Современные нетрадиционные культы и религи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Основные функции религии
Современные нетрадиционные культы и религии
2.1 Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
2.2 Церковь Полного Евангелия
2.3 Церковь Последнего Завета
2.4 Культ Анастасии (анастасиевцы)
2.5 Саентологическая церковь (дианетика, наукология)
2.6 Международное Общество Сознания Кришны (кришнаиты)
3. Православная церковь в Украине
4. Буддизм, как мировая религия
5. Законодательное обеспечение свободы совести в современной Украине
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Религия.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

План

 

    1. Введение
    2. Основная часть
    1.          Основные функции религии
    1.          Современные нетрадиционные культы и религии

2.1 Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)

2.2 Церковь Полного Евангелия

2.3 Церковь Последнего Завета

2.4 Культ Анастасии (анастасиевцы)

2.5   Саентологическая церковь (дианетика, наукология)

                    2.6 Международное Общество Сознания Кришны (кришнаиты)

3.        Православная церковь в Украине

4.       Буддизм, как мировая религия

5.       Законодательное обеспечение свободы совести в современной Украине

    1. Заключение
    2. Список используемой литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Организованная религия — это паутина из тысячи доктрин,

ритуалов и  навязанных верований, в центре

которой находится  Бог — Великий Паук.

В этой паутине  люди гибнут…»

(С) Ричард  Бах 

«Бегство от безопасности»

 

 

Введение

 

Религия — особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации.

Религиозная система  представления мира (мировоззрение) опирается на веру или мистический  опыт и связана с отношением к  нематериальным надчеловеческим сущностям. Особую важность для религии представляют такие понятия, как добро и  зло, нравственность, цель и смысл жизни и т. д.

Основы религиозных  представлений большинства мировых  религий записаны людьми в священных  текстах, которые, по убеждению верующих, либо продиктованы или вдохновлены  непосредственно Богом или богами, либо написаны людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития, великими учителями, особо просветлёнными или посвящёнными, святыми и т. п..

В большинстве религий  важную роль играют священнослужители.

Религия как явление, присущее человеческому обществу на протяжении значительной части его истории, и религиозные убеждения характерны до настоящего времени для подавляющей части населения земного шара.

 

 

 

 

1. Основные функции религии

  • Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
  • Компенсаторская, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
  • Коммуникативная — общение верующих между собой, «общение» с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
  • Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
  • Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
  • Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для оправдания своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
  • Культурная — религия содействует распространению культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
  • Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы. Дезинтегрирующее свойство религии как правило распространяется деструктивными последователями, нарушающими основные заповеди своей религии.
  • Психотерапевтическая — религия может быть использована как средство психотерапии.

2. Современные нетрадиционные культы и религии мира

Нетрадиционные религии («религии Нового века», религиозные «культы», «новые религии», «тоталитарные секты» и т.п.) — общее и во многом условное обозначение религиозных новообразований, которые противопоставляют себя официальным и господствующим религиям. Современные Н.р. отражают характерный для 20 в. кризис устоев европейской цивилизации: крах либерально-прогрессистских концепций, рост антисциентистских и мистических доктрин. Говоря конкретнее, они свидетельствуют о неспособности сложившегося «религиозного истеблишмента» удовлетворять духовные потребности верующих (в первую очередь молодежи) в «обезбоженном мире» (М. Хайдеггер), когда в сознании многих привычный и милосердный «Бог умер».

В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей.

В зависимости от специфики культурных традиций и социально-политической обстановки религиозные новообразования принимают различные, нередко полярные формы. Тем самым понятие Н.р. приобретает крайне расплывчатый смысл: в него обычно включают последователей Ананды Марг и сатанистов, практикующих бесчеловечные ритуалы, респектабельный бехаизм и безобидных поклонников летающих тарелок, а также многочисленные версии нсоориентализма, неоязычество, теософию, антропософию, космизм, т.н. врачевательные культы, и т.д.

Обостренный общественный интерес к Н.р. возник после самоликвидации Народного храма Д. Джонса (1978), когда погибло 914 американцев. Трагедия стала возможной, поскольку Джонс добился собственного почитания (культа) как «живого бога»; поэтому организации такого типа получили в США обличительное наименование «культы». Тогда же выяснилось, что начиная с 1960-х гг. в стране возникло около 2 тыс. религиозных и квазирелигиозных новообразований, которые также стали фигурировать как «культы», хотя большинство их составляли аморфные и неустойчивые группы поклонников спиритизма, парапсихологии, телекинеза, летающих тарелок, различных «групп здоровья». Все это точнее обозначать более широким термином, а именно «религии нового века», или Н.р.

Наибольшую, часто скандальную известность  в США приобрели Церковь объединения Сен Муна, Дети Бога Д. Берга и Церковь сайентологии Л. Хаббарда, а также неоориенталистские группы, использующие (обычно произвольно) богатый нравственно-психологический опыт религий Востока. Это, прежде всего, Общество сознания Хари Кришна, Миссия Божественного света, Организация здоровья, счастья и святости.

В США «культы», нередко нарушавшие законодательство, сразу же столкнулись с активным противодействием властей, традиционных церквей и родителей, дети которых, вступив в организацию, порвали с ними все отношения. В результате некоторые из «культов» утратили свою агрессивность, др. были вынуждены перебазироваться в Европу и иные регионы, превратившись в своеобразные транснациональные корпорации, ведущие прибыльную финансовую деятельность.

Среди всего многообразия Н.р. целесообразно  выделить т.н. культы в особую группу, поскольку их деятельность постоянно порождает конфликтные ситуации. Во главе «культа» стоит харизматический лидер, который объявляет себя либо живым богом, либо божественным посланцем, призванным спасти мир, погрязший в грехе. Цельное, детально разработанное вероисповедание подменяется проповедями, произвольно комбинирующими и вульгаризирующими элементы теизма, восточных религий, языческих верований и примитивной магии. Акцент обычно делается на запугивании скорым концом света и Страшным судом. Все, кто не разделяет взглядов лидера (в т.ч. и родители), обличаются как ненавистные «слуги дьявола». «Культы» часто имеют свои общежития, где царят жесткий аскетизм и нещадная эксплуатация. От неофитов, как правило, требуют передачи имущества в пользу самозваного «мессии» или, по меньшей мере, выплаты значительной части средств.

Широко  практикуются изнурительные групповые  мероприятия (многочасовые танцы, лекции, молитвенные собрания, зубрежка цитат), вводящие людей в полугипнотическое состояние, которое ставит их в полную зависимость от лидера и лишает возможности свободного выбора. О силе такого воздействия говорят все новые акты коллективного самоубийства и убийства: напр., калифорнийской группой «Небесные врата» (апрель 1998), Движением за восстановление десяти заповедей (Уганда, март 2000). Вместе с тем в некоторых Н.р. практикуются психотерапевтические процедуры, которые оказывают благоприятное лечебное воздействие на физическое состояние и самочувствие человека.

С кон. 1980-х гг. деятельность зарубежных миссионеров Н.р., располагающих огромными финансовыми возможностями, перемещается в Россию. В обстановке растущего ощущения потерянности и беззащитности, падения авторитета традиционных церквей, догматика и уставы которых воспринимаются (особенно молодежью) как препятствие к самовыражению, обещания энергичных проповедников решить все — и социальные, и личные — проблемы «здесь и сейчас» Н.р. находит массовый отклик. Привлекают и внутригрупповая («семейная») атмосфера, способность руководителей понятно формулировать свои цели, обеспечивать строгое выполнение моральных предписаний в сообществах. Заметно активизируются и религиозные новообразования российского происхождения (Богородичный центр, Великое Белое Братство, Церковь Последнего завета Виссариона, Система Учителя Иванова и др.). Причем, наряду с объединениями, рекламирующими себя как «новейший вариант» христианства и вост. религий, энергично реанимируются древние языческие верования, которые нередко поддерживаются местными властями как истинно «народные» — с целью обосновать свою независимость от центра.

Деятельность  Н.р. встречает резкое противодействие  со стороны традиционных религий, прежде всего Русской Православной Церкви, нередко переносящих это понятие на вполне «традиционные» протестантские церкви (напр., баптистов и дореформенное русское сектантство). Ныне Н.р. существуют во всех областях России, и численность их последователей растет быстрее, чем в др. религиях (к кон. 20 в. ее можно было оценить примерно в 200—300 тыс. человек).

 

2.1 Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)

 

Основы учения мормонов находятся в трех книгах, которые  они почитают не меньше Библии, - "Книга  Мормона", "Учения и Заветы" и "Драгоценная Жемчужина". "Книга  Мормона" - главная книга учения. В тех местах, где имеются противоречия между Библией и "Книгой Мормона", высказывания последней считаются истинными. В книге рассказывается история древнего населения Америки, еще со времен строительства Вавилонской башни. Большую часть книги "Учения и Заветы" составляют откровения Иосифа Смита, которые он получил во времена своей деятельности, а также некоторые откровения его последователей. В книге "Драгоценная Жемчужина" также идет речь об откровениях и переводах с золотых пластин "пророка" Смита.  

Для мормонов Бог - не единственен. Существует еще множество других "Богов". И человек когда-нибудь тоже станет Богом ("Каков человек сейчас - таков был однажды Бог, каков Бог сейчас - таким может стать когда-нибудь человек"). Девиз мормонов: "Оптимизм и вера - прогресс". Человек находится на пути, ведущем вверх, он является "богом в зародыше". По учению мормонов, человек не рождается грешником, т.е. он не имеет наследственного греха. Грехом у мормонов считается возмущение человека против "основ прогресса".

Начиная с 1992 года, мормоны начали активно работать с архивными управлениями Украины и России, с целью копирования архивных документов. А в ноябре 2003 года разразился скандал, когда обнищавший архив Нижегородской области в России продал мормонам тысячи имен людей, умерших с конца XVIII века, получив по 10 центов за страницу.

 

2.2 Церковь Полного Евангелия

 

(Посольство Божье,  Слово Веры, Церковь Мировой Жатвы  и др.)

Все лидеры харизматической  церкви в разное время получили "откровения", которые стали основанием для создания церкви. Теперь только в Киеве существуют более пятнадцати основных центров, включая дочерние церкви. А при церкви "Слово Веры" организован также Библейский институт "Иисус Навин", директором которого является также Сандей Аделаджа. Церковь достаточно быстро распространилась по Украине и, к настоящему моменту, в ее активе более 300 общин, объединяющих до 250 тысяч людей. В российский справочник "Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера" Церковь Полного Евангелия не попала, хотя в 1997 году (когда был издан справочник), общины евангелистов уже были известны. Например, в Сыктывкаре Церковь Полного Евангелия "Живой источник" основана в 1995 году. Теперь евангелисты есть и в Петербурге и Москве и других крупных городах России. Также известен филиал и в США. Но наибольшее распространение церковь получила именно в Украине.

     Стать неофитом, а следовательно спасенным, на первый взгляд легко. Церковь Полного Евангелия открывает свои двери любому незвисимо от вероисповедания и национальности. Для этого нужно покаяться, а именно признаться во всех своих грехах и пороках. И сделать это придется со сцены перед многочисленной аудиторией - момент чрезвычайно спорный с точки зрения как христианской морали, так и простых норм человеческих взаимоотношений. Неофиты плачут во время покаяния, и минуты, когда заканчивается это публичное самоистязание, они воспринимают как духовное очищение.

     Некоторое время, около месяца или двух, они чувствуют душевный подъем, в их представлении их душа напрямую общается с Богом. Именно в этот период они яростно "атакуют" ближайших к ним людей с целью привести их к Богу, обратить их в "истинную" веру, ведь они испытывают такое непостижимое доселе счастье. Задуманное получается, мир становится прекрасным и радужным, самые прекрасные мечты становятся реальностью. Когда наступит спад, этот воображаемый диалог с Богом окажется сродни наркотику. Адепту уже необходимы эти "вливания" сыворотки счастья. Поэтому удержать человека в церкви для пасторов довольно легко. Далее следует обработка на предмет десятины - неиссякаемый финансовый источник для церкви и ее служителей.

 

2.3 Церковь Последнего Завета

(последователи Виссариона, Община Единой Веры)

 

     Глава Церкви Последнего Завета и высшее духовное лицо - Виссарион, бывший сотрудник милиции Минусинска, до "крещения небесным Отцом" в январе 1991 года - Сергей Анатольевич Тороп. По его словам, в России и странах Ближнего Зарубежья (в том числе и в Украине) у церкви около 50 тысяч последователей, многие из которых продают свои квартиры и переезжают жить в общину церкви, расположенную на юге Красноярского края. Среди них много музыкантов, художников, философов, эстрадных певцов (один из них, Вадим Редькин, стал на первых порах учителем Сергея Торопа в искусстве организации шоу), отставные военные и другие. Когда Виссарион в июне 2003 года приезжал в Киев для распространения своих идей, на встречу с ним пришли более тысячи людей, с благоговением взиравшие на нового спасителя.

     В ближайшем будущем Виссарион обещает Апокалипсис. И за этот короткий срок он призван объединить многие духовные ручейки в единую реку общей веры, сформировать человека новой эпохи, заложить основу духовного и культурного единения всего человечества. Считается, что Виссарион явил собой Последний завет, чтобы совершить великое Священное Воссоединение всех существующих религий.

     Религиозная доктрина Виссариона соединила в себе евангельские притчи с теософией Блаватской, философией Рерихов, космизмом Циолковского, аскетизмом йоги и фантазиями Даниила Андреева. Христианству Виссарион отводит центральную роль, при этом извращая его. Из индуизма взято учение о переходе души, причем Виссарион в отличие от индуистов, признает лишь переход души от человека к человеку, но не от человека к животному.

Информация о работе Современные нетрадиционные культы и религи