Возникновение буддизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

Буддизм зародился в середине первого тысячелетия до нашей эры на севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время брахманизму. В середине VI в. до н.э. индийское общество переживало социально-экономический и культурный кризис. Распадались родовая организация и традиционные связи, происходило становление классовых отношений. В это время в Индии было большое количество бродячих аскетов, они предлагали свое видение мира. Их противостояние существующим порядкам вызывало симпатии народа. Среди учений подобного рода был и буддизм, который приобрел наибольшее влияние в обществе.

Файлы: 1 файл

Возникновение буддизма.docx

— 55.02 Кб (Скачать файл)

 

Буддизм относится к политеистическим религиям, в которых нет единого  бога-творца. Буддисты верят, что существует множество миров и пространств, в которых жизнь развивается  от зарождения до гибели и нового возрождения.

 К началу нашей эры  в буддизме сформировались два  направления:

 «узкий» путь спасения (хинаяна) – спастись (т.е. достичь нирваны) могут только монахи;

 «широкий» путь спасения (махаяна) – спастись могут  все верующие. В III – I вв. до н.э. буддизм распространялся к югу и юго-востоку от Индии в форме хинаяны. С начала нашей эры начинается продвижение буддизма на север и северо-восток в форме махаяны.

 В самой Индии в  начале второго тысячелетия н.э.  буддизм практически исчез, уцелевшие  монахи осели в Непале и Тибете.

Китай

Характерные особенности  древнекитайской  философии состоят  в ее патриархальной направленности и практическом характере. Эти обе  черты китайской философии отражают традиции древней китайской культуры.

     В Древнем  Китае в VIII-VI вв. до н.э. в  период формирования и развития  рабовладельческого общества выделялись  две тенденции в идеологии:  консервативная и прогрессивная, мистическая и материалистическая. В ходе борьбы этих двух тенденций все шире распространялись наивно материалистические идеи о пяти первоэлементах мира (металл, дерево, вода, огонь, земля), о противоположных началах бытия (инь и ян), о естественном законе (дао) и другие, возникшие еще на pyбеже II-I тыс. до н.э. как результат обобщения знаний того времени.

     Формирование  развитых философских течений  Китая относится к VI-V вв. до н.э. Они отразили в себе  специфику китайского национального характера и социальной практики. Философия Китая носит в себе черты патриархального склада нации и конкретно-деятельной ориентации практики. В китайской философии отсутствует та богатая мифологическая основа, которая свойственна Древней Индии и другим странам. Китайская философия, главным образом, прагматична и обращена к практике сегодняшнего дня и земной,  а не потусторонней жизни.

    Истоки философии  Древнего Китая следует искать  в первых памятниках китайской  письменности, особенно в знаменитой "Книге Перемен" (Ицзин), комментарии к которой и положили начало философии Китая. Эта книга (вместе с книгой Ши цзин - "Канон стихов") имела для Китая значение Упанишад в Индии.

Даосизм - это древнекитайское  учение, основанное Лао Цзы, жившим в У1-У в.в. до н. э.  Основные понятия этого учения:  дао, дэ,  увэй, ци,  инь и ян.

     Даосизм - учение  Лао-цзы о дао - пути вещей, объективной реальности.

     Главная идея  философа состоит в том, что  жизнь природы и людей не  управляется “волей неба”, а  протекает по определенному пути  — дао. Дао — это естественный закон самих вещей, который вместе с субстанцией Ци (воздух, эфир) составляет основу мира. Согласно Лао-цзы (“старый учитель”), в мире все находится в движении и изменении, все постоянно меняется. Как бы ни шло это развитие, справедливость восторжествует. Таков закон. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей.

     Невмешательство,  или “недеяние” (увэй — созерцательное отношение к действительности)—одно из главных требований дао по отношению к человеку. Это и есть “следование естественности”. Это требование распространяется и на индивидуальную и на социальную деятельность людей, а также на сферу их познавательной деятельности.

     Идеи Лао-цзы изложены к книге “Дао дэ цзин”,. которая относится, по предположениям,  к IV—III вв. до н. э. В книге употребляются следующие понятия: Дэ    - опредмечениое, конкретное проявление дао в вещах и поведении человека. Ци — мельчайшая, телесная частица, появляющаяся в результате опредмечивания дао. Легкие, светлые частицы Ци образуют мужское начало Ян, а тяжелые, темные — женское начало Инь. Сочетание этих частиц порождает, согласно учению даосов, все сущее в мире. Пройдя цикл своего развития, каждая вещь “возвращается к своему корню”, т. е. снова распадается на первоначальные частицы. Жэнь — человеколюбие. Ли — ритуал.

    Эту связь вещей  в природе  от начала до "возвращения  к корню" можно схематически  представить так:

   Дао - дэ -  инь и ян – ци – все сущее в мире -  всеобщая гармония – дао

   Дао - буквально  означающее "путь"  имеет универсальный  онтологический смысл. Это первопричина  Вселенной, ее таинственная закономерность, целостность бытия. Дао присутствует  во всем.  Дао не познаваемо  разумом и невыразимо словами.

 

    Обратимся к  тексту даосской книги "Дао дэ цзин".

/О природе дао/

"Дао, могущее быть выражено словами, не есть постояннс дао. Имя, могущее быть названо, не есть постоянное имя Безымянное есть начало неба и земли. Обладающее именем есть мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну дао, а кто имеет страсти, видит только в конечной форме. Безымянное и обладающее именем - одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход с одного глубочайшего к другому - дверь ко всему чудесному"  (Гл 1, с. 182).

     "Небо и  земля не обладают жэнь и относятся ко всему сущему, как к траве и животным". (Гл. 5).

     "Превращения бестелесного, невидимого дао бесконечны и вечны. Дао - глубочайшие врата рождения. Глубочайшие врата рождения - корень неба и земли. Оно и мельчайшее, и бесконечное, а его действие неисчерпаемо". (Гл. 6).

     "Человек  следует земле. Земля следует  небу. Небо следует дао, а дао следует естественности". (Гл. 25).

     "Содержание  великого дэ подчиняется только дао. Дао бестелесно. Оно столь туманно и неопределенно1 Однако в его туманности и неопределенности содержатся образы. Оно столь туманно и неопределенно, однако в его туманности и неопределенности скрыты вещи. Оно столь глубоко и темно, однако в его глубине и темноте скрыты тончайшие частицы. Эти тончайшие частицы обладают высшей действительностью и достоверностью" (с.183).

     "Дао постоянно  в недеянии, однако нет ничего такого, что бы оно ни сделало. Если знать и государи смогут сохранить его, то все существа будут изменяться сами собой". (Гл. 37). 

     "Дао рождает  единое. Единое рождает два (начала): инь и ян. Два начала рождают третье. Третье порождает все сущее. Все существа носят в себе инь и ян, наполнены ци и образуют гармонию". (Гл, 42).

     "Дао рождает  (вещи), дэ вскармливает их. Телесность придает вещам форму, благодаря силам (инь и ян) вещи достигают завершенности. Поэтому среди сущего нет ничего, что бы ни почитало дао и не ценило бы дэ. То, что дао почитается и дэ ценится, вытекает из естественности, а не из поведений дао и дэ". (Гл. 51, с. 184).

     "Если управлять  Поднебесной,  следуя дао, то злые духи не будут вредить людям. И не потому, что злые духи перестанут творить зло, а потому, что содеянное ими не сможет принести людям вред". (Гл. 60).

 

      Как видим,  даосизм содержит в своей философии  некоторые  материалистические  черты. Об этом свидетельствует,  в частности,  учение о материальной  субстанции Ци. Это же относится и к идее  вечного и естественного закона бытия - дао, согласно которой независимо от постороннего вмешательства происходит постоянное обновление. Даосская идея вечного обновления бытия остается справедливой, и по сей день. И она имеет, кстати говоря,  важное экологическое значение. “Недеяние” (в смысле запрещения грубого вмешательства в процесс развития природы) — неплохой совет даосов. Слишком очевидны сегодня нарушения экологических циклов, равновесия природе и процессов саморазвития, которые мы наблюдаем во всем мире.

     Даосизм отразил  в своем представлении очевидную  диалектику жизни, когда в прекрасном  есть безобразное, в добре —  зло, в бытии — небытие и  т. п. Гармония для него и  состояла в подобном сосуществовании  противоположностей.

 

    Приведем на  этот счет некоторые положения  из той же книги “Дао дэ цзин”

/Диалектические идеи/

    "Несчастье  - и в нем заключено счастье.  Счастье - в нем  заключено  несчастье. Кто знает их границы?  Они  не имеют постоянства.  Прямота превращается в хитрость, добро - в зло" (Гл. 58).

    "Преодоление трудного  начинается  с легкого, осуществление великого начинается с малого, ибо в мире трудное образуется из легкого, а великое из малого.  Совершенномудрый  никогда не считает себя великим. Кто много обещает, тот не заслуживает доверия..." (Гл. 63).

    "Кто много  сберегает, тот понесет большие  потери. Кто много накапливает,  тот потерпит большие убытки. Кто знает меру,  у того не  будет неудачи.. Кто знает предел, то не будет подвергаться опасности. Он может быть долговечным". (Гл. 44).

/О познании/

     "Нужно сделать  свое  сердце предельно беспристрастным,  твердо   сохранять   покой.  Поскольку   все   сущее   изменяется  само собой,  нам  остается лишь  созерцать его   возвращение  (к корню)…  Возвращение  к прежнему корню называю покоем, а покой называю возвращением  к сущности.  Возвращение к  сущности называю постоянством. Знание постоянства называю достижением  ясности, а незнание постоянства  приводит к беспорядочности и  бедам. Знающий постоянство становится совершенным. Тот, кто достиг совершенства, сам собой становится беспристрастным. Тот, кто становится беспристрастным, может следовать за всем сущим, возвращающимся к корню. Тот, кто следует за всем сущим, возвращающимся к корню, следует естественности и следует дао. Тот,  кто следует дао вечен. Тот, кто следует дао, не будет подвергнут опасностям". (Гл. 16).

    "Знающие, не говорят, говорящие не знают".   (Гл. 56).

    "Знающий не доказывает, доказывающий не знает".  (Гл.81).

     "В древности  умевший служить дао не просвещал народ, делал его глупым. Трудно управлять народом, когда у него много знаний. Поэтому управление страной при помощи знаний приносит стране несчастье, а без применения их приводит страну к счастью". (Гл. 65).

    "Мудр тот,  кто имеет знания и делает  вид, что не знает. Глуп тот,  кто, не имея знания, делает  вид, что знает"  (Гл. 71).

 

     Даосы полагали, что лишь возврат людей к естественно единству с природой, отказ от орудий труда в ремесле и земледелии, отказ от сложной общественной организации - государства и сословного деления, отказ от мудрствований ученого сословия позволят людям снова зажить безмятежной, счастливой  жизнью. Лао-цзы считал виновниками социальных потрясений честолюбивых мудрецов, алчущих власти, почтения к с сеющих раздоры среди людей, и потому отказ от почитания мудрецов он рассматривал как условие умиротворения рода ("“не будет ссор”").

 

/Этические и социально-политические  воззрения/

     "Если не  почитать мудрецов,  то в   народе не будет ccор. Если не ценить драгоценных предметов, то не будет во|ров среди народа. Если не показывать предметов, побуждающих желание иметь их, то сердца народа не будут волноваться... Следование недеянию  всегда приносит спокойствие".   (Гл. 3, .с. 187-188).

    "Высшая добродетель  подобна воде. Вода приносит пользу  всем   существам   и   ничему   не   противоборствует".    (Гл.   8, .с. 189).

     "Когда отошли  от великого дао, появились жэнь и справедливость. Когда появилось мудрствование, возникло и великое лицемерие. Когда шесть родственников в раздоре, появляется сыновняя почтительность и родительская любовь  Когда в государстве царит беспорядок, появляются верные слуги". (Гл. 18).

    "Когда правительство  спокойно, люди становятся простодушными.  Когда правительство деятельно,  люди становятся несчастными". (Гл. 58, с. 189).

    "Ли - это признак  отсутствия доверия и преданности.  В ли — начало смуты. (Гл. 38, с. 190).

СОКРАТ

ПЛАН 

 

1. Личность Сократа 

2. Жизненный путь Сократа 

3. Этика Сократа 

4. Понятие майевтики. Специфика сократовского метода ведения диалога.

5. Сократовский поворот философствования от природы к человеку.

 

 

«Я знаю, что ничего не знаю. …О том, что такое добродетель, я ничего не знаю… 

 

И все-таки я хочу совместно  с тобой поразмыслить и понять, что она та-кое»

 

Сократ 

 

В истории философии, пожалуй, нет более известной и важной фигуры, чем Сократ. Уже в древности  он стал в сознании людей воплощением  мудрости, идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни. Образ Сократа-мыслителя  был положен в базу многих литературных произведений. О его личности существует большущее количество литературы. Но…  Сократ не оставил сам письменного  наследства. О его жизни и учении мы знаем лишь из сочинений его  учеников и друзей (философа Платона, историка Ксено-фонта), а также из книг поздних авторов, к примеру, Аристотеля. Каждый из которых по-своему соображал Сократа – и все это создает огромные трудно-сти при выяснении подлинно исторической фигуры Сократа.

 

Отношение к Сократу было различным в различные времена, нередко диа-метрально противоположным. Одни из его современников увидели в нем опасного безбожника и приговорили его к смертной казни, другие сочли сие обвинение безосновательным и представляли Сократа глубоко религиозным человеком. В другие времена и вплоть до наших дней Сократа также оцени-вали и оценивают по-разному. Для одних он был великим философом, для других – скучным моралистом, для третьих – политическим реакционером.

Информация о работе Возникновение буддизма