Русская Православная Церковь в СССР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 23:03, курсовая работа

Описание работы

Я считаю, что ХХв. был наверно одним из самых тяжелых периодов для Русской православной церкви, думаю многие разделят мое мнение. До конца 80-х годов история Российской Православной Церкви в послереволюционной России практически не рассматривалась. Считалось, что утверждение коммунистической идеологии ведет к преодолению религиозного сознания. Государство проводило политические ограничения церкви и утверждение атеизма.
В конце 80-х гг. впервые стали обращать внимание, во-первых на то, что политика государства в отношении церкви менялась на разных этапах советской истории, от попыток к сотрудничеству, в первые месяцы после революции, к вытеснению и ограничению деятельности церкви. В годы ВОВ Сталин не только снимает ограничения в деятельности церкви, но и возвращает часть храмов, монастырей и помогает восстановлению Московской Патриархии.

Содержание работы

Введение
Глава I Церковь в годы Гражданской войны и довоенный период.
Глава II Военный период.
Глава III Послевоенный период .
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

Русская Православная Церковь в СССР.docx

— 35.19 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации 
Федеральное агентство по образованию 
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ 
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 
«МОСКОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» 
ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ 
КУРСОВАЯ РАБОТА 
«Русская Православная Церковь в СССР» 
Руководитель работы 
________________ Солунов К.А. 
" 30 " мая 2010 г. 
Исполнитель 
студент очно-заочной ф.о.  
_________________ Скробняк И.Ю. 
" 30 " мая 2010 г. 
Москва 2010 
Содержание 
Введение 
Глава I Церковь в годы Гражданской войны и довоенный период. 
Глава II Военный период. 
Глава III Послевоенный период . 
Заключение. 
Список литературы. 
Введение 
Я считаю, что ХХв. был наверно одним из самых тяжелых периодов для Русской православной церкви, думаю многие разделят мое мнение. До конца 80-х годов история Российской Православной Церкви в послереволюционной России практически не рассматривалась. Считалось, что утверждение коммунистической идеологии ведет к преодолению религиозного сознания. Государство проводило политические ограничения церкви и утверждение атеизма. 
В конце 80-х гг. впервые стали обращать внимание, во-первых на то, что политика государства в отношении церкви менялась на разных этапах советской истории, от попыток к сотрудничеству, в первые месяцы после революции, к вытеснению и ограничению деятельности церкви. В годы ВОВ Сталин не только снимает ограничения в деятельности церкви, но и возвращает часть храмов, монастырей и помогает восстановлению Московской Патриархии. 
Вконце 50-х гг. Хрущев активизирует антирелигиозную пропаганду и возобновляет компанию закрытия храмов. В годы правления Брежнева деятельность в отношении российской православной церкви, хотя и находилась под жестким контролем, все-таки была более лояльной, чем при его предшественнике 
Я избираю в качестве темы исследования деятельность российской православной церкви и политику советского государства в период его существования. Хронологические рамки исследования – 1917-1980-е гг. – определяются тем что в этот период российской истории и русская православная церковь и советское государство пытались определить свою политику в новых условиях, а после государство боролось с церковью против ее влияния на общество , в трудные времена одобряла действия сей по поддержке стабильности в обществе. Да, не всегда государству были выгодны действия церкви , поскольку это противоречило коммунистической философии, но несмотря ни на что церковь лучше понимала менталитет русского человека, который сложился на протяжении чуть менее тысячи лет на основе учения Христа ,а после частично закрепился в сознании поколений советских людей . К примеру случай описанный М.А.Шолоховым в повести «Судьба человека», когда один советский военнопленный в разрушенном храме не позволил себе испражниться , поскольку был верующим, страх перед Богом его волновал больше чем страх перед людьми. Скорее всего в период репрессий он скрывал свое свои убеждения, но это не помешало ему быть разумным человеком и не сделать скверного - советская идеологическая машина не искоренила полностью моральные принципы заложенные Православием. Можно даже сказать , что «советы» переняли некоторые заповеди у Христа и церкви его, один из примеров – «Сам погибай . а товарища выручай», это взято и Евангелия от Иоанна глава 15 стих 13 – «Кто душу положит за други своя…». Данный период позволяет лучше понять особенности государственной политики в отношении церкви, и закономерности развития самой церкви, которая является объектом сей работы. Предметом изучения для меня являются взаимоотношения церкви и государства . Исходя из этого я ставлю перед собой следующие задачи: 
1) Изучить взаимоотношения церкви и государства в период в период власти советов; 
2) Изучить изменения в политике Советского государства в отношении церкви и позицию духовенства. 
Считаю эту ему актуальной для нашего общества , поскольку в последнее время идут попытки возрождения моральных принципов существовавших в дореволюционное время. Кидая взор назад в прошлое , на устои общества , благодаря которому Российская Империя являлась страной с точки зрения духовности более менее стабильной, которая имела стержень внутри себя. 
Глава I Церковь в годы Гражданской войны и довоенный период. 
В феврале 1917 года Русская Православная церковь впервые со Времен Петра Великого отошла от подчинения государства, Просуществовал Святейший Синод с 1721 году вплоть до августа 1917 года. 
«9 марта 1917 года, после того, как стали известны волеизъявления и Императора, и Великого Князя Михаила, появляется обращение Святейшего Синода ко всем чадам Русской Православной Церкви. Приведу его с некоторыми сокращениями. Свершилась воля Божия: Россия вступила на путь новой государственной жизни. Да благословит Господь нашу великую Родину счастьем и славой на ее новом пути. Временное правительство вступило в управление страной в тяжкую историческую минуту, враг еще стоит на нашей земле, и славной нашей армии предстоят в ближайшем будущем великие усилия. В такое время все верные сыны Родины должны проникнуться общим воодушевлением. Ради миллионов лучших жизней, сложенных на поле брани, ради бесчисленных денежных жертв, принесенных для завоевания гражданской свободы, ради спасения наших собственных семейств, ради счастья Родины оставьте в это великое историческое время всякие распри и несогласия, объединитесь во имя братской любви на благо России, доверьтесь Временному правительству. Все вместе и каждый в отдельности приложите усилия, чтобы трудами и подвигами, молитвой и поминовением облегчить ему великое дело водворения новых начал государственной жизни и общим разумом вывести Россию на путь истинной свободы, счастья и славы. Святейший Синод усердно молит всемогущего Господа, да благословит Он труды и начинания Временного Российского правительства, да даст ему силу, крепость и мудрость, а подчиненных ему сынов великой Российской державы да управит на путь братской любви, славной защиты Родины от врага и безмятежного мирного ее устроения.Вот такова была реакция Синода на происшедшие события. Он оказывался, действительно, в сложном положении. Теперь Временное правительство заняло место Государя. Иногда говорят, что Синод поступил неправильно, что ему нужно было анафематствовать Временное правительство. Конечно, он поступил правильно в тех условиях, иначе поступить было нельзя. Если бы еще и Церковь в этот момент стала призывать к какой-то новой политической линии, был бы полный обвал .» - так описывает начало отделения Протоиерей Георгий Митрофанов. Теперь церкви предстояло изменить свою жизнь. Перемены начались с весны 1917 года, когда Православные епископы стали избираться самими верующими спустя сотни лет на епархиальных съездах. Идеи восстановления патриаршества в кругах духовенства высказывались еще в 19 веке. Так в 1905 году члены Синода даже предложили государю созвать собор и избрать патриарха. На это Николай II ответил отказом. Обосновав свой ответ тем , что столь великие дела не должны совершаться в нелегкое для страны время. 15 августа 1917 года открылся Поместный Собор Русской Православной Церкви в Успенском соборе Московского Кремля. « Деяния Собора продолжались более года. Состоялось три сессии: первая заседала с 15 августа по 9 декабря, до Рождественских каникул, вторая — с 20 января 1918 г. по 7 (20) апреля, третья — с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября (в скобках указана дата, соответствующая новому стилю).Своим Почетным Председателем Собор утвердил старейшего иерарха Русской Церкви митрополита Киевского священномученика Владимира. Председателем Собора избран был митрополит Московский святой Тихон. Составлен был Соборный Совет. Собор образовал 22 отдела, которые предварительно готовили доклады и проекты Определений, выносившиеся на пленарные заседания. Большую часть отделов возглавили архиереи. Важнейшими из них являлись отделы высшего церковного управления, епархиального управления, церковного суда, благоустроения прихода, правового положения Церкви в государстве.Главной целью Собора было устроение церковной жизни на началах полнокровной соборности, причем в совершенно новых условиях, когда вслед за падением самодержавия распался прежний тесный союз Церкви и государства. Тематика соборных деяний носила поэтому по преимуществу церковно-устроительный канонический характер . 
» - пишет В.А. Цыпин. 
20 января Совнарком принял «Декрет о свободе совести», который «отделял церковь от государства». В котором указывалось, что каждый человек получает право исповедовать любую религию или не исповедовать атеизм, также запрещалось ущемление прав по признаку веры. Теперь в школах запрещалось преподавать закон Божий. Также декрет секуляризировал церковное имущество в пользу государства. Духовенство восприняло декрет, особенно его последнюю часть, как гонение на церковь –«Доселе Русь была святой, а теперь хотят сделать ее поганой.» 
После Октября патриарх Тихон сначала выступал с обличениями власти, но в 1919 году заняв сдержанную позицию, призвав не участвовать в политической жизни страны. 
За время гражданской войны около десяти тысяч человек из православного духовенства оказались в числе жертв. Так в 1918 году без суда был расстрелян митрополит Киевский Владимир (Богоявленский). За попытку помочь царской семье красноармейцы утопили в р. Туре епископа Тобольского Гермогена. 
Власти всячески поддерживали антицерковные настроения в обществе. В дни Церковных праздников утраивались карнавалы, высмеивающие Бога и церковь. 
В 1919-1920 годах были проведены «вскрытия мощей святых угодников», Сергея Радонежского, Александра Невского, Тихона Задонского. Что привело к возмущению духовенства и верующих, в некоторых местах протесты приходилось усмирять даже с помощью войск. 
В 1921 году в Поволжье прибывал очень сильный голод. Патриарх Тихон выразил готовность оказать помощь голодающим и создал «Всероссийский церковный комитет помощи голодающим». Однако государство запретило комитет и отказалось от помощи церковников. 19 февраля 1922 года патриарх разрешил жертвовать в пользу голодающих церковные ценности «не имеющие богослужебного употребления». Спустя четыре дня согласно власти приняли решение изъять из храмов все ценности на нужды голодающих. 28 февраля патриарх назвал изъятия святотатством. По всех стране вспыхнули протесты – 15 марта в Шуе на городской площади за протестный колокольный набат верующих. По официальному сообщению, толпа встретила конную милицию угрозами и кидала в нее поленья. Прибыли два автомобиля с пулеметами, которые разогнали толпу. Газеты сообщили о четырех убитых. Вскоре после волнений в Шуе 19 марта В.И. Ленин в письме Политбюро призывал расстреливать «реакционное духовенство», чтобы оно не смело думать о каком-либо сопротивлении несколько десятков лет. В стране в 1922-1923 годах прокатилась волна арестов и судовнад духовенством и верующими. Арестовывали за утаивание ценностей и за протесты против их изъятий. В апреле 1922 года в Москве прошел «процесс 54-х» священников и мирян, обвиняемы в сопротивлении изъятию ценностей церкви. По данному делу трибунал вынес 12 смертных приговоров подсудимым, расстреляно было пять человек. 9 июня того же года начался суд над духовенством и верующими в Петрограде. В числе 84-х обвиняемых был митрополит Петроградский Вениамин, патриарх Тихон был свидетелем в этом деле, позже его арестовали. 5 июля к расстрелу приговорили десть человек, расстреляли четверых, шестеро помиловали. Газеты почти каждый день писали о новых арестах и судах над священниками, проходили более двадцати показательных процессов. 
Весной 1922 года в церковной среде появились «Обновленцы», которые выступали за тесное сотрудничество с советской властью. Все обновленцы боролись против патриарха Тихона и его сторонников, поэтому пользовались поддержкой властей. Философ Николай Бердяев, вызванный в 1922 г. на Лубянку, вспоминал, как «был поражён, что коридор и приёмная ГПУ были полны духовенством. Это всё были живо��ерковники. На меня всё это произвело тяжёлое впечатление. К “живой церкви” я относился отрицательно, так как представители её начали своё дело с доносов на Патриарха и патриаршую церковь. Так не делается реформация...». Одно из течений обновленцев - группу “Живая церковь” - возглавлял петроградский священник Владимир Красницкий. До революции он был убеждённым монархистом и черносотенцем. Теперь же его вместе с группой соратников принимал сам “ всесоюзный староста” Михаил Калинин. В 1922 г. “протопресвитер” В. Красницкий был назначен настоятелем храма Христа Спасителя. Прихожане - “тихоновцы” встречали его возле храма гнилыми яблоками и горшками с помоями, так что милиции приходилось брать его под охрану. 
После ареста патриарха обновленцы при поддержке властей подчинили себе большую часть приходов страны, правда, верующие многие верующие не сильно жаловали этих пастырей. На «Втором Поместном Соборе РПЦ» в Москве обновленцы лишили сана патриарха Тихона и упразднили патриаршество как «монархический и контрреволюционный способ руководства Церковью», разрешили жениться епископам, а овдовевшим священникам – жениться вторично. В июле 1923 года после раскаяния патриарха Тихона в поступках против государственного строя, его выпустили. Это нанесло сокрушительный удар по обновленческой церкви. Многие священники ранее перешедшие к обновленцам, приносили покаяние Тихону. На своем Соборе 1925 года обновленцы отказались от всех нововведений. Это означало по существу конец обновленчества, хотя формально «Обновленческая церковь» во главе с А. Введенским существовала вплоть до послевоенных лет. 
После смерти в 1925 г. Патриарха Тихона, во главе церкви встал патриарший местоблюститель митрополит Крутитский и Коломенский Петр(Полянский), спустя семь месяцев он был арестован. В управление церковью вступил митрополит Сергий(Иван Старогородский). 29 июля 1927 г. в свет вышла «Декларация митрополита Сергия». В ней говорилось: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой - наши радости успехи, а неудачи - наши неудачи. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза « не только из страха, но и по совести», как учил нас апостол». Продолжали арестовывать духовенство и закрывать храмы и после публикации «Декларации». Достаточно сказать , что трое из семи архиереев , подписавших «Декларацию» вместе с Сергием были арестованы и погибли в лагерях ГУЛАГа в 1937-1938 гг. Несмотря на новые уступки власти шли на некоторые послабления в отношении церкви. В феврале 1930 г. советские газеты напечатали выступление митрополита Сергия, в котором он говорил: « Гонения на религию в СССР никогда не было и нет. Исповедание любой веры в СССР свободно и никакими государственными организациями не преследуется. Действительно, некоторые церкви закрываются, но происходит это не по инициативе власти, а по желанию населения, а в иных случаях даже по постановлению самих верующих». После этого выступления Сергию было разрешено издавать «Журнал Московской патриархии», который выходил до 1935 г. 
Несогласные с декларацией образовали несколько групп под общим названием «катакомбная», или «Истинно Православная церковь». Они выступали за сохранение чистоты православия. Советскую власть они называли «властью антихриста», отказывались принимать участие в советских мероприятиях, переписи населения , службы в армии и др. Вскоре почти все они оказались в лагерях и ссылках. Аресты на них за «антисоветскую агитацию» продолжались вплоть до начала 80-х годов прошлого века. 
Глава II Военный период. 
В день начала Великой Отечественной Войны митрополит Сергий с посланием обратился к верующим, призывая их встать на борьбу с агрессором. В послании он четко перечислял задачи, которые готова взять на себя церковь : « Нам, почтарям Церкви, в такое время, когда Отечество призывает всех на подвиг, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорчённого не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божьей ». «Господь нам дарует победу» -заключал он свое послание. Позднее, Сергий писал в ноябре 1941 года: «Прогрессивное человечество объявило Гитлеру священную войну за христианскую цивилизацию, за свободу совести и веры». С началом войны наметился некоторый перелом в отношениях между церковью и государством. Я считаю , что это было связанно с тем ,что советская агитационная система не справлялась со своими обязанностями по поддержанию боевого духа в рядах красноармейцев и краснофлотцев, которые теряли с каждым днем отступления надежду на исправления ситуации в их сторону, на победу. Что в последствии привело к лояльному отношению к верующим и священнослужителям, поскольку как поет в своей песне солист группы «Алиса» : «С Богом надежнее жить! С Богом легко умирать!». Поскольку они стремились к Богу, замечу «Бог всегда с человеком , но не всегда человек с Богом» - так мне сказал Священник Николай, настоятель Тихвинского Храма г .Троицка, а с заветами вождей революции людей в на верную смерть ,не поднять, не воодушевить. Осенью 1941 года прекратили выходить все антирелигиозные издания. Стал утихать в своих проявлениях «Союз воинствующих безбожников», насчитывавший три миллиона активистов. 
В конце декабря 1942 года митрополит Сергий призвал верующих к сбору средств на танковую колонну имени Дмитрия Донского. Спустя несколько дней И.В.Сталин впервые направил митрополиту телеграмму , где поблагодарил «православное духовенство и верующих за заботу о бронетанковых силах РККА». В годы войны церковь собрала на военные нужды страны более трехсот миллионов рублей. Колонна имени Дмитрия Донского состоявшая из сорока танков «Т-34» была передана Красной Армии в марте 1944 года. Также на собранные Русской Православной Церковью средства была построена эскадрилья боевых самолетов имени Александра Невского. 
На оккупированных территориях немцы не возражали против открытия храмов, которые открывались сотнями. Митрополит Литовский Сергий(Воскресенский) и его окружение приветствовали освобождение от Советской Власти, московского Сергия они называли заложником Кремля, а его деятельность объясняли нажимом властей. Позднее его(Сергия митрополита Литовского) убьют немцы в 1944 году. Многих священников немцы расстреляли за их помощь партизанам. Некоторых киевских священников казнили за чтение патриотических проповедей митрополита Сергия. 
Многие священнослужители воевали в партизанских соединениях и армии, были награждены боевыми орденами. Во время блокады Ленинграда в городе не переставали действовать около восьми православных храмов. 
После эвакуации в Ульяновске в сентябре 1943 года митрополита Сергия пригласили на встречу в Кремль. 5 сентября произошла встреча И. Сталина, В. Молотова и митрополитов Сергия, Алексия(Симанского), Николая(Ярушевича). В ходе беседы митрополит Сергий пожаловался . что не хватает священников в церкви. «А почему у Вас не хватает кадров? Куда они подевались?» - спросил Сталин. «Кадров у нас не по разным причинам, - ответил Сергий. – К примеру, мы готовим священника , а он становится Маршалом». Сталин усмехнулся и ответил – «Вам нужно готовить новые кадры». Митрополиты попросили разрешения открыть курсы по подготовке священников. «Какие там курсы!- воскликнул Сталин.- Вам необходимы духовные академии». Митрополиты просили разрешения выпускать церковный календарь с богослужебными текстами, на что Сталин предложил возобновить выпуски «Журнала Московской патриархии». 
Сергий также высказал желание созвать собор и избрать нового патриарха. Не будет ли власть против? На , что Сталин ответил – «Это ваше внутрицерковное дело». 
Также И. Сталин сообщил , что при Совете Народных Коммисаров создается «Совет по делам Русской Православной Церкви». Во главе, которого будет полковник НКВД Георгий Карпов. Который ранее руководил арестами и расстрелами духовенства. Митрополит Сергий не сдержался и произнес – «Богопоставленный вождь, но ведь он из гонителей наших». В ответ Сталин сказал , что он раньше был гонителем . а теперь будет их охранителем. А. Краснов-Левитин писал – «В конце беседы митрополит был страшно утомлён. Сталин, взяв митрополита под руку, осторожно, как настоящий иподьякон, свёл его по лестнице вниз и сказал ему на прощание следующую фразу: «Владыка! Это всё, что я могу в настоящее время для Вас сделать»» . 
На следующий день газета «Правда» и другие сообщали о проведенной встрече в Кремле. В Москву из ссылок было возвращено 18 архиереев. 8 сентября открылся Собор епископов, на котором двенадцатым Паитриархом Московским и всея Руси был избран Митрополит Сергий. 
В целом в политике государства произошел коренной поворот по отношению к церкви. К 1945 году в стране действовали восемь духовных семинарий, две духовные академии – Московская (в Сергиевом-Посаде) и Ленинградская. Стал В новь выходить ежемесячный «Журнал Московской патриархии». 
Глава III Послевоенный Период. 
В мае 1944 года скончался патриарх Сергий, который возглавлял церковь в самые трудные годы. А уже в феврале 1945 – го Поместным Собором новым патриархом был избран митрополит Ленинградский Сергий (Симанский). Который возглавлял церковь до своей кончины в 1970 г. Алексий I и его преемник Пимен (Сергий Извеков, 1970 – 1990 гг.) продолжали политику Сергия, стараясь избегать разногласий с властью. 
В 1953 году после смерти Сталина ужесточилась политика властей по отношению к церкви. Летом 1954 года решением ЦК КПСС усилилась антирелигиозная пропаганда. Тогда с резкой речью выступил против религии выступил Никита Сергеевич Хрущев. Вновь возобновились сносы и закрытия храмов всех вероисповеданий. Вплоть до прихода к власти Брежнева сносились и закрывались тысячи храмов. К примеру, вновь в 1961 году закрыли Киево-Печерскую Лавру, которая ранее была закрыта с 1926 по 1942 гг. В 1964 г., летом, был взорван храм Преображения, кафедральный собор митрополита Московского. Верующие отказались в назначенный день покинуть собор, их выдворяли с помощью милиции. Ранее в 1961 году было запрещено производить колокольный звон, сначала в Москве , а после и других городах. В 1960 году власти потребовали проведения церковноприходской реформы. Во главе приходов теперь оказывались не священники , а совет из двадцати подобранных властями прихожан. Они должны были руководить церковным имуществом и пожертвованиями. Также они имели право уволить или даже закрыть храм. Во время периода подготовки реформы около восьми епископов публично протестовали против ее проведения. В 1965 году против реформы выступили архиереи во главе с архиепископом Калужским Гермогеном и священники Николай Эшлимани и Глеб Якунин. За эти выступления они были лишены приходов, Гермоген удален в монастырь. Через год патриарх Алексий и собор епископов согласились с ее проведением. 
Начиная с марта 1985 года, в политике государства по отношению к церкви вновь произошел переворот. В годы «перестройки» стали открываться новые храмы всех вероисповеданий. Православной церкви были возвращены Оптина Пустынь, Киево-Печерская лавра и другие монастыри. В 1988 году Русская Православная Церковь торжественно отпраздновала тысячелетие Крещения Руси. Роль церкви в жизни страны вновь стала возрастать. В марте 1989 года церковные деятели стали депутатами Советского Союза. Немногими из них стали патриарх Пимен и его приемник, будущий патриарх Московский и всея Руси – Алексий II (Ридигер). 3-го мая 1990 года скончался восьмидесятилетний патриарх Пимен. Русскую Православную церковь возглавил Алексий II. 
Заключение. 
Во взаимоотношениях между Церковью и государством необходимо учитывать различие их природ. Церковь основана непосредственно Богом; богоустановленность же государственной власти являет себя в историческом процессе опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в их земном благополучии. Наше государство является светским и не связывает себя какими-либо религиозными обязательствами. Его сотрудничество с Церковью ограничено рядом областей и основано на взаимном невмешательстве в дела друг друга. Имея различные природы, Церковь и государство используют различные средства для достижения своих целей. В осуществлении своих социальных, благотворительных, образовательных и других общественно значимых программ Церковь может рассчитывать на помощь и содействие государства. Задачи и деятельность Церкви и государства могут совпадать не только в достижении чисто земной пользы, но и в осуществлении спасительной миссии Церкви. Традиционной областью общественных трудов Православной Церкви является забота перед государственной властью о нуждах народа, о правах и заботах отдельных граждан или общественных групп. Советский период стал для России временем, в котором созидательные и разрушительные процессы переплелись в столь жесткий узел, что развязать его порой кажется невозможно. Русская православная церковь пережила в эти десятилетия, пожалуй, самые страшные моменты своей истории – репрессии, конфискация имущества, бесправие, гонения, пристальный контроль власти и сложнейшие моральные дилеммы. Компромисс с коммунистическим режимом привел к трагическому внутрицерковному расколу и оставил болезненные воспоминания, вызывающие и сегодня острые споры. Роль патриархов в отношениях церкви и государства безусловно велика. Советские годы самый трудный и довольно трагический период в истории Русской Православной Церкви. Каждый из патриархов, который был призван к пастве церковной жизни в эти годы, всячески отстаивал права церкви, старался сохранить и укрепить Русскую Церковь, сохранить русский народ от полного безверия, сохранить устои религиозной жизни. От лица Русской Православной Церкви патриархи сделали большой вклад в помощь русскому народу во время войн и голода. Не смотря на все старания власти в отношении церкви, патриархи, как могли, противостояли уничтожению церкви и христианства, истреблению самой веры. Одним из актуальных вопросов для многих ревнителей истории церкви является – «Что в общем смысле привело к гонениям на Русскую Православную Церковь с приходом к власти коммунистов , не взирая на их идеологию атеизма. Ведь можно было создать государственный строй без преследований традиционной религии русского народа, а всего лишь оградить церковь от влияния на политику властей ? » Но такого не произошло поскольку пастырское слово священнослужителей имело силу над людьми, оно могло организовать русское население , которое составляло большую часть населения в стране и могло привести к новой смене власти. А чтобы этого не произошло следует удалять корень самоорганизации , это как зубной врач удаляет больной зуб у пациента, чтобы все остальные не начали болеть ии впоследствии человек не остался без зубов. Таким корнем и «больным зубом» угрозы советской власти была церковь. Расказачивание происходило по той же причине , что казаки были по словам Л.Троцкого: «Казаки — единственная часть русской нации, способная к самоорганизации. По этой причине они должны быть уничтожены поголовно». Казаков объединяла не только братская связь , но и то что они являлись вечными защитниками Православной веры. По мнению старца, жившего в советском государстве и осужденного «ОСОБЛАГА» за антисоветскую агитацию, Отца Арсения, в миру Стрельцова Петра Андреевича причиной падения веры в народе было моральное разложение в священничестве и интеллигенции : «Говорите , что коммунисты верующих пересажали , церкви позакрывали, веру попрали. Да, внешне все так и выглядит, но давайте рассмотрим глубже, оглянемся в прошлое. В народе упала вера, люди забыли свое прошлое. Забросили многое, доброе и хорошее. Кто виноват в этом? Власти? Виноваты мы с вами , потому что с посеянных нами же семян. Вспомним, какой пример давала интеллигенция , дворянство, купечество, чиновничество народу, а мы священнослужители были еще хуже всех. Из детей священников выходили воинствующие атеисты, безбожники, революционеры, потому что в семьях своих вдали они безверие, ложь и обман. Задолго до революции утратило священничество свое право быть наставником народа, его совестью . Священство стало кастой ремесленников. Атеизм и безверие. Пьянство и разврат стали обычными в их среде. Из огромного количества монастырей покрывавших нашу землю, лишь пять или шесть были светочами христианства, его совестью, духом, совершенством веры. Это – Валаамский монастырь , Оптина пустынь с ее великими старцами, Дивеевская обитель, Саровский монастырь, а остальные стали общежитиями почти без веры, а часто монастыри, особенно женские, потрясали верующих своей дурной славой. Что мог взять народ от таких пастырей? Какой пример? Плохо воспитали мы с вами народ свой. Не заложили в него глубокий фундамент веры. Вспомните все это. Вспомните! Поэтому так быстро забыл народ нас, своих служителей, забыл веру и принял участие в разрушении церквей, а иногда и сам первый начинал разрушать их. Понимая это, не могу я осуждать власть нашу, потому что пали семена безверия на уже возделанную нами почву, а отсюда и все остальное: лагерь наш , страдания наши и напрасные жертвы безвинных людей. Однако скажу вам, что бы ни происходило в моем отечестве, я гражданин его и как иерей всегда говорил своим духовным детям: надо защищать его и поддерживать, а что происходит сейчас в государстве, должно пройти, это грандиозная ошибка, которая рано или поздно должна быть исправлена .» Я лично верю, что все наладится! Но для этого нам следует вернуться к истокам, переосмыслить наше сегодняшнее состояние и продолжать жить в Христе, положившем свою жизнь за нас. Поэтому я и решил рассмотреть данный период в истории нашей страны. 
Список литературы: 
Горшкова А. И. Государство и Р ПЦ в 1940-1990-х гг. - Москва 2001. 
Поспеловский, Д. В. Русская православная церковь в ХХ веке / - Москва 1995. 
Шкаровский, М. В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущёве / - Санкт - Петербург 2005. 
«Отец Арсений» / Издание Сретенского Монастыря - Москва 2000. 
История России. 1917 - 1940. Хрестоматия / В.А. Мазур и др.; под редакцией М.Е. Гловацкого – Екатеринбург 1993. 
Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного при нём Патриаршего Священного Синода «Об отношении Православной Российской Церкви к существующей гражданской власти» / 1927. 
Зеньковский С. Трагедия русского православия./ - Москва 1994. 
Васильева О.Ю. Государственно-церковные отношения советского периода: периодизация и содержание./ - Москва 2003. 
Степанов А.А. Обновленческий раскол как средство антицерковной политики советской власти в 1922-1923 гг./ - Москва 2005. 
Цыпин В. История русской православной церкви. 1917-1990./ - Москва 1994. 
Митрофанов Г. История РПЦ (1900-1927)/ - Санкт-Петербург 2002. 
Цыпин В. Церковное Право/ - Москва 1996.


Информация о работе Русская Православная Церковь в СССР