Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь как центр религиозной и светской культуры второй половины XIX в

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 10:38, курсовая работа

Описание работы

Один из наиболее интересных периодов в истории монастыря – это вторая половина XIX века, а именно период управления обителью игумена Дамаскина (1839 – 1881 гг.). Это время наивысшего расцвета монастыря, которое обращает на себя внимание тем, что на Валаам стремится большое количество людей - выходцев из различных слоев населения. Это и простые крестьяне, и купцы и люди, принадлежащие к интеллигенции, преимущественно творческой, и др. Еще один очень заметный факт заключается в том, что преобладающее число этих людей едет из столицы империи – Санкт-Петербурга.
История России теснейшим образом связана с православием и поэтому монастыри, как его центры, всегда много значили для общества, но и они, не смотря на консерватизм церкви, подвергались изменениям. В XIX веке в Российской империи насчитывалось около тысячи монастырей. Вероятно, их могло быть и больше, если бы не политика властей, которая привела к значительному ограничению их количества.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. История Валаамского монастыря в XIX веке 16
Глава 2. Валаам как центр светской культуры 31
Заключение 46
Список использованных источников и литературы 49

Файлы: 1 файл

Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь второй половине XIX в..docx

— 157.29 Кб (Скачать файл)

Исходя их воспоминаний различных  людей, побывавших на острове, можно  сделать вывод, что богомольцам  дозволялось с благословения  все-таки осматривать монастырь, но не весь. В основном показывали Никольский скит и скит Во имя Всех святых, а также окрестности вокруг главной усадьбы, хотя были и другие скиты и часовни, заводы.

Кроме деятелей искусств на Валаам стремились и ученые. Игумен Дамаскин сотрудничал со многими учеными, среди которых можно назвать академика, слависта и палеографа А. Х. Востокова, минеролога А. А. Иностранцева, ботаника и агронома Н. И. Железнякова, зоолога и геолога С. С. Куторгу, химика Д. И. Менделеева, зоолога и этнографа И. С. Полякова 152.

Валаамский монастырь  даже участвовал в нескольких проектах Э. Л Регеля, бывшего директором российского  императорского ботанического сада в Петербурге, и удостоился премий за успехи в садоводстве153.

Во многом привлечению  видных ученых, творческой интеллигенции  способствовала личность игумена Дамаскина, который ценил науку и искусство. Он поддерживал дружеские отношения с этими людьми и старался привлечь их к сотрудничеству. Он заботился о повышении образованности и активно пополнял монастырскую библиотеку не только книгами духовного содержания, но и различными научными трудами. Вероятно, светская культура его интересовала, такой вывод можно сделать из воспоминаний А. Дюма, который был очень удивлен, когда узнал, что игумен слышал о нем и о его произведениях154.

Итак, видно, что в Валааме  уже мало привлекает религиозная  сторона жизни. Людям больше хочется  посмотреть остров: природу, архитектуру. Все-таки люди, которых волновала  исключительно  духовная жизнь, в  первую очередь стремились в другие монастыри, например в Оптину, потому что этот монастырь стал главным оплотом старчества. Оптина пустынь известна целым рядом старцев, слава о которых шла по всей стране, поэтому туда паломники особенно стремились за советом авторитетных духовных лиц в лице старцев.

Основателями старчества в Оптиной пустыни являются ученики  известного румынского старца Паисия Величковского Фёдор и Леонид (в схиме Лев). Одно время они и еще один их товарищ монах Клеопа некоторое время жили на Валааме и начали там традицию старчества155.

Старчество признавалось тогда не всеми монахами. С особым презрением к нему относились начальствующие, которые видели в этом некое умаление своей чести и сана. Вполне вероятно, что такие же сомнения по поводу этого института монашества разделял и настоятель Валаамского монастыря, так как Фёдору и Леониду пришлось уйти из монастыря156 (Клеопа к тому времени умер), впоследствии Леонид поселился в Оптине. По иронии судьбы Валааму не суждено было стать центром русского старчества. Это сыграло важную роль в судьбе обители, так как это также способствовало  тому, что при посещении монастыря люди не всегда ставили главной целью духовную жизнь. Конечно, традиция старчества продолжила здесь свое существование, и на Валааме были свои подвижники, но они не были столь известны как оптинские старцы. Кроме того, они жили в скитах, куда доступ для богомольцев, как правило, был закрыт.

Кроме всего прочего, вероятно, престиж Валаама подкреплялся и  воссозданной историей, что способствовало возрастанию интереса к нему. О древней истории монастыря совершенно ничего не известно в точности, это дало возможность создать заново обворожительный и яркий образ, который запечатлелся в книгах и восприятии людей157. Непроверенные легенды, которые преподносились как реальная история монастыря, создавали некий ореол таинственности вокруг обители и увлекали воображение. Один из наиболее ярких примеров таких легенд – история о посещении в древности Валаама апостолом Андреем Первозванным и другие.

Итак, если подвести итоги, то можно говорить о том, что восприятие Валаама в сознании людей образованных, из высших слоев общества (по преимуществу это были петербуржцы) изменялось на протяжении XIX века. В самом начале, небольшая обитель была мало известна и воспринималась исключительно  как религиозный центр. Но по мере роста и развития, она превратилась не только в крупный центр паломничества, но и в центр творчества и источник вдохновения, место научных исследований. Появляется разграничение людей по цели посещения острова: одни едут за спасением души, другие, что ново – с познавательной целью. Основываясь на этом, можно говорить о том, что к концу XIX века Валаам стал больше, чем монастырь. Это не только очаг религиозной культуры, но и своеобразный центр светской культуры, который теснейшим образом был связан с Санкт-Петербургом, так как именно оттуда и ехала большая часть творческой интеллигенции, работавшей на острове.

 

Заключение

 

Положение Валаамского Спасо-Преображенского монастыря в Российской империи несколько отличалось от других многочисленных обителей. Пожалуй, самая главная особенность, которая в значительной мере влияла на отношение к этому монастырю заключалась в том, что он находился на территории Великого княжества Финляндского, которое само занимало совершенно особенное место в империи. Здесь господствовала лютеранство, и православных монастырей не было до тех пор, пока не была присоединена Выборгская губерния, на территории которой и находился Валаам. В связи с тем, что данный монастырь был единственным значительным оплотом православия (если не учитывать маленький Коневецкий монастырь) на данной территории и не был легитимным по законам княжества, российским властям пришлось обратить на него пристальное внимание и взять под свою опеку. Уничтожить его значило бы лишиться дополнительной возможности успешного распространения православия, что вполне могло служить опорой в дальнейшем в проведении русификации княжества.

Валаамский монастырь  начал возрождаться в очень сложных  условиях. Но в XIX веке он стал расти и активно развиваться, что было в целом характерно для всей страны в силу смягчения государственной политики в отношении церкви, в частности монашества.

Заметную роль в судьбе вновь восстановленного монастыря  сыграло его близкое расположение к столице российской империи  Санкт-Петербургу - самому крупному городу страны. Начиная с XIX века, между столицей и обителью начинают устанавливаться тесные экономические и культурные связи. С того момента как в 1843 г. было налажено регулярное транспортное сообщение между островами и столицей, на Валаам потянулось огромное количество паломников из Санкт-Петербурга, среди которых было много людей творческих профессий, а так же ученых.

Долгое время отношения  между монастырями и светской русской культурой нового времени  складывались весьма сложно. Но в XIX веке ситуация начинает меняться, начинается сближение между светской и церковной культурой. На примере Валаамского монастыря можно проследить не  только это сближение, то и то, как менялось восприятие монастыря творческой интеллигенцией.

Валаам был привлекателен  для богомольцев, но не все ехали  туда с только паломнической целью. Во второй половине XIX века, а особенно ближе к его концу, начинает прослеживаться разделение приезжающих на Валаам, в зависимости от первоочередной цели посещения острова. Некоторыми Валаам воспринимается единственно как религиозный центр, но в тоже время начинает выделяться некоторая группа людей, которые едут на Валаам с познавательными целями, либо за вдохновением. Религиозность здесь конечно еще сохраняется, но уже отступает на второй план.

Постепенно сближение  светской и церковной культуры на Валааме, становится все более заметным. Игумен Дамаскин сыграл в этом важную роль, он поощрял деятельность ученых, художников, писателей, музыкантов на острове. Люди этих профессий охотно ехали на Валаам, чтобы поработать или просто посмотреть остров.

Кроме того, Валаамский монастырь  был богатым и развитым, он был  в состоянии обеспечить приезжих всем необходимым, что обеспечивало комфортное пребывание на острове. Паломникам не нужно было беспокоиться о размещении и питании.

В качестве главного вывода можно сказать, что восприятие Валаама в сознании людей образованных, из высших слоев общества (по преимуществу это были петербуржцы) изменялось на протяжении XIX века. Монастырь стал для творческой интеллигенции не только сакральным местом, но и неким центром светской культуры. Уникальная природа послужила основной причиной значимости Валаама как источника вдохновения, близость же к столице и регулярное транспортное сообщение с ней послужили стимулом к частому посещению острова людьми творческих профессий. На протяжении XIX века в целом наблюдался процесс сближения между светской и духовной культурой, на Валааме он отразился особенно ярко. В основном на остров ехали представители интеллигенции из Петербурга, и это не удивительно, ведь именно в столице были сосредоточены все учреждения занимающиеся наукой и искусством.

Валаам к концу XIX века являлся не просто одним из сакральных религиозных центров Российской империи, но и в некотором смысле центром светской культуры.

 

Список использованных источников и литературы

Источники:

  1. НА РК Ф. 762.
  2. Иван Иванович Шишкин. Переписка. Дневник. Современники о художнике/Сост., вступ. С. И примеч. И. Н. Шумиловой.-2-е изд., доп.- Ленинград: Искусство,1984.-478с.
  3. Лесков Н. С. Очерки и рассказы/ Н. С. Лесков.- Петрозаводск: Карелия, 1988.-384с.
  4. Немирович-Данченко В. И. Мужицкая обитель/ В. И. Немирович-Данченко.- М: Прогресс, 1993.-208с.
  5. Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма 1828-1842/ пер. с финн. В. И. Кийранен, Р. П. Ремшуевой.- Петрозаводск: Карелия,1985.-320с.: ил.
  6. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 1.-М.:Ковчег,2005.-672с.
  7. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 7.-М.:Ковчег,2005.-720с.
  8. Тютчева А. Воспоминания/ Анна Тютчева.- М: Захаров, 2000.-415с.
  9. Шлиман на Валааме// Родина.-1999.- №10.- С.52-55.

Литература:

  1. Агапов В. М., Хаккарайнен Т. А. Художники на Валааме/ В. М. Агапов, Т. А. Хаккарайнен.- Петрозаводск: Карелия,1978.-17с.
  2. Ареев М. А. Монастырские о-ва Валаам и Коневец: описание святых обителей Валаамской и Коневецкой/ М. А. Ареев.- СПб:1895.-24с.
  3. Бородкин М. М. История Финляндии. Время императора Александра II/ М. М. Бородкин.- СПб: Гос. Тип.,1908.-571с.: ил.
  4. Бородкин М. М. История Финляндии. Время императора Александра I/ М. М. Бородкин.- СПб: Гос. Тип.,1909.-635с.: ил.
  5. Валаамский монастырь и его святыни в период расцвета и благосостояния обители.- Л:1990.-170с.
  6. Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви/ А. П. Доброклонский.-М.:2001.-935с.
  7. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX в. и начале XX в./ П. Н. Зырянов.- М.: Вербум,2002.-319с.
  8. Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в 19-начале 20 века// Монашество и монастыри в России.- Москва: Наука, 2005.-С.302-331.
  9. Кирсанова Е.,  Печерина Л. Прикосновение к вечности: Валаам в работах русских художников// Север.- Петрозаводск, 2009.-№11-12.-С. 98-111.
  10. Корнилова Н. Б. Валаамская традиция старчества// Памятники отечества: альманах Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.- М.:1991.-№2.-С.114-121.
  11. Кучумов В. А. Русское старчество// Монашество и монастыри в России.- Москва: Наука, 2005.-С.223-244.
  12. Б. Г. Литвак Русское православие в XIX веке//Русское православие: вехи истории.- Москва: Издательство политической литературы,1989.-С. 309 – 381.
  13. Минин Н. Валаамский избранник: жизнеописание, поучения, письма  игумена Дамаскина/ Н. Минин.- М: 2007.-335с.
  14. Путешествие на Валаам, во святую обитель и подробное обозрение всех его достопримечательностей: с 12-ю гравированными рисунками/ изд. Валаамского монастыря.- СПб: Типография Н. А. Лебедева,1892.-130с.
  15. Петрова Н. Традиции паломничества на Валаам// Научно-исследовательская работа студентов: материалы юбилейной 60-й научной студенческой конференции.- Петрозаводск,2008.-С. 7-8.
  16. Резников Л. Я.  Валаам раскрывает свои тайны/ Л. Я. Резников.- Петрозаводск: Карелия, 1975.-165с.
  17. Резников Л. Я. Валаам: кризис аскетизма/ Л. Я. Резников.- Ленинград: Лениздат,1986.-143с.
  18. Рыбина Н. В.  Критика монастырской действительности в произведениях русских писателей 19 века: Валаамский монастырь// Православие в Карелии: история и современность: атеистические очерки.- Петрозаводск: Карелия,1987.- С. 62-72.
  19. Смолич И. К. Русское монашество, 988 – 1917. Жизнь и учение старцев.- М.:1997.- С. 347
  20. Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия/ А. М. Спиридонов, О. А. Яровой.- М: Прометей, 1991.- 125с.
  21. Тальберг Н. История Русской церкви/ Н. Тальберг.-М.:1997.-924с.
  22. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и православная церковь в Финляндии 1880-1930/ О. И. Яровой, И. А. Смирнова.- Петрозаводск, 1997.-202с.
  23. Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамские острова: история в памятниках и ландшафтах: справочник-путеводитель/ О. И. Яровой, И. А. Смирнова.- Петрозаводск, 2009. – 160с.
  24. Koukkunen H. Arkipiispa Antoni ja luostarilaitos/ Valamon juhlakirja: 800 vuotta luostariperinnettä Karjalassa.- [Heinävesi]: Valamon luostari,1977.-S.43-53.
  25. Papismunkki Panteleimon Elämää igumeni Damaskinin ajan Valamossa// Valamon juhlakirja: 800 vuotta luostariperinnettä Karjalassa.- [Heinävesi]: Valamon luostari,1977.- S. 28-42.
  26. Parppei K. Valamon luostarin historiakuvan muotoutuminen// Народ, разделенный границей: карелы в истории России и Финляндии в 1809-2009 гг.: эволюция национального самосознания, религии и языка: сборник научных статей.-Joensuu; Петрозаводск, 2011.- С. 31-36.
  27. Valamon luostari.- [Sortavala]: Valamon lustarin kustsntama, 1923.-70s.: kuv.
  28. Александр Дюма [Электронный ресурс] /  Александр Дюма. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/writers/309/ , свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 06.02.2012).
  29. Максимов С. В. [Электронный ресурс] /  Максимов С. В.. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/writers/308/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 03.05.2012).
  30. Русские художники на Валааме [Электронный ресурс] /  Русские художники на Валааме. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/artists/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 03.05.2012).
  31. Ф.И. Тютчев [Электронный ресурс] /  Ф. И. Тютчев. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/writers/304/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 06.02.2012).

1 Спиридонов А. М., Яровой О. А. Валаам: от апостола Андрея до игумена Иннокентия/ А. М. Спиридонов, О. А. Яровой.- Москва: 1991. С. 56.

2 Там же. С. 727.

3 Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви/ А. П. Доброклонский.- М.: 2001. С. 728.

4 Тальберг Н. История Русской церкви/ Н. Тальберг.-М.:1997. С. 735. С. 746.

5 Доброклонский А. П. Руководство по истории русской церкви.- М.: 2001. С. 730.

6 Там же. С. 730.

7 Там же. С. 305.

8 Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи/ Л. И. Денисов.- Москва: 1908.

9 Там же. С.10.

10 Зырянов П. Н.  Русские монастыри и монашество в XIX-начале 20 века//Монашество и монастыри в России.- Москва: 2005.- С.302 – 331. С. 304.

11 Там же. С. 304.

12 Там же. С. 304.

13 Литвак Б. Г. Русское православие в XIX веке//Русское православие: вехи истории.- Москва: 1989.- С. 309 – 381.  С.334.

14 Кучумов В. А. Русское старчество//Монашество и монастыри в России.- Москва: 2005.- 223 – 244.  С. 232.

15 Там же. С. 229.

16 Зырянов П. Н. Русские монастыри и монашество в XIX в. и начале XX в./ П. Н. Зырянов.- М.: 2002. С. 143.

17 НА РК Ф. 762. Оп. 1. Д. 2.

18 Тютчева А. Воспоминания/ Анна Тютчева.- М: 2000.

19 Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 1.-М.: 2005. Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений. Том 7.-М.: 2005.

20 Шлиман на Валааме// Родина.-1999.- №10.- С.52-55.

21 Путешествия Элиаса Леннрота: путевые заметки, дневники, письма 1828-1842.- Петрозаводск: 1985.

22 Иван Иванович Шишкин Переписка. Дневник. Современники о художнике.- Ленинград: 1984.

23 Немирович-Данченко В. И. Мужицкая обитель/ В. И. Немирович-Данченко.- М: 1993.

24 Лесков Н. С. Очерки и рассказы/ Н. С. Лесков.- Петрозаводск: 1988.

25 Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря. [Электронный ресурс]/ Валаам. Официальный сайт Валаамского монастыря.- Электон. ст.- Россия.-URL: http://valaam.ru, свободный.- Загл. с экрана.- Яз. Рус. (Дата обращения 03.05.2012).

26 Русские художники на Валааме [Электронный ресурс] /  Русские художники на Валааме. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/artists/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 03.05.2012).

27 Александр Дюма [Электронный ресурс] /  Александр Дюма. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/writers/309/, свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 03.05.2012).

28 Максимов С. В. [Электронный ресурс] /  Максимов С. В.. – Электрон. ст. – Россия. – URL: http://valaam.ru/ru/writers/308/,  свободный. – Загл. с экрана. – Яз. рус. (Дата обращения 03.05.2012).

Информация о работе Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь как центр религиозной и светской культуры второй половины XIX в