Сотериологическое значение «γεννηθη̣ άνωθεν» в Ин 3:3

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 12:58, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышеперечисленного, тему работы можно назвать как «Сотериологическое значение «γεννηθη̣ άνωθεν» в Ин 3:3». Цель исследования обозначается как выявление смысла изречения Христа для определения его сотериологического значения.
Цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
Анализ отрывка записанного Ин. 3:3
Определение понимания «γεννηθη̣ άνωθεν» в контексте существующей в израильском обществе культуры и традиции

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ТЕКСТА ИН. 3:3 5
ГЛАВА 2. СОТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ «РОЖДЕНИЯСВЫШЕ» 8
2.1 Понимание «перерождения» и «Божьего сыновства» в библейские времена. 8
2.2 «Рождение свыше» как «рождение от воды» 12
2.3 «Рождение свыше» как «рождение от Духа» 18
2.4 «Рождение свыше» как «рождение от воды и Духа» 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 23

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 68.35 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого, данная тема не была ничем из ряда вон и для  язычников. Среди других народов  ходило понимание того, что человек  просто так измениться не может. Необходимо некое сверхъестественное преобразование, которое всегда было связано с  божеством. Иудеи связывали перерождение как вступление в еврейскую нацию с последующим соблюдением Божьих повелений. Внутри нации только возможно было стать дитем Божьим. Однако заявление Иисуса приводит в замешательство Никодима. Это показывает, что при всей актуальности «перерождения» и обретения «Божьего сыновства» то что провозглашал Христос, было далеко не все понятно для людей того времени. Иисус показывает, что исключительно национальная принадлежность не гарантирует спасение. Новый завет повсеместно проповедует о коренных изменениях и воссоздании, что показывает важность данной темы для ранней церкви

2.2 «Рождение свыше» как «рождение от воды»

Для более полного понимания  Ин. 3:3 следует захватить и пятый текст, где Иисус расширяет понятие рождения: «Иисус отвечал: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие.» В данном тексте уже Иисус заявляет не о «рождении свыше», а о «рождении от воды и Духа». Основной вопрос –это значение воды. Речь идет о водах крещения, как полагают многие, или о чём-то другом? Для того чтоб ответить на этот вопрос, следует проанализировать все возможные интерпретации текста.

Раввины учили, что ребенок  создается из воды в материнской  утробе; вода, которая выходит при  рождении, осталась невостребованной в процессе развития. Предположим, что  Иисус эту воду имеет в виду. Исходя из этого, Он говорит: «Чтобы войти  в Царство Божье, тебе нужно родиться дважды: один раз физически, от матери, а второй раз – духовно, от Святого  Духа»14.

До Иоанна Крестителя крестили только прозелитов. Иудеи обычно не чувствовали нужды в крещении. Таким образом, можно задать вопрос, могло ли вообще случиться такое, чтобы Иисус заговорил с Никодимом о крещении? В 2:6 вода также символизирует буквализм и приземленность иудаизма, который Иисус намеревался заменить. Следовательно, если понимать воду в 3:5 как воды рождения, то тогда здесь продолжается тема замены, начатая во 2-й главе Евангелия от Иоанна.

Можно заметить повторяющегося контраста между физическим и  духовным в Ин. 3:3-7 (Таблица1). Иисус говорит о том, чтобы «родиться снова». Никодим говорит об утробе. Иисус противопоставляет плоть и Дух в шестом тексте, прежде чем повторить призыв родиться снова (Ин.3:7). Если вода в 5-м тексте означает воды при физическом рождении это идеально соотносится с эмфазой на «плоти» в 6-м тексте.

Таблица1. «Контраст в Ин 3:3-7 между физическим и духовным»15

 

Физическое 

Духовное

3-й стих

 

родится свыше

4-й стих

родится из утробы

 

5-й стих

Вода

Дух

6-й стих

Плоть

Дух

7-й стих

 

родится свыше


 

Однако при всех этих соотношениях, возникают сомнения о правомерности такого толкования. Иисус доносит до Никодима истины, которые определяют его вечную жизнь. Заявление о том, что для спасения следует родиться физически, является слишком очевидным и давно свершившимся фактом для Никодима.

В отношении того, что  Иисус имел в виду воды крещения, также могут быть выдвинуты сильные  аргументы. Хотя крещение Иисуса было новым явлением, если Никодим был  частью делегации фарисеев, задававшей вопросы Иоанну Крестителю (Ин,1:24-28), ему несложно было понять то, что  говорил Иисус: «Тебе нужно креститься у Иоанна или у кого-либо из Моих учеников (Ин. 3:22, 23; 4:1, 21), но тебе нужно креститься – не только в воде, но и в Духе (Ин. 3:5)16

Существует мнение, что слово «вода» поздняя вставка. Причина в том, что якобы слово не вписывается в идею контекста. Пятый стих, единственная ссылка на «воду» во всей главе. Если опустить слово и оставить только «рожденным от Духа», то это более будет соответствовать и третьему стиху и идеи описываемой в 6-8 стихах. Поэтому мотив крещения, который, как правило, связан только с «водой», имеет или вторичный характер или вообще никак не соотносится с христианским крещением17.

В пользу вышеизложенного  мнения можно добавить пример из синоптических  евангелий, где слова Иисуса были переосмыслены в качестве ссылки на Крещение. В Мф 18:3, а так же Марка 10:15, Луки 18:17 сказано: «истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство  Небесное». В этом стихе можно  увидеть очень схожую идею с тем, что говорится у Ионанн3:3,5 (не будьте как дети = родится, как важная деталь для пропуска в Царствие Божье). Бернард и Дж. Иеремия предполагают, что стихи являются вариантами одного и того же слова Иисуса. Додд, в своем труде с этим соглашается. Он считает, что форма представленная в Иоанна является более ранней самостоятельной от традиции, а не является некой адаптацией под Матфея.18 Дупонт утверждает, что первоначальное значение находится у Матфея. Основное  требование  стать тем, кто скромно зависят от Бога, остаток, который подготовил себя к мессианскому вмешательству Бога и которые представлены в Новом Завете как бедные, отверженные, больные и подобные маленьким детям. Зависимые от Бога, готовы принять Иисуса и таким образом войти в Царство19. Тем не менее, слова Матфея были переосмыслено с точки зрения крещение, таким образом, чтобы «стать как ребенок» следовало креститься;

Католическая церковь  интерпретирует 5 стих как свидетельство в пользу крещения. Рождение от воды и рождение от Духа - это не разные рождения. Католические богословы считают, что Иоанн заявляет о объединении перерождения воды и Духа.

При водно-Духовном возрождении, которое происходит при крещении кающегося грешника, происходит превращение из состояния греха в состоянии благодати. Петр говорил об этом преобразовании от греха к благодати, когда призвал людей "да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы получите дар Святого Духа" (Деян. 2:38).

Католики видят в учении Иисуса необходимость крещения. До разговора с Никодимом описано как Христос сам принял крещение от Иоанна Крестителя, в процессе которого спустился в воду. После крещения окрылись небеса и Дух Святой сошел на Него в виде голубя, и голос Бога Отца говорил с неба: "Это Сын Мой возлюбленный» ( Мф 3:13-17; Марка 1:9-11; Луки 3.: 21-22, Ин.1:30-34). В этой сцене католическая церковь видит наглядное изображение того, что происходит при крещении: Человек крещен водой, что символизирует нашу смерть с Христом: «Неужели не знаете, что все мы, крестившиеся во Христа Иисуса, в смерть Его крестились?» (Рим. 6:3), и наш рост со Христом для новой жизни: «Итак, мы погреблись с Ним крещением в смерть, дабы, как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения»(Рим. 6:4-5). Мы получаем дар освящающей благодати и пребывание Святого Духа: «Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом.» (1 Кор 12:13), и мы приняты как сыны Божии: «Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: `Авва, Отче!'  Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии. А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться»(Рим. 8:15-17).20

Отцы церкви также поддерживали основополагающую роль крещение в рождении свыше.

Иустин Мученик писал: «Кто убедится и поверит, что это учение и слова наши истинны, и обещает, что может жить сообразно с ним, тех учат, чтобы они с молитвою и постом просили у Бога отпущения прежних грехов, и мы молимся и постимся с ними. Потом мы приводим их туда, где есть вода, и они возрождаются таким же образом, как сами мы возродились, то есть омываются тогда водою во имя Бога Отца и владыки всего, и Спасителя нашего Иисуса Христа, и Духа Святого. Ибо Христос сказал: “если не родитесь снова, то не войдете в царство небесное”. А всякому известно, что родившимся однажды невозможно уже войти в утробу родивших. И пророком Исаией, как прежде упоминал я, возвещено, каким образом согрешившие и кающиеся могут освобождаться от грехов. Сказано же так: “Омойтесь, сделайтесь чисты, отнимите лукавства от душ ваших, научитесь творить добро, окажите справедливость сирому, оправдайте вдовицу; придите и станем судиться, говорить Господь. И если грехи ваши будут, как багряное, убелю, как волну, и если будут, как червленое, убелю, как снег; если же не послушаете Меня — меч пожрет вас, ибо уста Господни сказали это”. И мы получали от апостолов следующее основание для такого действия. Так как мы не знаем первого своего рождения и по необходимости родились из влажного семени через взаимное совокупление родителей и выросли в худых нравах и дурном образе жизни, то, чтобы не оставаться нам чадами необходимости и неведения, но чадами свободы и знания, и чтобы получить нам отпущение прежних грехов, — в воде именуется на хотящем возродиться и раскаявшемся во грехах имя Отца всего и Владыки Бога.»21

Ириней, епископ  Лионский, писал: «И (Нееман опустил себя... семь раз в Иордании’ (2Цар5:14). Нееман…, страдая от проказы, был очищен после того, как был крещен. Это знак нам, поскольку мы - прокаженные во грехе, становимся чистыми посредством воды и избрания Бога от наших старых грехов, будучи духовно восстановленным как новорожденные дети».

,Киприан, епископ Карфагенский, сказал, что когда те стали христианами "получили  крещение Церкви ... затем, наконец, они могут быть полностью освященными и называнными сынами Божьими ... поскольку написано, «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Иоанна 3:5)

Августин писал: «С того времени Он (Иисус) сказал:« Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное » (Иоанна 3:5), и снова:« Он, который теряет свою жизнь ради Меня, тот обретет ее »(Мф. 10:39), никто не станет членом Христа без крещения во Христа, или через смерть за Христа»22.

В ответ на позицию католиков  существует мнения, что пятый стих в третьей главе Евангелия от Иоанна есть аллюзия на новый завет Духа, обещанный в  Иез.36:25-27: « И окроплю вас чистою водою, и вы очиститесь от всех скверн ваших, и от всех идолов ваших очищу вас.  И дам вам сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти  вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих и уставы Мои будете соблюдать и выполнять…»23. Таким образом, в этой идее вода не является каким-то обязательным предлогом для излития Духа. Вода – по мнению Баркли, символ очищения, Дух - символ силы24.

Броун отмечает, что сразу за описанием беседы с Никодимом идет отрывок, где повествуется о крещении с Иисусом и Иоанном Крестителем, говорит о том, что «рождение от воды и Духа» нужно понимать как крещение в результате уверования. Вода как символ не указывает на нечто, кроме Духа, «вода» означает тоже, что и Дух, поскольку символизирует очищающее действие Духа. 

Исходя из всей части, посвященной  «воде» в Ин. 3:5 более всего убедительным является версия о символизме «воды», а не о каком-то обязательном физическом ритуале для «возрождения». Данный вывод сделан  на основании того, что весь контекст диалога Иисуса и Никодима не затрагивает вопрос крещения. Однако многое говорится о Духе или другими словами о вещах сверхъестественных. Вместе с тем окончательный вывод делать очень сложно, ведь Иоанн не объясняет, что он имел в виду под «рождением от воды».

2.3 «Рождение свыше» как «рождение от Духа»

Второе рождение, о котором  говорится в Ин 3:5 является «рождение  от Духа». Хотелось бы заметить, что о Духе говорится больше всего в диалоге между Иисусом и Никодимом. Если по вопросу о «воде» существуют различные интерпретации, то по Духу все достаточно едино. .

Объясняя «рождение от Духа», Христос в Ин.3:7-8 использует иносказательную форму. Русский Синодальный перевод — «дух дышит, где хочет» (как, и перевод еп. Кассиана: «ветер, где хочет, веет») — не передает тонкой игры словами, которая присутствует в греческом оригинале. Дело в том, что «дух» и «ветер» передаются одним и тем же словом pneuma, как и в древнееврейском ruah. «Ветер» — слишком грубый перевод, лишенный оттенков (при том, что в греческом есть более точное слово, обозначающее ветер: рnое (Деян 2:2). Перевод этого слова как «дух» — слишком очевидно связан с религиозным пониманием Духа Божьего (хотя в русском языке есть однокоренные слова, например, духовой и духовный). Иоанн Златоуст толкует это место как иносказание: движение (дуновение) ветра, которое «неудержимо», и «никто не может препятствовать» или «задержать его стремления». Слышишь «гул и шум его», но «не умеешь объяснить ни исхода, ни направления ветра, который, однако, ты ощущаешь и слухом, и осязанием... Так незримо для телесных очей и духовное рождение»25 .

Стихи 7-8 в 3 главе евангелия признают, что Рождение от Духа есть что-то таинственное. Во всем, что исходит от Бога, есть элемент тайны. Сравнение дается не объясняя точный характер тайны, но, показывая, что факт тайны не предполагает нереальность действия Духа. Хотя человек может увидеть эффект от ветра никто не может реально увидеть ветер.

Относительно термина  «Дух», Иоанн конкретно подразумевает  Дух Божий. Таким образом, идея созидания  новой жизни всегда считалась  прерогативой Бога. («Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в  прах обращаешь меня?  Не Ты ли вылил  меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня,   жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?» Иов 10:9-12).26

Броун предполагает, что  рождение через Духа которое описывается в Ин. 3:5 говорит о излитии Духа, после того как Иисус был вознесен в распятии и воскресении Воскресший Христос заверил ученикам, что его Отец теперь их отец, потому что его дыхание нисходит на них, т.е. в них будет активно действовать Святой Дух.27 В Иоиле 2:28-29 написано: «И будет после того, изолью от Духа Моего на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; старцам вашим будут сниться сны, и юноши ваши будут видеть видения. И также на рабов и на рабынь в те дни изолью от Духа Моего». Излитие Духа Божьего в Ветхом завете всегда относилось к «последним дням», о наступлении которых и повествует Иоанн.

В итоге можно сделать  вывод что «рождение от Духа»  есть процесс сверхъестественный и  больше зависит от Бога, чем от человека. По словам Иисуса можно увидеть, что  данной «перерождение» происходит внезапно и никак не объясняется и не контролируется человеком.

Информация о работе Сотериологическое значение «γεννηθη̣ άνωθεν» в Ин 3:3