обузданию страстей.

Культура мудрости -- знание четырех благородных истин.

В буддизме наиболее разработаны три концепции:

концепция "колеса жизни" , приводимого в движение законом зависимого происхождения;

концепция восьмеричного, или срединного, пути;

концепция Нирваны, или вхождения в космическое тело Будды.

Все три концепции непосредственно связаны с трансформацией сознания человека, с переходом от корпускулярного логического мышления к волновому образному мышлению, последнее развивается в процессе медитации (самадхи, випассана, дхьяна, йога).

Сансарическое бытие, как правило, отождествляется с мутным потоком, загрязненными страстями, вожделениями, тщеславием, ненавистью и другими чувствами и эгоистическими желаниями. В этом потоке существуют водовороты (бытовые, социальные, экономические, политические и др.), втягивающие человека на самое дно сансарического бытия, где эгоизм достигает гиперболизированной концентрации, проявляющейся в том, что человек готов убивать, воровать, мошенничать ради накопления богатств и достижения власти. Такой человек все делит на «мое» и «не мое». В результате он постепенно утрачивает человеческие черты и превращается в безнравственное, аморальное, грубое животное.

Путь, указанный Буддой, выводит человека из нечистот сансарического бытия в более светлые и чистые потоки, и по мере продвижения вверх органы человека: глаза, уши, нос, язык, тело, мысль -- начинают видеть, чувствовать, ощущать, осмысливать необъятность природы, ее красоту и живительную силу, наполняющую человека верой и энергией для продолжения своего движения к более высоким уровням просветления. Энергия просветленного сознания (бодхи) преисполняет человека благожелательностью ко всем формам существования, делает его спокойным, доброжелательным, независимым не только в мыслях и деяниях, но и от кармического воздействия, последнее состояние отождествляется с нирваной. Нобелевский лауреат мира Далай-Лама так объясняет сущность нирваны: «Сансара означает зависимость существа от кармы, заблуждений и обстоятельств, им же созданных и им же усугубляемых. Нирвана -- это освобождение от зависимости от кармы, заблуждений и их последствий. Низшее состояние нирваны характеризуется отсутствием неудовлетворенности и страдания. Высшим состоянием является махапаринирвана -- это состояние Будд, свободных от всех моральных и умственных загрязнений, мироощущение которых сливается со всем бытием».

Информация о работе Возникновение буддизма