Вера как ядро религиозного мировоззрения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2014 в 19:43, контрольная работа

Описание работы

Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открытого враждебного, нетерпимого. И именно представление разных видов религии религиозного мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным действиям при всех сохраняющихся различиях.
Различные религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как религиозном, так и в философском мировоззрениях.

Содержание работы

Введение
Глава I. Религия как форма мировоззрения
1.1 Мировоззрение и его типы
1.2 Религиозное и нерелигиозное мировоззрение
Глава II. Исторические типы религии
2.1 Первобытные религии.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Философия - Вера как ядро религиозного мировоззрения.docx

— 33.66 Кб (Скачать файл)

МИНОБРНАУКИ РОСИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа по дисциплине

 

«Философия»

 

на тему:

 

 

«Вера как ядро религиозного  мировоззрения»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студентка 2-го курса, заочной формы обучения,  специальности «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит» Бекмурадова Б. С.

Проверил: Соколова С. Н.

 

 

Тула – 2014г.

Оглавление

 

Введение

Глава I. Религия как форма мировоззрения

1.1 Мировоззрение  и его типы

1.2 Религиозное  и нерелигиозное мировоззрение

Глава II. Исторические типы религии

2.1 Первобытные  религии.

Заключение

Список использованной литературы

 

 

Введение

 

Если обратиться к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения - от лояльного до открытого враждебного, нетерпимого. И именно представление разных видов религии религиозного мировоззрения с середины XX в. начали путь к диалогу, к совместным действиям при всех сохраняющихся различиях.

Различные религиозного и нерелигиозного мировоззрений лежат также в плоскости понимания соотношения веры и разума. Вопрос о соотношении веры и разума занимал значительное место как религиозном, так и в философском мировоззрениях.

Философский рационализм, сосредотачивая внимания на доказательствах преимуществ разума перед верой, зачастую фактически выносил изучение социально-психологического феномена веры за переделы научного исследования. В настоящее время обозначается к нахождению взаимодействия, а не противопоставление веры и разума в рамках и религиозного, и нерелигиозного мировоззрения.

 

Глава I. Религия как форма мировоззрения.

 

Религия - такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на потусторонний - земной, естественный - сверхчувственный. Основу религиозного мировоззрения выполняет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Вера - способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание характеризующее его внутренне состояние. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ - система утвердившихся ритуалов. Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они продукт исторического развития общества. Религия и философия общественно - исторические формы мировоззрения, решающие сходные мировые задачи и воздействия на сознание, поведение людей. Философский мыслящие люди составляют малую часть в общем числе глубоко верующих людей. В отличие от религиозного мировоззрения с его преимущественным вниманием к человеческим тревогам, надеждам, поискам веры, философия вынесла на первый план интеллектуальные аспекты мировоззрения, отразив нараставшую в обществе потребность в понимании мира и человека с позиции знания, разума.

Религиозное мировоззрение – это широкое обобщение понятие для значительного числа различных систем миропонимания, исторически существовавших в рамках многочисленных религий. С появлением религиозного мировоззрения совпадает и появление особой группы людей, выступавших в роли систематизаторов, хранителей религиозных идей и традиций. Религиозное мировоззрение демонстрирует чрезвычайно эффектное взаимодействие двух мировоззренческих уровней – обыденного и теоретического. Условие прочности, распространенности того или иного мировоззрения является то, насколько оно укоренилось на уровне обыденного создания, насколько оно отвечает образу повседневной жизни людей, их культуре, уровней знаний, их потребностям. Религиозное решение мировоззренчиских проблем, благодаря своей образно-наглядной форме, аналогичной художественно - поэтической, оказывается вполне доступным для усвоения на этом уровне создания.

Главным способом усвоения религиозного мировоззрения выступает вера, воспринимаемая от предшествующих поколений во всем исторически – культурном контексте и опирающаяся на личный опыт человека. А практика культурных действий располагает механизмами подкрепления и формирования этой веры применительно к особенностям обыденного создания. На уровне теоретического создания совершается процесс систематизации и обновления мировоззрения в соответствии с происходящими изменениями как в самой жизни, так и в области знаний и развития культуры в целом.

В содержании различных религиозных мировоззрения имеется ряд повторяющихся фундаментальных идей, например, иудаизме, христианстве, исламе – это идеи: творения мира Богом (креационизм), предопределения Богом происходящих в мире событий (провиденциализм), целесообразности мирового устройства (телеология), души как особой сущности в человеке, связи человека и Бога, воскресения и посмертного существования.

Философское мировоззрение, в отличии от мифологического и религиозного, развивается на уровне теоретического создания. Как и религиозное, философское мировоззрение выступало и выступает в многочисленных разновидностях. Оно связано с естественными и общественными науками; подобно наукам, представляет теоретический уровень сознания; в своем специфическом понятийном выражении оно не может быть просто перенесено на обыденный уровень1. Если обратить внимание к истории человечества, то нетрудно увидеть, что между различными видами религиозного мировоззрения и их последователями возникали различные отношения – от лояльного до открыто враждебного, нетерпимого.

Религия, в своей развитой форме, как на Западе, так и на Востоке предлагает свои ответы на мировоззренческие вопросы людей в новых исторических условиях, когда старые мифы и языческие верования уже перестали удовлетворять массового человека. В сознании людей происходят глубокие перемены. У человека сформировалась способность к критическому взгляду на окружающую жизнь, способность к рефлексии и самоанализу. Религия как исторически новый тип мировоззрения не могла опираться на принцип прозрачности.

Для того, чтобы истины религии могли быть убедительными, требовался существенно иной способ их обоснования. На смену прозрачности мифа приходит принцип веры. Вера есть уверенность в том, на что уповаешь, убеждение в том, чего не видел. Предмет веры не самоочевиден, но сам акт веры делает его таковым.

Вера выступает как психологический механизм приведения в соответствие религиозного мировоззрения и окружающей действительности. Истины религии не нуждаются ни в эмпирическом, ни в логическом обосновании, ибо по определению они даны свыше.

 

1.1 Мировоззрение  и его типы

мировоззрение вера разум религиозный

Значения мировоззрения в жизни человека обусловлено его разумностью, тем, что его взаимодействие с окружающим миром опосредствуется созданием. Необходимость ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде порождает у каждого человека, у социума, человека в целом потребность в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, в смысл и цель в жизни.

Развитие системы современных мировоззрений включают в себя в обобщенном виде философия, социальные, естественнолитические, религиозные, и прочие взгляды, а также ориентации и установки, определяющие поведение и действия людей. В мировоззрении выделяются познательные, ценностные нормативно - поведенческие компоненты. Любое мировоззрение - это не набор взглядов и сведений, но определенная ценность, система. В нем отражается стремление увидеть мир как упорядоченное целое, включающее человека, а также сам человек со всем его духовным миром – знаниями, нравственными, художественно – эстетическими, жизненно- практическими переживаниями. Иначе говоря, в мировоззрении отражается интеллектуальный и эмоциональный опыт людей, их миропонимание и мироощущение2.

Мировоззрение как единство миропонимания и мироощущения обладает присущими его основными структурообразующими элементами. К их числу относятся прежде всего ответы на глубинные вопросы бытия – о возникновении мира и человека, явлений природы и различных человеческих общностей, о природе сил, управляющих этим миром, включая самого человека, о месте, предназначении человека в этом мире.

Мировоззрение носит исторический характер, оно меняется в зависимости от изменения условий и образа жизни, накопление знаний и умений, характера социальных связей между людьми.

Связи и контакты между социальными общностями и личностями обуславливают взаимное влияние различных мировоззрений. Наиболее общими типами мировоззрений можно считать мифологическое , религиозное и философское.

Исторически первым типом мировоззрения является мифологическое, возникшее на заре человеческой истории. Мифология, как особый способ освоения мира, была присуще всем народам на ранней стадии общественного развития, воплощая в себе особенности, формирующеюся человеческого создания, того человечества, которое еще сохранило ощущение своей теснейшей связи с природным миром. Миф - это особый вид мировоззрения, специфическое образное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни. В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачатки знаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональная оценка ситуации.

Формируется новый тип мировоззрения – религиозное, которое стало повседневно господствующим и в настоящее время остается наиболее распространенным типом мировоззрения в мире3.

 

1.2 Религиозное  и нерелигиозное мировоззрение

 

Религиозные мировоззрения.

Характерные особенности религиозного мироощущения и миропонимания и их модификация в племенных, национальных и мировых религиях. Общее в мировоззренческих компонентах этих религий. Бог абсолютной религии как высший принцип объяснения всего сущего. Анализ рациональных и нерациональных аргументов в пользу бытия Бога. Обращение теологов к религиозному опыту верующих.

Нерелигиозные мировоззрения.

Общее и особенное в разрешении основных вопросов в различных нерелигиозных мировоззрениях. Различие уровней и аспектов мироосвоения в поэтическом (художественном), научном и философском мировоззрениях. Философские основы нерелигиозных (светских) мировоззрений.

 

Глава II. Исторические типы религии

 

Типы отражают общие для некоторых религий признаки и на этой основе выделяют соответствующие классификационные группы. Всякая типология условна, она схватывает статистические закономерности, характеризует определенные историко-религиозные тенденции. Типологическая группировка используется для сравнительно-исторического – диахронного и синхронного изучения существенных в определенном отношении свойств, связей, функций тех или иных религий. Она дает не формальную, а содержательную классификацию, выявляет не только сходство религий данной группы и несходство их с религиями других групп в определенном отношении, но и связи между религиями разных типов. Предложены разные типологические схемы и соответственно различают религии «языческие и откровенные», «естественные и духовные», «естественные и этические», «зависимости и свободы», «политеистические, генотеистические и монотеистические». С учетом историко-стадиальных этапов развития этносов выделяют родоплеменные, народностно-национальные и мировые религии.

Родоплеменные сложились в условиях первобытнообщинного строя. Первоначальные религиозные верования были по большей части общими для каждой данной родственной группы народов, но после разделения таких групп развивались у каждой своеобразно. Родоплеменные религии стихийно вырастали из общественных условий жизни рода и племени, срастались с этими историко-стадиальными типами этносов и сакрализовывали их. Важное место в таких религиях занимают культ предков, выражающий генетическое единство, и кровнородственные связи. Развит культ племенного вождя, утверждающий структурно-иерархическую целостность группы. Складывается система возрастных инициаций. Широко распространены также фетишистские, тотемистические, магические, анимистические верования и культовые действия. На стадии развитого родоплеменного строя из анимистического комплекса мог выделяться образ одного духа, как правило, покровителя инициаций, который приобретал черты племенного бога. Племенные боги выражали сплоченность людей внутри данной группы и отделение групп друг от друга. Власть этих богов не переходила за границы охраняемой ими этнической области, по ту сторону которой безраздельно правили другие боги.

По мере разложения родоплеменной организации, становления и развития классового общества, народностей, а затем и наций родоплеменные религии вытесняются народностно-национальными и мировыми. Однако возникавшие более развитые религии ассимилируют многие элементы родоплеменных. В ряде случаев складываются синкретические системы, в которых причудливо переплетаются верования и культ религий разных исторических типов. В настоящее время родоплеменные религии распространены у народов Южной, Восточной и Юго-Восточной Азии, Малайзии, Австралии и Океании, Африки, у индейцев Северной и Южной Америк и выражают архаические общественные структуры.

Народностно-национальные религии ассимилировали известные историко-культурные пласты родоплеменных, но в отличие от последних складывались и эволюционировали в период становления и развития классового общества. Они отражали условия жизни (экономические, политические) народности, а затем и нации и сакрализовывали данные историко-сталиальные типы этносов, их государства, глав этих государств. Из ныне существующих религий к этому типу относятся индуизм, иудаизм, конфуцианство, сикхизм, синтоизм и др. Носителями народностно-национальных религий являются в основном представители данного этноса, хотя и лица другой этнической принадлежности могут при соблюдении определенных условий получить санкцию этих религий и стать их последователями. Этим религиям свойственна детальная ритуализация обыденного поведения людей в его традиционных сложившихся формах вплоть до организации приема пищи, соблюдения гигиенических правил, омовений. Специфическая обрядность, которая затрудняла или делала невозможным общение с иноверцами, строгая система религиозных предписаний и запретов, отделяющих представителей данных религий и этносов от последователей других этно-религиозных общностей.

Мировые религии – буддизм, христианство, ислам – генетически связаны с родоплеменными и народностно-национальными, заимствовали многие элементы верований и культа этих религий, но в то же время существенно отличны от них. Мировые религии появлялись в эпохи великих исторических поворотов, перехода от одних общественных отношений к другим: буддизм – в VI в. до н.э., когда в Северной Индии расшатывался сословный верно-кастовый слой; христианство – в I в. в восточных провинциях Римской империи во время кризиса рабовладельческого способа производства и становления феодализма; ислам – в VII в. в Западной Аравии в период перехода от первобытного к классовому обществу. В их становлении и развитии большую роль играли основатель или группа основателей, которые сами ощущали потребность в новой религии и понимали религиозные потребности масс. Буддизм, христианство, ислам формировались в условиях складывания «мировых империй», когда обнаружилась необходимость дополнить мировую империю мировой религией. Возникавшие государства охватывали большие территории, включали различные экономические уклады, этносы, культуры. В разрабатывающихся вероучении, культе, церковной организации находил отражение образ жизни многих регионов, разных классов, сословий, каст, племен, народностей, и потому эти разнородные общности становились носителями новых религий. Мировым религиям свойствен сильно выраженный прозелитизм, пропагандистская активность, их проповедь носит межэтнический и космополитический характер, обращена к представителям различных социально-демографических групп. В этих религиях проповедуется идея равенства людей. Они отбросили вносящую разделение обрядность, которая затрудняла или делала запретным общение сторонников прежних родоплеменных и народностно-национальных религий. В конкретных исторических условиях различные направления мировых религий приобретали этническую окраску4. Эти религии в их этнических вариантах имеют тенденцию к идентификации этнической и религиозной принадлежности.

Информация о работе Вера как ядро религиозного мировоззрения