Япония в период Средневековья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2013 в 22:18, реферат

Описание работы

В древности основными обитателями островов Японского архипелага были племена кумасо и эбису. Затем в течение нескольких веков до новой эры на Японские острова переселялись племена маньч-журо-тунгусского происхождения с северо-востока, а также другие племена из Индонезии, Кореи, с побережья Индокитая и островов Тихого океана. Религией большинства населения был синтоизм, основанный на почитании культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество1.

Содержание работы

Введение 3
«Время правления регентов и канцлеров» 4
Камакурский сёгунат 1192—1333 6
Заключение 10
Приложение 1 11
Приложение 2 12
Список литературы 13

Файлы: 1 файл

япония.docx

— 42.67 Кб (Скачать файл)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Пермский государственный  гуманитарно-педагогический университет»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Япония в период Средневековья

 

 

  

 

 

                                                           Контрольная работа

студентки  3 курса исторического факультета                                                       заочной формы обучения                                                                                                                                       

                                                                       Гурьевой Юлии

                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                  

                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2012 г.

 

Оглавление

 

Введение 3

«Время  правления регентов и канцлеров» 4

Камакурский сёгунат 1192—1333 6

Заключение 10

Приложение 1 11

Приложение 2 12

Список  литературы 13

 

 

Введение

 

В древности  основными обитателями островов Японского архипелага были племена  кумасо и эбису. Затем в течение  нескольких веков до новой эры  на Японские острова переселялись племена  маньч-журо-тунгусского происхождения  с северо-востока, а также другие племена из Индонезии, Кореи, с побережья  Индокитая и островов Тихого океана. Религией большинства населения  был синтоизм, основанный на почитании  культа предков и сил природы, причем каждый род имел свое божество1.

В III—VII вв. шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и формирования раннеклассового  общества. В результате роста имущественного неравенства родовая община уступала место соседской. Наряду со свободными крестьянами-общинниками появились  полусвободные члены общины (бэ, или бэмин) и рабы. Это были главным  образом ремесленники, которые либо сами переселились из Кореи и Китая, либо были захвачены во время грабительских  набегов японцев на Корею. Рабами становились и взятые в плен во время междоусобиц потомки местных  аборигенов из племен эбису и кумасо. Однако рабов по сравнению с бэ было значительно меньше. Труд бэ и  рабов в земледелии и ремесленном  производстве использовали вожди и  выделившаяся племенная знать, которые  затем стали эксплуатировать  и попавших к ним в кабалу соплеменников.

Ожесточенная  борьба за господство велась между  отдельными племенами и родами. Появились  роды — победители. Впоследствии образовались союзы племен. Глава самого сильного рода, а затем и племенного союза  получал титул сумэраги (царь, император) и сосредоточивал в своих руках  огромную власть, являясь одновременно вождем, верховным военачальником, главным судьей и жрецом племенного религиозного культа.

Уже в III—VI вв. на Японских островах были значительно  развиты сельское хозяйство (особенно культура риса) и ремесла (ткацкое, гончарное, кузнечное и др.), расширялись  торговые связи, в том числе и  с другими странами — Китаем и  Кореей. В V в. была построена первая гавань — Нанива (нынешняя Осака).

Родо-племенная  аристократия была заинтересована в  сильной централизованной власти, необходимой  для подавления сопротивления эксплуатируемого населения — рабов, бэмин и  рядовых членов племени. Прежняя  религия японцев — синтоизм, способствовавшая консервации родового строя и  родовой разобщенности, уже не отвечала интересам господствующей верхушки, которую больше удовлетворяло учение буддизма о непротивлении злу, отказе от борьбы против насилия и уравнении  подданных перед лицом единого  монарха.

Среди родов, претендовавших на руководящую роль, усилилась борьба. В конце VI в. род Сога, известный своей приверженностью буддийской религии, одержал победу над другими крупными родами. Бэмин, в основном исповедовавшие буддизм и стремившиеся получить равное положение с рядовыми членами рода, поддерживали Сога, так как старейшины этого рода обещали уравнять бэмин в правах со свободными общинниками. В начале VI в. принц Сётоку-тайси (572—621) из рода Сога издал иерархическую «Табель

12 рангов»  и «Закон из 17 статей», основанный  на буддийских и конфуцианских  догмах о государстве и неограниченной  власти монарха2

«Время  правления регентов и канцлеров»

 

Следующий за эпохой царей  Ямато исторический период охватывает время, начало которого приходится на «переворот Тайка» в 645 г., а конец  – на 1192 г., когда во главе страны встали военные правители с титулом  сёгун.

Под девизом реформ Тайка  прошла вся вторая половина VII в. Государственные  реформы были призваны реорганизовать по китайской танской модели все сферы отношений в стране, перехватить инициативу частного присвоения исходных ресурсов страны, земли и людей, заменив ее государственной. Аппарат центральной власти состоял из Государственного совета (Дадзёкан), восьми правительственных ведомств, системы главных министерств. Страна была поделена на провинции и уезды во главе с губернаторами и уездными начальниками. Были установлены восьмистепенная система родов титулов с императором во главе и 48-ранговая лестница придворных званий. С 690 г. каждые шесть лет стали проводиться переписи населения и переделы земли. Была введена централизованная система комплектования армии, изъято оружие у частных лиц. В 694 г. был построен первый столичный город Фудзиваракё, постоянное место императорской ставки (до этого место ставки легко переносилось).

Завершение оформления средневекового японского централизованного государства  в VIII в. было связано с ростом крупных  городов. За одно столетие трижды был осуществлен перевод столицы: в 710 г. в Хайдзёкё (Нара), в 784 г. Нагаока и в 794 г. в Хэйанкё (Киото).

Внешнеполитические проблемы в VIII в. отступают на второй план. Угасает сознание опасности вторжения с материка. В 792 г. отменяется всеобщая воинская повинность и ликвидируется береговая стража. Редкими становятся посольства в Китай, а в связях с корейскими государствами начинает все большую роль играть торговля. К середине IX в. Япония окончательно переходит к политике изоляции, запрещается выезд из страны, прекращается прием посольств и судов.

Становление развитого феодального  общества в IX-XII вв. сопровождалось все более радикальным отходом от китайского классического образца государственного устройства. Бюрократическая машина насквозь оказалась пронизанной родственными аристократическими связями. Прослеживается тенденция к децентрализации власти. Божественный тэнно уже более царствовал, нежели реально управлял страной. Чиновничьей элиты вокруг него не сложилось, ибо не была создана система воспроизводства администраторов на базе конкурсных экзаменов. Со второй половины IX в. вакуум власти был заполнен представителями рода Фудзивара, которые фактически начинают править страной с 858 г. в качестве регентов при малолетних императорах, а с 888 г. – в качестве канцлеров при совершеннолетних. Период середины IX – первой половины XI в. имеет название «время правления регентов и канцлеров». Его расцвет приходится на вторую половину Х в. при представителях дома Фудзивара, Митинага и Ёримити3.

В конце IX в. оформляется  так называемый «государственно-правовой строй» (рицурё). Новыми высшими государственными органами стали личная канцелярия императора и полицейское ведомство, напрямую подчиненное императору. Широкие права губернаторов позволили им усилить свою власть в провинции настолько, что они могли противопоставлять ее императорской. С падением значения уездного управления провинция становится основным звеном общественной жизни и влечет за собой децентрализацию государства.

Население страны, преимущественно  занимавшееся земледелием, насчитывало  в VII в. около 6 млн. человек, в XII в. – 10 млн. Оно было поделено на плативших налоги полноправных (рёмин) и неполноправных (сэммин). В VI-VIII вв. господствовала надельная  система землепользования. Особенности  поливного рисоводства, чрезвычайно  трудоемкого и требовавшего личной заинтересованности работника, обусловили преобладание в структуре производства мелкого трудового свободного хозяйства. Не получил поэтому широкого распространения труд рабов. Полноправные крестьяне обрабатывали подлежащие переделу раз в шесть лет государственные земельные участ-ки, за которые платили налог зерном (в объеме 3 % от официально установленной урожайности), тканями и исполняли отработочные повинности.

Домениальные земли в  этот период не представляли собой  крупное господское хозяйство, а  отдавались в обработку отдельными полями зависимым крестьянам.

Чиновники получали наделы на срок исполнения должности. Лишь некоторые  влиятельные администраторы могли  пользоваться наделом пожизненно, иногда с правом передачи его по наследству на протяжении одного-трех поколений.

Особенностью социально-экономического развития страны в IX-XII вв. было разрушение и полное исчезновение надельной  системы хозяйствования. На смену приходят вотчинные владения, имевшие статус «пожалованных» частным лицам (сёэн) со стороны государства. Представители высшей аристократии, монастыри, знатные дома, господствовавшие в уездах, наследственные владения крестьянских семей обращались в государственные органы за признанием вновь обретенных владений в качестве сёэн.

В итоге социально-экономических  изменений вся власть в стране с Х в. стала принадлежать знатным  домам, владельцам сёэн разных размеров. Завершалась приватизация земель, доходов, должностей. Для урегулирования интересов  противоборствующих феодальных групп  в стране создается единый сословный  порядок, для обозначения которого вводится новый термин «императорское государство» (отё кокка), заменивший собой прежний режим – «правовое государство» (рицурё кокка).

Еще одним характерным  социальным явлением эпохи развитого Средневековья стало появление военного сословия. Выросшие из отрядов дружинников, использовавшихся владельцами сёэн в междоусобной борьбе, воины-профессионалы стали превращаться в замкнутое сословие воинов-самураев (буси). На исходе эпохи Фудзивара статус вооруженной силы поднялся из-за социальной нестабильности в государстве. В самурайской среде возник кодекс воинской этики, опиравшийся на главную идею личной верности господину, вплоть до безусловной готовности отдать за него жизнь, а в случае бесчестия покончить с собой по определенному ритуалу. Так самураи превращаются в грозное оружие крупных земледельцев в их борьбе друг с другом4.

В VIII в. государственной религией становится буддизм, быстро распространившийся в верхушке общества, не находивший ещё популярности в среде простонародья, но поддерживаемый государством5.

 

Камакурский сёгунат 1192—1333

 

Япония к XII веку была как политически, так и экономически нестабильной. Страна была раздроблена, не было четкого управления, четкой централизации власти. Власть дома Фудзивара постепенно ослабела, чему в известной мере способствовало усилившееся противостояние регентов и экс – императоров в монастырях.

На фоне этого ослабления среди самураев выделились две основные соперничавшие группировки: Тайра и Минамото.

Внутри самурайских групп  отсутствовало единство, что проявлялось в мятежах и умело использовалось правящим лагерем для подавления военной оппозиции.

Минамото удалось в  1185 г. в битве при Данноура (бухта к истоку от Симоносэки) наголову разгромить Тайра. Присвоив себе в 1192 г. звание главнокомандующего (сёгун) (см. Приложение 1.), они учредили главную штаб-квартиру на востоке в городе Камакура. Создание резиденции в Камакура было вызвано стремлением Минамото ослабить власть императорского дома и намерением создать свое независимое правительство. По наименованию местонахождения штаб-квартиры в японской историографии выделяется период Камакурского сёгуната, для которого характерно двоевластие. Хотя Камакура являлся столицей сёгуната, он был расположен в отсталом восточном районе, что в конечном счете предопределило его экономическую слабость и привело к гибели.

В начале 80-х годов XII в. Минамото стремились охватить своей властью  все население страны, однако в  условиях социального хаоса это было невыполнимо. Поэтому хотя двор, утратив контроль над восточными провинциями, был вынужден санкционировать политическую власть самурайского сословия, уже во второй половине 80-х годов самураи побудили императора снова взять на себя функции управления не вассалами сегуна, что юридически было оформлено в специальном указе 1205 г., согласно которому все апелляции невассалов сегуна надлежало направлять в Киото на рассмотрение экс-императора. Кроме того, все внешнеполитические связи контролировались киотоским двором, а не сёгунатом6.

В XIII в. началось размывание основной податной единицы в сёэне (см. Приложение 1) — «именных хозяев»  — этого промежуточного социального  слоя, на одном полюсе которого образовались «новые имена» — мелкие феодалы и самураи, осевшие на землю, а на другом — мелкое крестьянство. Это знаменовало развитие процесса социального размежевания сословий крестьян и дворян (самураев) (см. Приложение 1).

В общине этого периода  отсутствовало самоуправление. Сёгунский  администратор — «земельный глава» вершил суд и осуществлял надзор за выполнением повинностей и  сбором налогов. Определенную инициативу проявляли зажиточные крестьяне, которые заключали налоговые контракты с феодалами и администрацией, чтобы налог ежегодно не пересматривался7.

В  конце   XIII — начале   XIV  в.  получают  распространение  письма — апелляции крестьян, которые  феодалы и сегуны уже не могли  игнорировать. В 1250 г. устанавливается процедура «тяжбы общинников», согласно которой жалобы формально поощрялись сегуном. Однако крестьяне фактически не могли жаловаться на беззакония дзито (см. Приложение 1), поскольку для подачи жалобы им надо было иметь разрешение от дзито, на которого подавалась жалоба.

Информация о работе Япония в период Средневековья