Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.

Содержание работы

1.Введение
2.Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
3.XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
4.Московские святители
5.Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
6.Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Наряду с подготовкой  Библии церковные книжники под руководством архиепископа Геннадия составили «Четвертую Новгородскую летопись», доведенную до 1496 г., перевели, исправили и переписали многочисленные рукописные книги. Игумен Соловецкого Спасо-Преображенского монастыря Досифей, проживший в Новгороде несколько лет (с 1491 по 1494 г.), трудился у святителя Геннадия, составляя библиотеку для своей обители. По просьбе святителя Геннадия игумен Досифей написал житие преподобных Зосимы и Савватия Соловецких[1].

Русская Церковь, окрепнув в  борьбе с ересью жидовствующих, не приняв Флорентийской унии и отвергнув соблазн иудейского Богоборчества, взошла на новую ступень духовного опыта иноческих школ преподобного Иосифа Волоцкого и преподобного Нила Сорского и тем самым укрепила церковное единство Московского центра с древними «вечевыми» окраинами (Новгородом в 1470 г. и Псковом в 1510 г.). Русская Церковь оказала сильную поддержку Русскому государству при окончательном (в 1480 г.) освобождении Руси от зависимости ее от Золотой Орды[6].

Вскоре обнаружилась, однако, и тревожная тенденция. Предстоятели Русской Церкви постепенно стали  все более зависеть в своей  административной деятельности от усилившейся  светской власти, которая нередко  вмешивалась в церковные дела, смещала неугодных ей Митрополитов и по своему усмотрению избирала других. Так, в XVI в. из одиннадцати Московских Митрополитов пятеро были лишены кафедры  по произволу светской власти: Митрополит Варлаам — при Василии III в 1521 г., Митрополиты Даниил в 1539 и Иоасаф в 1541 г. — в период боярского засилья, святой Филипп в 1568 г. — при Иоанне Грозном, Митрополит Дионисий в 1587 г. — при царе Феодоре Иоанновиче.

В этот сложный период истории  выделяются такие святители Московские, как Митрополит Даниил (1522—1539) —  духовный писатель, составитель Сводной  Кормчей книги и Никоновской летописи (95); святой Митрополит Макарий (1542—1563), названный Великим за широту церковно-просветительной деятельности (96); святой Митрополит Филипп II (1566—1568) — мужественный обличитель царских злодеяний.

Молодой царь Иоанн Грозный (1547—1584) охотно подчинялся влиянию  святого Митрополита Макария, которого глубоко почитал, называл «желателем добрых дел и любви» и о котором в письме (1556 г.) к архиепископу Казанскому святому Гурию писал: «Как счастлива была бы Русская земля, если бы Владыки были таковы, как Преосвященный Макарий да ты».

Еще будучи архиепископом Новгородским, святой Митрополит Макарий начал собирание «всех святых книг, которые в Русской земле обретались». В результате 20-летних трудов святителя Макария и его помощников появился свод из 12 (по числу месяцев года) рукописных фолиантов, которые известны как Великие Макариевские Четьи-Минеи. Софийские Четьи-Минеи были созданы в 30-е годы в Новгороде, Успенские и Царские — в Москве в 50-х годах XVI в. Этот монументальный труд включает в себя выдающиеся памятники духовной письменности Русской Церкви. Святой Макарий содействовал открытию первой русской типографии в Москве, в которой трудились русские первопечатники диакон Иоанн Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец.

В 1547 и 1549 г. под председательством  святителя Макария в Москве были созваны Поместные Соборы, установившие общецерковное, общерусское празднование многим святым, просиявшим по всей России в иноческом подвиге, в святительском сане, в подвиге благочестия и в ратных трудах по защите священных пределов Отечества. Святым земли Русской составлялись службы и жития[10].

Святитель Макарий, стремясь к устранению недостатков в жизни Русской Церкви, созвал в 1551 г. Поместный Собор. Постановления Собора, изложенные в 100 главах (отсюда название Собора «Стоглавый»), касались всех сторон церковной жизни того времени: церковное Богослужение (решениями предусматривались чинное и полное совершение служб, унификация церковных обрядов, исправление богослужебных текстов, иконописание в соответствии с каноном), епархиальное управление и архиерейский суд (предлагалось усилить церковно-административное наблюдение за духовенством, ограничить взимание пошлин с клира и мирян архиереями, мирянам — архиерейским чиновникам не дозволялось разбирать духовные дела). Постановления Собора упорядочивали жизнь монашества и монастырей (монахам запрещалось жить в миру, устанавливался строгий контроль за монастырским имуществом), клириков и мирян (открытие школ для подготовки духовенства, избрание достойных кандидатов на священное служение), предприняты меры по борьбе с суевериями и обычаями, противными Христовой вере. Определения Собора были собраны в книге «Стоглав».

После Собора 1551 г. святитель  Макарий исходатайствовал прощение и разрешение преподать Святое Причастие преподобному Максиму Греку (1556), которого уже при жизни почитали как святого. В Деянии юбилейного Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви 1988 года о преподобном Максиме Греке сказано, что он, местночтимый радонежский святой, чудотворец, монах-аскет и учитель иноческого жития, был узником и страдальцем в многолетнем заключении. Преподобный Максим отличался твердостью в вопросах правой веры и смирением в подвижнической жизни. Он написал разнообразные творения и изложил в них богопросвещенные истины православных догматов и как духовный учитель углубил святоотеческую традицию.

В 1553—1554 гг. под председательством  святителя Макария состоялся Собор, осудивший ереси и заблуждения Матфея Башкина, дьяка Ивана Висковатого и Феодосия Косого.

В 1560—1563 гг. в кружке Митрополита  Макария был создан другой монументальный свод — «Степенная книга царского родословия». Такие памятники, как «Домострой» (сер. XVI в.; определял весь строй жизни русского человека) и «Лицевой свод» (доведен до 1567 г.; всемирная история и летопись Русского государства), также создавались лицами, близкими к Митрополиту Макарию.

После смерти святого Митрополита  Макария (31 декабря 1563 г.) царь Иоанн Грозный установил систему «опричнины» — своеобразного «государства» внутри государства. В это время прекратилось официальное общерусское летописание. Учиненные Иоанном Грозным кровавые погромы в Твери и в Новгороде (1569—1570 гг.), казни и ссылки невинных людей, грабежи церквей и монастырей привели народ в смятение.

Защитником невинно осужденных и пострадавших явился святитель  Филипп II, Митрополит Московский. Он происходил из боярского рода Колычевых, долгое время был игуменом Соловецкого монастыря, где прославился строгостью жизни, мудрым руководством обителью. Святитель Филипп потребовал от царя отмены опричнины и стал открыто порицать творимые им беззакония. По приказанию Иоанна Грозного 8 ноября 1568 г. опричники вывели святителя из Московского Успенского собора во время служения Божественной литургии, а затем заключили в Тверской Отрочь монастырь, где 23 декабря 1569 г. он принял мученическую кончину от руки опричника Малюты Скуратова.

Заступницей за Русскую землю  в те тяжелые годы внутренних испытаний  явилась Сама Богоматерь. 8 июля 1579 г. совершилось явление чудотворного образа в г. Казани. С того времени Казанская икона Божией Матери стала символом Защитницы Руси во всей ее последующей истории. Под покровом Богоматери крепла Русская Церковь и приобретала все большее признание среди христианских Церквей Востока.

Заключение

Можно согласиться с историками, что русская церковь не только в раннее время, но и в XII—XIII вв. обладала определенным авторитетом и оказывала  некоторое влияние на политическую жизнь в стране. Однако изучение церковно-государственных отношений  показывает, что церковь и ее митрополиты  в политических спорах не защищали какую-то свою, отличную от других линию, а разделяли одну из сторон в конфликте  или стремились погасить его. Политические устремления церкви играли роль лишь в том случае, когда она поддерживала значимые в тот момент времени  направления княжеской или городской  политики. Такое влияние там, где  его можно заметить, осуществлялось главным образом не в государственно-административных формах, а в результате личного  воздействия или вмешательства  иерарха в соответствующее дело. Деятели церкви выступали при  этом не столько как органы власти, сколько как идеологический фактор, влиявший на результат политической или, шире, социально-политической борьбы княжеских и боярских группировок.

В качестве института, ведавшего  отправлением культа, церковь обладала разветвленной системой учреждений, занимавшихся литургической и другими  формами деятельности, миссионерством, исполнением христианских таинств, вероисповедной и религиозно-учительной деятельностью. Эта ее деятельность с помощью княжеской власти оказывала  существенное воздействие на развитие на Руси феодального общественного  сознания, древнерусской письменности, литературы, культуры вообще в христианской религиозной форме, и в то же время  она несла значительный ущерб  языческим формам древнерусской  культуры, музыкальному и песенному  фольклору и прочему.

 

 

Список литературы.

 

  1. «Русская Православная Церковь 988-1988» Издание Московской Патриархии 1988 г.
  2. Б. И. Бродский  Связь времен. М., 1974.
  3. В. Н. Татищев, "Мстория Российская", "Москва, 1962 г. 752 с.
  4. В. О.  Ключевский «Исторические портреты», Москва, 1990. 356  с.
  5. Клосс Б.М. Митрополит Даниил и Никоновская летопись. – В кн.: Труды
  6. Л. Н. Волынский  Страницы каменной летописи. М., 1967. 526 С.
  7. Макарий, митрополит. История русской церкви. М., 1994 и сл. 
    Архимандрит Макарий (Веретенников). Московский митрополит Макарий и его время. М., 1996
  8. Мейендорф И., протоиерей. Византия и Московская Русь: Очерк по истории церковных и культурных связей в 14 веке. СПб, 1990 
    Скрынников Р.Г. Святители и власти. Л., 1990
  9. Мейендорф И., протоиерей. Флорентийский собор: Причины исторической неудачи – В кн.: Византийский временник, т. 52. 1991 
    Седова Р.А. Святитель Петр митрополит Московский в литературе и искусстве Древней Руси. М., 1993
  10. Н. М. Каразин "Предания Веков", "Правда", 1988г. 563 С.
  11. О. М. Ранов, "О дате принятия христианства князем Влалимиром и киевлянами", "Вопросы истории", 1984,N6  321 с.
  12. Отдела древнерусской литературы, т. 28. Л., 1974 
    Прохоров Г.М. Повесть о Митяе. Русь и Византия в эпоху Куликовской битвы. Л., 1978
  13. Поиск надежды и дух утешения (очерки по истории религии). Издат. МСХА 
  14. Религии мира. Издат. “Просвещение” 1994г. 652 С.
  15. Религии мира. Издательство «Просвещение» 1994 г.
  16. С. М. Соловьев "Сочинения", кн. 1 "Мысль", 1988г. 352 С. 
  17. Я. Н. Щапов,  "Церковь в древней Руси" (до конца XIII в.),
  18. Я.Н. Щапов, «Церковь в древней Руси» (до конца XIX в.), «Политиздат», 1989 г.

Информация о работе Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства