Сущность и развитие мифа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Мая 2013 в 20:54, контрольная работа

Описание работы

Важнейшим индикатором социокультурного пространства общества является его социально-психологический климат, во многом определяющий характер отношений между людьми. Симпатия и антипатия, миролюбие и вражда, сотрудничество и соперничество – варианты отношений, складывающихся между людьми и заполняющих собой жизнь социума, определяются культурой.

Содержание работы

Введение.
Сущность и развитие мифа.
Характерные черты мифа.
Социокультурные функции мифа.
Мифология и религия.
Основные элементы религии.
Функции религии.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

контрольная по культурологии.doc

— 80.50 Кб (Скачать файл)
    1. Вероучение.

Во всякой религии  имеются священные тексты, в которых  излагается содержание религиозного верования. В них речь идет о Боге и его деяниях, о пророке-основателе религии, о святых праведниках, о сотворении мира и его устройстве, о правилах жизни общества и человека. Непременным компонентом являются рассказы о чудесах, которые совершают Боги. Эти чудеса служат свидетельствами Божественного могущества.

    1. Религиозный культ.

Поклонение Богу выражается в посвященных ему обрядах и ритуалах. Религиозные обряды ритуалы очень разнообразны и в каждой религии имеют свою специфику. Однако во всех религиях от верующих, как правило, требуется личное, индивидуальное обращение к Богу с молитвами, выражающими любовь, послушание и другие чувства, а также просьбы и пожелания. Важной стороной религиозного культа является символика. Культ служит «мостиком», соединяющий верующих с божеством.

    1. Организация верующих.

Религия по природе своей  коллективна. Любая религия сплачивает единоверцев, объединяет их индивидуальные «Я» в некое единое «МЫ». Организация нужна единоверцам, чтобы находить взаимную поддердку в своей вере.

 

6. Функции религии.

Вырастая из мифологии, религия наследует от нее то основополагающее место в культуре, которое она занимала в первобытном обществе. Вместе с тем в обществе более развитом и более сложно организованном, чем первобытное, где существуют уже отпочковавшиеся от мифологии культурные формы (искусство, философия, наука) и возникли новые, которых не знало первобытное общество (идеология, политика, право и др.) религия становится их общей, системообразующей духовной основой, оттесняя не освященные ею мифы на задний план культуры.

Можно выделить следующие  функции, в которых проявляется роль религии как фундаментального фактора общественной жизни.

    1. Мировоззренческая, создающая религиозную картину мира и объясняющая с точки зрения религиозного понимания природу, общество и человека. Религиозное мировоззрение формирует у верующих цель и смысл их бытия;
    2. Компенсаторная, снимающая социальное и душевное напряжение, помогающая человеку преодолевать состояние бессилия, слабости, страдания, болезни. Так разобщенность людей заменяется братством во Христе в общине, а фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога;
    3. Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению. Как нормативная система, религия определенным образом упорядочивает мысли и действия людей и тем самым регулирует их поведение в обществе;

      4) Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих как между собой, так с Богом и со служителями культа.

Религия неразрывно связана  с моралью, воплощаясь в ценностях  и нормах, регулирующих человеческую жизнь. Вера вдохновляет на служение Добру, лежащему за пределами практического расчета и непосредственной целесообразности, дает человеку силы для этого служения. Именно в религиозной мысли настойчиво повторяется тезис о нравственной значимости каждой человеческой личности, об общечеловеческой природе морально-этических ценностей. Кроме того, и в религии, и в морали значительное место занимает эмоционально-чувственная сфера людей.

 

Заключение.

С появлением классового общества происходит смена мифа религией, включающей в себя моральный аспект. Однако во всех религиозных системах, рожденных мифами каменного века, сохраняется комплекс основных идей древнейшего мифа. В целом можно сказать, что первобытнообщинная социокультурная система характеризуется, насколько об этом можно судить на современном уровне знания, поразительной однородностью социальных структур, одним и тем же набором типов деятельности, высокой степенью «похожести» в плане духовной культуры различных человеческих отношений. С разложением же первобытного общества начинается процесс многолинейного развития мировой истории, появляется разнообразие социокультурных систем.

Список литературы.

  1. Сопронов П.А. Культурология: Курс лекций по теории и истории культуры. – СПб.: Союз, 1998.
  2. Кармин А.С. Культурология. – СПб.: «Лань», 2001.
  3. Толпыкина Т.В., Толпыкин В.Е. Культурология: Учебник. – М.: Гардарики, 2005.



Информация о работе Сущность и развитие мифа