Средневековье. Место католической церкви в разные периоды Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить место католической церкви в Средние века в Европе.
Задачи:
Изучить исторические периоды эпохи Средневековья;
Проследить процесс развития католической веры в эпоху Средневековья;
Провести сравнительный анализ католицизма и других направлений христианства;
Рассмотреть основные богословские направления, догматы в Римской церкви Западной Европы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. ... 3
Глава 1. Католицизм. Организация католической церкви
и отличительные особенности вероучения………………………….... 5
Организация католической церкви…………………………………. 5
Отличительные особенности католицизма………………………... 7
Глава 2. Средневековье. Место католической церкви
в разные периоды Средневековья…………………………………….. 10
2.1. Католицизм в период Раннего Средневековья…………………….. 10
2.2. Католицизм в период Высокого Средневековья…………………… 12
2.3. Католицизм в период Позднего Средневековья………………......... 14
2.4. Монашество и ордена………………………………………………... 15
Заключение……………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

средневековый католицизм.docx

— 52.93 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………. ... 3

Глава 1. Католицизм. Организация католической церкви

 и отличительные  особенности вероучения…………………………....  5

    1. Организация католической церкви…………………………………. 5
    2. Отличительные особенности католицизма………………………...  7

Глава 2. Средневековье. Место католической церкви

в разные периоды  Средневековья……………………………………..  10

2.1. Католицизм в период Раннего Средневековья……………………..   10

2.2. Католицизм в период Высокого Средневековья……………………  12

2.3. Католицизм в период  Позднего Средневековья……………….........  14

2.4. Монашество и ордена………………………………………………...   15

Заключение………………………………………………………………..  16

Список использованной литературы…………………………………..  17

 

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

История христианской религии насчитывает  более двух тысяч лет. Но человечество, прежде чем отдать предпочтение этой мировой религии, прошло большой  исторический путь. На протяжении его  формировались религиозные представления  и верования. Христианство основано на учении о богочеловеке Иисусе Христе, который сошел с неба на землю, воплотившись в образе человека и принял страдание и смерть с целью искупления первородного греха человечества. После смерти Христос воскрес и вознесся на небо. В будущем, по христианскому учению, произойдет второе пришествие Христа для суда над живыми и мертвыми.

Христианство характерно наличием строгих заповедей и правил. Последователи  христианства должны выполнять заповеди Христа, безропотно переносить тяготы жизни. За соблюдение и за несоблюдение всех правил христианам обещано воздаяние  в загробном мире, Жизнь Вечная.

 Своими корнями христианство  принадлежит к учениям иудейских  религиозных сект. Иудея на рубеже  нашей эры находилась в составе  Римской империи и под управлением  ее наместников. Христианская религия  возникла как синтез иудаизма, учения стоиков и некоторых других элементов культурной жизни Римской империи.

Первоначально религия распространилось в еврейской среде в Палестине и странах средиземноморского бассейна, но уже в первые десятилетия существования получило большое количество последователей из других народов. Во второй половине I тысячелетия христианство распространилось среди германских и славянских народов.

Начиная с VII в. христианство сталкивается с исламом и теряет почти всю  Африку и Ближний Восток. В XI веке в результате разделения церквей  произошел раскол единой христианской церкви на католицизм и Восточную церковь.

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число последователей других направлений христианства. Исходя из вышесказанного, тема католицизма является актуальной.

Объект исследования – процесс становления и развития католицизма в средневековом европейском обществе.

Предмет исследования – церковь в Европе в Средние века.

Цель работы – выявить место католической церкви в Средние века в Европе.

Задачи:

  1. Изучить исторические периоды эпохи Средневековья;
  2. Проследить процесс развития католической веры в эпоху Средневековья;
  3. Провести сравнительный анализ католицизма и других направлений         христианства;
  4. Рассмотреть основные богословские направления, догматы в Римской     церкви Западной Европы.

Работа состоит из 2-х  глав. Первая глава посвящена общему понятию католицизма, организации  церкви и особенностям вероучения. Вторая глава посвящена роли католической церкви в разные периоды Средневековья.

В работе были использованы многочисленные библиографические источники и интернет - ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Католицизм. Организация католической церкви и отличительные особенности вероучения.

Католицизм (от греч. katholikos – всеобщий, вселенский) – христианская (Римско–католическая) церковь, сформировавшаяся в последние века античности и в Средневековье преимущественно в Западной Европе и возглавляемая папами римскими. Термин «католическая церковь» употреблялся христианскими лидерами еще во II–III вв., отображая единство веры, обрядности, организационной структуры христианских общин (церквей), рассеянных по всей Римской империи. С течением времени (особенно после разделения церквей 1054 г.) название «католическая церковь» закрепилось за западной церковью, хотя и православная церковь считает себя вселенской.

1.1. Организация католической церкви

Католическая церковь  имеет строго централизованную организацию. Во главе римской церкви стоит папа, что по-гречески означает «отец». В раннем христианстве верующие называли так своих духовных руководителей, монахов, священников, епископов. На рубеже II и III вв. в восточном христианстве титул «папа» присваивался патриарху Александрийской церкви. На Западе этот титул

носили епископы Карфагена  и Рима. В 1073 г. папа Григорий VII заявил, что право носить титул «папа» принадлежит только римскому епископу. Однако в настоящее время в официальной номенклатуре слово «папа» не употребляется. Его заменяет выражение «римский понтифик или верховный жрец», заимствованное из древнеримской религии. Это название отражает две

основные функции папы: он является епископом Рима и одновременно главой католической церкви. Согласно тезису об апостольском наследии епископ  Рима унаследовал все атрибуты власти, какие имел апостол Петр, возглавлявший коллегию двенадцати апостолов. Как Петр был главой церкви, так и его преемники обладают властью над всем католическим миром и его иерархией.

Этот тезис нашел окончательное  выражение в принятом на I Ватиканском соборе (1870) «Догмате о верховенстве папы».

Первых епископов Рима утверждал народ и духовенство последующим утверждением избрания епископами соседних епархий. После этого избранный посвящался в епископы. В V в. начинается процесс исключения влияния светских лиц на ход выборов римского епископа, которые становятся прерогативой духовенства. Одобрение же избранного кандидата народом превратилось в чистую формальность. Однако еще долгое время на избрание папы

оказывала влияние верховная  светская власть. В 1059 г. папа Лев IX превратил избрание пап в дело только кардиналов. Раньше кардиналами назывались священники и диаконы приходских церквей, а в XI в. так стали именовать епископов римской церковной области. В последующие годы титул кардинала присваивали и другим церковным иерархам, однако с XIII в. он становится более высоким, чем титул епископа.

С XIII в. были ужесточены требования к процедуре выборных совещаний. На время проведения выборов кардинальскую коллегию стали изолировать от окружающего мира. Закрытые на ключ (отсюда происходит название конклав — лат. «под ключом»), кардиналы обязаны были быстро завершить выборы нового папы, в противном случае им грозило ограничение пищевого рациона. Было введено требование сохранять в полной тайне ход конклава. Избирательные бюллетени предписано было сжигать в специальной печке. Если выборы не состоялись, то к бюллетеням подмешивали влажную солому и черный цвет дыма извещал собравшихся перед собором об отрицательном результате голосования.

В случае избрания к бюллетеням подмешивали сухую солому. Белый  цвет дыма говорил о том, что новый  папа избран. После избрания глава кардинальской коллегии убеждался в том, что избранный согласен занять трон, а затем ему присваивали новое имя согласно его желанию.

Папа осуществляет свою власть при посредстве комплекса учреждений, называемых папской курией. Название «курия» происходит от латинского слова curia, которое означало резиденцию городских властей Рима на Капитолии. Кроме курии, в настоящее время существует два совещательных органа при папе: кардинальская коллегия и синод епископов, созданный после II Ватиканского собора в 1970 г. Официальные документы, принимаемые папой, называются

конституциями или буллами. Ко второй группе документов относят бреве или постановления частного характера. Важнейшие документы носят название «декреты». В 1740 г. появилась первая энциклика . Некоторые документы скрепляются специальной печатью, называемой «перстнем рыбака », так как на нем выгравирована фигура Петра-рыбака. Папа пользуется правом награждения рыцарскими орденами за заслуги перед церковью.

Папа является не только духовным наставником, но и руководителем  города-государства Ватикан, который возникло в 1929 г. в результате Лютеранских соглашений с правительством Муссолини. Цель церковного государства заключается в обеспечении независимости папы и католической церкви от светских властей, беспрепятственном его сношении с епископами и верующими всего мира.

Территория Ватикана составляет 44 га и находится в Риме. Ватикан

обладает символами политического  суверенитета — флагом и гимном, жандармерией, финансовыми органами, средствами связи и массовой информации.

1.2. Отличительные особенности католицизма

Католицизм имеет ряд  особенностей в вероучении, культе и структуре религиозной организации, в которых отразились специфические черты развития Западной Европы. Основой вероучения признается Священное Писание и Священное Предание. В качестве канонических рассматриваются все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текста

Библии наделяется только духовенство. Священное Предание образуют постановления 21-го Вселенского собора (православие признает только первые семь), а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Духовенство дает обет безбрачия — целибат, тем самым оно становится как бы причастным божественной благодати, что отделяет его от мирян, которых церковь уподобляла стаду, а духовенству отводилась роль пастухов. Церковь помогает мирянам достичь спасения за счет сокровищницы добрых дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле папа распоряжается этой сокровищницей сверх должных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается. Эта практика, называемая раздачей индульгенций, подверглась ожесточенной критике со стороны православия и привела к расколу католицизма, появлению нового направления в христианстве — протестантизма. Католицизм следует Символу веры, но создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589 г. было внесено добавление в Символ веры о происхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но и от Бога-Сына. До настоящего времени это понимание является основным препятствием для диалога православной и католической церквей.

Особенностью католицизма  является также возвышенное почитание  Богородицы — Девы Марии, признание  догматов о ее непорочном зачатии  и телесном вознесении, в соответствии с которыми Пресвятая Богородица была взята на небо «с душой и  телом для славы небесной». В 1954 г. был установлен специальный праздник, посвященный «Королеве Небес». Помимо общего для христианства учения о существовании рая и ада, католицизм признает учение о чистилище как промежуточном месте, где душа грешника очищается, проходя через суровые испытания.

Совершение таинств — обрядовых действий, принятых в христианстве, с помощью которых верующим передается особая благодать, в католицизме отличается рядом особенностей. Католики, как и православные, признают семь таинств: крещение, причащение (евхаристия), священство, покаяние (исповедь), миропомазание (конфирмация), брак , елеосвящение (соборование ). Таинство крещения совершается путем обливания водой, миропомазание или конфирмация — по достижении ребенком семи — восьмилетнего возраста, а в православии — сразу после крещения. Таинство причащения у католиков совершается на пресном хлебе, а у православных- на квасном. До недавнего времени только духовенство причащалось вином и хлебом, а миряне — только хлебом. Таинство елеосвящения — молитвенное служение и помазание больного или умирающего особым маслом — елеем — в католицизме рассматривается как церковное благословение умирающему, а в православии — как способ исцеления болезни. Богослужение в католицизме до последнего времени совершалось исключительно на латинском языке, что делало его совершенно непонятным для верующих. Только II Ватиканский собор (1962–1965) разрешил службу и на национальных языках.

Чрезвычайно развито в  католицизме почитание святых, мучеников, блаженных, ряды которых постоянно  умножаются. Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшенный произведениями живописи и скульптуры на религиозные темы.

Католицизм активно использует все средства эстетического воздействия  на чувства верующих, как изобразительные, так и музыкальные.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Средневековье. Место католической церкви в разные периоды Средневековья.

Средневековая эпоха в Европе началась с середины V до конца XV века. Многие ученые считали, что Средневековье длилось с 395 года (окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную) и вплоть до 1453 года (падение Константинополя).

Средневековье условно делится  на три основных периода:

  • Раннее Средневековье (конец V — середина XI веков).
  • Высокое Средневековье (середина XI — конец XV веков).
  • Позднее Средневековье или раннее Новое время (XVI—XVII века).

Информация о работе Средневековье. Место католической церкви в разные периоды Средневековья