Религиозное мировоззрение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 07:15, реферат

Описание работы

Общая черта всех этих определений — исключительный акцент на психологическую сторону религиозного переживания и отсутствие упоминаний о его объекте, о его внешнем источнике, т.е. ничего не говорится о божестве (одном или многих). Между тем, как известно, именно «нечто божественное», как бы его в разных религиях себе ни представляли, является объектом религиозной жизнедеятельности и в то же время, по единодушному убеждению приверженцев любой религии, ее источником. К последнему из приведенных высказываний тесно примыкает атеистическое определение религии как иллюзорно-фантастического отражения объективно-существующего бытия (конечно, материального, другого последовательные материалисты не знают) в человеческом сознании.

Содержание работы

1. РЕЛИГИЯ
1.1 Возникновение и сущность религии
1.2 Религия как форма мировоззрения
1.3 Религия и религиозная философия: единство и различие
2 КОНСПЕКТЫ
КУЛЬТУРНАЯ ЦЕННОСТЬ РЕЛИГИИ
ОТНОШЕНИЕ РЕЛИГИИ К ГОСУДАРСТВУ
Литература

Файлы: 1 файл

религиозное мировоззрение.docx

— 59.27 Кб (Скачать файл)

Более сложные религиозные  понятия рассматривались как  результат развития и усложнения первичной идеи о существовании  у каждого человека некоей параллельной духовной субстанции.

Слабой стороной анимистической теории происхождения религии следует  признать прежде всего субъективизм таких психологических явлений, как сон, галлюцинация и др. В самом  деле, можно допустить, что увидевший  во сне своего умершего предка человек  способен уверовать в реальность его существования как некоей первопричины сна или явления, однако уверить или убедить других в  реальности собственной души (духа) сновидец не в силах, так содержание сновидения не может быть отождествлено  с религиозным представлением, тем  более переживанием. Здесь отсутствует  сознание зависимости от могущественного  объекта религиозного почитания, а, как мы знаем, это сознание — одна из важнейших черт, присущих всякому  религиозному переживанию. Даже совершенно некультурному человеку с примитивным  сознанием нет оснований наделять возникающие помимо его воли объекты  сомнамбулических или психопатологических  состояний какими-то особыми способностями, возможностями и даже желаниями  воздействовать на его личную судьбу и поведение. А раз нет осознания  могущества и нет ожидания соответствующего воздействия со стороны воображаемых объектов, то нет и побуждений к  поддержанию добрых с ними отношений, их умилостивлению, т.е. нет и других черт, характерных для любого религиозного сознания и переживания.

Животные (во всяком случае высшие) тоже видят сны, однако зоопсихологи не находят у них даже зачатков идеи о самостоятельном существовании  их «двойников», т.е. идеи субстанционального, отличного о них духа. Ч. Дарвин объясняет это отсутствием у  животных «важнейших свойств человеческого  ума, воображения, любопытства, разума и др.». Следуя этому объяснению, приходим к заключению, что, по мысли  Ч. Дарвина, источником идеи о духовной субстанциональности человека являются не сны и не объекты психической  патологии, а высшие способности  человека, отличающие его от животного. Наоборот, разум человека, способность  к анализу собственных переживаний, присущая ему с тех пор, как  он стал homo sapiens, должна была предотвращать  возможность приписывания объектам сновидений реального существования, как предотвращает такую возможность  и в более поздние периоды  существования человечества, вплоть до нашего времени включительно.

В реальности собственного духовного начала спонтанно, часто  подсознательно (как, например, у материалистов) убеждает человека его самосознание, властно говорящее о подчиненности  его тела тождественной его «я»  его духовной субстанции, жизнедеятельность  которой онтологически отлична  от материальной составляющей некоего  психофизического организма, именуемого человеком.

Однако осознание своей  духовной сущности еще не есть религия. Скорее можно сказать, что такое  осознание является предпосылкой религиозного сознания, но не более, ибо для религиозного сознания характерно представление  о реальности не только самого себя как духовного существа, но прежде всего Бога (или божеств), с которым  данный субъект находится в контакте, или, может быть, только вступает в  контакт, или даже (по меньшей мере) осознает возможность такого контакта. Все это выходит далеко за пределы  выводов и заключений анимистической теории происхождения религий, столь  же несостоятельной, как и другие рассмотренные выше концепции.

Подводя итог разбору теорий происхождения религий, можем отметить, что при всем их разнообразии и  взаимных противоречиях (нередко взаимоисключающих) у них есть общие легко различимые черты.

а) При внимательном анализе каждой версии в отдельности обнаруживается аналогия с соответствующими, идейно близкими воззрениями на религию, подвергшимися критике в предыдущей главе. Так, например, выявляется родство между попыткой свести религиозное переживание к чувству зависимости от сверхъестественных факторов и попыткой усмотреть первоисточник этого переживания в чувстве страха, такого рода параллели можно обнаружить также между другими теориями о происхождении и сущности религии.

б) Одной из общих черт рассмотренных версий происхождения религии является неправомерное распространение отношения к религии, присущего многим людям нашего времени, на первобытное человечество, которое, согласно чуждым религии воззрениям, якобы было когда-то безрелигиозно, а в какой-то период своего развития приобрело религиозные представления и стало практиковать религиозный культ.

Если для многих людей  нашего времени такие психологические  феномены, как страх перед будущим (в частности перед смертью  и перед неизвестным, но инстинктивно предчувствуемым предсмертным состоянием), стремление найти утешение и обрести  твердую почву под ногами среди  житейских невзгод, действительно, оказываются толчками или поводами для обращения к Богу, то перенесение  этого опыта на примитивно мысливших  первобытных людей (например, на популяцию  первобытного стада или хотя бы даже на неандертальцев или кроманьонцев) лишено всякого обоснования, носит  произвольный и отнюдь не научный  характер.

в) Все рассматриваемые версии происхождения религии относятся к ней как к продукту человеческого мышления, и общей для этих теорий является презумпция нереальности сверхъестественного фактора — тем самым сводится на нет само понимание религии как связи между божеством и человечеством, между сверхъестественным и естественным факторами. В основе всех их лежит отношение к религии как к совокупности иллюзорных, вымышленных состояний. В этой односторонности, в игнорировании главного фактора — Божественного Откровения — основной дефект подобных версий, лишающий их какой-либо реалистичности.

г) Безрезультатность поисков безрелигиозности в далеком прошлом человечества, которые оказываются тщетными при изучении палеонтологических и антропологических объектов, относящихся к периоду даже «первобытного стада». Одного этого отрицательного результата в сущности достаточно, чтобы подтвердить и обосновать ложность и научную беспочвенность всех рассматриваемых односторонних (т.е. игнорирующих Откровение) версий происхождения религии.

1.2 Религия  как форма мировоззрения

Мировоззрение - это сложное, синтетическое, интегральное образование  общественного и индивидуального  сознания. Существенное значение для  его характеристики имеет пропорциональное присутствие различных компонентов - знаний, убеждений, верований, настроений, стремлений, надежд, ценностей, норм, идеалов  и т.д. В структуре мировоззрения  можно выделить четыре основных компонента:

1. Познавательный компонент.  Базируется на обобщенных знаниях-повседневных, профессиональных, научных и т.  д. Он представляет конкретно-научную  и универсальную картину мира, систематизирующие и обобщающие  результаты индивидуального и  общественного познания, стили мышления  того или иного сообщества, народа  или эпохи.

2. Ценностно-нормативный  компонент. Включает в себя  ценности, идеалы, убеждения, верования,  нормы, директивные действия и  т. д. Одно из главных назначений  мировоззрения состоит не только  в том, чтобы человек опирался  на какие-то общественные знания, но и в том, чтобы он мог руководствоваться определенными общественными регуляторами. Ценность - это свойство какого-то предмета, явления удовлетворять потребности, желания людей. В систему ценностей человека входят представления о добре и зле, счастье и несчастье, цели и смысле жизни. Например: жизнь - это главная ценность человека, безопасность человека - это тоже большая ценность, и т. д. Ценностное отношение человека к миру и к самому себе формируется в определенную иерархию ценностей, на вершине которой располагаются своего рода абсолютные ценности, зафиксированные в тех или иных общественных идеалах. Следствием устойчивой, повторяющейся оценки человеком своих отношений с другими людьми являются социальные нормы: моральные, религиозные, правовые и т.п. регулирующие повседневную жизнь как отдельного человека, так и всего общества. В них в большей мере, чем в ценностях, присутствует приказной, обязывающий момент, требование поступать определенным образом. Нормы являются тем средством, которое сближает ценностнозначимое для человека с его практическим поведением.

3. Эмоционально-волевой компонент.  Для того чтобы знания, ценности  и нормы реализовывались в  практических поступках и действиях,  необходимо их эмоционально-волевое  освоение, превращение в личные  взгляды, убеждения, верования,  а также выработка определенной  психологической установки на  готовность действовать. Формирование  этой установки и осуществляется  в эмоционально-волевой составляющей  мировоззренческого компонента.

4. Практический компонент.  Мировоззрение - это не просто  обобщение знания, ценности, убеждения,  установки, а реальная готовность  человека к определенному типу  поведения в конкретных обстоятельствах.  Без практической составляющей  мировоззрение носило бы крайне  абстрактный, отвлеченный характер. Даже если это мировоззрение  ориентирует человека не на  участие в жизни, не на действенную,  а на созерцательную позицию,  оно все равно проектирует,  стимулирует определенный тип  поведения. На основе вышеизложенного  можно определить мировоззрение  как совокупность взглядов, оценок, норм и установок, определяющих  отношение человека к миру  и выступающих в качестве ориентиров  и регуляторов его поведения.

Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение  первоначально сформировалось на базе мифологического, включив в свою картину мира образ культурного  героя как посредника между богами и людьми, наделенного одновременно природой божественной и природой человеческой, способностями естественными и  сверхъестественными.

Однако религия в отличие  от мифологии проводит точную грань  между естественным и сверхъестественным, наделяя первое только материальной сущностью, второе – только духовной. Поэтому в период, когда мифологические и религиозные представления  были соединены в религиозно-мифологическом мировоззрении, компромиссом их сосуществования  явилось язычество – обожествление  природных стихий и различных  сторон человеческой деятельности (боги ремесел, боги земледелия) и человеческих отношений (боги любви, боги войны). От мифологических поверий в язычестве  остались две стороны бытия каждой вещи, каждого существа, каждого  явления природы – явная и  скрытая для людей, остались многочисленные духи, оживляющие мир, в котором живет  человек (духи – покровители семьи, духи – хранители леса). Но в язычество  вошло представление об автономности богов от их функций, об отделенности богов от сил, которыми они управляют (например, бог-громовержец не является частью или тайной стороной грома  и молнии, сотрясение небес –  это гнев бога, а не его воплощение).

По мере развития религиозных  верований религиозное мировоззрение  освобождалось от многих черт мифологического  мировоззрения.

Уходили в прошлое такие  черты мифологической картины мира, как:

– отсутствие ясной последовательности событий в мифах, их вневременной, внеисторический характер;

– зооморфизм, или звероподобие мифологических богов, их спонтанные, не поддающиеся человеческой логике действия;

– второстепенная роль человека в мифах, неопределенность его положения  в действительности.

Целостные религиозные мировоззрения  сформировались, когда сложились  монотеистические вероучения, когда  появились системы догматов, или  непререкаемых истин единобожия, принимая которые человек приобщается к Богу, живет по его заповедям и соизмеряет свои помыслы и поступки в ценностных ориентирах святость – греховность.

Религия – это вера в  сверхъестественное, признание высших внеземных и надсоциальных сил, создающих и поддерживающих посюсторонний  и запредельный миры. Вера в сверхъестественное сопровождается эмоциональным переживанием, чувством сопричастности человека божеству, скрытому от непосвященного, божеству, которое может быть явлено в чудесах  и видениях, в образах, символах, знаках и откровениях, посредством  которых божество дает о себе знать  посвященному. Вера в сверхъестественное оформляется в особый культ и  особый ритуал, которые предписывают специальные действия, с помощью  которых человек приходит к вере и утверждается в ней.

В религиозном мировоззрении  бытие и сознание тождественны, этими  понятиями определяется единосущий, вечный и бесконечный Бог, по отношению  к которому природа и человек, от него произведенные, вторичны, а  потому временны, конечны.

Общество представляется стихийным сборищем людей, так как  оно не наделено своей особой душой (в научном мировоззрении называемой общественным сознанием), тем, чем наделен  человек. Человек же слаб, произведенные  им вещи тленны, дела быстротечны, мирские  помыслы тщетны. Общежитие людей  – это суетность земного пребывания человека, отступившего от заповедей, данных свыше.

В вертикальной картине мира Бог – человек общественные отношения  воспринимаются как сугубо личностные, единичные действия людей, спроецированные  на великий замысел Творца. Человек  в этой картине – не венец мироздания, а песчинка в круговерти небесного  предопределения.

В религиозном сознании, как и в мифологии, духовно-практическое освоение мира осуществляется через  его раздвоение на священный (сакральный) и повседневный, «земной» (про-фанный). Однако проработка идеологического  содержания религиозной системы  взглядов поднимается на качественно  иной уровень. Символизм мифа заменяется сложной, порой утонченной системой образов и смыслов, в которой  существенную роль начинают играть теоретические, понятийные построения. Важнейший принцип  построения мировых религий –  монотеизм, признание единого бога. Вторая качественно новая черта  – глубокая духовно-этическая нагруженность  религиозного мировосприятия. Религия, например христианство, дает принципиально  новую трактовку природы человека как существа, с одной стороны, «греховного», погрязшего во зле, с  другой стороны, сотворенного по образу и подобию Создателя.

Информация о работе Религиозное мировоззрение