Средневековье. Место католической церкви в разные периоды Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 20:08, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – выявить место католической церкви в Средние века в Европе.
Задачи:
Изучить исторические периоды эпохи Средневековья;
Проследить процесс развития католической веры в эпоху Средневековья;
Провести сравнительный анализ католицизма и других направлений христианства;
Рассмотреть основные богословские направления, догматы в Римской церкви Западной Европы.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………. ... 3
Глава 1. Католицизм. Организация католической церкви
и отличительные особенности вероучения………………………….... 5
Организация католической церкви…………………………………. 5
Отличительные особенности католицизма………………………... 7
Глава 2. Средневековье. Место католической церкви
в разные периоды Средневековья…………………………………….. 10
2.1. Католицизм в период Раннего Средневековья…………………….. 10
2.2. Католицизм в период Высокого Средневековья…………………… 12
2.3. Католицизм в период Позднего Средневековья………………......... 14
2.4. Монашество и ордена………………………………………………... 15
Заключение……………………………………………………………….. 16
Список использованной литературы………………………………….. 17

Файлы: 1 файл

средневековый католицизм.docx

— 52.93 Кб (Скачать файл)

2.1. Католицизм в период Раннего Средневековья

Раннее Средневековье  было ознаменовано осложнением отношений  между римско-католической церковью, Византией и Остготским королевством (Галлия). Остготские короли исповедовали арианство (ересь).

Римские папы избирались остготскими королями. Византия была недовольна таким положением, так как отвергала римскую формулу двух естеств в Христе, склоняясь к монофизитству. В 6 веке в Италии разгорелась война между Византией и остготским королевством, в ходе которой Остготское королевство было полностью сокрушено и перестало существовать. Территория Италии полностью отошла к Византии. Вместе с уничтожением Остготского королевства (552 г.) император Юстиниан I Великий получает контроль за процессом избрания на папский престол, таким образом, превращая папу в орудие императора. Такая позиция Юстиниана по отношению к папству вызывает недовольство в Италии, Африке и Галлии. Постепенно Италия отрывалась от Византии. Рим, а именно римское духовенство, не желал вражды с Византией.

       Ситуация крайне меняется с избранием на папский престол Григория I. Григорий I в отличие от большинства предыдущих пап был избран римским духовенством. И, постепенно, вся власть (военная, судебно-административная) переходит из рук византийских чиновников к крупным землевладельцам. Но Григорий I не учел того обстоятельства, что епископов, сосредоточивших у себя крупные землевладения, трудно будет подчинить папской власти. Григорий I разрешил эту проблему путем повышения арендной платы и налогов. Он использовал ослабление Византийской империи, для того чтобы восстановить папский авторитет. Папа Григорий сохранял лояльность по отношению к светским правителям Византии. Григорий I стремился не только к тому, чтобы стать светским правителем, но и к тому, чтобы упрочить авторитет католической церкви в Европе.

Борьба между папой  и константинопольским патриархом выявила единственного главу  церкви – римского папу. Начинания  папы Григория Великого явились поворотным пунктом в истории католицизма, хотя результатов его политики пришлось ждать 300 лет. Григорий I в период своего понтификата стал светским главой Рима и заложил основы могущества церковного государства. Григорий I вывел римско-католическую церковь из под контроля византийского императора. Григорий во многом увеличил авторитет папской власти за счет ослабления Византийской империи.

Позже были попытки уравнения  Западной и Восточной церквей.

Григорий I Великий выдвинул идею о наличии некоего места между раем и адом, где временно искупаются легкие грехи. На этом фундаменте сформировался догмат о чистилище. В VI в. папа римский Григорий I Великий разработал порядок римской мессы, который со временем поглотил все остальные варианты. Месса состояла из двух частей: литургии Слова, когда читались тексты Библии и соответствующие проповеди (объяснения), и литургии евхаристии (или мессы верных), которая включала в себя жертвоприношение, канон и причастие. Все это происходило на фоне пения молитв и гимнов с IX века в сопровождении органа.

Во время пожертвования  приготовлялись вино и хлеб для причастия, во время канона делались необходимые  манипуляции и произносились  определенные молитвы, чтобы состоялось превращение реального хлеба и вина в мистический хлеб, настоящее тело Христово, и вино, настоящую кровь Христову. Наконец происходило и само причастие, к которой сначала подходили священники в соответствии со своими рангами, а потом прихожане.

Григорию I удалось обрести светскую власть в Риме, но после его смерти необходимо было избрать достойного преемника для того, чтобы эту власть удержать. В период понтификата Константина и Григория II (VIII в.) Западная церковь все больше отдаляется от Восточной.

После того как папа получил  светскую власть, он стал собственником  всех земель на территории папского государства. Таким образом, никто кроме папы не может отдавать в аренду или  продавать земли. Однако, римская земельная знать не соглашалась подчиняться папским чиновникам и желала заполучить земельное могущество понтифика. В ходе ожесточенной борьбы между римскими феодалами и папством, из рук римского епископа постепенно начинает уходить светская власть. В результате папа вновь оказывается под контролем императора, но на этот раз уже императора Франкской империи.

Исключительное положение, которое занимал папа в VII-IX вв. в Европе, свелось практически к нулю в IX-XI вв. Папа перестал быть самостоятельным правителем и главой римско-католической церкви одновременно.

2.2. Католицизм в период Высокого Средневековья

Папство с середины XI в. добивалось повсеместного восстановления канонического права, в том числе и в вопросе о выборах духовных иерархов. Каноническое право представляет собой совокупность норм, сформированных на основе канонов – актов церковной власти, имеющих силу закона.

Новая страница в истории  папства открывается с началом  понтификата папы римского Иннокентия III (1198-1216 гг.). Папа обратился к итальянцам с призывом противостоять германской расе. Иннокентий возбуждал народные массы против Германии, затем, чтобы самому обрести над ней власть.

За год до смерти Иннокентий III созвал в Латеране величайший собор Средневековья – IV Латеранский собор. Собор осудил еретические учения и призвал к борьбе с ними как церковь, так и светскую власть. Были выработаны юридические основания для учреждения инквизиции.

Христианам надлежало  раз в год исповедоваться у  приходского священника.  Священникам  вменялось в обязанность сохранять  тайну исповеди. Собор предписал  евреям носить особую одежду и запретил выходить на улицу в Страстную  Субботу. Папа Иннокентий III настоял на принятии решений, которые превращали крестовые походы в постоянно действующий институт. Был установлен обязательный трехлетний налог на церковь в размере 1/20 ее годовых доходов. Духовенству предписывалось регулярно вести проповедь крестового похода.

Первый шаг на пути создания инквизиции (мера против еретиков) как органа       церкви, сотрудничавшего со светскими властями, был сделан в XII в.

Верховным главой инквизиции являлся сам папа римский. «Именно ему – наместнику бога на земле – служила и подчинялась эта машина, созданная церковью и существовавшая с ее благословения». Монахи и инквизиторы, несмотря на то, что назначались на эти должности непосредственным начальством, в правовом отношении зависели от папства. С возникновением протестантской ереси, папство создало в системе курии учреждение, которое возглавило борьбу с ересями во вселенском масштабе. Основанием для начала следствия служил донос или показания подследственного, выдвинутые против третьего лица. На основе этого инквизицией начиналось предварительное следствие, затем собранный материал передавался юристам-квалификаторам (существовали с XIV в.). Получив положительное мнение юриста, инквизитор отдавался приказ об аресте подозреваемого. Очные ставки свидетелей обвинения с арестованными запрещались. Единственной причиной для отвода свидетелей являлась личная вражда. Никаких ограничительных сроков для проведения следствия не существовало. Инквизиторы при желании могли держать подозреваемого в камере неограниченное время. Следующим этапом после следствия в инквизиционной процедуре являлся допрос. Цель допроса – любым способом добиться у обвиняемого признания. После того как следствие было завершено, инквизиторы оглашали приговор. Таким образом, наступало аутодафе – церемония приведения в исполнения приговора инквизиции. Аутодафе включало в себя оглашение приговора в присутствии королевского двора и местных властей, исполнение приговора: наказание плетьми, сожжение на костре и т.д., что осуществлялось светской властью.

Возвышению папства в XI-XIII вв. способствовало проведение крестовых походов и мудрая политика папства, ставившего своей целью объединить вокруг Рима весь мир, сделать Рим духовным мировым центром.

2.3. Католицизм в период Позднего Средневековья

Этот период знаменателен Великим западным расколом. Западно-христианский мир распался на 2 лагеря: авиньонский с центром в городе Авиньон, находившимся под властью французского короля, и римский с центром в Риме. Оба папы (авиньонский и римский) настаивали на своем законном избрании, предавая анафеме сторонников друг друга и наделяли своих сторонников одними и теми же постами в церковной иерархии. В 1417 г. Собор в Констанце избрал на папский престол Мартина V, чем положил конец церковному расколу. Собор принял пять декретов и утвердил план реформирования церкви, средневековое устройство которой оказалось к тому времени совершенно непригодным. Декреты определили периодичность созыва вселенских соборов, процедуру утверждения пап, решения споров в случае повторения схизмы. Собор существенно ограничил права римского папы, урезал его доходы и провозгласил собор высшим органом власти, стоящим над папой. Но, в дальнейшем папство, опираясь на светскую власть, уклонялось от решений Констанцкого собора. В XIV-XV вв. римско-католическая церковь была раздираема борьбой пап за власть. За этот период из-за постоянных раздоров начинается упадок папского могущества и итогом всему явилось законодательное подчинение папы собору.

2.4. Монашество и ордена

В католицизме важные позиции  занимало и занимает монашество, организованное в конгрегации и братства - ордена. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются ордена доминиканцев, францисканцев и иезуитов. Каждый из них имеет свою специфику и свою историю.

Францисканцы. Монастырь организовал Франциск Ассизский в 207–1209 гг. в Италии близ Ассизи. Франциск Ассизский выступал против стяжательства папских иерархов, против симонии (покупки и продажи церковных должностей). Проповедовал благотворность нищеты, отказ от всякой собственности, сочувствие беднякам, жизнерадостное поэтическое отношение к природе. Он создал «Орден меньших братьев» — религиозно-нравственную общину.

Доминиканцы. Орден основал в 1216 г. испанец Доминик де Гусман . Целью ордена стала борьба с ересью альбигойцев, которые выступали против католической церкви, препятствовавшей развитию городов. Против альбигойцев был объявлен крестовый поход, закончившийся поражением еретиков. Доминиканцы боролись также с ересью оппозиционных католической церкви течений, проявляя при этом особую жестокость и бескомпромиссность.

В XIII в. им было предоставлено руководство инквизицией. Они становятся цензорами католической правоверности.

 Иезуиты. -«общество Иисуса». Орден образован в 1534 г. Основатель — испанский баск Игнатий Лойола. Цель ордена — борьба с Реформацией, распространение католичества, беспрекословное подчинение папе.

 

Заключение

Католическая церковь  сыграла огромную роль в культурном развитии Европы, особенно в Раннем Средневековье. Почти все известные  деятели культуры Раннего Средневековья - духовные лица. Среди архитектурных шедевров Средневековья господствовали здания соборов и монастырей. В живописи преобладали религиозные сюжеты. При монастырях и церквах действовали школы. Вместе с тем католическая церковь ревностно боролась с инакомыслием; жертвами этой борьбы пали многие ученые, мыслители, деятели культуры.

Основные догматы, богослужение и обряды в католической церкви такие  же, как и в православной. Главные  особенности католической церкви в  вероучении – это добавление к  символу веры филиокве, догмат о чистилище (принят уже после разделения церкви). Признавая, как и православная церковь, источником вероучения Священное писание (Библию) и Священное предание, католическая церковь к последнему относит не только труды «отцов церкви» и решения первых семи вселенских соборов, но и решения последующих католических соборов и постановления пап. В обеих церквах главным богослужением является литургия, но существуют некоторые различия в порядке ее совершения. Католическая церковь признает те же семь таинств, но имеет ряд отличий в их отправлении. Католическая церковь больше внимания уделяет поклонению Деве Марии. Все католическое духовенство обязательно должно соблюдать целибат (XI в.). Только в католической церкви монахи объединены в монашеские ордены. Вторая по значимости в иерархии католической церкви должность кардинала в православии отсутствует. Единственным богослужебным языком католической церкви в Средневековье была латынь. В отличие от православной (византийской) церкви, строго подчиненной императорской власти, католическая церковь в средние века нередко играла самостоятельную политическую роль, особенно в условиях феодальной раздробленности Западной Европы.

Консервативная модель мира и человека в мире, насаждаемая  католической церковью, в конце Средневековья  вызвала оппозицию в виде гуманизма.

Список использованной литературы

 

  1. Горелов А. А. История мировых религий: Учебное пособие / А. А. Горелов. - 5-е изд., стереотип. - М. : Флинта : МПСИ, 2011. - 360 с.
  2. Ерина Е. Б. История религий: Учебное пособие / Е.Б. Ерина. - М.: ИЦ РИОР: ИНФРА-М, 2011. - 176 с.
  3. Данильян О. Г. Религиоведение: Учебник / О.Г. Данильян, В.М. Тараненко. - 2-e изд., перераб. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013. - 335 с.
  4. Лозинский С.Г. История папства: Учебное пособие / С.Г. Лозинский.-Смоленск: Русич, 2004.- 464 с.
  5. Анисимов С.Ф., Зыбковец В.Ф. и др. Настольная книга атеиста / под ред. С.Д. Сказкина.- 3-е изд., исправ. и дополн.- М.: Политиздат, 1974.-  446 с.

 


Информация о работе Средневековье. Место католической церкви в разные периоды Средневековья