Современные нетрадиционные культы и религи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2014 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

В прошлом диссидентские образования (ереси и секты) возникали внутри господствующих церквей вследствие несогласия с ортодоксальным толкованием одних и тех же священных книг. Что же касается современных Н.р., то они, как правило, отвергают традиционные религии в целом, противопоставляя им сочинения и проповеди собственных основателей.

Содержание работы

Введение
Основная часть
Основные функции религии
Современные нетрадиционные культы и религии
2.1 Церковь Иисуса Христа Святых Последних Дней (мормоны)
2.2 Церковь Полного Евангелия
2.3 Церковь Последнего Завета
2.4 Культ Анастасии (анастасиевцы)
2.5 Саентологическая церковь (дианетика, наукология)
2.6 Международное Общество Сознания Кришны (кришнаиты)
3. Православная церковь в Украине
4. Буддизм, как мировая религия
5. Законодательное обеспечение свободы совести в современной Украине
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

Религия.doc

— 146.00 Кб (Скачать файл)

 

2.4 Культ Анастасии (анастасиевцы)

     Открыл Анастасию в 1994 году бизнесмен Владимир Мегре, написавший о ней около десятка книг с общим тиражом три-четыре миллиона экземпляров. Тысячи людей объединились в экопоселения, т. н. родовые поместья. Никаких доказательств, что Анастасия существует на самом деле, а не является вымыслом Мегре, нет, но анастасиевцев это не смущает. "Мы верим в то, что она пробудила в нас", - говорят они.

Поклонников творчества Мегре очень много - сотни тысяч  человек, многие из которых живут во родовых поместьях. В Украине существуют около двух десятков таких поселений. Например, несколько под Киевом: рядом с Броварами, Борисполем. В Кагарлыцком районе Киевской области около села Балакащученка. Смысл этих поселений - построить в них земной рай, не отягощенный технократической цивилизацией, и слиться с природой духовно и физически.

     Из книг Мегре можно узнать, что Анастасия даже в морозы одета очень легко, она повелевает природой и разговаривает с Богом в виде огненного шара. Предки Анастасии - могущественные ведруссы - последние из древней цивилизации людей, способных силой мысли творить чудеса. Анастасия утверждает, что современная цивилизация - это абсолютное зло. Что людям лучше оставить грязные города, электричество, машины, школы и перебраться в экопоселения. Если жить в гармонии с природой, то она одарит человека всем необходимым. Сама она хозяйством не занимается. Как пишет Мегре, белки носят ей орехи.

 

      1. Саентологическая церковь (дианетика, наукология)

 

     Церковь саентологии в общепринятом смысле церковью не является. Культовой личностью здесь является Хаббард, писатель, бывший сатанист (из секты Алистера Кроули), создатель одитинга (специальной психотерапевтической процедуры), автор основной книги наукологии "Дианетика - современная наука душевного здоровья". Написал и издал он ее в 1950 году. Спустя более полувека во всем мире насчитывается 10 миллионов членов церкви. Среди них есть множество очень известных и популярных личностей. Например, Джон Траволта, который вместе с женой Келли Престон сняли на свои деньги провалившийся в прокате фильм "Поле битвы - Земля" по книге Хаббарда. В фильме жестокие инопланетяне порабощают Землю, и противостоять им смог только человек, который видел в своих снах былое величие земной цивилизации. К слову сказать, воспоминания о прошлых жизнях - ключевой момент одитинга.

     В Украине действуют два типа саентологических организаций: основная церковь и уже упоминавшаяся "Свободная зона", руководителем которой является Вячеслав Шапкарь. "Зона" в данном случае является клубом почитателей Хаббарда. "Прайс-лист" в ней, в отличие от аналогичного в Саентологической церкви, на порядок демократичней. Это объясняется, наверное, низким уровнем дохода украинцев. Астрономические суммы отпугивают потенциальных клиентов из числа граждан Украины, и поэтому именно "Зона" выглядит более привлекательно.

 

2.6 Международное Общество Сознания Кришны (кришнаиты)

     Как говорят специалисты, кришнаиты несколько завышают численность своих адептов. Например, в России кришнаиты заявляют о миллионах сторонниках в Индии, а в Индии - о миллионах в России. Численность же украинских кришнаитов не превышает нескольких тысяч (речь идет о полностью посвященных).

Доктрина кришнаитов вышла из вишнуизма. Кришнаиты сделали Кришну самым главным богом, отведя Вишну роль лишь одного из проявлений Кришны. Каждый человек должен пройти серию последовательных жизней (перевоплощений), чтобы избавиться от тяготеющей над ним участи (кармы). Кришнаиты считают всех людей божьими детьми, потому проповедуют любовь, милосердие, духовную и телесную чистоту. А спасение должно быть заслужено посредством ряда дел.

     Чтобы избавиться от невежества, необходимо повторять имя Кришны, слушать и петь хвалу, размышлять над божественным поведением и делами Кришны, участвовать в обрядах и церемониях поклонения. Также человек должен перебирать четки и повторять мантру "Харе Кришна" определенное число раз. Сто восемь бусин четок отмечают начало каждой мантры: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе". Это должно быть повторено минимум 16 раз на четках, состоящих из 108 бусин, что в общей сложности составляет 1728 раз в день.

     Кришнаиты не едят животную пищу, не курят, не пьют алкоголь, чай и кофе, не употребляют наркотики, избегают внебрачных отношений и не играют в азартные игры.

В отличие от Гуру, адепты МОСК заявляют об уважении к христианству. Вполне нормальное проявление религиозной  терпимости.

 

3. Православная церковь в Украине

     Нынешнее  состояние Православия в Украине  крайне тревожно. Если раньше  раскол Украинской Церкви и  противостояние различных ее  частей представляло собой угрозу  только гражданскому миру внутри  самой Украины, то сейчас подобный  раскол грозит разделить все Вселенское Православие, и именно по причинам, связанным с жизнью нашей Церкви и событиями вокруг нее. В этом случае наша Церковь окажется в самом центре мирового раскола, полем, на котором разворачиваются его битвы, и его последствия больнее всего скажутся на ней и на всем нашем народе.

К сожалению, в мире пока недооценивают  эту опасность и мало знакомы  с проблемами, возникшими вокруг Украинской Православной Церкви. Данная справка  имеет целью кратко ознакомить с  современным состоянием Православия  в Украине и возникшими в нем проблемами, которые сегодня стали проблемами Вселенского Православия.

      Чтобы понять характер  этих проблем, необходимо обратиться  к событиям последних лет перестройки  и первых лет независимости. 

До последних лет советской  власти в Советском Союзе легально функционировала единственная массовая православная церковь - Русская Православная Церковь (РПЦ), представленная в Украине своим Экзархатом. В первые годы советской власти существовала еще Украинская

Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), созданная в 1921 году, но не имеющая канонического статуса и не признанная никакой из Православных Церквей. Первоначально советская власть поддерживала УАПЦ как альтернативу более влиятельной, а потому нежелательной РПЦ, но потом начала интенсивное преследование "националистической" УАПЦ и в 1930 году окончательно ее ликвидировала. Приходы УАПЦ остались только в эмиграции, главным образом - в США и Канаде.

     В последние годы  перестройки в западном регионе  началось движение за восстановление УАПЦ, окончившееся ее официальным провозглашением на Соборе в июне 1990 г. На II Соборе УАПЦ в ноябре 1991 г. Патриархом был избран 92-летний Мстислав (Скрыпник), митрополит зарубежной УАПЦ с резиденцией в США.

     Одновременно в руководстве  Украинским Экзархатом РПЦ росли стремления к обретению большей самостоятельности. Московская Патриархия, идя навстречу этим стремлениям, в 1991 г. предоставила украинской церкви большую автономию и преобразовала Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь (УПЦ) - остающуюся, естественно, в каноническом единстве с Московским Патриархатом. Однако, это не удовлетворило предстоятеля УПЦ Митрополита Филарета (Денисенко), который обратился к Синоду РПЦ с просьбой о предоставлении автокефалии. Между тем, сам Филарет, будучи фигурой достаточно одиозной в глазах священнослужителей и верующих, сумел восстановить против себя подавляющую часть церковной иерархии в самой Украине. На Архиерейском соборе РПЦ в апреле 1992 г. был поставлен вопрос о его несоответствии сану, и он вынужден был сделать заявление об отставке. Архиерейский Собор УПЦ в Харькове в мае того же года низложил его и лишил сана, а предстоятелем Церкви и Митрополитом Киевским и Всея Украины избрал Владимира (Сабодана).

     Вместе с тем, идея  автокефалии оказалась очень заманчивой для государственных властей Украины во главе с президентом Л. Кравчуком, а также для политиков национал-патриотической ориентации. Она открывала возможность поставить Церковь на службу "государственным интересам" и использовать ее как средство дополнительного влияния на массы. Заручившись поддержкой властей, Филарет отождествил себя с идеей автокефалии, яростным гонителем которой был до сих пор, отказался уходить в отставку и не признал правомочными решения Харьковского Собора. После этого он провозгласил автокефалию УПЦ, которую он якобы возглавляет, а в июне 1992 провел Всеукраинский Православный Собор, где было объявлено о соединении УПЦ и УАПЦ в новую церковь под названием Украинская Православная Церковь - Киевский Патриархат (УПЦ-КП). Предстоятелем этой церкви был избран патриарх УАПЦ Мстислав, заместителем предстоятеля - Филарет. Сам же Мстислав, отсутствовавший на соборе и не дававший согласия ни на объединение церквей, ни на свое избрание, заявил о недействительности этого объединения, ликвидировавшего УАПЦ. В январе 1993 г. архиерейское собрание епископов, духовенства и мирян УАПЦ во Львове заявило о независимости от УПЦ-КП и о воссоздании УАПЦ во главе с Патриархом Мстиславом. (Она была признана государством только в 1995г.)

     Таким образом, с  начала 1993 г. в Украине функционируют  три православные юрисдикции: УПЦ,  УПЦ-КП и УАПЦ. (УПЦ ввиду неканоничности  двух других юрисдикций не  называет их Церквами; мы, однако, для краткости будем их так  называть.) Они заметно различаются по числу верующих. Так на 1 января 2000 г. УПЦ имела 8403 зарегистрированных общин (70,9% от всех православных), УПЦ-КП - 2471 общину (20,8%), УАПЦ - 988 общин (8,3%). На сегодня предстоятелем УПЦ остается Митрополит Владимир. Предстоятелем УПЦ-КП и Патриархом Киевским и Всей Руси-Украины стал (в октябре 1995 г.) Филарет. Местоблюстителем патриаршего престола УАПЦ избран (в феврале 2000 г.) Митрополит Тернопольский и Подольский Мефодий (Кудряков).

     В течение  всего времени отношения трех  православных церквей отличались  высокой степенью противостояния, что повышало уровень конфликтности  во всей Украине. В роли главного  инициатора межправославного конфликта  выступала УПЦ-КП, рассматривающая  УПЦ как своего главного врага, которому она объявила непримиримую войну. В силу этого именно эти две церкви являются основными сторонами межправославного конфликта. УАПЦ, как правило, старалась воздерживаться от резких выпадов в адрес двух других церквей и способствовать снижению общего уровня конфликтности.

     В первые  годы своего существования (еще  в период президентства поддерживавшего  ее Кравчука) УПЦ-КП практиковала  силовые действия и захваты  храмов, прежде всего, принадлежащих  УПЦ. Так боевики национал-радикальной военизированной организации УНА-УНСО захватили и передали в распоряжение УПЦ-КП кафедральный Владимирский Собор в Киеве; они же предпринимали попытки штурма православной святыни - Киево-Печерской Лавры. В июле 1995 г. попытка захоронения Патриарха УПЦ-КП Владимира (Романюка) на территории Софийского Собора привела к столкновению боевиков УНА-УНСО с отрядами ОМОНа, в результате чего пострадали мирные граждане. Пропагандисткая кампания УПЦ-КП против УПЦ отличалась крайней агрессивностью и непримиримостью и носила характер политических обвинений. Длительные действия УПЦ-КП во главе с ее основателем Филаретом против Украинской Православной Церкви привели к тому, что Архиерейский Собор РПЦ в феврале 1997 г. отлучил Филарета от Церкви.

     Главными  для всех трех православных церквей остаются проблемы будущего Украинского Православия: восстановления единства Церкви и обретения автокефалии. Все три церкви заявляют о стремлении к единству, но способы его восстановления видят по-разному. Еще более они различаются в отношении к перспективе автокефалии.

УПЦ разделяет эти  два вопроса, рассматривая их как  вопросы канонические, вопросы устройства церковной жизни. Единственную возможность  восстановления единства она видит  в возвращении в ее состав двух неканонических церквей после их покаяния. Относительно обретения автокефалии ее точка зрения сводится к тому, что, во-первых, такое обретение возможно только каноническим путем из рук Церкви-Матери, т. е. РПЦ; во-вторых, на сегодня вопрос об автокефалии не актуален и снят с повестки дня. Соображение о нецелесообразности автокефалии в нынешних условиях аргументируется отсутствием единства мнений по этому поводу среди духовенства и мирян и дискредитацией в их среде самого понятия "автокефалия" в результате раскольнических действий Филарета; таким образом, сама постановка вопроса об автокефалии могла бы привести к новому расколу внутри самой УПЦ. Вместе с тем УПЦ уже сейчас ставила перед Церковью-Матерью вопрос о предоставлении ей официального статуса автономии; однако Архиерейский собор РПЦ в августе 2000 г. отложил рассмотрение данного вопроса, мотивируя это отсутствием приемлемого для всех Православных Церквей механизма предоставления автокефалии.

УПЦ-КП ставит вопросы  объединения церквей и автокефалии  как политические; для нее это средство укрепления Украинского государства, торжества "национальной идеи" и т. п. Именно потому эти идеи встречают такую широкую поддержку идеологов и политиков, включая самых высокопоставленных. УПЦ-КП настаивает на том, что объединение в Единую Поместную Церковь должно произойти как можно быстрее на Объединительном Соборе, в котором все три церкви примут равное участие без каких-либо предварительных условий. На том же Соборе Поместная Церковь заявляет о своей автокефалии. Ввиду несогласия УПЦ на такой сценарий, УПЦ-КП и ее сторонники настаивают на том, что власти Украины должны принудить ее к этому. (Позиция УАПЦ близка к этому, но носит более миролюбивый характер: говорится о желательности Объединительного Собора, но нежелательности давления со стороны государства.)

     В сегодняшней  Украине вопрос об объединении  церквей стал пробным камнем  для определения церковных симпатий  той или иной политической  силы. Сторонники УПЦ-КП, используя  термин "объединение", связывают  с ним именно тот сценарий его реализации, который был изложен выше. Их противники не без основания считают, что рассмотренный сценарий включает также главенствующую роль УПЦ-КП в объединенной церкви, включая притязания Филарета на должность ее предстоятеля.

     В течение длительного времени УПЦ-КП не удавались реальные шаги для реализации замысла объединения по своему плану. Препятствием служила прежде всего единодушная позиция Поместных Православных Церквей, заключающаяся в признании УПЦ как единственной Православной Церкви и объединения вокруг нее как единственного способа восстановления единства Украинской Церкви. Такую позицию поддержал, в частности, Вселенский Патриарх Варфоломей I на встрече с Московским Патриархом Алексием II в сентябре 1997 г. Оказавшись в изоляции от Вселенского Православия, руководство УПЦ-КП сочло наилучшим вариантом открыто противопоставить себя ему. Его иерархи озвучивают идею создания структуры, альтернативной Вселенскому Православию, включающей все неканонические самопровозглашенные церкви, своего рода "интернационал раскольников", во главе с Киевским Патриархатом. Была открыто провозглашена идея формирования двух "самодостаточных семей поместных православных Церквей" и Киева как третьего центра Православия, противостоящего Константинополю и Москве.

     Ситуация  резко и неожиданно изменилась  в 2000 г., толчком для чего стало  установление контактов УПЦ-КП  с Вселенским Патриархом. Информация  о характере и результатах  этих встреч со стороны Вселенского  Патриархата поступала крайне  скупо, а от УПЦ-КП и близких ей источников - весьма обширно. Воздерживаясь от оценок достоверности этих сообщений, излагаем их так, как они подавались украинской печатью, поддерживающией УПЦ-КП. Было сообщено, что представители УПЦ-КП и УАПЦ обратились к Патриарху Варфоломею с просьбой оказать содействие в создании единой Поместной Православной Церкви в Украине, заявив при этом о признании Украины канонической территорией Вселенского Патриархата. Варфоломей подтвердил желание Константинопольской Церкви решить проблему Украинского Православия и заявил, что Украинская Православная Церковь имеет право на автокефалию. Несколько позже сообщалось, что с Варфоломеем I встретилась делегация украинского парламента, передавшая ему обращение с поддержкой намерений Патриарха содействовать объединению Украинского Православия. Патриарху было передано также приглашение украинского парламента и Президента Л. Кучмы посетить Украину. По украинским данным, Патриарх заявил на приеме: "Если Москва откажется принять необходимое решение, Вселенский Патриархат единолично решит вопрос каноничности Украинской Церкви". Сообщалось также о намерении Патриарха Варфоломея посетить Украину в мае и принять участие в работе Собора, на котором произойдет объединение УПЦ-КП и УАПЦ. Представители УПЦ-КП выражают надежду, что на этот Собор он привезет Томос, дарующий вновь образованной Поместной Церкви автокефалию.

Информация о работе Современные нетрадиционные культы и религи