Шпаргалки по "Религиоведению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2012 в 10:44, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы к зачету по "Религиоведению". 60 вопросов.

Файлы: 1 файл

религиоведение.docx

— 147.05 Кб (Скачать файл)

 

21.Основные  догматы иудаизма. К основным догматам иудаизма относится вера в единого бога Яхве, в приход мессии, в бессмертие души и существование загробного царства. К догматам иудаизма относится учение о богодухновенности Ветхого завета, в состав которого входит Тора, или Пятикнижие Моисеево. Составной частью иудейского вероучения о боге Яхве является догмат о приходе мессии. Мессия - это спаситель, который придет, чтобы свершить праведный суд, воздать людям по их заслугам. Согласно вероучению иудаизма, "в дни мессии" мир будет обновлен. В момент появления мессии земля, согласно Талмуду, станет производить "ежедневно новые плоды, женщины станут ежедневно рожать, а земля — приносить хлебы и шелковые одеяния", люди достигнут 1000 лет от роду, прекратятся болезни, распри, войны. С верой в приход мессии связаны и представления о предвестниках появления божьего помазанника, число которых, по учению раввинов, равно девяти.

22.Основные догматы  христианства. В христианстве существует 10 основных заповедей, в соответствие с которыми должен жить человек. Записанные на каменных скрижалях, они даны были Богом Моисею на горе Синай. 1. Я - Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом Моим. 2. Не делай себе кумира. 3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно. 4. День седьмой посвящай Господу Богу твоему. 5. Почитай отца твоего и мать твою. 6. Не убивай. 7. Не прелюбодействуй. 8. Не кради. 9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.10. Не желай ничего, что есть у ближнего твоего.

 23.Основные иудейские праздники. Схема иудейских праздников связана с лунным еврейским календарем. Согласно этому календарю обычный (невысокосный) год насчитывает 354 дня, объединенных в 12 месяцев по 29 и 30 дней. Этот календарь имеет 19-летний цикл: к 7 годам из 19 добавляется еще один месяц. Условно можно разбить месяцы на времена года: осень - месяцы тишре, хешван, кислев; зима - тевет, шват, адар; весна - нисан, ияр, сиван; лето - тамуз, ав, элул. Все иудейские праздники начинаются с захода солнца предыдущего дня.Шабат (суббота) - в память о днях творения и исхода из Египта. Считается, что в этот день все труды и заботы должны быть отставлены. Это радостный семейный праздник, сопровождаемый особыми молитвами и обрядами. Рош-Гашана (Новый Год) - 1-2 месяца тишре еврейского календаря (сентябрь - октябрь). Йом-Киппур - 10 тишре - День всепрощения. Соблюдается строгий пост, верующие просят Бога о милости на будущий год.Суккот (праздник Кущей) - наступает через неделю после Йом-Киппура и продолжается 8 дней. Верующие строят шалаши (кущи) в память о временных жилищах, в которых жили евреи во время исхода из Египта. Праздник очень веселый, сопровождается особыми обрядами, исторически связан с окончанием сбора урожая. Симхат-Тора (Радость Торы)- 23 тишре. Радостный праздник, посвященный приверженности евреев Торе. Свиток Торы выносится из хранилища и торжественно проносится по кругу при общем выражении радости. Ханука - 25 месяца кислев (ноябрь - декабрь). Установлен в честь освобождения Иерусалимского Храма в 164 г. до н. э. Продолжается 8 дней и сопровождается ежедневным зажиганием свечей в восьмисвечнике. Пурим - 14 месяца адар (февраль - март). Посвящен спасению евреев Персидской империи от коварных замыслов Гамана, фаворита персидского царя. Песах (Пасха) - 15-22 месяца нисан (март-апрель), в Израиле на один день меньше. Посвящен событиям исхода евреев из Египта под водительством Моисея. После отказа фараона отпустить евреев, Б-г подверг страну 10 казням. Во время самой страшной десятой, когда ангел смерти поражал первенцев, жилища евреев он миновал ( миновать по - еврейски “пасах”). Отсюда и название. Он длится восемь дней. В этот период евреи едят только пресные лепешки “мацу” вместо хлеба и вообще изделий из зерна, включая даже спиртные напитки из него. Шевуот (недели) - 6-7 месяца сиван (май-июнь), в Израиле 1 день. Праздник дарования Торы. Этот день посвящается исключительно изучению Священного Писания. Тиша бэ-Ав - 9 числа месяца ав (июль - август) печальный день траура. В этот день были разрушены первый и второй Храмы, а также произошло изгнание евреев из Испании. Соблюдается самый строгий пост, день поминовения умерших родственников и посещения кладбищ. Другие менее значимые праздники: Новолуния, Новый год деревьев, Тридцать третий день омера, 17 таммуза. Все праздники сопровождаются веками особыми выработанными обрядами и ритуалами и молитвами.

24. Основные мусульманские праздники. Ашура – главная дата шиитского религиозного календаря, день поминовения шиитского имама аль-Хусейна ибн Али (внука пророка Мухаммеда). Празднуется 10 мухаррама. На первые 10 дней мухаррама приходится и празднование начала мусульманского Нового года (лунного). Курбан-байрам – праздник жертвоприношения, один из главных мусульманских редигиозных праздников. Ангел Джабрил явился к пророку Ибрахиму во сне и передал ему повеление от Аллаха принести в жертву своего первенца Исмаила. Ибрахим отправился в долину Мина к тому месту, где ныне стоит Мекка и начал приготовления, однако когда жертва была почти принесена, Аллах заменил для Ибрахима жертву сыном на жертву ягненком. Праздник символизирует милосердие Всевышнего и то, что вера — лучшая жертва. Ислам предписывает всем верующим в этот день принести кровавую жертву (заколоть овцу, корову, верблюда). Лайлат ал-бара – ночь Творения, отмечается в ночь на 15 шаа-бана (8-й месяц лунного календаря). Мусульмане возносят особые молитвы за умерших и во искупление грехов. Лайлат ал-кадр – ночь Предопределения, отмечается в ночь на 27-е число месяца рамадан (9-й месяц лунного календаря). Этой ночью было начато «ниспослание» Мухаммеду Корана. Мавлюд – праздник в честь дня рождения пророка Мухаммеда. Поскольку точная дата его рождения неизвестна, она была приурочена ко дню его смерти. Отмечается 12 числа месяца рабби аль-авваля (3-й месяц лунного календаря). Мирадж – праздник в честь легендарного путешествия Мухаммеда на белом сказочном животном Бураке из Мекки в Иерусалим, а оттуда по световой лестнице на небо для беседы с Аллахом. Отмечается 27 числа месяца раджаб (7-й месяц лунного календаря). Науруз – день весеннего равноденствия. Ураза-байрам – праздник по случаю окончания месячного поста (уразы) в месяц рамадан (9-й месяц лунного календаря). Отмечается 1 шавваля (10-й месяц лунного календаря).

25. Основные  направления в буддизме. Традиционно буддизм делят на махаяну («великую колесницу») и тхераваду («учение старейших»). Выделяется также направление «ваджраяна» («алмазная колесница» или тантрический буддизм), которое в некоторых регионах считается разновидностью махаяны, а в некоторых (Тибет, Монголия) — самостоятельным направлением. Махаяна. Отличительной чертой махаяны является учение о бодхичитте — стремлении к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним; и проистекающем из него представлении о бодхисаттве — существе, готовом отказаться от индивидуального достижения нирваны с целью спасения всех живых существ.К махаяне относятся некоторые школы тибетского буддизма, китайский буддизм и некоторые отдельные буддийские школы. Последователи махаяны подразделяют буддизм на Великую Колесницу (собственно махаяну) и Малую Колесницу («хинаяну»), которую называют также Колесницей шраваков и Пратьекабудд. Само название «хинаяна» (санскр. हीनयान, hīnayāna, буквально «Малая колесница») было введено методически для обозначения буддистов, ограниченных только стремлением к индивидуальному просветлению, и применялось в исторической полемике с другими, ныне не существующими, школами раннего буддизма и с целью объяснения понятия бодхичитты. Тхеравада. Тхеравада — единственная сохранившаяся из школ Никаи (англ.)русск. (раннего буддизма). Применение по отношению к ней термина «Хинаяна» некорректно. Тхеравада активно использует понятие метта-бхавана, аналогичное понятию Бодхичитты в Махаяне, и под определение Хинаяны не подпадает.

26. Основные  направления в исламе. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм; кроме них существуют различные секты: исмаилиты, ваххабиты, бехаиты и др. Разделение ислама на суннизм и шиизм произошло во второй половине VII в. Большинство мусульман относится к суннизму, считающемуся ортодоксальным направлением. Сунниты опираются на Коран и Сунну. Шииты (от «гаиа» — партия) толкуют Коран иносказательно, а в Сунне признают лишь те хадисы, которые связаны с именем четвертого халифа, зятя Мухаммеда — Али, и его сторонников. Наряду с этим шииты имеют собственное «священное предание» — хабары, или ахбар. В отличие от суннитов шииты провозгласили принцип наследственной духовной власти. При этом законными наследниками Мухаммеда и соответственно имамами (духовными руководителями) считаются Али и его потомки. Согласно шиитской легенде, последний, двенадцатый, имам Мухаммед, убитый в конце IX в., в действительности не убит, а взят на небо живым. В день страшного суда он, «скрытый имам», спаситель (махди), явится для того, чтобы установить на земле равенство и справедливость. Кроме общих мусульманских праздников шииты имеют свои — шахсей-вахсей — в память убитого в бою Хусейна, сына первого имама. Во время этого праздника совершались траурные шествия с самоистязанием участников. Сунниты. Догматика суннизма, это догматика мажоритарной ветви ислама, «классического» ислама. Сунниты — приверженцы халифата — такой формы власти, которую осуществляет выбираемый авторитетными мусульманами член общины, принадлежащий к племени пророка Мухаммада, к племени курейшитов. В качестве источников вероучения сунниты признают Коран и все, принимаемые в качестве достоверных, хадисы Сунны. Сунниты считают праведными всех четырех халифов, правивших после Мухаммада: Абу Бакра, Омара, Османа и Али. В дальнейшем, история суннитов — это история Омейядского и Аббасидского халифатов, история Османской империи и большинства современных мусульманских государств. Шииты. После отказа старшего сына Али Хасана от притязаний на власть последователи Али (ши’а Али — шииты) не прекратили свою борьбу с Омейядами. Смерть халифа Муавии (680 г.) подтолкнула их к новым активным выступлениям. Часть жителей Куфы отправила делегацию в Мекку ко второму сыну Али — Хусейну, которого шииты признавали третьим имамом, с приглашением прибыть в Куфу и возглавить восстание против омейядского халифа Йазида ибн Муавии. Хусейн выступил с небольшим отрядом, послав вперед своего двоюродного брата Муслима ибн Акиля. Но наместник Куфы Убейдаллах ибн Зийад подавил выступление шиитов в Куфе в самом зародыше. Муслим погиб, не дойдя до Куфы. Хусейн узнал об этом уже в пути, однако не пожелал вернуться. Часть бойцов покинула его, и с остатком войска, численностью в 70 воинов, он стал лагерем у местечка Кербела, близ Куфы. К Кербеле подошел омейядскин полководец Омар ибн Са’д ибн Абд Ваккас с 4 тысячами воинов и блокировал лагерь Хусейна. После недельного противостояния, 10 октября 680 года, Хусейн решил вступить в сражение. Неравенство сил было слишком велико, Хусейн и все его сторонники погибли.

27. Основные  направления в иудаизме. Приводится перечень некоторых направлений в иудаизме, обладающих более или менее выраженной идеологией и/или организационной структурой, выходящей за рамки одной локальной общины. Караимы. Последователи этого движения отрицают абсолютный авторитет Талмуда и его установлений, противопоставляя ему Письменную Тору, что отражено в названии движения: слово караим означает "читающие [Писание]". Во времена гаонов, в IX - X вв., движение караимов стало широко распространенным и авторитетным в крупнейших центрах еврейской культуры на Ближнем Востоке и в Сев. Африке; караимы создали обширную научную и теологическую литературу, в том числе первые грамматики "святого языка". Хасиды и миснагеды. Хасидизм так же, как и караимство, находился в оппозиции к талмудической учености. Однако в отличие от караимов, противопоставивших Талмуду - Писание, хасидизм опирался на каббалу, на философско-мистическую - параллельную и отчасти альтернативную талмудической - линию еврейской литературы. Основателем хасидизма является р. Исраэль Баал Шем Тов (сокращенно - Бешт), начавший свою проповедь в середине XVIII в. в Подолии, в местечке Меджибож. Прозвище баал шем (чудотворец, знахарь; дословно: знающий Имя), не популярное среди раввинской элиты, но часто встречающееся в народных рассказах, с добавлением тов (т.е. добрый) свидетельствует о первоначальном восприятии Бешта еврейской общиной. Гаскала и ортодоксия. Начало Гаскалы (еврейского Просвещения) связано с именем еврейско-немецкого философа Моисея Мендельсона (1729-1786). В России это движение, хотя и не имело большого количества сторонников, сыграло весьма существенную роль благодаря поддержке русского правительства. Просветители (маскилы) стремились реформировать иудаизм и систему традиционного образования, очистить древнееврейский язык от средневековых напластований, дать евреям современные научные знания. Идеология ортодоксального иудаизма, сформировавшаяся к концу XIX в., имела свои основания в хасидизме и в литовских (миснагедских) ешивах, создавших независимые от местных общин и межличностных связей сообщества своих приверженцев. Ортодоксальный иудаизм в некотором смысле обобщает и объединяет эти движения, избирая своим главным символом Галаху, еврейский закон. Реформисты и консерваторы. Реформизм является попыткой сконструировать еврейскую религию на основании научной критики традиции и веяний времени. В соответствии с последними его облик претерпевал существенные изменения. В каком-то смысле различие между реформистами и консерваторами на ином уровне воспроизводит различие между хасидами и литваками: для реформизма характерен акцент на эмоциональное вовлечение в религию, а консерваторы больше внимания уделяют интеллектуальной сфере - осмыслению традиционных текстов, выработке последовательного религиозного мировоззрения. Сионизм. Если для описанных выше движений ключевым был вопрос об отношении к Устной Торе, на который они давали различные ответы, то сионизм решает этот вопрос наиболее радикально - полным отказом от Устной Торы, переселением в Библию, практическим освоением и оживлением библейского ландшафта и библейского языка. Отношение к сионизму является важным пунктом разногласия между различными направлениями ортодоксии. Особенностью религиозного сионизма является повышенный интерес к изучению Танаха, долгое время находившегося в небрежении, вытесненного из ашкеназской традиции изучением Талмуда и/или хасидских трактатов.

28. Основные  направления в христианстве. 1. Православие - одно из крупнейших в мире вероучений, распространенное среди многих народов, говорящих на разных языках. Это один из трех основных направлений христианства, исторически сложился, сформировался как его восточная ветвь. Распространено оно главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV-XI вв. Основой вероучения признано Священное писание (Библия) и Священное предание (постановления, утвержденные семью Вселенскими соборами в IV-VIII века, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоаин Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения. Все догматы церковь объявила абсолютно истинными, непререкаемыми, вечными, сообщенным человеку самим Богом. Познание Бога должно достигаться не столько разумом, сколько всей своей жизнью, основой его познания должна стать вера. В православии соблюдаются таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств: 1. Крещение. 2. Таинство причащения, или святой евхаристии. 3. Таинство покаяния. 4. Таинство миропомазания. 5. Таинство священства. 6. Таинство брака. 7. Таинство Елеосвящение (соборование). 2. Католицизм. Католическая церковь всегда стремилась стать единой христианской церковью, объединяющей на основе католических догматов под верховенством папы Римского всех христиан. Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным сказаниям постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того - папские послания и постановления. Центром католицизма и резиденцией его главы, папы Римского, является Ватикан, город-государство, расположенное в центре Рима. Римский папа определяет доктрины по вопросам веры и морали. Его власть выше власти Вселенских соборов. Папа назначает из представителей духовенства различных стран католических иерархов - кардиналов и епископов. Коллегия кардиналов (конклав) избирает из своей среды путем тайного голосования папу (пожизненно), что по католическому вероучению является «викарием Иисуса Христа, преемником святого Петра, высшей главой Вселенской церкви, западным патриархом, примасом Италии, архиепископом и митрополитом Римской провинции, суверенного города - государства Ватикан ». 3. Протестантизм - одно из главных, наряду с православием и католицизмом, направлений христианства. Протестантизм охватывает множество самостоятельных исповеданий и церквей. История протестантизма по-настоящему начинается с выступления Мартина Лютера (Германия, 1483-1546 г.) против индульгенций. Суть протестантизма заключается в том, что человек может спасти свою душу только верой, которая даруется Богом, без посредничества церкви. Один из основных догматов протестантизма заключается в том, что спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Лютеранская реформация провозгласила учение о всеобщем равенстве всех верующих перед Богом 3 таинств признаются крещение и причастие. Верующие отвергают авторитет папских декретов и посланий, не подчиняются самому папе. Протестанты отвергают монахов, Прельтов, крестное знамение, священные одежды, иконы, требуют упразднения обособленного сословия священников, не признают культ Богородицы, чистилище, богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Единственным авторитетом в вопросах веры было признано Священное писание, которое каждый верующий мог трактовать по собственному разумению.

Информация о работе Шпаргалки по "Религиоведению"