Возникновение буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Файлы: 1 файл

Возникновение буддизма.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

Возникновение буддизма

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей  эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему  в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

 

Большинство исследователей считают, что основатель буддизма был  реальной личностью. Он был сыном  главы племени шакьев, родившимся в 560г. до н.э. на северо-востоке Индии. Предание гласит, что индийский царевич Сиддхартха Гаутама после беспечной и счастливой молодости остро ощутил бренность и безысходность жизни, ужас перед идеей о бесконечной череде перевоплощений. Он ушел из дому, для того чтобы, общаясь с мудрецами, найти ответ на вопрос: как можно человеку освободиться от страданий. Семь лет путешествовал царевич и однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, на него снизошло озарение. Он нашел ответ на свой вопрос. Имя Будда означает «просветленный». Потрясенный своим открытием, он просидел под этим деревом несколько дней, а затем спустился в долину, к людям, которым начал проповедовать новое учение. Первую свою проповедь он прочел в Бенаресе. Сначала к нему примкнули пять его бывших учеников, которые отошли от него, когда он отказался от аскетизма. Впоследствии у него появилось множество последователей. Его идеи были близки многим. В течение 40 лет он проповедовал в Северной и Центральной Индии.

Истины Буддизма

 

Основные истины, открытые Буддой заключались в следующем.

 

Вся жизнь человека —  страдание. Эта истина основана на признании  непостоянства и преходимости всех вещей. Все возникает, чтобы быть уничтоженным. Существование лишено субстанции, оно само себя пожирает, поэтому в буддизме оно обозначается в виде пламени. А из пламени можно вынести только скорбь и страдание.

 

Причина страдания — наше желание. Страдание возникает, потому что человек привязан к жизни, он жаждет существования. Поскольку  существование наполнено скорбью, страдание будет существовать до тех пор, пока человек будет жаждать  жизни.

 

Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания. Это  возможно только в результате достижения нирваны, которая в буддизме понимается как угасание страстей, прекращение  жажды. Не есть ли это одновременно и прекращение жизни? Буддизм  избегает прямого ответа на этот вопрос. По поводу нирваны высказываются  только отрицательные суждения: это  не желание и не сознание, не жизнь  и не смерть. Это такое состояние, в котором освобождаются от переселения  душ. В позднейшем буддизме нирвана  понимается как блаженство, состоящее  в свободе и одухотворении.

 

Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем  спасения. Именно определение этих ступеней на пути к нирване и является основным в учении Будды, которое  называют срединным путем, позволяющим  избежать двух крайностей: потакания  чувственным удовольствиям и  истязания плоти. Это учение называют восьмеричным путем спасения, потому что оно указывает восемь состояний, овладев которыми человек может достичь очищения ума, спокойствия и интуиции.

 

Вот эти состояния:

правильное понимание: следует  поверить Будде, что мир полон  скорби и страданий;

правильные намерения: следует  твердо определить свой путь, ограничить свои страсти и стремления;

правильная речь: следует  следить за своими словами, чтобы  они не вели ко злу, — речь должна быть правдивой и доброжелательной;

правильные поступки: следует  избегать недобродетельных поступков, сдерживаться и совершать добрые дела;

правильный образ жизни: следует вести жизнь достойную, не принося вреда живому;

правильные усилия: следует  следить за направлением своих мыслей, гнать все злое и настраиваться  на доброе;

правильные помыслы: следует  уяснить, что зло — от нашей  плоти;

правильная сосредоточенность: следует постоянно и терпеливо  тренироваться, достигать умения сосредоточиваться, созерцать, углубляться в поисках  истины.

 

Первые две ступени  означают достижение мудрости или праджня. Следующие три — нравственное поведение - шила. И наконец, последние три — дисциплина ума или самадха.

 

Однако эти состояния  нельзя понимать как ступени лестницы, которую человек осваивает постепенно. Здесь все взаимосвязано. Нравственное поведение необходимо для достижения мудрости, а без дисциплины ума  мы не сможем развить нравственное поведение. Мудр тот, кто поступает  сострадательно; сострадателен тот, кто поступает мудро. Такое поведение  невозможно без дисциплины ума.

 

В целом же можно сказать, что буддизм принес в религию  личностный аспект, которого раннее не было в восточном мировоззрении: утверждение о том, что спасение возможно только благодаря личной решимости  и готовности действовать в определенном направлении. Кроме того, в буддизме достаточно четко прослеживается идея о необходимости сострадания  ко всем живым существам — идея, наиболее полно воплотившаяся в  буддизме Махаяны.

Основные направления  Буддизма

 

Ранние буддисты были лишь одной из многих соперничавших в  то время сект неортодоксального  направления, однако с течением времени  их влияние возрастало. Буддизм был  поддержан прежде всего городским населением: правителями, воинами, которые видели в нем возможность избавиться от верховенства брахманов.

 

Первые последователи  Будды собирались в каком-нибудь уединенном месте на период дождей и, пережидая этот период, образовывали небольшую общину. Вступившие в общину обычно отказывались от всякой собственности. Их называли бхикшу, что означает «нищий». Они обривали голову, облачались в лохмотья, преимущественно желтого цвета, и имели при себе лишь самое необходимое: три предмета одежды (верхняя, нижняя и ряса), бритву, иглу, пояс, сито, чтобы процеживать воду, выбирая из нее насекомых (ахимса), зубочистку, чашку для подаяний. Большую часть времени они проводили в странствиях, собирая милостыню. Принимать пищу они могли только до полудня и только вегетарианскую. В пещере, в заброшенном строении бхикшу переживали период дождей, беседуя на благочестивые темы и практикуясь в самосовершенствовании. Близ мест их обитания умерших бхикшу обычно и хоронили. Впоследствии на местах их захоронений возводились памятники-ступы (куполообразные строения-склепы с наглухо замурованным входом). Вокруг этих ступ сооружались различные строения. Позже возле этих мест возникали монастыри. Складывался устав монастырской жизни. Когда был жив Будда, он сам разъяснял все сложные вопросы учения. После его смерти устная традиция сохранялась еще длительное время.

 

Вскоре после смерти Будды  его последователи созвали первый буддийский собор для канонизации  учения. Цель этого собора, который  проходил в городе Раджагрих, заключалась в том, чтобы выработать текст послания Будды. Однако не все были согласны с принятыми на этом соборе решениями. В 380 г. до н.э. был созван второй собор в Вайшали, для того чтобы разрешить возникшие разногласия.

 

Особого расцвета буддизм  достиг во времена правления императора Ашоки (III в. до н.э.), благодаря стараниям которого буддизм стал официальной государственной идеологией и вышел за пределы Индии. Ашока много сделал для буддийской веры. Он воздвиг 84 тыс. ступ. При его правлении прошел третий собор в городе Паталипутра, на котором был утвержден текст священных книг буддизма, составивший Типитаку (или Трипитаку), и принято решение о рассылке миссионеров во все концы страны, вплоть до Цейлона. Ашока послал своего сына на Цейлон, где тот стал апостолом, обратив в буддизм многие тысячи людей и соорудив множество монастырей. Именно здесь утверждается южный канон буддийской церкви - хинаяна, которую называют еще тхеравадой (учением старейшин). Хинаяна означает «малая колесница или узкий путь спасения».

 

В середине последнего столетия до н.э. на северо-западе Индии скифские правители создали Кушанское царство, правителем которого стал Канишка, ревностный буддист и покровитель буддизма. Канишка созвал четвертый собор к концу I в. н.э. в городе Кашмир. Собор сформулировал и утвердил основные положения нового течения в буддизме, получившего названия махаяна - «большая колесница или широкий круг спасения». Буддизм махаяны, разработанный известным индийским буддистом Нагараджуной, внес много изменений в классическое учение.

 

Особенности основных направлений  буддизма заключаются в следующем (см. таблицу).

 

 

Хинаяна

Идеалом считается монашеская жизнь, только монах может достичь  спасения и избавиться от перевоплощений

На пути спасения никто  не может помочь человеку, все зависит  от его личных усилий

Отсутствует пантеон святых, которые могут заступиться за людей

Нет понятия рая и ада. Есть только нирвана и прекращение  воплощений

Отсутствуют обряды и магия

Отсутствуют иконы и культовая  скульптура

Махаяна

Считает, что благочестие  мирянина сопоставимо с заслугами  монаха и обеспечивает спасение

Появляется институт бодисатв — святых, достигших просвещения, которые помогают мирянам, ведут их по пути спасения

Появляется большой пантеон  святых, которым можно молиться, просить у них помощи

Появляется понятие о  рае, куда душа попадает за добрые дела, и аде, куда она попадает в наказание  за грехи Придает большое значение обрядам и чародейству

Появляются скульптурные изображения будд и бодисатв

Буддизм зародился и достиг значительного расцвета в Индии, однако к концу I тысячелетия н.э. он теряет здесь свои позиции и  вытесняется более привычным  для жителей Индии индуизмом. Можно назвать несколько причин, приведших к такому исходу:

развитие индуизма, который  наследовал традиционные ценности брахманизма  и модернизировал его;

вражда между разными  направлениями буддизма, которая  нередко приводила к открытой борьбе;

решительный удар по буддизму нанесли арабы, завоевавшие многие индийские территории в VII-VIII вв. и  принесшие с собой ислам.

 

Буддизм же, распространившись  во многих странах Восточной Азии, стал мировой религией, сохраняющей  свое влияние до настоящего времени.

Священная литературы и представления об устройстве мира

 

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное  место среди которых занимает палийский канон «Ти- питака» или «Трипитака», что означает «три корзины». Буддийские тексты первоначально записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины. Канон записан на языке пали. По произношению пали относится к санскритскому так же, как итальянский к латинскому. Канон состоит из трех частей.

Винайя-питака, содержит этическое учение, а также сведения о дисциплине и церемониале; сюда входит 227 правил, по которым должны жить монахи;

Сутта-питака, содержит учение Будды и популярную буддийскую литературу, включающую «Дхаммападу», что означает «путь истины» (антология буддийских притч), и «Джатаку» — собрание рассказов о предыдущих жизнях Будды;

Абидхамма-питака, содержит метафизические представления буддизма, философские тексты, в которых излагается буддийское понимание жизни.

 

Перечисленные книги из всех направлений буддизма особенно признаются хинаяной. Другие направления буддизма имеют свои священные источники.

 

Последователи махаяны считают  своей священной книгой «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Ее считают откровением самого Будды. Из-за исключительной трудности для понимания современники Будды положили ее на хранение во Дворце змей в срединном мире, а когда наступило подходящее время, чтобы открыть эти поучения людям, великий буддийский мыслитель Нагараджуна вернул их обратно миру людей.

 

Священные книги махаяны  написаны на санскрите. Они включают мифологические и философские сюжеты. Отдельными частями этих книг являются Алмазная сутра, Сердечная сутра  и Лотосовая сутра.

 

Важной особенностью священных  книг махаяны является то, что Сиддтарха Гаутама не считается единственным буддой: до него были другие и после него тоже будут другие. Большое значение имеет разработанное в этих книгах учение о бодисатве (боди — просветленный, саттва — сущность) — существе, которое уже готово перейти в нирвану, но задерживает этот переход, чтобы оказать помощь другим. Наиболее почитаемым является бодисатва Авалокитешвара.

 

Большой интерес представляет космология буддизма, поскольку она  лежит в основе всех воззрений  на жизнь. Согласно основным положениям буддизма Вселенная имеет многослойное строение. В центре земного мира, представляющего собой цилиндрический диск, находится гора Меру. Она окружена семью концентрическими кольцеобразными  морями и столькими же кругами  гор, разделяющими моря. Снаружи от последней горной цепи находится  море, которое доступно взорам людей. На нем лежат четыре мировых острова. В недрах земли находятся адские пещеры. Над землей возвышаются шесть  небес, на которых обитает 100 000 тыс. богов (пантеон буддизма включает в  себя всех богов брахманизма, а также  богов других народов). У богов  есть зал заседаний, где они собираются на восьмой день лунного месяца, а также парк для развлечений. Главным богом считается Будда, однако он не является творцом мира, мир существует рядом с ним, он так же вечен, как и Будда. Боги рождаются и умирают по своему желанию.

Информация о работе Возникновение буддизма