Религиозное мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Описание работы

Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании.

Содержание работы

1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература

Файлы: 1 файл

религиозное мировоззрение.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

В отличие от предшествующих религиозных учений, христианство обратилось к каждому человеку, независимо от его национальной или классовой  принадлежности. «Из всех характерных  черт новой религии стержневым оказались  притязания христианства на универсальность  и на масштабность исторических свершений: подобная категоричность имела иудейские  корни. Иудео-христианский Бог –  это не племенной либо полисный бог, один из немногих, но единственный подлинный  и верховный Бог, Творец Вселенной, Повелитель истории, всемогущий и всеведающий, вездесущий Царь Царей, чьи непревзойденные  сила и власть требовали преданности  и подчинения равно от всех народов, от всего человечества».

Становление религиозного сознания падает на период разложения родового строя. В эпоху раннего христианства рациональная соразмерность, гармоничность  космоса древних греков заменяется картиной мира, полной ужасов и апокалипсических видений, тем восприятием социальной реальности, которое складывалось у  порабощенных народов Римской империи, у беглых рабов, у обездоленных, бесправных, скрывающихся в пещерах и пустынях Передней и Малой Азии семитских  племен. В условиях всеобщего отчуждения многие люди были практически лишены всего – крова, имущества, семьи, а беглый раб даже не мог считать  принадлежащим ему свое собственное  тело. Именно в этот период, переломный и трагический момент истории  в культуру вошло одно из величайших мировоззренческих озарений: все  люди, независимо от социального положения  и этнической принадлежности, равны  перед Всевышним, человек – носитель величайшего, доныне невостребованного  богатства – бессмертной души, источника нравственной силы, духовной стойкости, братской солидарности, бескорыстной любви и милосердия. Открылся новый, неизвестный людям предшествующей эпохи космос – космос человеческой души, внутренней опоры обездоленного и униженного человеческого существа.

Благодаря чему человек может  находить опору, заглянув в свою собственную  душу? Благодаря тому, что она  получает в религиозном сознании особый онтологический статус. Душа бессмертна и дарована нам свыше. Благодаря  этому мы получаем способность ощущать  нашу жизнь как бытие в Боге и через Бога.

Для последователей другой мировой религии – ислама –  воля, мудрость и любовь Всевышнего к людям выражают сокровенную  сущность тех событий, которые составляют реальную ткань человеческой истории. Ислам пришел в арабский мир в  середине 7 века и положил начало формированию мощной исламской цивилизации, что находится в тесном взаимодействии с цивилизацией восточноевропейской, развившейся под сильным воздействием православного христианства, и западноевропейской, религиозным проявлением которой  служат католицизм и протестантизм.

1.3 Религия  и религиозная философия: единство  и различие

Философия и религия имеют  совершенно различные задачи и суть различные по существу формы духовной деятельности. Религия есть жизнь  в общении с Богом, имеющая  целью удовлетворение личной потребности  человеческой души в спасении, в  отыскании последней прочности  и удовлетворенности, незыблемого  душевного покоя и радости. Философия  есть, по существу, совершенно независимое  от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и  жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные  формы духовной жизни совпадают  между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект – на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога. Конечно, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение  – именно совершенное расхождение  путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения  с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и  мир не из его вечной и абсолютной первоосновы, – там между религией и философией не ничего общего; они  не то что противоречат одна другой, они в этом случае так же не соприкасаются  между собой, как, скажем, музыка и  химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для  философии пути мнимые, не приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное  осуществление задач и той  и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели – к Богу. В отношении  религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит наоборот, в отношении философии это  есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими  общими соображениями.

Современному сознанию, даже если оно мыслит в понятиях, близких  к вышеизложенным соображениям, представляется маловероятным или даже совершенно невозможным, чтобы то абсолютное, которое  в философии нужно как высшая логическая категория, объединяющая и  упорядочивающая теоретическое  постижение бытия, совпадало с живым  личным Богом, которого требует и  которым одним только может удовлетвориться  религиозная вера.

Два сомнения возникают здесь, которые с разных сторон выражают, в сущности, одну и ту же трудность. С одной стороны, религиозная  идея Бога, по-видимому, противоречит целям  философии в том отношении, что  предполагает в природе Бога и  потому в живом отношении к  Богу момент тайны, непостижимости, неадекватности человеческому разуму, тогда как  задача философии именно в том  и состоит, чтобы до конца понять и объяснить первооснову бытия. Все логически доказанное, понятое, до конца ясное, уже тем самым  лишается своей религиозной значимости. Бог, математически доказанный, не есть бог религиозной веры. Отсюда представляется, что, если бы даже философия действительно  познала истинного Бога, доказала Его бытие, разъяснила Его свойства, она именно этим лишила бы Его того смысла, который Он имеет для религии, т. е. убила бы самое драгоценное, что есть в живой религиозной  вере. Таково сомнение многих религиозных  натур, которым часто кажется, что  чем более философия религиозна по своему предмету, т. е. чем упорнее  она занята логическим постижением  Бога, тем она опаснее для цели религии – для живого, верующего  обладания неизследимым и неизреченным источником спасения. И тот же ход  мыслей приводит иногда философию к  убеждению, что ее истинная задача –  понять Бога, тем самым уничтожить ту безотчетность и таинственность Его, которая придает религии характер интимной веры; философия есть в этом случае, как у Гегеля, замена безотчетной, инстинктивной веры ясным знанием – преодоление веры знанием. Как нельзя одновременно переживать радость живой любви к человеку и брать того же человека как объект холодного научного анализа, так нельзя одновременно веровать в Бога и логически постигать Его.

В ином аспекте эта же трудность принимает форму другого  сомнения. Бог религиозной веры, источник личного спасения необходимо есть живая личность. Но, по-видимому, из всех категориальных форм, в которых  может мыслиться центральное  философское понятие первоосновы  бытия, наименее подходящей является именно форма живой личности. Мыслится ли Бог в философии как субстанция мира или как его первопричина, как всеединая вечность или как  творческая сила развития, как мировой  разум или как жизнь, он есть, во всяком случае, что-то безличное, какое-то в известной мере всегда пантеистически-мирообъемлющее начало, в котором философия, не изменяя  своей задачи постижения и логического  осмысления бытия и не приспособляясь искусственно к требованиям религиозного чувства, не может усмотреть антропоморфных черт живой, карающей и любящей личности, необходимых для религиозного отношения  к Богу. Роковым образом, независимо от содержания отдельной философской  системы, Бог философии носит  на себе печать своей зависимости  от нужд отвлеченной мысли и именно поэтому есть для религиозного чувства  лишь иллюзорный суррогат истинного  Бога – мертвый камень вместо хлеба, насыщающего голод религиозной  души, или, в лучшем случае, ни к чему не нужная, туманная, бесплотная тень того истинно-сущего, которым во всей полноте  и жизненности Его реальности уже обладает непосредственная религиозная  вера.

В основе обоих сомнений лежит в конечном счете, как уже  указано, одна трудность; и надо признать, что это есть действительно серьезная  трудность – одна из глубочайших  и важнейших философских проблем, – в отличие от того легкоразрешимого противоречия, с которым мы имели  дело выше и которое вытекало лишь из поверхностных и совершенно ложных банальных представлений о сущности философии и религии. Трудность  эта сводится к вопросу: может  ли философия, которая есть постижение бытия в логической форме понятия, вместе с тем не быть рационализмом? Заслуживает внимания, что этот вопрос является решающим не только для согласования философии и религии, но и для  возможности самой философии. В  самом деле, философия, с одной  стороны, есть постижение бытия в  системе понятий и, с другой стороны, постижение его из его абсолютной и всеобъемлющей первоосновы. Но понятие есть всегда нечто относительное  и ограниченное; как же возможно выразить абсолютное в формах относительного, овладеть бесконечным, уловив его в  сети конечного? Как можно – проще  говоря – постичь непостижимое? Казалось бы, мы стоим перед роковой  дилеммой: либо мы ищем само абсолютное, выходящее за пределы всего конечного  и – тем самым – логически  выразимого, и тогда мы не можем  действительно постичь и логически  зафиксировать; либо же мы ищем только логическую систему понятий и  тогда всегда пребываем в сфере  только относительного, частного, производного, не доходя до подлинной первоосновы  и целостного всеединства бытия. В обоих случаях задача философии  остается неосуществленной.

Этим разъяснением условия  возможности самой философии  сразу же устраняется, по крайней  мере, первое из указанных двух сомнений в отношении между философским  богопознанием и религиозным  чувством. В каких бы понятиях ни выражала отвлеченная философская  мысль свое познание Бога, ее основной интуицией и тем самым ее высшим и верховным понятием остается чисто  религиозная идея безмерности, неисчерпаемой  глубинности и таинственности Бога; и, в сущности, вся остальная система  понятий имеет своим последним  назначением приблизить мысль к  уловлению именно этой сверхконечной  и сверхрациональной природы  Бога, конституирующей Его абсолютность. Обычное заблуждение в понимании  соотношения между философией и  религией в этом пункте состоит в  том, что чувство тайны представляется условием, преграждающим познавательное проникновение, и, наоборот, страсть  к познанию – силой, разрушающей  смиренное чувство тайны и  поэтому благоприятствующей самомнению атеизма. В действительности, напротив, религиозное чувство тайны и  глубинности бытия есть первое и  необходимое условие развития философии, тогда как самомнение атеизма  в корне убивает самый инстинкт философствования и есть в такой  же мере отрицание философии, как  и религии. Возможность и даже частные случаи промежуточных форм – недостаточности философской  энергии благодаря чему мысль, непроникая до последней глубины, останавливается на полпути, ставит себе здесь последние грани и, упрощая бытие, благоприятствует полуневерию или бедности и схематичности религиозного сознания, – конечно, не опровергает, а скорее подтверждает основное, разъясненное нами соотношение. Идущая в настоящее время борьба между умами, так сказать глубинными, т. е. ощущающими глубину и бесконечную сложность жизни, и умами плоскими, воображающими, что жизнь легко можно, как карточный домик, разобрать на части и снова сложить по своему усмотрению, есть в такой же мере борьба за религиозное, как и за философское, миропонимание.

Этим обретен и путь к разрешению второго сомнения. Правда, поскольку мы его выразим в  грубой и логически твердой формуле, по которой Бог веры есть человекоподобная личность. Бог философии – безличный  абсолют, оно кажется совершенно непреодолимым. Но в этом повинна  только односторонность и логическая упрощенность самой формулы. Ни Бог  религии, ни Бог философии не есть то простое и однозначное содержание, к которому Его сводит эта формула, именно потому, что Он есть прежде всего  неисследимая глубина и неисчерпаемое  богатство. Он есть полнота всех определений, ибо стоит превыше каждого  из них в отдельности; и потому одно определение не противоречит в  Нем другому – под условием, что каждое из них берется в  надлежащем смысле, не как исчерпывающее  адекватное знание самой Его сущности, а именно лишь как уяснение одной  из Его сторон, имеющее – в  силу коренного единства Его сущности – лишь символическое значение для  определения целого. Ведь и Бог  религиозной веры содержит – при  первой же попытке какого-либо одностороннего Его определения – множество  противоречий, которые в действительности суть не противоречия, а антиномии, согласимые в высшем, сверхрациональном  единстве. С другой стороны, философское  богопознание лишь мнимым образом приковано  к указанному безличному и как  бы бесформенному понятию Бога как  некоего лишь всеобъемлющего начала. Кажущаяся неизбежность этой тенденции  вытекает лишь из одностороннего ограничения  задачи философии теоретическим  миропостижением. Если мы вспомним и  будем иметь в виду, что задача философии этим не исчерпывается, а  требует целостного осмысления бытия  во всей его живой полноте и  глубине, объемлющей как один из основных его моментов реальность духовной жизни  со всеми ее нравственными и религиозными запросами и проблемами, – если мы вспомним необходимость таких  философских проблем, как проблема добра и зла, теодицеи, отношения  между нравственным идеалом и  действительностью, свободой и необходимостью, разумом и слепотой природных  сил, – то мы поймем, что высшее уясняющее  единство, которого ищет философия, есть не одно лишь безличное единство. упорядочивающее  картину объективного мирового бытия, а действительно целостное всеединство  жизни в самом глубоком и всеобъемлющем  смысле этого понятия. Все дело в  том, что подлинная философия, могущая  осуществить свое назначение, должна исходить из действительного, т. е. абсолютно  полного и конкретного всеединства, а не из мнимого, по существу, лишь частичного и отвлеченного единства системы  объективного бытия. А это значит, что последний источник и критерий философского знания есть одна лишь бесстрастная, чисто созерцательная интуиция объективного бытия, а целостный и живой  духовный опыт – осмысляюшее опытное  изживание последних глубин жизни. Традиционное школьное понимание философии  – поскольку оно вообще допускает  философию, как метафизику или онтологию  – усматривает в последней  содержание «теоретической философии» и отделяет от нее в качестве особых, добавочных и притом относительно второстепенных отраслей философского знания – «этику», или «практическую философию», «эстетику», «философию религии», «философию истории» и т. п. Практически и пропедевтически  такое или аналогичное ему  деление философии, конечно, неизбежно, ввиду многообразия философских  интересов и невозможности изложить сразу предмет философии со всех его сторон. Но поскольку мнят, что  подобным делением точно выражена внутренняя структура философского знания, вытекающая из структуры самого ее предмета, –  это есть опасное заблуждение, уводящее духовный взор от подлинной природы  предмета философии. С одной стороны, всякая философия есть онтология  или «теоретическая философия» (бессмысленный  плеоназм – ведь философия всегда есть знание, т. е. теория!), ибо философия  всюду и везде познает истинно-сущее; и, с другой стороны, – что здесь  особенно важно – истинная онтология  есть не бесстрастное изучение чуждой духу и лишь извне ему предстоящей  картины бытия (ибо такое бытие  именно и не есть целостное бытие  или подлинное всеединство), а  постижение абсолютного бытия, объемлющего и всю духовную жизнь самого субъекта знания – человеческой личности. Но познавательная направленность на абсолютное в этом, единственно истинном его смысле предполагает духовный опыт не как внешнее созерцание, а как основанное на истинном внутреннем переживании постижение существа и смысла жизни. Короче говоря, подлинная, а не только школьная и пропедевтическая онтология должна опираться на живой религиозный опыт и потому в принципе не может ему противоречить. Вся совокупность мучительных сомнений, исканий и достижений религиозного опыта, объединимая в теме «о смысле жизни», – проблема вины, возмездия и прощения, личной ответственности и человеческого бессилия, предопределения и свободы, реальности зла и благости именно Сущего, хрупкости эмпирического существования и неуничтожимости личности – входит как законная и необходимая тема в состав онтологии, заслуживающей своего имени учения о бытии.

Философское знание по своим  достижениям необходимо отстает  от достижений непосредственного религиозного проникновения в глубины бытия. На это есть существенные основания, коренящиеся в самой природе  обеих духовных деятельностей. Прежде всего, религиозная вера, будучи живым, непосредственным ощущением и переживанием Божества, не нуждается для своих  достижений в тяжкой умственной работе рационального разъяснения и  обоснования своих истин. Кроме  того, хотя религия, как указано выше, и содержит необходимо, в качестве своей основной опорной точки, момент непосредственного личного усмотрения истинности, она совсем не нуждается  в том, чтобы это непосредственное усмотрение распространялось на все  содержание религиозной веры. Напротив, для нее характерно, что этот момент непосредственной очевидности присущ восприятию правдивости, безусловной  истинности источника откровения –  будет ли то самое Божество или  тот или иной посредник между  Богом и человеком, – в силу чего содержание откровения приобретает  косвенную достоверность истины, сообщенную самоочевидно достоверным  свидетелем. Поэтому-то достоянием личной веры может быть – и даже необходимо бывает – содержание соборного религиозного опыта, со всеми входящими в его  состав достижениями религиозных гениев. Этим достигается возможность полноты, богатства и глубины религиозного откровения, совершенно недостижимые для философского знания. Ибо хотя философскому знанию не поставлено здесь  никаких принципиальных преград  и открыта возможность бесконечных  достижений, однако требуемое природой философского знания логическое единство содержания делает для него практически  невозможным использование в  одной системе всей полноты религиозного опыта человечества. Лишь полнота  и многообразие всех философских  достижений человеческой мысли в  принципе может стать на уровне его  религиозных достижений но эта полнота  может быть дана только духовно-исторической интуиции, но не выражена адекватно  в какой-либо единой системе. Философская  система, пытающаяся выразить и логически  фиксировать весь религиозный опыт человечества, есть замысел, аналогичный  попытке начертить географическую карту, на которой было бы отмечено все многообразие географической реальности. И здесь, с иной стороны, мы снова  убеждаемся, что правильное соотношение  между религией и философией возможно лишь на почве того «умудренного неведения» (docta ignorantia), которое есть самый зрелый плод истинного просвещения. Подлинно философское умонастроение по своей  волевой структуре совпадает  с религиозным умонастроением: в  обеих – вопреки поверхностному мнению, которому это представляется невозможным, – смирение сочетается с дерзновением творчества, и притом не так, что каждая из этих волевых  тенденций сдерживает и ограничивает другую, а так, что каждая из них, напротив, питает и укрепляет другую.

Информация о работе Религиозное мировоззрение