Современные нетрадиционные культы и религи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Основные функции религии
Современные нетрадиционные культы и религии
2.1 Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
2.2 Церковь Полного Евангелия
2.3 Церковь Последнего Завета
2.4 Культ Анастасии (анастасиевцы)
2.5 Саентологическая церковь (дианетика, наукология)
2.6 Международное Общество Сознания Кришны (кришнаиты)
3. Православная церковь в Украине
4. Буддизм, как мировая религия
5. Законодательное обеспечение свободы совести в современной Украине
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Религия.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

     Мы не  беремся оценивать достоверность  этой информации. Тем не менее,  если все произойдет именно  так, нетрудно спрогнозировать  дальнейшее развитие событий.

     Для Вселенского  Православия это раскол, сравнимый  с расколом Единой Церкви на  Православие и Католичество. Очевидно, Москва никогда не признает  право Константинополя создавать  Церковь на канонической территории  РПЦ, как бы ни относиться  к понятию "каноническая территория". Между Москвой и Константинополем наступает полный разрыв канонического общения. Остальные Поместные Церкви начинают разделяться по признаку ориентации на один из двух основных центров Православия.

      На территории  Украины оказываются две церкви, относящиеся к сферам влияния двух враждующих центров. Учитывая сильнейший конфронтационный заряд УПЦ-КП, мир между ними невозможен. УПЦ-КП, почувствовав возросшую силу, возобновит захваты храмов. Она все более будет приобретать характер государственной церкви, а само государство в этом конфликте - все чаще становиться на ее сторону. В этих условиях легко прогнозировать рост настроений и действий протеста на Востоке и Юге, традиционно рассматривающих УПЦ как "свою" церковь, переходящий в своего рода "религиозную войну" с поправкой на условия XXI века.

Очевидно, насколько такое  развитие событий было бы трагичным  и для Вселенского Православия, и для Украины.

 

4. Буддизм, как мировая религия

 

     Буддизм  - это философия или религия?  Ответить на этот вопрос можно по-разному. Буддизм, как мировая религия - разноплановое явление, которое сложно свести к какой-то одной модели. В зависимости от точки зрения наблюдателя, ответ может быть различным. Можно сказать, что буддизм философия. Можно сказать, что духовный путь. А можно причислить его и к религии.  
     Возникновение буддизма связывают с именем Сиддхаттхи Готамы, ставшего впоследствии Буддой. Сиддхаттха происходил из варны кшатриев - воинского сословия древней Индии. Идеи Вед, хотя и изучались юным принцем, хотя и были впитаны им с молоком кормилицы, но всё же не являлись для него столь дорогими, как для урождённых брахманов, призванных быть их истинными хранителями. Возмужав, Готама начал искал свой путь. И путь этот прошёл и через Веды и через йогу, которой он учился у своих учителей и через суровую аскезу, которой он предавался, отвергнув старые доктрины и методы. Неслучайно древний буддизм впитал в себя множество идей брахманизма, преломив их в свете буддийского учения о непостоянстве и бренности всего тварного мира. Культура буддизма, во многом несёт на себе отпечаток мировоззрения индуизма. Примерно так же, как идеи Торы оказали влияние на ранне - христианскую и исламскую космологию и гноссеологию, образы, заключённые в упанишадах и ведах, сформировали те смысловые поля, в рамках которых оперировал Будда, и которые были доступны для его слушателей. 
     Однако, в отличие от индуизма, с его персонификацией творца и различных сил природы в виде ведических богов, требующих не только поклонения, но и жертвоприношений живых существ, истины буддизма указывали путь из колеса перерождений всем ищущим освобождения, без опоры на божественные силы. Уже не бог, но человек в буддизме, в противоположность брахманским доктринам, становится центральной фигурой мироздания. Буддийская практика, ставит своей целью не связь с богом (что обычно считается главным признаком религии), а достижение освобождения от сансары. 
     Путь к ниббане, который провозглашают благородные истины буддизма, не является лёгким. Обычный человек, живущий жизнью домохозяина и ограничивающий свою практику соблюдением обетов нравственности и развитием щедрости, мог потерять силы и уверенность в правильности избранной дороги. И тогда ему необходимы были наглядные ориентиры в виде зримых символов и религиозных церемоний. 
     Естественно, что буддизм не мог обойти эту сторону жизни и включил все необходимые атрибуты в свою структуру. Культура буддизма уже в древности вызвала к жизни множество зримых образов Будды, ближайших учеников и богов. Принципы буддизма были запечатлены в камне и бронзе, увековечены в росписях и архитектурных ансамблях. Символы буддизма стали тем языком, который в образной форме раскрывал верующим суть доктрины. 
     Помимо зримых символов, религия буддизм имеет все те атрибуты, которые современными религиоведами выделяются в качестве признаков религии. Это своё священное писание - сборник книг Типитаки и комментариев к ней. Своего основателя - Будду, и свою церковную организацию - сангху, своих священнослужителей - бхиккху, свои монастыри и свои линии преемственности.  
     Не избегает буддизм и вопроса общения со сверхъестественными сущностями - c различными божествами и невидимыми существами - дэвами, яккхами и нагами. Диалоги Будды, обращённые к перечисленным персонажам, присутствуют уже в ранних суттах Канона. А некоторые тексто, имеющие названия «паритта», были даны Буддой специально для чтения этим существам. 
     Позднее культура буддизма, особенно в странах распространения махаяны обогатилась многочисленными местными божествами и духами, преимущественно анимистического происхождения. В традиционно буддийских странах буддизм в качестве религии, воспринимает весьма значительное число людей, считающих себя буддистами.

     Буддизм оказал гораздо большее влияние на формирование цивилизаций Азии, чем какая-либо другая философия. Он проповедовал самые простые идеи: непостоянство всего сущего на земле, терпимость к другим верованиям, презрение к смерти, помощь и сочувствие страждущим.

В I тысячелетии н. э. буддизм  в азиатских странах развивался в разных формах. Постепенно в некоторых странах, например в Китае, он уступил место другим религиям и идеологиям.

     Сегодня буддизм пытается завоевать западный мир: образуются новые секты, проходят международные буддийские конгрессы. Буддисты придерживаются экуменических убеждений, они устанавливают контакты с христианами, организуют различные международные встречи. Сейчас учение Будды привлекает к себе интерес во всем мире. В некоторых странах среди представителей разных религий немало сторонников буддизма, ведь эта религия не запрещает следовать заветам Будды и одновременно исповедовать другую веру, например христианство. Вероятно, именно по этой причине популярность буддийского учения в западном мире растет.

 

 

 

5. Законодательное обеспечение  свободы совести в современной  Украине

     Вопросы законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций в Украине постоянно находятся в фокусе внимания представителей разных конфессий. Интерес к данной тематике со стороны украинских конфессий особенно актуализировался со второй половины 1990-х годов, с момента, когда на постсоветском пространстве начался процесс, который имеет своё продолжение и в настоящее время, - ограничения религиозных прав и свобод. Перед тем, как говорить об отношении Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций (сокращенно – ВСЦ) к вопросам законодательства, позвольте сказать несколько слов об этой межконфессиональной институции. 
     Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций был создан в 1996 году, как представительский межконфессиональный консультативно-совещательный орган, одной из задач которого является участие в разработке проектов нормативных актов по вопросам государственно-церковных отношений. На данный момент в состав ВСЦ входят 19 конфессий (христиане, иудеи и мусульмане), что составляет более 90 процентов всей религиозной карты Украины. Основной формой работы Совета являются заседания, на которых представители конфессий поочерёдно председательствуют.  Для подготовки вопросов, которые выносятся на рассмотрение Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций, в нем функционирует Секретариат. Помимо Секретариата, в составе ВСЦ функционируют Комиссия по социальным вопросам и Рабочая группа по вопросам реституции имущества религиозных организаций. 
     Небольшое отступление: в Украине, кроме Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций действуют и другие межконфессиональные институции, такие как Совещание представителей христианских церквей Украины, Совет Евангельских Протестантских Церквей Украины, которые также занимают достаточно активную позицию в сфере государственно-церковных отношений. Однако Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в сравнении с другими аналогичными институциями более последовательно и системно работает в направлении законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания в Украине. 
     Несмотря на то, что на более ранних этапах своего существования ВСЦ неоднократно участвовал в разработке проектов нормативных актов по вопросам свободы совести, впервые комплексный подход к вопросам законодательного обеспечения свободы совести и деятельности религиозных организаций Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций продемонстрировал 13 апреля 2005 года в обращении к Президенту Украины. Среди вопросов, актуализированных ВСЦ в указанном и последующих обращениях к органам власти Украины следует отметить следующие:

  • Концепция государственно-конфессиональных отношений в Украине;
  • Новая редакция Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях»;
  • Религиозное образование и право церквей на учреждение светских учебных заведений на уровне государственного стандарта образования;
  • Социальная и благотворительная деятельность;
  • Реституция имущества религиозных организаций;
  • Вопросы практической деятельности религиозных организаций (землепользование, аренда недвижимости, налогообложение).

     В дальнейшем, комплексный подход к решению  актуальных вопросов государственно-церковных  отношений стал характерной чертой политики, которую ВСЦ проводит в указанной сфере.  
     Вопросы законодательного обеспечения свободы совести наряду с вопросами защиты общественной морали стали неотъемлемой частью повестки дня встреч Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с Президентом Украины (июнь 2005 г. и март 2006 г.), спикером Верховной Рады Украины и лидерами парламентских фракций (октябрь – ноябрь 2006 г.), Премьер-министром Украины (апрель 2008 г.). Секретариатом ВСЦ проводится мониторинг проектов нормативных актов по вопросам свободы совести, которые находятся на рассмотрении парламента и правительства. Если законодательные инициативы положительны с точки зрения развития свободы вероисповедания, то тогда ВСЦ выражает поддержку таким инициативам. Если же предлагаемые законопроекты могут негативно повлиять на свободу вероисповедания – Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций использует все законные средства (письменные обращения/заявления, СМИ, консультации с политиками и т.д.) для того, чтобы такого рода инициативы не нашли необходимой поддержки в соответствующих органах власти.  
     В деятельности Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций есть пример, когда в ответ на обращение ВСЦ по поводу принятого парламентом закона «О внесении изменений в Закон Украины «О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей» Президентом Украины было наложено вето на указанный законодательный акт. При этом следует отметить, что формы и методы работы ВСЦ в сфере законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания постоянно совершенствуются.  
     В 2006 году представители Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в составе рабочей группы Министерства юстиции Украины принимали участие в разработке проекта новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». (Данный законопроект разрабатывался Минюстом в соответствии с указом Президента Украины о выполнении Украиной обязательств перед Советом Европы). Разработанный законопроект получил позитивные отзывы экспертов Венецианской комиссии и ОБСЕ.  
     Однако он не был подан на утверждение в правительство с целью его последующей подачи на рассмотрение в парламент по причине того, что между членами Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций не было достигнуто консенсуса по отдельным принципиальным положениям законопроекта. В связи с чем ВСЦ 24 ноября 2006 года обратилась к Президенту Украины и к Премьер-министру Украины с просьбой продолжить консультации по поводу концепции государственно-конфессиональных отношений и новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Кроме того, по мнению представителей конфессий и экспертов, существовали большие риски на фоне зарождающегося политического кризиса, что данный законопроект может быть изменен в парламенте в худшую сторону во время процедуры второго чтения. 
     В апреле того же года на встрече Премьер-министра Украины с Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций представители конфессий подтвердили свою позицию по поводу алгоритма внесения изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях»: (1) принятие на законодательном уровне Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине, (2) принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях». Параллельно с этим, по мнению представителей конфессий, может идти процесс внесения изменений в другие нормативные акты, имеющие отношение к практическим аспектам деятельности религиозных организаций, такие как, земельное законодательство, законодательство об аренде недвижимости и другие. 
     С осени 2007 года в Украине начался новый этап процесса по внесению изменений в Конституцию Украины, который, по мнению политиков и наблюдателей, помимо положений о полномочиях органов власти, может затронуть положения Основного Закона, которые касаются прав и свобод человека и гражданина. В связи с этим Всеукраинский Совет Церквей и религиозных организаций в настоящее время формирует свою позицию по данному вопросу, с которой общественность и политикум будут ознакомлены по мере развития конституционного процесса.     
     В целом, подытоживая сказанное, а также анализируя деятельность Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций в сфере законодательного обеспечения свободы совести и вероисповедания (обращения/заявления, встречи с политиками), можно сделать следующие выводы:

  1. Внесение изменений в действующий Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» будет сопровождаться диалогом между субъектами законодательного процесса (правительство, парламент, президент) и Всеукраинским Советом Церквей и религиозных организаций. Качество этого диалога будет оказывать непосредственное влияние, как на сам законодательный процесс, так и на вносимые изменения.      
  2. Наиболее оптимальным вариантом внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях мог бы быть следующий порядок: (1) принятие на законодательном уровне Концепции государственно-конфессиональных отношений в Украине, (2) принятие новой редакции Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях».
  3. Параллельно с вышеуказанным алгоритмом внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях возможно: (1) решение ряда проблемных вопросов деятельности религиозных организаций путем внесения “точечных” изменений в законодательство о землепользовании, образовании, налогообложении, аренде государственного и коммунального имущества и другие нормативные акты, (2) введение моратория на приватизацию бывшего имущества религиозных организаций, разработка и принятие Закона Украины о возвращении бывших культовых сооружений религиозным организациям.
  4. Процесс внесения изменений в законодательство о свободе совести и религиозных организациях должен протекать в контексте общественно-политических процессов в Украине. При этом важную роль играет уровень понимания потребностей религиозной свободы со стороны представителей украинского политикума. На данный момент следует констатировать, что по этому аспекту, за некоторым исключением, существуют определенные проблемы.   

     В заключение, хотелось бы отметить, что состоявшаяся в апреле 2008 года встреча Всеукраинского Совета Церквей и религиозных организаций с Премьер-министром Украины Ю.Тимошенко вселяет надежды, что процесс внесения изменений в действующее законодательство о свободе совести и религиозных организациях будет развиваться в демократическом направлении и в условиях последовательного и системного государственно-церковного диалога.          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

     В данной работе мы рассмотрели основные функции религии,  всевозможные современные культы в том числе – относительно Украины, Буддизм,  как мировую религию, Православие и свободу совести в Украине. Подводя итоги,  мы четко видим, что обществу близки разные формы религии. В том числе и сектантство. Развитие феномена сектантства в мировом социуме во многих случаях представляет собой реальную угрозу как национальной безопасности отдельных стран (в том числе и Украине), так и стабильности во всём мире. Для своевременной профилактики социально опасных форм сектантства требуется разработка эффективных средств и методов социального и правового характера по нейтрализации религиозных, псевдорелигиозных, светских сект, необходимо изучение основных причин появления и активного развития сектантства в условиях процесса глобализации в экономике и политике. Распространение сект в современной Украине связано с кризисом в духовной жизни общества, вакуумом в идеологии и отсутствием общегосударственной национальной политики. Люди пытаются найти в сектах защиту от всего негативного, что их окружает в повседневной жизни, сохранить ту соборность, которая исторически присуща менталитету народа Украины, и которая утрачивается в период реформ. Немалое влияние на это оказал раскол Православной церкви в Украине.

Нетрадиционные культы и религии, в основном используют для заработка либо контроля над  массами, но в этих случаях они  несравнимы с мировыми религиями. Не смотря, на всё вышесказанное, нельзя отрицать того факта, что религия часто помогает людям в трудные минуты, да и просто в повседневной жизни.

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

 

1. Альберт Эйнштейн. «Религия и наука»

 

2. Зубов А. Б. История религии. Курс лекций. Книга первая. М.: МГИМО-Университет, 2006. — ISBN 5-9228-0243-7Настольная книга атеиста. — 9-е изд., испр. и доп.. — М.: Политиздат, 1987.

3. Тонконогов А.В. Пенитенциарная  сектология. Учебно-практическое пособие.  Москва, НИИ УИС Минюста России, 2004 - 121 с.

4. Верховна Рада України; Конституція, Закон вiд 28.06.1996 № 254к/96-ВР. Документ 254к/96-вр, остання редакцiя вiд 16.04.2008

5. Волков Е.Н. Основные  модели контроля сознания (реформирования  мышления) // Журнал практического  психолога. - М., 1996.




Информация о работе Современные нетрадиционные культы и религи