Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2013 в 13:12, контрольная работа

Описание работы

Случайные и отрывочные сведения о церковной организации в русских источниках с большим трудом позволяют восстановить ее историю в первые полвека после принятия христианства Владимиром. Этот недостаток сведений привел часть исследователей к мнению, что сама церковная организация возникла только через 50 лет после того, как Русь официально стала христианской.

Содержание работы

1.Введение
2.Русская Митрополия в Киевский период (988—1240 гг.)
3.XIII век. Восток и Запад. Русь и Золотая Орда. Святые Митрополит Кирилл III и князь Александр Невский.
4.Московские святители
5.Автокефалия Русской Православной Церкви — 1448 г.
6.Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Первые годы управления Митрополитом Кириллом III Русской Митрополией  совпали с годами княжения святого  князя Александра Невского (1252—1263).

Святой благоверный князь  Александр Невский родился 30 мая 1220 г. в г. Переславле-Залесском. Отец его, Ярослав, в Крещении Феодор (1246), «князь кроткий, милостивый и человеколюбивый», был младшим сыном Всеволода III Большое Гнездо (1212), братом святого  благоверного князя Юрия Всеволодовича (1238), павшего в битве с татарами на р. Сити.

Детство его прошло в Переславле-Залесском, где княжил отец. Княжеский постриг  отрока Александра (обряд посвящения в воины) совершал в Спасо-Преображенском соборе Переславля святитель Симон, епископ Суздальский (1226), составитель Киево-Печерского Патерика. От благодатного старца-иерарха получил святой Александр первое благословение на ратное служение во имя Бога, на защиту Русской Церкви и Русской земли[1].

Начиналось самое трудное  время в истории Руси: с востока  надвигались, уничтожая все на своем  пути, монголо-татарские орды, с запада — рыцарские полчища, называвшие себя с благословения Папы Римского «крестоносцами». В тот грозный час Промысл Божий воздвиг для спасения Руси святого князя Александра — великого воина и молитвенника, подвижника и строителя земли Русской.

Воспользовавшись нашествием Батыя, разгромом русских городов, смятением и горем народа, гибелью  его лучших сынов и вождей, крестоносцы  вторглись в пределы России. Первыми  были шведы. «Король римской веры из полуночной страны», из Швеции, собрал в 1240 г. огромное войско и на множестве  кораблей послал к Неве под командованием  своего зятя, ярла (герцога) Биргера. Гордый и самонадеянный швед прислал в Новгород к святому князю Александру гонцов: «Если можешь, сопротивляйся, — я уже здесь и пленяю твою землю».

Святой Александр (ему  не было тогда и 20 лет) повел войско на шведов. «И была сеча великая с  латинянами, и перебил их бесчисленное множество, и самому предводителю возложил печать на лице острым своим копьем». За победу на р. Неве, одержанную 15 июля 1240 г., в день памяти святого равноапостольного  Владимира, народ назвал святого Александра Невскимх[4].

В 1242 г. святой Александр  выступил в зимний поход и освободил  Псков, этот древний «дом Святой Троицы». 5 апреля 1242 г. он дал Ливонскому ордену решительное сражение на льду Чудского озера. Его современники понимали всемирное  историческое значение Ледового побоища: прославилось имя святого Александра по всей Святой Руси, «по всем странам, до моря Египетского и до гор Араратских, по обе стороны Варяжского моря и до великого Рима».

Западные пределы Русской  земли были надежно ограждены, настало  время оградить Русь с Востока. В 1242 г. святой Александр Невский со своим отцом, Ярославом, выехал в Орду.

Заключив мир с ханом  Батыем, князь Ярослав должен был, однако, ехать в 1246 г. в далекую  Монголию, в столицу всей кочевой  империи. Положение самого Батыя  было трудным, он искал поддержки  у русских князей, желая отделиться со своей Золотой Ордой от далекой  Монголии. А там не доверяли ни Батыю, ни русским. Князь Ярослав был  отравлен. Завещанный отцом союз с  Золотой Ордой — единственное, что могло тогда спасти Русь от нового разгрома и гибели, — продолжал  крепить святой Александр Невский. Принявший православие сын Батыя, Сартак, который заведовал в Орде русскими делами, становится его другом и побратимом.

24 июня 1245 г. открылся Лионский  Собор под председательством  Папы Иннокентия IV. На нем выступил  с обращением к западным христианам Митрополит Киевский Петр (Акерович), посланный святым князем Черниговским Михаилом. Он призывал к объединению христианской Европы для борьбы с монголо-татарскими захватчиками. Но католическая Европа ответила отказом. Еще в июне 1241 г., вскоре после разгрома монголами польско-немецкой армии при Лигнице 9 апреля 1241 г., император Фридрих II двинул свои войска не на монголов, а на Италию — против Папы Римского. Внутренние противоречия раздирали западный мир.

Переговоры с Папой  Римским вели также князья Галицкий Даниил и Суздальский Андрей, брат святого Александра. Даниил Галицкий за союз с Папой, ничего ему не дававший, должен был заплатить хотя бы временной  изменой Православию — унией  с Римом. Святой Александр не желал  этого родной Церкви. Когда летом 1248 г. послы Римской курии передали ему послание от Папы, датированное 22 января 1248 г., он написал в ответ  о верности русских Христовой  Церкви и вере Семи Вселенских Соборов: «Сии все добре сведаем, а от вас учения не приемлем»[1].

В 1252 г. многие русские города восстали против монголо-татарского ига, поддержав Андрея Ярославича. Положение  было очень опасным. Снова возникла угроза самому существованию Руси. Святому Александру пришлось снова  ехать в Орду, чтобы отвести  от русских земель карательное нашествие  татар. Князь Андрей, разбитый, бежал  в Швецию искать помощи у тех, кого разбил на Неве его великий брат. Святой Александр стал единственным великим князем всей Руси: Владимирским, Киевским и Новгородским. Великая  ответственность перед Богом  и историей легла на его плечи. В 1253 г. он отразил новый немецкий набег на Псков, в 1254 г. заключил договор  о мирных границах с Норвегией, в 1256 г. ходил походом в Финскую землю.

После смерти хана Батыя (1256 г.) святой князь Александр в третий раз едет в столицу Золотой  Орды Сарай, чтобы подтвердить мирные отношения Руси и Орды с новым ханом Берке.

Князь Александр использовал  любую возможность для возвышения родной земли и облегчения ее крестного  пути. В 1262 г. во многих русских городах  были перебиты татарские сборщики дани и вербовщики — воины-баскаки. Ждали  татарской мести. Но великий заступник  народа мудро направил события в  другое русло: ссылаясь на восстание  русских, хан прекратил посылать дань в Монголию и провозгласил Золотую  Орду самостоятельным государством, сделав ее тем самым заслоном для  Руси с Востока. Некоторые исследователи  оценивают это событие как  «первое освобождение Руси от монгольского ига»[1].

В 1261 г. стараниями святого  князя Александра Невского и Митрополита  Кирилла III была учреждена в Сарае  епархия Русской Православной Церкви. Открытие Сарайской епархии было тесно связано с двумя одновременными, но отдаленными по месту событиями, важными для судеб Европы и Ближнего Востока. То, что хан ориентировался на союз с православной Русью и Византией, помогло императору Михаилу Палеологу вернуть Константинополь (25 июля 1261 г.). Одновременно хан Берке отозвал свое войско из монгольской армии хана Хулагу, предпринявшего в те годы так называемый «желтый крестовый поход» на Палестину. Это позволило египетским мамлюкам, войска которых формировались в основном из русских пленных, проданных в рабство на рынках Крыма, разгромить монголов на подступах к Иерусалиму в 1260 году.

Первым епископом Сарайским Митрополит Кирилл поставил Преосвященного Митрофана, окормлению которого подлежала территория от Сарая вверх по Волге и Дону.

В 1279 г. Митрополит Кирилл III получил от хана Менгу-Темира ярлык (охранительную грамоту) — признание неприкосновенности христианской веры, храмов и церковного имущества. Этот документ освобождал духовенство от выплаты дани монголам.

Впоследствии, когда в 1313 г. при хане Узбеке татары приняли  магометанство, русские Митрополиты  продолжали успешно отстаивать права и интересы Русской Церкви.

Московские святители

Новой Руси, воскресавшей из пепла пожарищ, нужен был новый  центр, новая церковная и государственная  столица. Киев передал свое древнее  апостольское наследие Владимиру, Владимир — Москве. Москве, возвысившейся  при брате святого Александра Невского Михаиле Храбром (1248) и сыне святом Данииле (1303), основавшем в 1282 г. на берегу Москвы-реки монастырь, получивший впоследствии наименование «Данилов», суждено было в дальнейшем называться «третьим Римом».

Митрополит Кирилл III своим  частым и долгим пребыванием в  г. Владимире предрешил вопрос о  перемещении престола Русской Митрополии из Киева во Владимир, что и было затем осуществлено его преемником греком Митрополитом Максимом (1283—1305) после нового разорения Киева татарами в 1299 г.

Перенесение центра Русской  Митрополии во Владимир вызвало недовольство князя Галицко-Волынского Юрия Львовича (1301—1315), который добился от Патриарха  Константинопольского учреждения особой митрополии для Галицкой Руси (в 1303 г.). После первого митрополита  Нифонта (ок. 1307) Юрий Львович в качестве кандидата на другой, новый Митрополичий престол избрал игумена Ратского монастыря Петра и отправил его для посвящения в Константинополь. Патриарх Афанасий в связи с кончиной митрополита Максима (1305) поставил в 1308 г. Петра Митрополитом всей Руси.

С именем святителя Петра (1308—1326) связано окончательное перенесение  центра Русской Митрополии из Владимира в Москву.

Князь Московский Иоанн Данилович  Калита, внук святого Александра Невского, понимая, какое огромное историческое значение для Москвы будет иметь пребывание в ней Предстоятеля Русской Церкви, убедил святителя Петра переселиться в Москву (в конце 1325 г.), так как «пребывание Митрополита в Москве давало этому городу значение главного города всей земли, потому что князей было много, а Митрополит был один».

Святитель Петр благословил  князю построить каменный храм Успения  Пресвятой Богородицы и пророчески предсказал ему: «Если ты послушаешь меня, сын мой, то и сам прославишься более иных князей с родом твоим, и город твой будет славен между  всеми городами русскими, и святители  поживут в нем, и кости мои  здесь положены будут». Так, по благословению Первосвятителя Русской Церкви Иоанн Калита начал «московское собирание Русской земли»[1].

Преемник святителя Петра  грек Митрополит Феогност (1328—1353) по прибытии на Русь также поселился в Москве. С того времени Москва «стала церковной  столицей Руси задолго прежде, чем  сделалась столицей политической». Поддерживая своим архипастырским влиянием князей Московских Иоанна Калиту и его сына Симеона Гордого (1340—1353), Митрополит Феогност совершил важное деяние для будущего Русской Церкви, благословив преемником себе крестника Иоанна Калиты, знаменитого святителя Митрополита Алексия (1354— 1378), и заранее известив о своем выборе Патриарха Константинопольского.

Обширная деятельность Митрополита  Алексия была направлена на пользу и Русской Церкви, и Русского государства. Он был мудрым советником и воспитателем московских князей Иоанна Иоанновича Красного (1353—1359) и его сына святого Димитрия Донского (1359—1389). В юные годы князя Димитрия в течение десяти лет святитель был регентом Русского государства. При святителе Алексии Димитрий Иоаннович Донской «первым из великих князей Московских ясно и определенно заявил о стремлении к государственному единодержавию».

В 1357 г., как сообщают Воскресенская  и Никоновская летописи, Митрополит Алексий пребывал в Орде «с великою честию» по просьбе заболевшей ханши Тайдулы, исцелившейся по его молитвам. В 1362 г. Димитрий Донской получил от хана ярлык на великое княжение, и Москва вновь стала не только церковной, но и великокняжеской столицей.

Русских князей, виновных в  нарушении мира и непокорных великому князю Московскому, святой Митрополит Алексий иногда предавал церковному отлучению. Так, в 1365 г. князь Суздальский  Борис отказался мирно уступить своему брату Димитрию отнятый у  него Нижний Новгород и Митрополит Алексий послал к Борису Преподобного Сергия Радонежского с указанием закрыть в Нижнем Новгороде все храмы. В 1366 г. князь Тверской Михаил Александрович и князь Смоленский Святослав Иоаннович были преданы Митрополитом Алексием церковному отлучению за то, что нарушили договор с великим князем Московским и вместе с князем Литовским Ольгердом участвовали в походе на Москву.

Митрополит Алексий заботился  и о чистоте христианской жизни  клира и мирян, о чем свидетельствуют  сохранившиеся его учительные послания. По его благословению построены  монастыри в Москве (Чудов, Спасо-Андроников, Симонов и Алексиевский, женский), а также вне Москвы (в Серпухове, Нижнем Новгороде и около Владимира). Святитель Алексий осуществил новый славянский перевод Нового Завета.

Автокефалия Русской  Православной Церкви — 1448 г.

В XV в. снова меняется политическая карта Европы. Мусульманские народы, державшие Европу в тисках на Востоке  и Западе, отступают: в Испании  завершается Реконкиста, покончено  с мавританским владычеством, в Русской  земле сброшено монголо-татарское  иго. Однако турки-османы, проникшие  почти за 100 лет до того в Европу, завершают разгром Византийской империи. 29 мая 1453 г. пал Константинополь.

«Гордые ромеи» в последние годы Византийской империи вынуждены были искать единства с католическими странами Запада. Император Иоанн VIII Палеолог и Патриарх Константинопольский Иосиф решили обратиться за помощью к Риму. В 1438 г. в Ферраре (а затем во Флоренции) был созван очередной Собор с целью оформления унии Православной Восточной Церкви с Римской.

По иронии судьбы одним  из главных виновников этой Флорентийской  унии стал Митрополит Исидор (1436—1441), последний  на Руси Митрополит-грек из Византии. Однако унию не приняли ни на православном Востоке, ни в Москве. По возвращении  Митрополита Исидора Русская  Церковь категорически отвергла идею унии и отмежевалась от молитвенного и канонического общения с  ее участниками. Митрополит Исидор по повелению князя Василия Темного  был низложен и заточен в Чудовом монастыре в Кремле. Позже ему удалось бежать в Рим, где он получил звание кардинала.

Отстранив от Митрополичьей  кафедры Исидора-униата, Русская  Церковь, естественно, сочла невозможным  обращаться к Константинопольскому Патриарху-униату за посвящением Митрополита  на Русскую Митрополию. Собор русских  иерархов имел полное каноническое право  не только прекратить церковное общение  с изменившими Православию Патриархами, но и объявить о своей церковной  независимости от них. Русское духовенство  надеялось на скорое возвращение  на Патриарший престол верных Православию  Патриархов. Поэтому, не предрешая вопроса  о каноническом получении автокефалии, 15 декабря 1448 г. русскими иерархами  в Московском Успенском соборе Митрополитом был поставлен епископ Рязанский  и Муромский Иона, избранный на Митрополичий престол еще в 1432 г., после смерти святителя Фотия (1408— 1431). В 1448 г. начался период независимого бытия Русской Православной Церкви[1].

Если святой Митрополит Иона (1448—1461) был поставлен на Руси Собором русских епископов потому, что на Константинопольском Патриаршем престоле был в то время Патриарх-униат Григорий (Мамма), то преемники его не посвящались в Константинополе уже по другой причине: Константинопольский Патриарх стал после падения Византии подданным турецкого султана, который утверждал избрание Патриарха и вручал ему патриаршие инсигнии (знаки патриаршей власти. — Ред.).

Информация о работе Русские митрополиты и их роль в жизни Церкви и государства